Диктант 11
Ласточки.
Под навесом крыши нашего дома было ласточкино гнездо, слепленное из ила, принесённого в клювах с берега маленького прудика. Оно висело варежкой и, когда вылупились птенцы, стало потихонечку пищать. Когда птенцы подросли, то один из них, самый, наверное, сильный и обжористый, стал высовываться из тёмного отверстия. Он был головастенький, рот у него с жёлтым ободочком казался непомерно большим. Голова окрасилась уже в чёрный цвет, а на грудке появился тёмно-коричневый фартучек. Ростом он казался уже больше своих родителей, которые беспрестанно носили ему всяких козявок, а он беспрестанно их пожирал, оставляя братьев или сестёр голодными.
Шло время, и настал день, когда я увидел в небе над нашей крышей пять ласточек. Они летали в розовеющем вечернем воздухе, и я заметил, что две из них летают резвее и легче, чем три остальные, которые казались чуточку больше размером. Видимо, ласточки учили летать своих птенцов.
Осенью ласточки исчезли, и дом наш как будто чего-то лишился. (151 слово) (По Г. Семёнову.)
Грамматическое задание:
1 вариант 2 вариант.
1. Выписать слово, в котором:
букв больше, чем звуков (из 1 абзаца)
букв меньше, чем звуков (из 2 абзаца)
2. Выписать 2 слова разных частей речи, образованных суффиксальным способом:
из 1 абзаца
из 2 абзаца
3. Выписать грамматические основы из предложений:
№ 2, 5 (1 абзац)
№ 4 (1 абзац), № 1 (2 абзац)
77972-kontr_diktant_11_kl_rubezhnyy_kontrol
Размер файла: 30 kB Загрузок: 2
Материалы по теме
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник статьи: http://schoolfiles.net/142089
Под навесом крыши нашего дома было ласточкино гнездо
Соловей перестал кивать, задумчиво посмотрел на меня, отвернулся и, ничего не сказав, пошел дальше. Меня больше всего удивило, что он ничего мне не сказал: взял и пошел, как будто я ему ничего не говорил. Пошел так же медленно и лениво, как бы вразвалочку, и звуки его шагов напоминали громкое тиканье больших ходиков. У него, видимо, одна подкова болталась, и она-то издавала это ритмичное и выпадающее из глухого перестука металлическое причмокивание. Тики, а после — таки — замирал стук его шагающих ног: тики-таки…
И вот тут-то случилось самое невероятное и самое страшное, что могло случиться!
С соседского двора из-за акации смотрело на меня человечье лицо и насмешливо ухмылялось. Это была большая девушка. Лицо ее, разморенное от жары и работы, было розовое. Легкие полутени от листиков акации шевелились на этом лице, пестрили и прятали его от меня, будто девушка нарочно притаилась там, за кустом, чтобы подглядывать и подслушивать мой разговор с Соловьем.
Есть такое устаревшее выражение: от стыда готов провалиться сквозь землю. Что-то я давно уже не слыхал, чтобы кто-нибудь вспоминал о нем, а потому и говорю: устаревшее выражение.
Но в тот момент, когда я увидел пестрое это, розовое лицо, я и в самом деле готов был куда-нибудь провалиться от удушливого стыда, перехватившего вдруг во мне дыхание, как если бы я вдруг попал в ядовитое облако и перестал что-либо видеть, слышать и соображать.
Ноги сами собою пошли, заторопились, побежали, помчали меня, неся над землей с небывалой скоростью. Я стремглав летел между серых частоколов, по огородам, мимо корчеванных пней, через которые я перемахивал с необыкновенной легкостью, бежал в кустах по земляничникам, а ноги все время убыстряли мой бег, голова шумела от пульсирующей и обжигающей ее крови. И когда я свалился в заросли прохладных и сочно поскрипывающих под моими руками листьев ландышей, я никак не мог отдышаться и прийти в себя, не помня, где и как я бежал и почему не сломал ноги, а зная только, что я был очень смешным дураком — я разговаривал с лошадью! Разговаривал, не подозревая, что меня видит девушка, которая мне тогда очень нравилась, хотя и была лет на десять старше меня. Девушка, ставшая свидетельницей моего страшного позора, будто я при ней сделал что-то постыдное, что-то до такой степени неприличное человеку, несвойственное ему, выходящее за пределы всего дозволенного, как если бы я перед ней обнажился вдруг или сотворил свои тайные какие-нибудь делишки, — девушка эта, которую звали Дусей, стала теперь для меня чуть ли не вершительницей моей судьбы, словно бы от нее зависело теперь, жить мне, как я жил прежде, или превратиться в посмешище.
Всякий раз, выходя из дома, я вспоминал о ней, а возвращаясь, боялся встретиться с большой этой и насмешливой красавицей, живущей, как мне теперь стало мерещиться, за густой акацией. Я даже на акацию, отягощенную стручками, которая свешивалась к нам во двор, стал смотреть с подозрением, испытывая всякий раз противненький и гаденький стыд, точно она тоже напоминала мне о моем глупом разговоре с желтым и добрым мерином.
