Принципы_правовой_охраны_лесов

Принципы правовой охраны и защиты лесов

Правовая охрана лесов – это область деятельности, которая нацелена на налаживание разумного применения и воспроизводство ле­сов, на их охрану от любых видов загрязнений, защиту от пожа­ров, от вредителей и болезней, и от любого негативного влияния.

Органы государственного и местного уровня, а также лица, которые пускают в дело леса в соответствии с ЛК (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ), являются ответственными за операции по охране и защите лесов. Перечень обязательных действий для структур местного уровня указан в ЛК РФ существуют ст. 81-84.

Регламент ведения лесного хозяйства – это основа для осуществления лесной деятельности. Соответственно, физические лица и коммерческие организации, использующие леса, обязаны его выполнять. То же самое касается и планов по использованию лесных территорий, в частности их защиты от возможного ущерба. В случае невыполнения этого регламента и данного проекта, заключенные договора (аренды/купли-продажи) расторгаются. Помимо договоров в принудительном порядке прекращаются права бессрочного или срочного пользования лесной территорией (ст. 51 ЛК РФ).

Тушение пожаров

Под охраной лесов понимается выполнение требований в рамках защиты от возгорания и уничтожения в результате пожаре. Предусмотрены специальные меры для тушения лесных пожаров.

В ЛК, в ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» отмечены общие положения, предусмотренные для того, чтобы обезопасить от пожаров земли различных территорий.

Меры пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности в лесах приводятся в исполнение согласно лесного плана субъекта РФ, парковых лесонасаждений и проектом освоения лесов, а также связанные с лесным хозяйством правилами лесничества. Данные меры включают в себя:

  • предотвращение пожаров лесных массивов;
  • лесопожарный мониторинг, постоянное определение степени пожарной опасности в лесном массиве;
  • разрабатывание планов ликвидации пожаров и их утверждение.

Все правила и требования к пожарной безопасности государственного лесного массива устанавливаются Правительством РФ. И обусловлены целевым назначением лесных земель (постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»). Наниматель данной территории обязан обезопасить лес от пожара в соответствии с предусмотренными в проекте пользования действиями.

Министерство природы РФ утверждает план тушения лесных пожаров. Правительством РФ утверждается регламент разработки сводного плана ликвидации огня для каждого субъекта страны, это указано в постановлении Правительства РФ от 17.05.2011 № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» и постановлении Правительства РФ от 18.05.2011 № 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации»).

Читайте также:  Чем_лечат_грибковый_дерматит

Опираясь на утвержденные планы ликвидации лесных пожаров, Рослесхоз подготавливает внутрирегиональный проект для каждой местности, указывая необходимые противопожарные технологии – оборудование и способы его применения.

Мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация лесных пожаров

На границах территории, которая была признана зоной чрезвычайного положения из-за лесных пожаров, во время мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, допустима вырубка лесных насаждений. Она может быть как выборочной, так и сплошной. Делается это для создания противопожарных разрывов. Ответственность за принятие решений, касаемых рубок лесных насаждений, лежит на органах муниципальной власти, в пределах их полномочий, а также на организациях государственной власти.

Мероприятия по устранению последствий лесных пожаров начинаются с территорий, которые граничат с населенными пунктами, либо с промышленными зонами. Ликвидировав чрезвычайную ситуацию, возникшую по причине лесного пожара, а также ее последствия, проводится анализ данного положения, после чего в лесной план субъекта государства, в правила лесного хозяйства, лесничества, лесопарков, а также проекты лесов, которые планируется освоить, вносятся корректировки.

Если в итоге сложившейся по причине лесных пожаров экстренной ситуации или ее последствий изменилась обстановка или какие-либо другие обстоятельства, принятые во внимание во время оформления соглашений на аренду лесной местности, то договор может быть расторгнут, либо изменены его условия.

Ликвидация вредных организмов

На основании региональных и биологических особенностей осуществляется деятельность по охране лесных угодий. Защита направлена на выявление вредоносных организмов, жизнедеятельность которых может нанести ущерб лесам. И их ликвидацию, в случае возникновения очагов вредителей, относящихся к карантинным объектам (Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений»).

