Требования к проведению наблюдения
В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей.
Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь и возможность тактильнокинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Это и называется — самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.
Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду -это позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом. Вдоль грядки или клумбы можно расположить в один ряд много детей — половину или даже всю группу. В этом случае каждый из них сможет спокойно рассмотреть любое растение, потрогать и понюхать его, выполнить необходимые практические действия. Около аквариума, наоборот, встать в один ряд могут не более 3-5 детей.
Хорошим подспорьем в организации наблюдений является раздаточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы.
В практике общения взрослых с детьми самостоятельное получение сенсорной информации последними нередко подменяется словесной информацией первых: взрослые рассказывают об объекте природы вместо того, чтобы организовать его восприятие детьми. Словесная информация — это совсем иная форма познания окружающего мира, она трудна для маленького ребенка, так как связана со способностями к абстракции, высшим формам мышления, которые в этом возрасте развиты недостаточно. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием — только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение — это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам, причем чем меньше дети, тем им труднее участвовать в наблюдении в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления -в этом заключаются успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.
Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.
Познавательно о обучении:
Психодиагностика в профильной подготовке учащихся
Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по техноло .
Содержание логопедической коррекционной работы и методические рекомендации для работы с детьми
Система оказания помощи детям с таким «букетом» трудностей определялась комплексом проблем, стоящими перед этими детьми. Это не только обучение чтению и письму, но и достижение социальной адаптации. Перечисленные трудности обусловлены комплексными причинами дезадаптации этих детей. Это — большой си .
Технология триз как решение проблемы
Что же такое триз? Ответ прост – это уникальный инструмент для: — поиска нетривиальных идей, — выявления и решения многих творческих проблем, — выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство, — развития творческого мышления, формирова .
Источник статьи: http://www.fiteducation.ru/fivoqs-588-1.html
Конспект наблюдения за цветами на клумбах с детьми 3–5 лет
Бальзамова Наталья Григорьевна
Конспект наблюдения за цветами на клумбах с детьми 3–5 лет
Цель: формировать представление у детей о названии цветов и их разнообразии.
Задачи: учить детей различать садовые цветы по внешнему виду и правильно называть их;
Развивать словарный запас, память, внимание;
Воспитывать интерес и эмоциональный отклик на красоту цветущих растений.
ХОД НАБЛЮДЕНИЯ:
вступление художественным словом:
Воспитатель: дети послушайте стихотворение о цветах бархотках.
В нежный бархат все цветы
Капли утренней росы
На листочках их горят,
Изумрудный свой наряд
Сильный очень аромат
И на клумбах их наряд
Воспитатель: дети вы заметили, как красиво вокруг нашего детского сада стало летом? Почему?
Воспитатель: правильно, много разных красивых цветов распустилось на наших клумбах. Сегодня я предлагаю нам с вами отправиться на прогулку -путешествие по красивым и ароматным местам — нашим цветникам. Я расскажу вам, как называются эти цветы, а вы мне поможете, хорошо?
Воспитатель: внимательно слушайте и запоминайте, а в конце путешествия мы с вами поиграем в игру, заодно и повторим все названия цветов.
На наших цветниках есть различные цветы: бархотки, васильки, петуньи, розы, ирисы, хоста, лилии, цинии, ромашки, рудбекия,крокусы, тюльпаны, нарциссы.
Но цветут они не все сразу: ранней весной одни цветы, такие как нарциссы, тюльпаны, крокусы, отцветают и уступают место ирисам, розам, васильками, и так постепенно одни цветы сменяются другими. В данное время мы с вами пронаблюдаем цветение характерное для данного времени лета.
Тут растут у нас цветы, необычной красоты и у них бутоны словно патефоны, на этой грядке — робатке цветут фиолетовые петуньи, конечно они бывают разных цветов и нежно — розовые и красные и белые, в этом году решили украсить нашу клумбу вот такой красивой расцветкой.
Здесь, где елочка растет красота одна цветет, лилия — красавица всем ребяткам нравится.
Эти желтые шары под названием бархатцы, словно маленькие солнышки спустились на наши клумбы.
Есть ещё у нас цветы под названием цинии и календула, цветовая гамма самая разная можете понюхать их, какие они душистые.
Ромашки правильно называть-рудбекия необычные оранжевые лепестки с темной серединкой украсили эту клумбу.
