37. Правила перевозки лесных грузов.
Лесные грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть предварительно отсортированы грузоотправителями по длине согласно государственным стандартам на лесопродукцию и подготовлены к погрузке штабелями леса одного размера. Перевозка их осуществляется навалом или в упакованном виде.
В упакованном виде (в пакетах) принимаются к перевозке пиломатериалы, круглые лесоматериалы и изделия из лесных материалов.
Не допускается прием к перевозке непрочно и слабо увязанных пакетов, а также пакетов с неплотной укладкой в них лесных грузов. При погрузке ценных пиломатериалов или изделий из лесоматериалов на палубу судна грузоотправитель обязан укрыть их от атмосферных осадков и загрязнения.
Лесные грузы перевозятся в трюмах и на палубе судна штабелями или в пакетах. В каждый штабель или пакет укладывается лес одного размера. Штабеля и пакеты должны иметь правильную форму без пустот с плотной и устойчивой выкладкой и закрепление на судне, исключающее смещение груза при перевозке. Запрещается погрузка на пакеты непакетированного леса. Для перевозки длинномерных лесных грузов (более 4 м) должны подаваться суда, приспособленные для погрузки таких грузов (иметь специальные приспособления для крепления деревянных стоек). К перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении принимаются лесные грузы длиной не свыше 6,5м.
При перевозке во внутреннем водном сообщении в одно судно, как правило, могут быть погружены лесные грузы назначением только в один пункт и в адрес не более двух получателей, а при перевозке в прямом смешанном железнодорожно–водном сообщении следующие через один пункт перевалки.
При перевозке по водохранилищам, морским участкам, озерам лесные грузы должны быть закреплены, а крышки трюмов закрыты и укрыты брезентами.
Лесные грузы должны грузиться с уклоном от кормовой части судна к носовой так, чтобы обеспечивалась необходимая видимость для судовождения. При этом не допускается, чтобы отдельные бревна выступали за пределы бортов.
При перевозке в одном судне нескольких отправок лесных грузов по разным накладным каждая партия груза должна быть отделена от другой прокладками из этого же леса диаметром не менее 18-20 см.
В процессе загрузки судна лесными грузами нескольких отправок перевозчиком с участием грузоотправителя должен составляться грузовой план размещения леса в трюмах и на палубе судна.
Лесные грузы принимаются к перевозке по количеству и маркировке штабелей навалом, по счету пакетов и с проводником грузоотправителя. Способ приема указывается в транспортной накладной и в акте о погрузке-выгрузке груза.
При отгрузке круглого леса навалом и выложенном на палубе судна в штабеля, грузоотправитель обязан нанести яркой краской предохранительную маркировку на крайние торцы штабелей полосами в виде буквы «Т», горизонтальная часть которой охватывает верхний ряд штабеля по всей его ширине, а вертикальная опускается по середине штабеля на всю его высоту. Маркировка может также наноситься по верхней плоскости каждого штабеля полосой, пересекающей по диагонали все бревна верхнего ряда (рис. 10).
Рис. 10. Способы маркировки лесных грузов
Маркировка лесных грузов, перевозимых в упакованном виде, производится по правилам маркировки пакетов.
Определяемая для целей расчета платы за перевозку масса лесных грузов устанавливается грузоотправителем расчетным путем по условным коэффициентам и указывается им в транспортной накладной. Не допускается указание в транспортных накладных данных о количестве кубометров. Эти сведения грузоотправитель указывает в спецификации на лесную продукцию, прикладываемой к транспортной накладной. Перевозчик имеет право проверить правильность указанной в транспортной накладной массы груза по осадке судна и при обнаружении несоответствия требовать от грузоотправителя составления новых документов, отражающих действительные данные о массе груза.
Лесные грузы, выгружаемые в порту, должны укладываться в штабеля с разделением каждой отправки деревянными прокладками диаметром 18-20 см.
На штабеле каждой партии указывается номер транспортной накладной, а на всем штабеле леса, выгруженного из одного судна, номер или название судна. Эти данные наносятся краской непосредственно на торцевую сторону штабеля или на прибиваемую к нему бирку.
Лесные грузы считаются доставленными полностью и выдаются грузополучателю без проверки, когда в пункт назначения груз прибыл без нарушения на судне штабелей или их маркировки.
При нарушении в судне штабелей или их маркировки проверяется количество груза только в нарушенном штабеле путем его обмера. В случае установления утраты груза, недостача определяется в пределах недостающего объема штабеля.
Лесные грузы, перевозимые с проводником грузовладельца и прибывшие в пункт назначения в исправных судах, выдаются грузополучателю без проверки состояния груза.
Лесные грузы, прибывшие в порт для перевалки на железную дорогу, должны быть до начала разгрузки судна осмотрены представителями порта и судна.
При выгрузке составляется акт, в котором указывается:
- наличие и сохранность маркировки прибывшего леса, имеются ли следы утраты;
- качество сепарации леса;
- наличие и качество реквизита;
- наличие леса нестандартной длины (свыше 6,5);
- наличие гнилого леса среди груза.
Источник
2.2. Требования безопасности при погрузке и выгрузке круглого леса и пиломатериалов
2.2.1. Погрузка и выгрузка бревен, кряжей, столбов, пиломатериалов и шпал должна производиться механизированным способом с применением кранов, погрузчиков и других машин и механизмов, оснащенных специальными грузозахватными устройствами.
