- Урок литературного чтения. Бальмонт » Поспевает брусника»
- Стихи про осень. Стихи об осени
- А. С. Пушкин
- Ф. И. Тютчев
- М. Ю. Лермонтов
- (1814-1841)
- М. Ю. Лермонтов
- УТЁС
- М. Ю. Лермонтов
- ОСЕНЬ
- А. К. Толстой
- А. А. Фет
- Н. А. Некрасов
- НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА
- С. А. Есенин
- (1895-1925)
- Рекомендуем посмотреть:
- Красивые стихи про осень
- Стихи про осенний листопад
- Стихи для школьников про осень
- Стихотворение про осень для детей
- Поспевает брусника,
- Встреча с песней на стихи Ольги Фокиной «Звёздочка моя ясная», музыку для которой написал советский и российский музыкант и композитор Владимир Семёнов.
- СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ
- А.
- 25 августа — День Памяти Анны Герман
- 23 августа- день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
- «Жить решил назло всему, – и выжил…»
- О море, море, преданным скалам ты ненадолго подаришь прибой
- Пахмутова спасла любовь великой пары, написав им две песни, ставшие легендарными
- Работы кисти Муслима Магомаева
Урок литературного чтения. Бальмонт » Поспевает брусника»
Цели урока: создание условий для формирования чувства любви к природе, родному краю; умения видеть прекрасное в окружающей действительности. Знакомство с литературным произведением и литературоведческими понятиями – олицетворение, сравнение.
Раскрыть следующие основные задачи, входящие в содержание темы урока: обогатить представления о понятиях: олицетворение, сравнение; проанализировать роль художественных приёмов в тексте; учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта).
Работать над навыком выразительного чтения.
Развивать мыслительные процессы, выразительность и монологичность речи.
Создавать условия для воспитания бережного отношения к природе, умение
любоваться осенними пейзажами.
Методические приёмы: беседа, работа с книгой, обучающий контроль, иллюстрирование.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Оборудование урока: мультимедийный проектор , словарь настроений, схема анализа, видеосюжет об осени, запись: П.И. Чайковский « Времена года. Осень»
Основные понятия: сравнение, олицетворение.
Межпредмеиные связи: ИЗО, музыка, окружающий мир.
· развитие коммуникативных навыков при коллективном обсуждении выступлений ребят;
· создание условий для формирования способности оценивать собственные знания и умения по литературному чтению;
· создание условий для формирования устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения.
· создание условий для оценивания результатов собственной учебной деятельности;
· формулирование цели, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя.
· обучение навыкам формулирования учебной задачи, отвечая на проблемный вопрос;
· создание условий для приобретения новых знаний способом получения информации, представленной в форме текста, словаря настроений, схемы анализа.
· формирование умений доносить свою позицию до других людей, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
I. Организационный момент.
Пусть сегодня в каждом сердце
Пожелаем друг другу добра .
II. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой на урок.
Сегодня к нам на урок пришла гостья. Посмотрим на экран и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас? (Видеосюжет об осени) Какое же время года пришло в гости? Да, нас в гостях Осень.
Сколько ярких красок принесла она с собой, сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько произведений. Но больше всего восторгались нашей гостьей поэты. Один из них — Константин Бальмонт.
К. Д. Бальмонт родился во Владимирской губернии. Стихи начал писать с детства. Знал 14 языков. Любимым занятием было путешествовать по разным уголкам России: Уралу, Сибири.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
-Что бы вы ещё хотели узнать на сегодняшнем уроке?
— Наша задача – попытаться создать поэтически образ осени.
— Сегодня мы продолжим любоваться осенними пейзажами, будем учиться быть наблюдательными, видеть красоту земли осенью, читая стихотворение об осени
— Где лучше увидеть мир красоты осенней природы? (в лесу)
IV . Работа над темой урока.
1) Прочитайте стихотворение самостоятельно, приготовьте ответы на вопросы:
— Какой увидел осень Бальмонт?
— В чем видит красоту природы поэт?
— Используя словарь настроений, скажите, какое настроение вызывает стихотворение. (Приложение 1).
Настроение: грустное, печальное, тоскливое. Это доказывают такие слова, как ГРУСТНЕЕ, ЗАПЛАЧЕТ
2) Ещё раз прочитайте стихотворение, отметьте слова, значение которых вы хотели бы уточнить, узнать.
НЕТ В ЦВЕТАХ БЛАГОВОНЬЯ — нет приятного запаха
ЗАПЛАЧЕТ СПРОСОНЬЯ — пойдёт дождь
3) Сколько красок, картин принесла нам осень! Наши художники покажут красоту осени с помощью цветного мела. (Выходят несколько учащихся и выполняют рисунок на доске.)
А остальные дети проинтонируют стихотворение и приготовят выразительное чтение. Читать можно дуэтом, трио, квартетом.
4) — Выберем группу экспертов, которые проанализируют чтение одноклассников.
— Прочитайте стихотворение так, чтобы передать чувства, которые вы испытываете. Чтение – это настоящее искусство. Читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого читателя звучит иначе. Читатель выражает и своё отношение к прочитанному. Попробуйте сделать это.
Чтение учащимися. Анализ по примерной схеме. (Приложение 2)
— Прослушайте моё чтение. Проанализируйте.
5) Рассмотрим картину наших художников. Отметим, соответствует ли она содержанию стихотворения.
— Какие чувства пробуждает у вас эта картина?
Мы на веточке висели,
Ветер дунул — полетели.
7) Работа над литературными терминами.