В вазоне красуется колеус
Ну что, проверим как вы запомнили названия цветов и сможете про них рассказать, коротко дать описание? Давайте с вами поиграем в игру «цветок растет», я расскажу вам правила игры:
Игра под музыку «Цветок растет»
Воспитатель предлагает детям отправиться на поляну волшебных цветов. Говорит о том, что может превратить детей в цветы. Предлагает выбрать цветок, в который каждый ребенок хотел бы превратиться, назвать его и кратко описать. Воспитатель «поливает» детей «волшебной водой» из леечки и произносит слова:
Ты, волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В разные цветочки.
Под музыку и словесное сопровождение воспитателя дети изображают сначала посаженное семечко или луковичку, клубень, потом маленький росток, потом растение с закрытым бутоном, затем распустившийся цветок, который радуется солнышку, склоняется под ветром, умывается утренней росой, открывается и закрывается утром и вечером.
На этой интересной игре заканчивается наше наблюдение — путешествие.
Спасибо за внимание!
Конспект занятия «Наблюдения на прогулке» «Наблюдения на прогулке». Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать.
Конспект наблюдения с детьми старшей группы за садовыми первоцветами Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», Речевое развитие». Задачи: — расширить и закрепить знание.
Конспект наблюдения за яблоней в старшей группе Цель: расширить представление детей о плодовых деревьях. Задачи: уточнить знания детей о яблоне; закрепить умение сочетать прилагательные.
Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» «Удивительные свойства воздуха» Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования. Задачи: • Способствовать.
Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми старшей группы «Наблюдение за ветром» Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми старшей группы «Наблюдение за ветром» Задачи: • Продолжать знакомить с некоторыми.
Конспект НОД по бумагопластике на тему: «Ваза с цветами» Цель: закреплять у детей умение конструировать изображение, используя технику сминания мягкой бумаги в шарики различной величины и разрывания.
Конспект «Весенние наблюдения» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: создание условий для всестороннего развития детей на свежем воздухе. Задачи: Провести работу по ознакомлению с окружающим миром. Провести.
Консультация для родителей «Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста. Летом природа радует нас длинными, солнечными.
Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения.
Совместный мастер класс родители с детьми «Ваза с цветами в технике айрис-фолдинг» Совместное мероприятие с родителями и детьми Мастер класс «Ваза с цветами» «Развитие творческих способностей ребенка в совместном созидательном.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nablyudenija-za-cvetami-na-klumbah-s-detmi-3-5-let.html
Прогулка наблюдение «Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде». Старшая группа. Весна
Конспект весенней прогулки в детском саду
Цель — познакомить детей с правилами посева семян в огороде и в цветнике. Научить уважать труд взрослых.
Ход прогулки
Наблюдение
Наблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян в огороде и на цветочные клумбы. Спросить, для чего нужны цветы. Рассмотреть семена разных цветов.
Обратить внимание детей старших групп на почву (сухая земля), на перекопку земли, ее рыхление. Выяснить значение влаги как одного из условий роста растений. Провести опыт: замочить часть семян за несколько дней до посадки, другую часть посадить сухими. Проследить, какие быстрее взойдут.
Художественное слово
Я давно весну ждала,
У меня свои дела:
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку,
Я пойду вскопаю грядку.
Мягкой грядка быть должна —
Это любят семена.
Загадки (А) и поговорки (Б)
А.
Режет черный каравай. (Плуг)
На полях гудят с утра,
Пашут землю. (трактора).
Ручка есть, а не грабли,
Землю роет, а не плуг. (Лопата)
Б. Сажая капусту, приговаривают:
Не будь пустая, будь густая;
Не будь голенаста, будь пузаста;
Не будь красна, будь вкусна;
Не будь стара, будь молода;
Не будь мала, а будь велика.
Кто сеет да веет, тот не обеднеет.
Умелые руки не знают скуки.
Повеселимся и спляшем, когда пашню вспашем.
Поля в поле просо полет.
Всякое семя знает свое время.
Дидактическая игра
«Загадай, мы отгадаем». Цель — закрепить знания детей о растениях, растущих в саду и огороде, назвать их признаки.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложи узор» — выложить узор из семечек.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Помочь воспитателю рыхлить землю при посадке, делать бороздки.
Б. Прыжки через скакалку.
Подвижная игра
«Солнышко и дождик». Цель — научить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучить их действовать по сигналу.
Ход игры. На сигнал «Солнышко!» дети бегают по площадке, на сигнал «Дождик!» прячутся в домики.
Источник статьи: http://alegri.ru/kopilka-pedagoga/vospitateljam-detskogo-sada/progulka-nablyudenie-nablyudaem-za-rabotoi-na-klumbah-i-v-ogorode-starshaja-grupa-vesna.html