Блочно-тематическое планирование по теме «Лес»
Цель: формирование у детей целостной картины леса, ценностного отношения к данной экосистеме через разные виды деятельности.
Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов
(первично — ознакомительная, познавательная беседа)
Тема: «Леса – всей земли краса»
Публикация «Блочно-тематическое планирование по теме „Лес“» размещена в разделах
• Формировать представления детей об экосистеме леса, её обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме;
• Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель — к ельнику и т. д.).
• Развивать способность размышлять, формулировать простейшие выводы;
• Воспитывать ценностное отношение к лесам.
• Показ иллюстраций, репродукций картин о лесе;
• Рассматривание картин, «выход» за пределы изображённого сюжета;
• Любование лесными пейзажами;
• Демонстрация макета земного шара;
• Вопросы о взаимосвязях сообществ;
• Словесная игра: «Назови, какой лес (лиственный, смешанный, хвойный)»
Знания о многообразии лесов; представления о лесе, взаимосвязи сообществ; активизация познавательной активности.
• Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о лесе
• Настольная игра «Пазлы» по теме ЛЕС;
Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов
(экскурсия — путешествие на прогулке в «уголок леса» на территории ДОУ)
• Расширять представления детей о весеннем лесе, деревьях, кустарниках, насекомых, животных, птицах, живущих в лесу, весенних явлениях;
• Учить выделять существенные признаки «леса»;
• Уточнить знания о правилах поведения в «лесу»;
• Воспитывать чувство любви к природе родного края;
• Показ и рассматривание деревьев, кустарников в уголке леса, определить какой это «лес» лиственный, смешанный или хвойный;
• Дидактическая игра природоведческого содержания «Угадай, о чем речь?», «Опиши, а мы отгадаем»;
• Вопросы воспитателя: За что лес мог бы сказать нам спасибо? За что лес мог бы рассердиться на нас?;
• Чтение стихотворения о лесе, использование художественного слова.
Умения выделять отличительные признаки леса от других сообществ;
Знания о правилах поведения в лесу; интерес, эмоционально – ценностное отношение к лесу.
• Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги»;
• Дидактическая игра «Опиши, а мы отгадаем»
• Учить отражать свои впечатления о лесе в рисунке с помощью цвета, формы, композиции;
• Продолжать учить детей смешивать краски для получения разных оттенков цветов.
• Развивать технические навыки в рисовании простым карандашом, красками;
• Воспитывать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
• (рассматривание иллюстраций деревьев; беседа о лесе; знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана,
• Включение аудиозаписи «звуки леса»;
Умение создавать образ леса, рисуя красками;
чувство радости от процесса и результата изобразительной деятельности;
Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
Вид: учебно – познавательное
Тема: «Лес – многоэтажный дом»
• Расширять кругозор детей за счёт использования знаний из различных областей;
• Познакомить детей с ярусами леса;
• Формировать реалистическое представление о лесе;
• Развивать познавательный интерес, любознательность;
• Учить применять свои знания об этажах леса на практике, создавая макет леса;
Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру леса.
• Чтение познавательной литературы «Этажи леса»;
• Использование наглядных пособий, карт — схем;
• Создание проблемной ситуации;
• Игры – упражнения типа, «Кто на каком этаже живёт?»;
• Словарная работа: береза, осина, ель, сосна;
хвойный лес, лиственный лес; подлесок, трава, мхи, лишайники
Представления об особенностях леса (ярусах);
Желание отразить знания в творческой деятельности;
Чувство радости от процесса создания макета леса.
Совместная работа с семьями воспитанников: объявление экологической акции «Спасём лес от пожара!» (изготовление листовок «Правила поведения в лесу», «Лес – это дом, мы у него в гостях!», «Берегите леса!», «Лес – это не свалка мусора!»)
• Настольные игры «Путешествие по лесу»;
• Д/И «Разложи животных леса, поля, луга»;
Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов
(углублённо — познавательная беседа)
Тема: «Жалобная книга леса»
• Закреплять элементарные представления о взаимодействии и взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
• Дополнить знания детей новыми сведениями о лесе;
• Показать детям зависимость живых организмов друг от друга (симбиоз);
• Способствовать формированию представления о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить;
• Продолжать знакомить с Красной книгой;
• Продолжать учить детей делать определённые выводы;
• Развивать логическое мышление, речь, память;
• Побуждать к ответственному и заботливому отношению к природе.
