Под навесом рыбного рынка лежали

ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 2

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Я кипяч у крепкий ч а й в чёрном зак о пчённом чайнике. В чайник е плавают пер е горевшие в к о стре ивовые лист ь я.

Особенно хор о шо пише тс я в беседке в тих у ю осенн ю ю ноч ь , когда в саду шумит отве сн ый дождь.

От прохладн о го воздуха едва (1) к а чае тс я язычок св е чи. Угловатые тени от в и ноградных (3) лист ь ев ложа тс я на потолок бесе д ки. Но чн ая бабо чк а сади тс я на ра с крытую книгу и ост а вляет на листе то нч айшую бл е стящую пыль. Воздух пахн е т дождём, острым зап а хом грибной влаги и с а довых дорожек.

На ра с свете я пр о сыпаюсь. Утренний вет е р шурш и т и воз итс я в саду (4) . Со л нце уже осв е щает (2) ветви дерев ь ев, и лучи спускаю тс я к доро ж кам сада.

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

едва (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый
в — [в] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

освещает (2)
о- — приставка
-свещ- — корень
-а- суффикс
-ет — окончание

(3) Морфологический разбор

(от) виноградных (3) (листьев)

1) виноградных (листьев) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: листьев (каких?) виноградных.
2) начальная форма — виноградный; во множественном лице, в родительном падеже.
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор предложения

Утренний ветер шуршит и возится в саду. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: ветер (подлежащее), шуршит и возится (сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (ветер) утренний — определение; (возится) в саду — обстоятельство.

Поставьте знак ударения в следующих словах:

докум Е нт, цем Е нт, руковод И ть, кауч У к

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. прил. сущ. глаг. сущ. сущ. союз. сущ.
В сухом воздухе стоит запах полыни и мёда
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимении (или личное местоимение), частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По утверждению тренера все члены команды готовы к соревнованиям
  2. Кто будет борщ со сметаной спросила бабушка
  3. Охранник сказал что нам следует предъявить паспорта
  4. Какие цветы лучше купить Наталья Петровна
  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Кто будет борщ со сметаной?» — спросила бабушка.

  1. Составление схемы предложения :

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Трудно было собаке привыкать к дикой жизни
  2. Красный цвет пугает волков и заставляет их сторониться флажков
  3. Лёд под ногами у Вали становился тоньше и местами потрескивал
  4. А где у вас Петя ложки хранятся?
  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

А где у вас, Петя, ложки хранятся?

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли
  2. Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась
  3. Настю поздравили родственники и коллеги по работе
  4. Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул
  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Вода нам показалась очень холодной, и мы сразу замёрзли.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2) Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.

(3) Как же умеет природа позаботиться о себе! (4) Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.

(5) Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6) Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7) Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8) Ишь какая хитрая скумбрия!

(9) Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10) Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11) Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

(12) Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13) Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14) И мальчик восхищался хитростью камбалы.

(15) Нет слов, рыба хитра. (16) Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17) Человек как наставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18) И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Хотя природа защитила рыбу особым окрасом, человек всё равно хитрее: он научился добывать рыбу из моря.

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит защитный характер?

Ответ

Скумбрия окрашена в такие цвета, которые характерны для открытого моря, где она живёт.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-4 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

В предложениях 9-11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий» . Выпишите это слово.

Ответ

Задание 12

В предложениях 6-8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.

Источник статьи: http://myznaniya.ru/vpr/vpr5/505-variant-2

даю 35 баллов.

(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря.

(2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно

восхищался её хитростью.

(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно

более незаметными для человеческого глаза.

(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими

тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает

море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие

цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет

(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом

своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как

заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба,

такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках

10. Задание 12
В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.

Определите и запишите основную мысль текста.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит защитный характер? Запишите ответ.

Источник статьи: http://znanija.site/russkii-yazyk/28657691.html

Под навесом рыбного рынка лежали

В предложениях 9—11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий». Выпишите это слово.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.

(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.

(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.

(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.

(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.

(6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

Источник статьи: http://rus5-vpr.sdamgia.ru/test?id=3

Даю 35 баллов. (1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного м…

(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря.

(2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно

восхищался её хитростью.

(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно

более незаметными для человеческого глаза.

(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими

тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает

море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие

цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет

(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом

своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как

заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба,

такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках

10. Задание 12
В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.

Определите и запишите основную мысль текста.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит защитный характер? Запишите ответ.

Источник статьи: http://matfaq.ru/question/dayu-35-ballov-1pod-navesami-rybnogo-rynka-lezhali-vyvalennye-napokaz-zhivye-bogatstva-chyornogo-m/

Работа с текстом. Подготовка к ВПР

Содержимое публикации

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 10—13 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

В пред­ло­же­ни­ях 9—11 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «чув­ство тре­во­ги, бес­по­кой­ство». Вы­пи­ши­те это слово.

В пред­ло­же­ни­ях 4—6 най­ди­те ан­то­ним к слову «утром» и вы­пи­ши­те его.

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что Ива­ныч был лас­ко­вым котом? За­пи­ши­те ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!» — сказал я.

Читайте также:  Навес угловой для кухни

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 5—7 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

В пред­ло­же­ни­ях 3—6 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «сме­лый до без­рас­суд­но­сти». Вы­пи­ши­те это слово.