В исключительных случаях допускается погрузка и выгрузка этих грузов вручную (кроме пропитанных шпал) под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, с соблюдением требований предельных норм переноски грузов. При этом работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками с применением прочных канатов и покатов.
2.2.2. Перед началом выгрузки круглого леса лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано осмотреть состояние каждого штабеля, обратив особое внимание на положение «шапки» штабеля, и дать указание о порядке выгрузки.
2.2.3. При выгрузке лесоматериалов:
2.2.3.1. Подъем стропальщиков в полувагон для строповки должен производиться по переходным площадкам, смонтированным на опоре козлового крана, по переносным лестницам, оборудованным крюками наверху для закрепления за борт полувагона, или по скоб-трапам.
2.2.3.2. Строповка круглого леса должна производиться не ближе 0,5 м от конца бревен.
2.2.3.3. В полувагоне предохранительные стойки должны быть установлены в зазоры между бортом и штабелем на глубину не менее 0,75 м вплотную к основным стойкам и закреплены деревянным клином.
2.2.3.4. На платформах предохранительные стойки должны быть закреплены стяжками из проволоки диаметром 6 мм, скрученной в две нити с петлями на концах, предохраняющими груз от развала.
2.2.4. Допускается производить выгрузку «шапки» штабеля в один прием, если масса «шапки» не превышает грузоподъемность крана. При этом строповка «шапки» штабеля должна производиться за скобы полужесткого стропа или под нее должны подводиться в двух торцах чалочные стропы.
Проволочная увязка в этом случае должна сниматься после выгрузки на землю специальными ножницами.
2.2.5. Выгрузка «шапки» штабеля, масса которой превышает грузоподъемность крана, должна производиться в несколько приемов, при этом проволочная увязка должна сниматься непосредственно в полувагоне, но предварительно с каждой стороны штабеля должны быть установлены по три предохранительные стойки высотой 0,3 м выше верхнего уровня «шапки» штабеля.
2.2.6. Перед выгрузкой или погрузкой обледеневших лесоматериалов пачки груза по всему контуру в местах строповки должны быть очищены ото льда.
2.2.7. При открывании бортов платформы, срезке увязочной проволоки, снятии стоек не допускается нахождение работающих в зоне возможного падения груза.
2.2.8. Ориентировку груза необходимо производить с помощью специальных багров или оттяжек, при этом рабочие должны находиться на расстоянии не менее 5 м от груза.
2.2.9. Не допускается транспортировка пакета краном, если отдельные шпалы, брусья, столбы в нем захвачены только одним стропом, а также при неравномерном натяжении стропов.
2.2.10. Укладка круглых и пиленых лесоматериалов должна производиться в ячейки, ограждаемые с каждой стороны двумя столбами, или в специальные стеллажи. Ширина ячеек, стеллажей должна быть 3 м, высота штабеля — не более 3 м. Укладка должна обеспечивать устойчивое положение штабеля.
2.2.11. Укладка и разборка плотных штабелей может производиться кранами с грейферами, погрузчиками с челюстными и манипуляторными захватами, лебедками, оснащенными саморасцепляющимися стропами, бревнозахватами и другими приспособлениями, обеспечивающими безопасность при работах.
2.2.12. Высота штабеля круглых лесоматериалов должна быть не более 1/4 его длины и не должна превышать полуторакратную длину бревен, укладываемых в штабель.
2.2.13. Отдельные бревна не должны выступать за пределы штабеля более чем на 0,5 м.
2.2.14. При укладке шпал высота штабеля не должна превышать:
для стреловых кранов на железнодорожном ходу — 6 м;
для козловых, башенных и портальных кранов — 12 м.
2.2.15. Пакеты пиломатериалов, укладываемые в штабель, должны быть одинаковой высоты, ширина пакетов в вертикальном ряду также должна быть одинаковой. Разница в длине пакетов не должна превышать 20% их средней длины.
При формировании пакетов наверху штабелей должны применяться устройства, предохраняющие стропальщиков от падения с высоты.
2.2.16. При укладке пиломатериалов высота штабеля не должна превышать:
при формировании вручную — 4 м;
для козловых, башенных и портальных кранов — 12 м.
2.2.17. При формировании штабелей вручную одновременная работа на штабеле более двух работников запрещается. Вручную допускается укладывать доски массой не более 15 кг.
2.2.18. Высота штабеля фанеры при механизированной укладке должна быть не более 5,2 м, при ручной укладке — не более 1,5 м.
2.2.19. Не допускается укладка фанеры и шпона вплотную к стенам и колоннам. Разрыв между стеной, колонной и штабелем должен быть не менее 0,8 м, между перекрытием здания и штабелем — не менее 1 м, между светильниками и штабелем — не менее 0,5 м.
Интервалы между штабелями поперечного ряда должны быть не менее 0,5 м, продольного — 0,2 м.
2.2.20. Между соседними штабелями пиломатериалов необходимо создавать продольные и поперечные проходы шириной не менее 1 м, для штабелей шпал — не менее 5 м, а между группами штабелей (4 — 6 штабелей) — пожарные проезды шириной не менее 10 м.
2.2.21. Пакеты пиломатериалов в штабелях должны быть разделены прокладками — деревянными брусками сечением 100 x 100 мм из древесины хвойных пород.
Источник