• Рассказ воспитателя о том, что есть растения и животные, которых осталось мало, и которые могут исчезнуть совсем;
• Показ растений, животных и птиц леса, которые находятся под охраной;
• Иллюстративные пособия, фотографии;
• Вопросы; загадывание загадок о лесе;
• Оценка деятельности детей.
Представления о взаимосвязях живых организмов;
Знания о лесе, охраняемых животных, растениях и птицах;
Тема: «Мы в лесок ходили, мы лесок лепили»
• Заинтересовать возможностью передать красоту леса в пластической форме;
• Продолжать учить детей лепить по выбору растения и обитателей леса, передавая характерные особенности их строения и окраски;
• Учить придавать поделке устойчивость (укреплять на подставке или каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки);
• Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.
• Показать преимущества коллективной работы.
• Воспитывать интерес к живой природе.
1. наблюдения за живой природой на прогулке;
2. разучивание стихов о природе;
3. наблюдения за елью, сосной и др. деревьями в уголке леса на территории ДОУ;
4. чтение литературы природоведческого характера;
5. рассматривание иллюстраций о лесе;
6. знакомство с Красной книгой Пермского края.
7. Подготовка композиционной основы.
• Вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей;
• Напоминание о необходимости использовании каркаса для придания устойчивости поделкам;
• Показ изображений для того чтобы дети вспомнили особенности того или иного изображения растения, животного, насекомого;
• Демонстрация способов лепки;
Умение создавать объемное изображение растений, животных, насекомых (обитателей леса);
Чувство радости от процесса создания образа леса и результата;
• Рассматривание книг природоведческого характера;
• Дидактическая игра «Каждое дерево в свой лес»;
• Развивающая игра «Лесная мозаика»
Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов
(углублённо — познавательная беседа)
• Продолжать формировать реалистическое представление о лесе;
• Формировать представление детей о симбиозе.
• Активизировать речь, мышление, память;
• Развивать понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы (лес);
• учить правильно вести себя в лесу: бережно относится к растениям, животным, насекомым, птицам.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
• Объяснение значения симбиоза: сожительство организмов, приносящих друг другу пользу. Например: Подберезовик и береза живут в счастливом симбиозе;
• Рассматривание слайдов о лесе;
• Использование наглядных пособий;
Интерес к познавательной деятельности
• Вызвать у детей интерес к изображению леса аппликативными техниками;
• Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и накладную);
• Развивать композиционные умения, чувство цвета;
• Продолжать показывать возможности ленточной аппликации (вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой или четырежды пополам);
• Поощрять самостоятельность и творческую инициативу в формировании и воплощении замысла;
• Воспитывать навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи.
• Демонстрация способов вырезания;
• Показ вариантов вырезанных форм для наглядного ориентира;
• Использование художественного слова;
• Анализ, оценка деятельности.
• Дидактические игры природоведческого характера о лесе;
• Продуктивная деятельность по желанию детей.
(познание + художественное творчество)
Тема: «Лесной калейдоскоп»
• Формировать у детей обобщённые представления о лесе, целостную картину леса;
• Учить выделять ряд значимых признаков (существенных и характерных) для экосистемы (лес);
• Развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения;
• Развивать способность самостоятельно составлять рассказ (словесный изобразительный) о лесе с передачей ценностного отношения к нему;
• Предложить детям самостоятельно выбрать и наклеить изображения, которые относятся к лесу;
• Воспитывать у детей экологическую культуру.
• Игры, упражнения природоведческого характера;
• Сравнения, сопоставления с другими экосистемами;
• Оценка деятельности детей;
• Придумывание названия работы.
Умение выделять основные признаки леса;
Ценностно – бережное отношение к лесу.
• Дидактические игры «Природные ландшафты»;
• Рассматривание творческих работ о лесе;
Организация выставки детских работ, коллективных работ, совместных рисунков с родителями по теме «Лес»
Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно — речевому и художественно.
Статьи Ссылки на статьи Поощрения ребенка Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды» ФГТ В ДОУ. Комплексно-тематическое планирование.
Источник