В пред­ло­же­ни­ях 6—10 най­ди­те ан­то­ним к слову «тру­сость» и вы­пи­ши­те его.

Какие факты, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ют о том, что кот-бес­при­зор­ник об­ла­дал ре­ши­тель­ным ха­рак­те­ром? За­пи­ши­те ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.

(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.

(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.

Задание 10 № 25Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 3—4 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

В пред­ло­же­ни­ях 9—11 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «се­ро­ва­то-ко­рич­не­вый или се­ро­ва­то-рыжий». Вы­пи­ши­те это слово.

Задание 12 № 27В пред­ло­же­ни­ях 6—8 най­ди­те ан­то­ним к слову «про­сто­душ­ный» и вы­пи­ши­те его.

Какие факты, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ют о том, что окрас скум­брии носит за­щит­ный ха­рак­тер? За­пи­ши­те ответ.

Задание 8 № 47Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Старый охотник очень любил музыку. (2)Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3)Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4)У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5)Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:

(6)— Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!

(7)Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8)В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9)Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10)Вдруг старик услыхал: «Дзенн. » (11)Красивый такой звук, как струна пропела. (12)Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13)Звук слышался с опушки. (14)Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15)А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. (16)Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17)Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн. » (18)Медведь наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.

(21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн. »

(23)Давешний прохожий спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

(24)— Нет, — ответил старик.

(26)— Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?

Задание 10 № 37Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—8 текста. Запишите ответ.

Задание 11 № 38В пред­ло­же­ни­ях 11—14 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «по­дой­ти ти­хонь­ко, не­за­мет­но». Вы­пи­ши­те это слово.

Задание 12 № 39В пред­ло­же­ни­ях 19—22 най­ди­те ан­то­ним к слову «гром­ко» и вы­пи­ши­те его.

Задание 9 № 48Какие факты, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ют о том, что мед­ведь, встре­чен­ный охот­ни­ком, в душе му­зы­кант? За­пи­ши­те ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5)Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.

(6)Моя собака медленно приближалась к нему. (7)Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. (8)Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (9)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! (10)Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (13)Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(14)Мой Трезор остановился, попятился. (15)Видно‚ и он признал эту силу. (16)Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

(17)Да, не смейтесь. (18)Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. (19)Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. (20)Только любовью держится и движется жизнь.

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 2—4 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

В пред­ло­же­ни­ях 8—10 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «ис­пы­ты­вать дрожь при силь­ном вол­не­нии». Вы­пи­ши­те это слово.

В пред­ло­же­ни­ях 2—5 най­ди­те ан­то­ним к слову «ста­рый» и вы­пи­ши­те его.

Какие факты, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ют о том, что ста­рый во­ро­бей очень бо­ял­ся со­ба­ки? За­пи­ши­те ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Богач с Ерёмкой гоняли зайцев. (2)Обычно зайцы из стогов сена бежали к реке и попадали быстрому Ерёмке в зубы. (3)Но в этот раз Богача удивило, что Ерёмка не бегал: он стоял посреди поля как-то виновато на одном месте. (4)Перед ним на снегу лежал на спине молоденький зайчик и бессильно болтал лапками. (5)Странная картина!

(6)— Бери его, кусь! — закричал Богач.

(7)Ерёмка не двигался. (8)Подбежав, Богач понял, в чём дело: зайчонок лежал с перешибленной лапкой. (9)Богач нагнулся, чтобы получше рассмотреть беззащитного зайчишку.

(10)— Не повезло же тебе, брат ты мой.

(11)Заяц, по-видимому, оставил всякую мысль о спасении. (12)Богач ощупал перешибленную ногу и покачал головой.

(13)— Да, Ерёмка, зарезать его, чтобы понапрасну не маялся…

(14)Но и прирезать было как-то жаль. (15)Уж если Ерёмка не взял зубом калеку, посовестился, так ему, Богачу, и подавно совестно беззащитную тварь убивать. (16)Ерёмка смотрел на хозяина и вопросительно взвизгивал. (17)Дескать, надо что-нибудь делать.

(18)— Ну, возьмём его к себе в избушку. не в суп же теперь?

(19)Богач взял зайца на руки и пошёл по снегу. (20)Ерёмка шёл за ним, опустив хвост.

(21)— Вот тебе и охотники. — ворчал старик. (22)— Откроем с Ерёмкой лазарет.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14—15 текста. Запишите ответ.

В предложениях 12—15 найдите слово со значением «удержаться, постесняться, постыдиться». Выпишите это слово.

В предложениях 10—13 найдите синоним к слову «мучиться» и выпишите его.

Задание 9 № 72Какой факт, по мнению автора текста, повлиял на решение Богача оставить покалеченного зайца в живых? Запишите ответ.

Задание 8 № 83Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Валя не пришла в класс, и подруги послали к ней Мусю.

—(2)Может, она больна, может, ей нужно помочь?

(3)Муся застала Валю в постели, Валя лежала с завязанной щекой.

—(4)Ох‚ Валечка, у тебя, наверно, флюс! — сказала Муся, присаживаясь на стул. —(5)Ах‚ какой флюс был у меня летом, и мама была на работе.

—(6)Моя мама тоже на работе, — грустно сказала Валя, держась за щёку. — (7)А мне надо бы полосканье.