Я и теперь, если вспомню вдруг тот маленький случай из жизни, испытываю душевное неудобство и, хмурясь, стараюсь подавить его отвлекающим песенным мотивчиком, хотя и понимаю, что это были лучшие минуты моей жизни, потому что во мне тогда впервые проснулась совесть и я легко поставил себя на место бессловесной лошади, которой мы с отцом причинили боль.
А тогда меня отвлекала только рыжая полосатая кошка с зелеными глазами. Под навесом крыши нашего дома было ласточкино гнездо, слепленное из ила, принесенного в клювах с берега маленького копаного прудика. Оно висело серой варежкой и, когда вылупились птенцы, стало потихонечку пищать. Когда же птенцы подросли, то один из них, самый, наверное, сильный и обжористый, стал высовываться из темного отверстия. Он был головастенький, рот у него с желтым ободочком был таким большим, что казалось, будто начинался от самых… не ушей, конечно, а крошечных бусинок-глаз. Голова окрасилась уже в черный цвет, а на грудке появился темно-коричневый фартучек. Ростом он казался мне больше своих родителей, которые беспрестанно носили ему всяких козявок, а он беспрестанно их пожирал, оставляя братьев или сестер голодными. Впрочем, иногда он прятался, а когда появлялся вновь, трудно было сказать, тот же это птенец или другой. Но для меня он всегда был в единственном числе.
Для кошки, которая сидела на лавочке, врытой в землю, наверное, тоже. Она с сердитым любопытством смотрела на птенца, и в бледно-зеленых на солнечном свете, изумрудных ее глазах, рассеченных снизу вверх черными щелками зрачков, дремала все время ленивая и злая тоска, словно бы кошка, сидя на лавке, с презрением и брезгливостью думала о самой себе, которой приходилось часами высиживать в ожидании, когда дурашливый птенец вывалится из гнезда и его можно будет съесть.
Ласточки прогоняли кошку. Они с пронзительным щебетом и визгом носились над ней, пикировали и, видимо, пугали по-своему эту упрямую кошку, которая не обращала на них никакого внимания. Ей они просто мешали смотреть на птенца, и она сердито морщилась, когда ласточки в отчаянии чуть ли не били ее крыльями по морде. Она на какое-то мгновение отворачивалась, облизывая губы язычком и подрагивая ушами, но тут же снова устремляла зеленые свои глаза на беззаботного птенца, который совершенно не боялся ее и высовывался из гнезда так сильно, что за него становилось страшно.
Я сам набрасывался на кошку, и она, бесшумно спрыгнув на землю, с такой ненавистью смотрела на меня, будто говорила: «Тебе-то что надо? Это мое дело, съем я его или нет. И не вмешивайся». И только когда я замахивался на нее, она лениво убегала. А ласточки, покружившись, улетали за добычей. Я иногда злился на птенца и говорил ему, с кошачьим любопытством глядя на черненькие его плечи, на желтый рот, — говорил, не произнося ни звука: «Вот упадешь из гнезда, а летать-то еще не умеешь, кошка и съест тебя, дурака. Сидел бы уж смирно и не высовывался!»
Но, как я ни гонял кошку, она все равно возвращалась на свое место и ждала, алчно разглядывая птенца, не сводя с него пронзительно-внимательных глаз.
Источник статьи: http://litvek.com/book-read/456421-kniga-georgiy-vitalevich-semenov-utrennie-slyozyi-rasskazyi-chitat-online?p=7
Под навесом крыши нашего дома было ласточкино гнездо
Войти через uID
—>
—>
Под навесом крыши нашего дома было ласточкино гнездо, слепленное из ила, принесенного в клювах с берега маленького копаного прудика. Оно висело варежкой и, когда вылупились птенцы, стало потихонечку пищать. Когда птенцы подросли, то один из них, самый, наверное, сильный и обжористый, стал высовываться из темного отверстия. Он был головастенький, рот у него с желтым ободочком казался непомерно большим. Голова окрасилась уже в черный цвет, а на грудке появился темно-коричневый фартучек. Ростом он казался мне больше своих родителей, которые беспрестанно носили ему всяких козявок, а он беспрестанно их пожирал, оставляя братьев или сестер голодными. Шло время, и настал день, когда я увидел в небе над нашей крышей пять ласточек. Они летали в розовеющем вечернем воздухе, и я заметил, что две из них летают резвее и легче, чем три остальные, которые казались чуточку больше размером. Видимо, ласточки учили летать своих птенцов. Осенью ласточки исчезли, и дом наш как будто чего-то лишился. (152 сл.) Источник статьи: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/diktanty/kontrolnye_diktanty/kontrolnyj_diktant_quot_lastochki_quot/98-1-0-2050 Тренировочная диагностическая работа по русскому языкуТренировочная диагностическая работа по русскому языку ученика(цы) 9 «____» класса МОУ СОШ ____ (1)Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание. (2)Оно не бывает одинаковым. (3) На утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. (4) Проносится ветер по-над лесом — ручеек затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетит и когда вернется сызнова. (5)А когда ручейковую водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. (6) Деревья роняют на воду золото листвы, и в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости и зимнего отдыха перед буйством грядущей весны. (7) Журчит на радость всем ручеек. (8)И, может быть, поэтому у него есть такое красивое имя — Журчеек. (9) Сказочная песня природы в неповторимом исполнении этого ручейка вам запомнится на всю жизнь, как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. В1. Замените слово грядущей в предложении 6 синонимом. Напишите этот синоним. В2. Из предложений 1 – 3 выпишите слова с чередующейся гласной в корне. В3. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного. В4. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В кратких формах прилагательных сохраняется столько Н, сколько в полной форме». В5. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции. Журчит на радость всем ручеек. И,(1) может быть,(2) поэтому у него есть такое красивое имя — Журчеек. Сказочная песня природы в неповторимом исполнении этого ручейка вам запомнится на всю жизнь,(3) как самое дорогое,(4) от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. В6. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью. А когда ручейковую водную гладь трогают струйки дождя,(1) ручейковую музыку не описать,(2) до того она божественна в осеннюю непогодь. Деревья роняют на воду золото листвы,(3) и в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, (4)и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости и зимнего отдыха перед буйством грядущей весны. В7. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. На утренней зорьке,(1) под ватниками тумана,(2) звуки тише,(3) мягче,(3) более кроткие,(4) чем солнечным жарким днем,(5) когда вода,(6) разбавленная небесной голубизной,(7) становится лазурнее,(8) прозрачнее,(9) кажется звонче. Проносится ветер по-над лесом — ручеек затихает,(10) затаивается,(11) словно прислушивается и разгадывает,(12) куда он,(13) озорной,(14) полетит и когда вернется сызнова. В8. Замените словосочетание ручейковую музыку в предложении 5, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. В9. Выпишите грамматическую основу предложения 8. В10. Среди предложений 4 – 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. В11. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений. В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Напишите ответ цифрой. В13. Среди предложений 3 – 6 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной). Напишите номер этого предложения. В14. Среди предложений 3 – 6 найдите предложение с параллельным подчинением придаточных. Тренировочная диагностическая работа по русскому языку ученика(цы) 9 «_____» класса МОУ СОШ _____ (1)Под навесом крыши нашего дома было ласточкино гнездо, слепленное из ила, принесенного в клювах с берега маленького копаного прудика. (2)Оно висело варежкой и, когда вылупились птенцы, стало потихонечку пищать. (3)Когда птенцы подросли, то один из них, самый, наверное, сильный и обжористый, стал высовываться из темного отверстия. (4)Он был головастенький, рот у него с желтым ободочком казался непомерно большим! (5)Голова окрасилась уже в черный цвет, а на грудке появился темно-коричневый фартучек. (6)Ростом он казался мне больше своих родителей, которые беспрестанно носили ему всяких козявок, а он беспрестанно их пожирал, оставляя братьев или сестер голодными. (7)Шло время, и настал день, когда я увидел в небе над нашей крышей пять ласточек. (8)Они летали в розовеющем вечернем воздухе, и я заметил, что две из них летают резвее и легче, чем три остальные, которые казались чуточку больше размером. (9)Видимо, ласточки учили летать своих птенцов. (10)Осенью ласточки исчезли, и дом наш как будто чего-то лишился. В1. Замените слово беспрестанно в предложении 6 синонимом. Напишите этот синоним. В2. Из предложений 1 – 3 выпишите слова с чередующейся гласной в корне. В3. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного. В4. Из предложений 1 – 5 выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно Н». В5. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Оно висело варежкой и,(1) когда вылупились птенцы,(2) стало потихонечку пищать. Когда птенцы подросли,(3) то один из них,(4) самый,(5) наверное,(6) сильный и обжористый,(7) стал высовываться из темного отверстия. В6. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью. Голова окрасилась уже в черный цвет,(1) а на грудке появился темно-коричневый фартучек. Ростом он казался мне больше своих родителей,(2) которые беспрестанно носили ему всяких козявок,(3) а он беспрестанно их пожирал,(4) оставляя братьев или сестер голодными. В7. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Шло время,(1) и настал день,(2) когда я увидел в небе над нашей крышей пять ласточек. Они летали в розовеющем вечернем воздухе,(3) и я заметил,(4) что две из них летают резвее и легче, чем три остальные,(5) которые казались чуточку больше размером. В8. Замените словосочетание ласточкино гнездо в предложении 1, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. В9. Выпишите грамматическую основу предложения 9. В10. Среди предложений 5 – 8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. В11. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этиго предложения. В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Напишите ответ цифрой. В13. Среди предложений 1 – 5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. В14. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Источник статьи: http://pandia.ru/text/79/052/90313.php |