— Какие приёмы использует К. Д. Бальмонт, чтобы создать образ осени? (олицетворение, сравнение).
— Как называется художественный приём, при котором свойства живого существа переносятся на неживой предмет? (олицетворение)
-Работая в паре, найдите в тексте примеры олицетворения. (Проснётся, заплачет, смеётся)
— С кем сравнивает автор осень? Как называется этот приём? (Автор сравнивает с маленьким ребёнком. Приём называется «сравнение»).
— А в каком образе видится вам осень? (Красивая рыжая девушка).
-Какие чувства испытывает лирическая героиня?
Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами. Рождается одна строка, потом другая. Попробуем создать своё стихотворение или текст. Начнём с заголовка.
У вас на парте есть несколько вариантов. Объединитесь с соседней партой, выберете один из заголовков или придумайте свой.
Варианты: ранняя осень, осень- художница, осень – красавица, осень – принцесса, таинственная осень, осень — дивная пора, волшебница, осень – мастерица, осень искусница, рыжая осень, холодная осень, скучная осень.
— Вы заметили, что осени у нас как будто три. Одна – радостная с подарками, другая — грустная, печальная; третья — холодная, мрачная. Выберете, какую осень будете описывать.
— Можете использовать опорные слова для создания текста, стихотворения.
Осень царствовала в лесу. Ветер ________ по тропинке______________
листочки. Около ________________ берёзки ______________ковёр. Стройная осинка вся_____________________________________________. А___________________________ рябинка краснеет на полянке. Как же____________________________________ Осень!
А составить стихотворение вам поможет рифма:
Итак, пока звучит музыка, попытайтесь сочинить. А может кто-нибудь покажет мини спектакль, составит тест по стихотворению К. Бальмонта.
9) Продемонстрируйте своё творчество. Оцените выступление аплодисментами.
V .Итог . Игра « Понял, не понял»
— Везде побывала Осень с кисточкой и красками в руках, заглянула в каждый уголок, не оставила без внимания ни деревца, ни цветочка, ни травинки. Только вот одно деревце не заметила. На нём остались ещё зелёные листочки. Сейчас вы раскрасите листочки, лежащие на вашей парте.
Если вы поняли значение слов «сравнение», « олицетворение» — желтым цветом, не поняли – красным.
VI . Рефлексия. Если вы довольны своей работой, поднимите жёлтые листочки, если были трудности — красный. Посмотрите вокруг. Какая осенняя картина у нас получилась. Урок хочется закончить стихотворением. (Звучит музыка)
Осень длинной тонкой кистью
Как хорош ты, лист, цветной!
Отпустите ваши листочки. У нас листопад!
Домашнее задание. На выбор: выучить стихотворение, составить рассказ от имени брусники или птицы об осени, составить свои вопросы по стихотворению.
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Издательство «Учитель», 2011. Содержание — Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.
Источник
Стихи про осень. Стихи об осени
Это стихотворения об осени, об осеннем небе, о дивной осенней поре, о том, что природа потихоньку засыпает и готовиться к зиме (к периоду покоя).
А. С. Пушкин
Уж реже солнышко блистало,
С печальным шумом обнажалась,
Тянулся к югу: приближалась
Ф. И. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Весь день стоит как бы хрустальный,
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
М. Ю. Лермонтов
(1814-1841)
На севере диком стоит одиноко
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
И снится ей всё, что в пустыне далёкой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
М. Ю. Лермонтов
УТЁС
Утром в путь она умчалась рано,
Но остался влажный след в морщине
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
М. Ю. Лермонтов
ОСЕНЬ
Скрыться где-нибудь спешит.
Сквозь туман лишь серебрит.
А. К. Толстой
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. А. Фет
Н. А. Некрасов
НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зёрна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьёт.
Где же наш пахарь? чего ещё ждёт?
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял. »
Ветер несёт им печальный ответ:
«Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьёт,
Червь ему сердце больное сосёт,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шёл полосою».
С. А. Есенин
(1895-1925)
Ждать зимы седой осталось.
Рекомендуем посмотреть:
Красивые стихи про осень
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Автор: Борис Пастернак
Стихи про осенний листопад
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Автор: Иван Бунин
Стихи для школьников про осень
Осень
На кусте-кусточке –
Жёлтые листочки,
Виснет тучка в просини, —
Значит, дело к осени!
В красных листьях бережок.
Каждый листик — как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!
Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится.
В красных листьях бережок.
Каждый листик — как флажок!
Автор: Иван Демьянов
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Автор: Константин Бальмонт
Стихотворение про осень для детей
Осенний клад
Падают с ветки жёлтые монетки
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Автор: И. Пивоварова
Источник
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Бальмонт Константин
Красиво!
Встреча с песней на стихи Ольги Фокиной «Звёздочка моя ясная», музыку для которой написал советский и российский музыкант и композитор Владимир Семёнов.
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ
А.
Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня, архив и .
25 августа — День Памяти Анны Герман
23 августа- день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
«Жить решил назло всему, – и выжил…»
О море, море, преданным скалам ты ненадолго подаришь прибой
Пахмутова спасла любовь великой пары, написав им две песни, ставшие легендарными
Работы кисти Муслима Магомаева
«Друзья, я всегда представлял себя только певцом. Все остальное, что я умею делать, считаю чистым «хобби». Игра на рояле, рисование, написание книжек — это все непрофессионально, а стало быть, для своего же удовольствия и удовольствия моих друзей. Поэтому все, что имеется, не оценивайте, пожалуйста, по высокой категории — считайте просто «отдыхом для души». Благодарю за внимание, Муслим Магомаев».
Источник