—(8)Мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше! (9)А ещё мне помогала грелка, горячая-горячая.

(10)Валя оживилась и закивала головой:

—(11)Да‚ да, грелка у меня есть, но холодная. (12)Муся‚ у нас в кухне стоит чайник с горячей водой…

—(13)Это не он шумит? (14)Нет‚ это, верно, дождик!

(15)Муся вскочила и подбежала к окну.

—(16)Так и есть — дождик! (17)Хорошо‚ что я в галошах пришла, а то можно простудиться!

(18)Она побежала в переднюю и крикнула:

—(19)Выздоравливай‚ Валечка! (20)Я ещё приду к тебе, не беспокойся!

(21)Валя попыталась что-то сказать вдогонку. (22)Потом вздохнула. (23)Потом потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

—(24)Ну, что она говорила, чем ей помочь? — спрашивали Мусю девочки.

—(25)У неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. —(26)Я очень внимательно к ней отнеслась, но она ничего не говорила и помощи не просила!

Задание 10 № 73Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21—23 текста. Запишите ответ.

Задание 11 № 74В предложениях 8—12 найдите слово со значением «выйти из состояния вялости, безразличия». Выпишите это слово.

Задание 12 № 75В предложениях 4—7 найдите антоним к слову «весело» и выпишите его.

Задание 9 № 84Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что Валя нуждалась в Мусиной помощи? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)— Дети, идите медведя смотреть! — кричала няня.

(2)Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. (3)Всем охота на представление поглазеть. (4)Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя.

(5)— А ну-ка, Миша, встань, подымись, честным господам, как артист, поклонись! — говорит нижегородец и дёргает медведя цепью.

(6)Заревел медведь от боли. (7)Нехотя поднялся на задние лапы. (8)Стал с ноги на ногу переваливаться, направо, налево раскланиваться.

(9)— А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец, — покажи, как малые ребятишки горох воруют. (10)Где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.

(11)Заревел опять Мишка, но таки пополз: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.

(12)— А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

(13)Этого медведь показывать не стал, ворчит, по сторонам оглядывается.

(14)Несколько раз ещё медведь проявлял досаду, ревел, не хотел вставать, но хозяин, поигрывая колом в руках, заставлял его повиноваться. (15)Зрители будто и не замечали этого: знай себе в ладоши хлопали.

(16)Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

(17 )— А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да как нищий за шапку берись (18)Обойди господ: хлеб положат, так сам съешь, а деньги ко мне неси.

(19)И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей.

(20)Детям няня дала для мужика гривенник, но они положили в шапку хлеба, а гривенник вернули. (21)Дети увидели, когда медведь к ним с шапкой подошёл: губа, продетая кольцом, у него вся распухла.

Задание 10 № 85Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста. Запишите ответ.

В предложениях 12—14 найдите слово со значением «чувство раздражения, неудовольствия». Выпишите это слово.

В предложениях 1—4 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его.

Какие детали в рассказе свидетельствуют о том, что медведь с неохотой выполнял команды хозяина? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)От дачи Петя направился к морю. (2)Степь обрывалась вниз.

(3)Мальчик постоял на краю. (4)Голову закружило пьянящее ощущение простора, чувство погружения в мечту. (5)Он уже видел себя одиноким Робинзоном. (6)Он оглядывал чужой океан с высокого берега тропического острова.

(7)Узкая дорожка вела зигзагами вниз, к пляжу. (8)До поворота мальчик ещё кое-как притормаживал и хватался руками за сухие нитки корней. (9)Но удержаться на откосе было невозможно.

(10)Он радостно закричал во всё горло и ринулся по дорожке вниз. (11)Мальчик‚ делая огромные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, со всего маху вылетел на холодный песок берега.

(12)Гордое чувство одиночества Робинзона на необитаемом острове с новой силой охватило мальчика. (13)Петя стал внимательно присматриваться к следам. (14)Серые уголья костра говорили о том, что ночью к берегу приставали на лодке туземцы. (15)Здесь они варили пищу. (16)Винная пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброшенный волной на песок, свидетельствовали о том, что недавно в открытом море прошёл пиратский корабль.

(17)Полный волнующих впечатлений, Петя стал всматриваться в линию горизонта в поисках пиратов. (18)И так силён оказался мир его мечты, что за бликами мелких черноморских волн Робинзон снова увидел бескрайнюю даль тропического океана.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8—11 текста. Запишите ответ.

В предложениях 7—10 найдите слово со значением «крутой изгиб, ломаная линия». Выпишите это слово.

В предложениях 17—18 найдите антоним к слову «реальность» и выпишите его.

Какие предметы на пляже, по мнению героя текста, свидетельствуют о том, что мальчик

Определите и запишите основную мысль текста.

(2)Клубы сажи повалили из труб парохода, а из машинного отделения подуло на Петю горячим ветром и запахом перегретого пара.

(3)Стеклянная рама люка, как обычно, была приподнята. (4)Отсюда можно было сверху заглянуть в машинное отделение, и Петя каждый раз с наслаждением это проделывал. (5)Каждый раз пароходный двигатель вызывал у мальчика безотчётное восхищение. (6)Петя готов был смотреть на его работу часами. (7)Он поражал мальчика сокрушительной рукотворной силой и продуманностью каждой своей детали.