Согласно ст. 55–57 ЛК РФ, «Правила санитарной безопасности в лесах», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, мероприятиями, которые обеспечивают санитарную защиту в лесах, являются:

  • зонированная посадка лесных насаждений в зависимости от области патологической угрозы;
  • осмотр и наблюдение лесопатологии (сбор, исследование и дальнейшее использование данных о выявленных патологических отклонениях от нормы и очагах вредных организмов, представители которых либо вовсе не встречались на территории страны, либо ограниченно распространены). Регламент подготовки и реализации лесопатологического анализа утвержден приказом МПР России от 09.07.2007 № 174;
  • применение как летных, так и сухопутных работ по сосредоточению и устранению очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам;
  • санитарные работы (вырубка поврежденных и мертвых лесов, очистка их от грязи и хлама), а также оздоровительная деятельность;
  • введение оздоровительного призыва к эксплуатации лесов.

Радиационная безопасность

Леса регулярно обследуются на предмет радиоактивного загрязнения. На основании данных этих обследований выявляются зоны с наивысшим показателем. Это делается для того, чтобы оградить лесные массивы от радиоактивного загрязнения.

Читайте также:  Сколько_может_хранится_грибной_суп_пюре

Продумывание и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности загрязненных радионуклидами лесов, а также деятельность по охране, защите и воспроизведению их жизнедеятельности осуществляется органами муниципальной (в рамках своих полномочий) и государственной власти с учетом требований по защите от радиации. На участках с выявленным радиоактивным загрязнением непременно проводятся меры по нормализации первоначальной значимости леса для экономики, с обязательным сохранением устойчивости к биологическим факторам, а также мер противопожарной безопасности.

Безопасность лесов, разработка профилактики и ее осуществление на участках радиоактивного загрязнения, а также восстановление лесов утверждены приказом МПР России от 17.04.2007 № 101.

Запрещены любые действия, активность которых может привести как к ухудшению среды обитания, так и вовсе к исчезновению редких видов деревьев и растений. Особое внимание уделяется растениям и деревьям, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. В некоторых случаях могут быть установлены определенные ограничения на осуществление этой деятельности.

Согласно приказу Рослесхоза от 14.02.2012 № 47 «Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их представления», доклад с проведенным анализом об охране и защите лесов в органы местного самоуправления и государственной власти представляется гражданами и юридическими организациями. Последние, в свою очередь, в целях пожарной и санитарной безопасности, в установленном порядке Рослесхоза и соответственно, в пределах своих полномочий могут обусловить временные рамки пребывания граждан в лесах, ограничить въезд на их территорию транспортных средств, а также запретить проведение конкретные виды работ.

Источник

Принципы правовой охраны лесов

ЛК РФ Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ)

6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ)

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

Читайте также:  Колледж_при_институте_леса

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Источник

26. Принципы использования и охраны лесов.

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Принцип сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарногигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду имеет конституционное начало. Напомним, что в ст. 42 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Не менее важным является и принцип об устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала.

Лес считается восполнимым природным ресурсом, однако надо учитывать, что у каждой породы существует свой возраст рубки.

Платность использования лесов (как принцип лесного законодательства) тесно переплетается с принципом платности природопользования, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Использование лесов — это один из видов природопользования, и взаимосвязь этих принципов очевидна.

Некоторые вопросы вызывает принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти и местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса РФ и Российская Федерация, и субъекты РФ, и муниципальные образования наравне с гражданами и юридическими лицами являются участниками лесных отношений. Соответственно, от имени Российской Федерации (ее субъектов, муниципальных образований) в лесных отношениях участвуют органы государственной власти РФ (государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления), полномочия которых отражены в ст. ст. 81 — 84 Лесного кодекса РФ.

Органам государственной власти РФ (государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления) нельзя предоставлять лесные участки. Формально (в свете изложенного) Российская Федерация (субъекты РФ, муниципальные образования) не является лесопользователем

Однако следует помнить, что принципы важны как для применения действующего законодательства, так и для будущего правотворчества в рамках соответствующего нормативного документа. Вот почему формальностей подобного свойства следует избегать.

Источник

Оцените статью