Особенности правового режима лесов
Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.). Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации и землях иных категорий.
По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10). В зависимости от целевого назначения Лесной кодекс РФ определяет особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов.
К защитным лесам, в частности, относятся:
— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
— леса, расположенные в водоохранных зонах;
— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
— ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.
При этом Лесной кодекс РФ выделяет особо защитные участки лесов, к которым относятся:
— берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
— опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
— постоянные лесосеменные участки;
— заповедные лесные участки;
— участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
— места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.
Кодексом определяется правовой режим отдельных категорий лесов. Так, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 105).
В зеленых зонах, лесопарках запрещаются:
— использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
— ведение охотничьего хозяйства;
— ведение сельского хозяйства;
— разработка месторождений полезных ископаемых;
— размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
Конкретные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24).
Кодексом определяются виды использования лесов. Согласно ст. 25 использование лесов может быть следующих видов:
— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
— ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
— ведение сельского хозяйства;
— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
— осуществление рекреационной деятельности;
— создание лесных плантаций и их эксплуатация;
— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
— выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
— строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
— строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
— переработка древесины и иных лесных ресурсов;
— осуществление религиозной деятельности.
Лесной кодекс РФ требует ежегодного представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации, т.е. заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26). Декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Граждане и юридические лица — лесопользователи в соответствии со ст. 49 должны представлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация).
В целях обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Лесной кодекс РФ предусматривает ряд организационно-правовых мер.
Важную роль играет планирование, осуществляемое в форме лесного плана субъекта РФ (ст. 85). В лесном плане определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Лесной план утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ст. 87). Лесохозяйственные регламенты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Лесохозяйственный регламент разрабатывается на срок до десяти лет и устанавливает:
— виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса;
— возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
— ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Кодекса;
— требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
В свою очередь, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов (ст. 88), подлежащий государственной или муниципальной экспертизе (ст. 89).
Для проверки состояния лесов, определения их количественных и качественных характеристик уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проводится государственная инвентаризация лесов (ст. 90). Инвентаризация лесов проводится в целях:
— своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;
— оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
— информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.
Для учета лесов ведется государственный лесной реестр, представляющий собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91).
Лесным кодексом РФ регулируется также государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах, а также муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов.
Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы использования лесных ресурсов в действительности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов. Для производства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии — 52%, Западной Европе — 46%, США — 45%. В этих государствах по всей территории созданы четко действующие и разветвленные системы сбора макулатуры. В России существовавшая система пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается.
Источник
Правовой режим лесов.
В соответствии со статьей 5 лесного кодекса РФ лес это экологическая система и природные ресурсы.
В соответствии с преамбулой лесного кодекса РФ (утратил силу) лес — совокупность биологических взаимосвязанных и влияющих друг на друга компонентов, к которым относятся земля ,древесные, кустарниковые и иные виды растительности, животные и микроорганизмы.
В соответствии со статьей 10 лесного кодекса РФ 2006 года леса, расположенные на землях лесного фонда подразделяются на три вида:
- Защитные
- Эксплуатационные
- Резервные
- Защитные леса.
- Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
- Леса, расположенные в водоохранных зонах. — Работает статья 65 водного кодекса РФ.
- Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.(леса, расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог общего пользования ,городские леса )
- Ценные леса ( орехово-промысловое зона, противоэрозионные леса, леса имеющие научное и историческое значение, леса расположенные в пустынных, полупустынных зонах, степях, горах)
Виды лесопользования. Основание и сроки.
- Заготовка древесины. — статьи 29 и 30 лесного кодекса. В целях предпринимательской деятельности осуществляется на основании договора аренды лесного участка. В случаях заготовки древесины федеральными, государственными учреждениями лесные участки предоставляются им постоянного, бессрочного пользования. Заготовка древесины гражданами для наших нужд, отопления, возведений строений а также заготовка древесины для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Максимальный срок договора купли-продажи лесных насаждений составляет 1 год.
Источник