(8)Стопудовые стальные шатуны носились туда и обратно с изумительной лёгкостью. (9)Жарко шаркая, двигались поршни. (10)Точность взаимодействия завораживала. (11)Петя испытывал невольную гордость, чувствуя и себя причастным к этой мощи. (12)Поистине техника делает человека всесильным!

(13)И ещё одно чудо человеческого гения поражало Петю в машинном отделении. (14)Там была единственная на весь пароход настоящая электрическая лампочка Эдисона. (15)Она висела под жестяной тарелкой, в проволочном намордничке. (16)В её почерневшей склянке слабо светилась докрасна раскалённая петелька. (17)И она казалась Пете таким же свидетельством мощи человеческого разума, как огромная пароходная машина.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14—16 текста. Запишите ответ.

В предложениях 4—6 найдите слово со значением «не поддающийся осмыслению, бессознательный». Выпишите это слово.

В предложениях 13—16 найдите антоним к слову «сильно» и выпишите его.

Какие достижения техники поражали Петю во время путешествия на пароходе? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Ребята возвращались из леса. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9)А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10)Дети остановились. (11)В самом деле, они забыли поблагодарить.

Читайте также:  Фундамент под колонну для навеса

— (12)Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13)Женщина уже и забыла, наверное. (14)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15)Стоит, — сказала Марийка. — (16)Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17)Роман пожал плечами.

— (18)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину.

— (19)Почему? — спросил Роман. — (20)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21)Ведь мы так устали.

— (22)Потому что мы люди.

(23)Она повернулась и пошла к хуторку. (24)За ней пошли все. (25)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26)Трудно быть человеком. — подумал он.

Задание 10 № 121Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3—6 текста. Запишите ответ.

Задание 11 № 122В предложениях 12—14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк». Выпишите это слово.

Задание 12 № 123В предложениях 18—22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.

Задание 9 № 132Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик весь дрожал. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

— (15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жалко тебя.

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

— (18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик.

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Не слова красят человека.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11—13 текста. Запишите ответ.

В предложениях 3—5 найдите слово со значением «покрыть сплошь, обволочь». Выпишите это слово.

В предложениях 12—15 найдите антоним к слову «хорошо» и выпишите его.

Какие детали в тексте свидетельствуют о том, что десятилетний мальчик сильно замёрз? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3)Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5)Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6)И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7)Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8)Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9)Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10)Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11)Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12)Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14)Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15)Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16)Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17)Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18)Даже если это нелегко сделать.

Задание 10 № 145Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11—13 текста. Запишите ответ.

Задание 11 № 146В предложениях 1—4 найдите слово со значением «во что бы то ни стало, обязательно». Выпишите это слово.

Задание 12 № 147В предложениях 4—7 найдите антоним к слову «дешёвый» и выпишите его.

Почему мальчик занимался с учителем на чердаке, а не в комнатах? Запишите ответ.

Задание 8 № 167Определите и запишите основную мысль текста.

(1)У Кати было два зелёных карандаша. (2)А у Лены ни одного. (3)Вот и просит Лена Катю:

— (4)Дай мне зелёный карандаш.

(5)А Катя и говорит:

(7)Встречаются обе девочки на другой день. (8)Спрашивает Лена:

(10)А Катя вздохнула и говорит:

— (11)Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— (12)Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. (13)Приходит Катя на другой день.

— (14)Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— (15)Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— (16)Я осторожненько, — говорит Лена.

— (17)Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери, не рисуй много.

— (18)Мне‚ — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо.

— (19)Это много, — говорит Катя.

(20)Стоит она и брови хмурит. (21)И лицо у неё недовольное. (22)Даже немного обиженное. (23)Посмотрела на неё Лена и отошла. (24)Не взяла карандаш. (25)Удивилась Катя, побежала за ней:

— (26)Ну, что ж ты? (27)Бери!

— (28)Не надо, — отвечает Лена.

(29)На уроке учитель спрашивает:

— (30)Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— (31)Карандаша зелёного нет.

— (32)А почему же ты у своей подружки не взяла?

(33)Молчит Лена. (34)А Катя покраснела как рак и говорит:

— (35)Я ей давала, а она не берёт.

(36)Посмотрел учитель на обеих:

— (37)Надо так давать, чтобы можно было взять, а жадничать — и себе, и другим вредить.

Задание 10 № 157Определите, какой тип речи представлен в предложениях 20—22 текста. Запишите ответ.

Задание 11 № 158В предложениях 18—21 найдите слово со значением «сурово, угрюмо морщить». Выпишите это слово.

Задание 12 № 159В предложениях 33—37 найдите антоним к слову «помогать» и выпишите его.

Задание 9 № 168Для чего Лене нужен был зелёный карандаш? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Раздался звонок в дверь, и в коридор к нам зашёл дядя Миша. (2)Прямо с порога он бросился обнимать меня. (3)А я вспомнила, как дядя Миша укладывал меня спать. (4)Когда я была маленькая, я часто не могла уснуть. (5)Дядя Миша брал меня на руки и носил по комнате. (6)Он рассказывал мне сказки, а я слушала. (7)Самой любимой моей сказкой была «Сказка о рыбаке и рыбке». (8)На слова Пушкина дядя Миша сам сочинил мотив. (9)И вот он пел мне о том, как старик в первый раз закинул невод, как «в другой раз закинул он невод»

(10)Я знала, что сейчас старик в третий раз закинет невод и поймает золотую рыбку. (11)И всё равно я слушала сказку Пушкина с замиранием сердца. (12)Я боялась: а вдруг сегодня старик не поймает рыбку? (13)Ведь тогда старик и старуха будут и дальше жить «в землянке», как жили до этого «тридцать лет и три года. »

(14)Теперь я знаю, в чём секрет таланта. (15)Это когда ты читаешь книгу в тысячный раз и думаешь: «А вдруг сегодня конец будет новый?» (16)Талантлив тот автор, который заставляет читателя переживать над книгой, будто в первый раз.

Задание 10 № 169Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1—2 текста. Запишите ответ.

Задание 11 № 170В предложениях 6—9 найдите слово со значением «мелодия, напев». Выпишите это слово.

Задание 12 № 171В предложениях 1—4 найдите антоним к слову «забыть» и выпишите его.

Задание 9 № 180Какие факты в тексте свидетельствуют о том, что дядя Миша любит свою племянницу? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. (2)Нина самая маленькая: ей девять лет. (3)Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. (4)Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. (5)Все к этому привыкли и стараются не замечать. (6)Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? — рука её дрожит ещё сильнее. (7)Несёт ложку бабушка — ложка дрожит, капельки на стол капают.

(8)Скоро день рождения Нины. (9)Мать сказала, что на её именины будет обед. (10)Она с бабушкой испечёт большой сладкий пирог. (11)Пусть Нина пригласит своих подруг.

(12)Пришли гости. (13)Мама накрывает стол белой скатертью и ставит на скатерть пирог. (14)Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у неё рука дрожит. (15)Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

(16)Нина сказала тихонько маме:

— (17)Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится.

— (18)Почему? — Удивилась мама.

— (19)У неё рука дрожит. (20)Подружки смеяться будут.

(21)Мама побледнела. (22)Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

(23)Потом мама долго сидела молча и наконец сказала:

— (24)У нас сегодня бабушка больна. (25)Именинного обеда не будет. (26)Поздравляю тебя, Нина, с днём рождения. (27)Моё тебе пожелание: научись уважать старость! (28)Стыдно её не уважать.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21—23 текста. Запишите ответ.

В предложениях 23—27 найдите слово со значением «относиться с почтением». Выпишите это слово.

В предложениях 7—11 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его.

Какой факт в тексте свидетельствует о том, что бабушка хочет сделать приятное Нине ко дню рождения? Запишите ответ.

8 задание Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Мама уехала в город, и пятилетний Ваня с папой остались одни. (2)«Завтра утром пойдём на рыбалку — окуней наловим!» —пообещал папа. (3)И подумал про себя: «Сын у меня уже большой, понятливый, крючок за палец не зацепит, удочку не сломает»

(4)На другой день папа поднялся рано-рано. (5)Он приготовил любимую свою и Ванину еду — яичницу-глазунью — и разбудил сына. (6)Сказал: «Ванюшка, вставай, умывайся скорее, яичница стынет. (7)Быстренько поедим и на речку, за окунями!»

(8)Тут Ваню долго уговаривать не надо: «окуни» — слово волшебное. (9)Вскочил в одно мгновение, всё сделал быстро, сел за стол. (10)А мухи разлетались вокруг, есть мешают, на глазунью садятся.

(11)«Задай-ка им перцу!» — говорит папа. (12)Ваня берёт перечницу и сыплет перец на яичницу. (13)«Да ты меня не понял: мухобойкой их, мухобойкой!» — кричит папа.

(14)Ваня хватает мухобойку. (15)Раз! — папе по спине, где муха сидела. (16)Два! — по столу. (17)Три! — замахнулся и смотрит, куда муха сядет. (18)А она села на глазунью. (19)Бабах! — и вся яичница улетела папе на рубашку.

(20)И папа сказал: «Всё, рыбалка отменяется. (21)Будет гречневая каша на завтрак и большая стирка. (22)А окуни пусть пока подрастут, да и ты, сынок, тоже».

Задание 10 № 193Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4—5 текста. Запишите ответ.

Задание 11 № 194В предложениях 8—10 найдите слово со значением «создавать препятствия в чём-нибудь, затруднять». Выпишите это слово.

Задание 12 № 195В предложениях 1—3 найдите антоним к слову «вечером» и выпишите его.

Задание 9 № 204Какие действия Вани, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что мальчик с охотой откликнулся на призыв папы подниматься с кровати? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Вышел Юрик во двор, а там мороз сразу за щёки куснул. (2)А вокруг всё в снегу: и на деревьях он лежит, и на кустах, и на заборе, и даже на проволоке, которую ещё летом натянули для гороха. (3)И такой снег аппетитный!

(4)Захотелось Юрику снежку попробовать. (5)Снял осторожно губами комочек — прохладно, как мороженое. (6)Съел первую порцию, за второй потянулся и вдруг нечаянно языком коснулся голой проволоки. (7)Язык тут же к проволоке и прилип. (8)А обожгло, как горячим чаем. (9)Не по себе стало Юрику. (10)Хотел крикнуть: «Мама!», но чтобы букву «эм» произнести, надо губы-то сомкнуть. (11)Вот они и сомкнулись. на проволоке. (12)И показалось Юрику, что он прирос к железу насовсем. (13)И от этого аж похолодело всё внутри. (14)Юрик дёрнулся, оторвался от проволоки, выплюнул снег. (15)А тот уже совсем не вкусный. (16)А во рту солёно, и щиплет, жжёт и губы, и кончик языка. (17)Заревел наш герой и бегом в дом, к маме утешаться.

(18)Мама только руками всплеснула: «Говорила же тебе столько раз: на морозе железо жжётся! (19)О чём думал-то, ворона?»

(20)То же самое Юрику и доктор объяснил, которого пригласили малыша лечить. (21)Железо не конфетка. (22)На морозе жжёт и прихватывает. (23)И маму слушать надо.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4—7 текста. Запишите ответ.

В предложениях 15—17 найдите слово со значением «переставать огорчаться, горевать, плакать; успокаиваться». Выпишите это слово.

В предложениях 1—4 найдите синоним к слову «вкусный» и выпишите его.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Юрик испугался, поняв, в какую трудную ситуацию он попал? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил. (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.

(3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4)— Добуду. — обещает старик.

(5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (6)И разве в просьбе дело! (7)Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8)Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(9)«Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.

(10)Тот, как тень, полз за хозяином. (11)Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом. (12)Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (15)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь. (21)— Эх, беду грехом не лечат! (22)Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—14 текста. Запишите ответ.

В предложениях 2—5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно». Выпишите это слово.

Читайте также:  Пергольные навесы своими руками

Задание 12 № 219В предложениях 16—19 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.

Задание 9 № 228Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Лето уже кончилось. (2)Сегодня пора было возвращаться с моря. (3)Петя‚ поднявшийся с рассветом, вышел во двор. (4)Сад, дом — всё здесь было в таинственной тени, и очертания грушевых деревьев ещё не потеряли своей ночной изысканности. (5)Солнце всходило из моря, но высокий берег ещё заслонял его.

(6)На мальчике был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос. (7)Костюм казался слишком детским: шерстяная синяя матроска с белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки. (8)Вид дополняли башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями. (9)За лето мальчик сильно изменился внешне. (10)Он вытянулся, окреп, загорел, привык ходить босиком по колючкам в степи, купался три раза в день.

(11)Поёживаясь от холода, Петя медленно обошёл дом, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно проводил лето. (12)Две знакомые утки прошли, оживлённо калякая, с демонстративным недоумением взглянув на взрослого мальчика, будто на чужого. (13)Лицемерки! — ещё вчера они крякали, выпрашивая у него кусочек ситной булки. (14)Петя почувствовал тоску расставания с прежней жизнью. (15)Он очень не хотел уезжать, но всей душой ощутил, что ему пора, он уже совершенно чужой в этом детском мире приморского степного утра. (16)Он уже другой, он стал старше. (17)Наступило время прощаться с детством.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—8 текста. Запишите ответ.

В предложениях 1—4 найдите слово со значением «утончённость, изящество». Выпишите это слово.

В предложениях 8—10 найдите синоним к слову «вырос» и выпишите его.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Пете не хотелось прощаться с детством? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Вскоре мы с Иваном крепко подружились. (2)Задание по физике — построить электромоторчики — решили выполнить сообща. (3)Договорились, что сначала — мне.

(4)Работа закипела. (5)Я разметил заготовки из консервной банки. (6)Ванька вырезал их, загнул края и сделал детали. (7)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (8)Чудо! (9)Он заработал, зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (10)Есть изделие! (11)Наутро моторчик был доставлен на урок физики и продемонстрирован учителю. (12)В дневнике у меня появилась пятёрка.

(13)«Теперь давай делать мой моторчик», — предложил Иван. (14)«Давай, только завтра, после школы», — согласился я не очень живо. (15)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (16)Я всячески отлынивал. (17)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (18)В итоге моторчик вышел слишком большой, неизящный. (19)Не то что мой, образцовый! (20)Иван даже заплакал.

(21)«Во какой получился: повышенной мощности!» — фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану. (22)Подключили батарейку. (23)Мотор неровно дрожал при работе. (24)Опорная дощечка тряслась и перемещалась по столу. (25)«Трактор какой-то», — сказал Иван. (26)И больше ничего не сказал.

(27 )Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод. (28)Увы, мы не всегда оказываемся достойны своих друзей.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5—6 текста. Запишите ответ.

В предложениях 21—24 найдите слово со значением «передвигаться, вставать на другое место». Выпишите это слово.

Задание 12 № 243В предложениях 17—20 найдите антоним к слову «красивый» и выпишите его.

Задание 9 № 252Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Ивана очень огорчило поведение друга? Запишите ответ.

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

(1)Серёжа устроил за окном своей комнаты кормушку для птичек. (2)Кормил он своих птиц всегда утром в одно и то же время. (3)Как прозвонит будильник, он вставал и насыпал в кормушку еду. (4)Птицы это время уже ждали, но особенно ждала одна синичка. (5)Она появлялась неизвестно откуда и смело опускалась на столик. (6)К тому же синичка оказалась очень смекалистой. (7)Это она разобралась первая, что, если утром стукнула Серёжина форточка, надо спешить к завтраку.

(8)Однажды случилось так, что будильник испортился. (9)Но этого никто не знал. (10)Прилетела птичка завтракать, видит — никто форточку не открывает, еду не сыплет. (11)Попрыгала она растерянно по пустому столику и стала клювом по стеклу стучать: «(12)Давайте, мол, кушать скорей!» (13)Да так громко стучала, что Серёжа проснулся. (14)Проснулся и понять не может, почему синичка в окно стучит. (15)Потом подумал — наверное, она голодная и есть просит. (16)Насыпал птицам еду, смотрит, а на стенных часах стрелки уже почти девять показывают. (17)Тут Серёжа маму, папу разбудил и скорее в школу побежал.

(18)С этих пор синичка каждое утро к нему в окно стучать повадилась. (19)И стучала-то как — ровно в восемь, точнее будильника. (20)Получается‚ она время не хуже людей определять умела. (21)Вот какими умными птицы бывают!

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8—11 текста. Запишите ответ.

В предложениях 18—21 найдите слово со значением «приобрести привычку, обыкновение делать что-либо». Выпишите это слово.

В предложениях 11—13 найдите антоним к слову «тихо» и выпишите его.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что синичка умела определять время? Запишите ответ.

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

(1)Галя училась на биологическом факультете и летом устроилась на работу в зоопарк. (2)Она помогала опытной служительнице Анне Васильевне убирать клетки с попугаями. (3)Девушке особенно нравилась пара гиацинтовых ара — больших птиц тёмно-голубого цвета. (4)Но служительница Галю к ним не пускала — видимо, боялась за неё. (5)Когда сама Анна Васильевна заходила к ним в клетку, попугаи всячески старались схватить её огромными клювами и ущипнуть, а она их отгоняла, как могла.

(6)Однажды Анна Васильевна заболела и на работу не вышла. (7)Вооружившись ведром и водой, тряпкой и метлой, Галя пошла убирать клетки. (8)Это был её первый самостоятельный день.

(9)Увидев новую служительницу, попугаи моментально спустились со своей полочки. (10)Они взволнованно лазали по решётке вокруг Гали и старались её ущипнуть. (11)Но Галя не стала их отгонять ни метлой, ни тряпкой. (12)Ласково она начала уговаривать птиц не сердиться. (13)И попугаи успокоились. (14)Когда же девушка, продолжая разговаривать, протянула руку к одному из них, тот схватил её за палец своим огромным сильным клювом, немного подержал и выпустил. (15)Очевидно, девушка птицам понравилась, и поэтому они её не тронули.

(16)Теперь Галя «подобрала ключ» к своенравным попугаям. (17)Оказывается‚ они, как и другие птицы, любят, когда с ними разговаривают ласково и спокойно.

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 6—8 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

В предложениях 9—11 найдите слово со значением «очень быстро, мгновенно». Выпишите это слово.

В предложениях 12—14 найдите антоним к слову «строго» и выпишите его.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Галя понравилась попугаям? Запишите ответ.

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

(1)Наступило лето, и клубника в саду начала поспевать. (2)То там, то здесь виднелись на грядах порозовевшие ягоды. (3)Марине не терпелось скорей полакомиться вкусной клубникой. (4)Но, однажды она подошла к грядкам и с удивлением остановилась: зрелые ягоды были кем-то объедены.

(5)Оказалось, что клубнику за ночь объели слизняки. (6)Лето было дождливое, сырое, и слизняков развелось очень много. (7)Пробовали мы их собирать, но они появлялись на грядах ночью, а в темноте их никак не разглядишь. (8)Так бы, наверное, и остались без ягод, если бы не объявился у нас вскоре помощник. (9)А помощником этим оказалась самая обыкновенная серая жаба. (10)Появилась она в саду нежданно-негаданно, возле калитки.

— (11)Фу, какая противная! (12)Не пускай её в сад, бабушка.

— (13)Почему не пускать? — спросила я. — (14)Жаба не виновата, что с виду такая некрасивая, зато она полезная. (15)Пусть заходит, ведь она слизняками питается, вот и будет их собирать.

(16)Жаба словно поняла приглашение. (17)Она не торопясь перелезла через низкий порожек калитки и неуклюже заковыляла в сторону нашего дома. (18)Жаба оказалась отличной помощницей. (19)Она отлично справлялась с нашими садовыми вредителями и охотилась на слизняков так старательно, что уже через несколько дней Марина начала собирать спелые ягоды.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—15 текста. Запишите ответ.

В предложениях 1—3 найдите слово со значением «становиться спелым, созревать». Выпишите это слово.

В предложениях 13—15 найдите синоним к слову «невзрачный» и выпишите его.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что жаба прекрасно

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

(1)Слава жил возле леса и часто гулял в нём. (2)Мальчик очень любил птиц и заботился о них, особенно зимой, когда им не хватало корма. (3)Слава сам сделал для них удобную кормушку и каждый день приходил в парк, чтобы насыпать в неё семечек и пшена. (4)Однажды в феврале был очень сильный мороз, и Слава, придя покормить птиц, увидел на снегу маленький бурый комочек. (5)Это оказался замёрзший поползень.

(6)Слава поднял птицу и, согревая её руками и своим дыханием, быстро пошёл домой. (7)Дома поползень довольно быстро согрелся и стал летать по комнате в поисках еды. (8)Слава поставил ему на шкаф блюдечко с водой, рядом насыпал семечек, и поползень сразу принялся за еду. (9)Наелся, а потом, как и в лесу, стал делать запасы. (10)Он засовывал семечки в страницы книг, прятал в занавески, за картины.

(11)Почти всю неделю прожил поползень у Славы. (12)За это время он вполне освоился со своим новым местом, прекрасно ел и ничего не боялся. (13)Видно, жилось ему тут хорошо. (14)Но однажды мама открыла форточку, чтобы проветрить комнату, и поползень улетел. (15)Как бы хорошо ни было птице в тёплом и гостеприимном доме, лес ей всё равно дороже.

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 6—8 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

В предложениях 12—14 найдите слово со значением «наполнить свежим воздухом». Выпишите это слово.

В предложениях 3—5 найдите антоним к слову «слабый» и выпишите его.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что поползню хорошо жилось в доме у Славы? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Весной под карнизом Лениного дома воробьи свили гнездо и вывели птенцов. (2)Целыми днями заботливые родители носили малышам мошек и гусениц, выкармливали, а Лена за ними наблюдала. (3)Но вот настала пора птенцам вылетать из гнезда. (4)Все птенцы благополучно вылетели, лишь последний продолжал сидеть на самом краю карниза, видно, никак не мог решиться. (5)Родители подлетали к нему с лакомыми гусеницами, но корм не давали, а старались выманить трусишку за собой.

(6)Наконец голодный воробьишка не выдержал. (7)Взобрался на самый край карниза, взмахнул крылышками, но не полетел, а упал на землю. (8)К птенцу подлетела воробьиха с гусеницей в клюве. (9)Накормив его, она взлетела на дерево, а воробьишка остался внизу. (10)Он сидел в траве и перекликался с матерью. (11)Она ему с дерева чирикнет, он с земли ответит.

(12)Лена стала осторожно подходить к птенцу. (13)А он сидел, чирикал и не обращал на неё внимания, — видно, родители ещё не научили его остерегаться людей. (14)Лена подошла совсем близко, но тут вдруг подлетела мать. (15)Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! (16)И птенец сразу чирикать перестал, на секунду затаился, словно всё понял, и мигом вспорхнул на ветку. (17)Оказалось, и воробьи своих детей учат.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—9 текста. Запишите ответ.

В предложениях 4—5 найдите слово со значением «вызвать, заставить выйти откуда-либо». Выпишите это слово.

В предложениях 14—16 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что воробьишка боялся летать? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Оглянись вокруг. (2)Вот колышутся на ветру деревья, плавно течёт и блестит на солнце река. (3)Строятся дома, проносятся машины. (4)Что ты знаешь о мире, который тебя окружает? (5)Что ты знаешь о нашей Земле, её богатствах, растениях, животных?

(6)Люди стали интересоваться этим давно. (7)Они ставили опыты, спорили, отправлялись в опасные путешествия, нередко гибли. (8)Но научный поиск продолжался, и будет продолжаться всегда, потому что люди задают себе всё новые и новые вопросы и ищут на них ответы.

(9)И ты собираешься продолжить этот поиск. (10)Чтобы не открывать открытое, надо знать, что уже известно, что предстоит узнать. (11)В этом тебе могут помочь книги.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что люди интересовались окружающим их миром? Запишите ответ.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста. Запишите ответ.

В предложениях 2—4 найдите слово со значением «быстро ехать». Выпишите это слово.

В предложениях 6—8 найдите синоним к слову «часто» и выпишите его.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку. (2)Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.

(3)Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой, светлой комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. (4)Он ел и бросал ей кусочки… (5)Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи всё это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса. (6)И чем больше она ела, тем сильнее чувствовался голод. (7)Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Каштанка была голодна? Запишите ответ.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4—6 текста. Запишите ответ.

В предложениях 1—2 найдите слово со значением «в расстёгнутом виде». Выпишите это слово.

В предложениях 6—7 найдите антоним к слову «слабее» и выпишите его.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Валдай — это охотничья собака. (2)Когда Валдай был маленьким, он с трудом стоял на длинных тонких ножках, смешно качался и едва держал свою огромную голову. (3)Кто мог подумать, что этот беспомощный, худенький щенок с розоватой кожицей станет большой сильной собакой.

(4)Валдай очень красив. (5)У него ласковые умные глаза, белая шелковистая шерсть. (6)Особенно хорош Валдай в беге, в движении. (7)Валдай молчалив. (8)Услышать его басистый лай можно только тогда, когда он хочет играть.

(9)Интересно наблюдать за его удивительной дружбой с маленьким котёнком Букой. (10)Бука ест с Валдаем из одной миски, спать приходит к Валдаю, как клубок, лежит в его мягкой шерсти.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что Валдай был слаб в детстве? Запишите ответ.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8—10 текста. Запишите ответ.

В предложениях 1—2 найдите слово со значением «очень большой». Выпишите это слово.

В предложениях 5—6 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.

Источник статьи: http://www.art-talant.org/publikacii/21588-rabota-s-tekstom-podgotovka-k-vpr

Оцените статью