Первичная_обработка_фруктов_ягод

Разработка технологии приготовления блюд из фруктов

Характеристика технологических процессов первичной обработки сырья и технология приготовления полуфабрикатов для блюд из фруктов

Первичная обработка фруктов начинается с сортировки и переборки. При этом отбраковываются плоды, имеющие загнившие места, механические повреждения.

Для сохранения витаминов, содержащихся в ягодах и фруктах, при приготовлении сладких блюд надо соблюдать следующие условия:

  • 1. Инструменты и приспособления для первичной обработки ягод и фруктов и приготовления из них сока должны быть из неокисляющихся материалов (нержавеющей стали, пластмасс).
  • 2. Для приготовления и хранения блюд из фруктов надо использовать эмалированную, стеклянную и керамическую посуду.
  • 3. При тепловой обработке ягоды и фрукты следует закладывать в кипящую воду (или сироп).
  • 4. Приготавливая желированные сладкие блюда, надо предварительно отжать из свежих фруктов или ягод сок, который по окончании варки влить в кисель или мусс.

Любые фрукты и ягоды необходимо тщательно промыть. Жёсткие и твёрдые фрукты замачивают на 5 — 10 минут и промывают водой под краном в дуршлаге. Можно промывать в ведре или кастрюле, несколько раз меняя воду. Нежные ягоды и фрукты кладут на сито и вместе с ситом несколько раз опускают в сосуд с водой, меняя воду.

Следует учитывать, что при слишком длительном промывании плоды могут частично отдать свой сок и пропитаться водой.

Фрукты и ягоды сортируют в зависимости от их состояния.

Целые и неповреждённые плоды оставляют для хранения или для украшения пирожных, тортов и пирогов; незначительно повреждённые — перерабатывают на варенье, а мятые и сильно повреждённые, но не гнилые — на джем, мармелад, пюре или повидло.

Цвет очищенных плодов под влиянием кислорода воздуха изменяется, в них происходит частичное разрушение витаминов. Поэтому очищать плоды надо непосредственно перед использованием.

Продукты сортируют по размерам или по кулинарному назначению. По размерам сортируют обычно картофель и корнеплоды.

Это позволяет значительно уменьшить количество отходов при дальнейшей механической очистке. На крупных предприятиях для этой цели используют сортировочные машины.

Различают два вида разделения продукта:

  • — сортирование по качеству в зависимости от органолептических свойств (цвет, состояние поверхности, консистенция);
  • — разделение по величине на отдельные фракции (сортирование по крупицам и форме).

В первом случае операцию производят путем органолептического осмотра продуктов, во втором — путем просеивания.

Большое значение имеет разделение продуктов по кулинарному использованию: перебирая томаты, отделяют целые плотные экземпляры для приготовления салатов, мятые — для соусов и супов; части туш разделяют на пригодные для жарки, варки, тушения и т. д.

При сортировании удаляют продукцию ненадлежащего качества и механические примеси.

Сортирование продуктов по величине (калибрование) применяют в процессе первичной обработки картофеля, корнеплодов в целях уменьшения их отходов и увеличения производительности машин при механизированной очистке.

Целью очистки является удаление несъедобных или поврежденных частей продукта (кожура овощей, чешуя рыб, панцири ракообразных и др.). Производится она вручную или при помощи специальных машин (картофелечисток, чешуеочистительных машин и др.). Для ручной очистки используют ножи, скребки, терки и другие приспособления.

Читайте также:  Где_растет_гриб_агарик_бразильский

Самый простой вариант нарезки — это резать фрукты дольками, кружочками, квадратиками и выкладывать на тарелку в красивую композицию с применением шпажек, зонтиков и других украшений. Кроме этого, можно сделать фруктовые канапе из яблок, бананов, киви, ну и того, что у Вас есть.

Другой, более сложный способ, — фигурная нарезка. Ее легче сделать с помощью специальных ножей и приспособлений, которые Вы можете приобрести в магазине.

И самый изощренный способ — карвинг. Это фигурная резка по фруктам и овощам. Тут однозначно потребуются специальные приспособления и бурная фантазия. Смотрите не перестарайтесь.

Однако помните, главная сложность — это не нарезать фрукты, а составить красивую композицию из них, и тут Вам пригодится Ваша фантазия

Источник

Обработка и приготовление фруктов и ягод

Блюда, приготовленные из фруктов и ягод, обладают питательными и восстанавливающими свойствами. В спортивном питании эти продукты используются как в свежем, так и в обработанном виде.

Рекомендации по обработке фруктов и ягод:

• ягоды и плоды перед употреблением следует тщательно перебрать, удалив гнилые и недозрелые, а затем промыть в прохладной проточной воде;

• быстрозамороженные ягоды и фрукты, предназначенные для приготовления блюд, не следует оттаивать во избежание вытекания сока, их сразу бросают в кипяток или в приготовляемое блюдо;

• ягоды перед использованием необходимо очисть от плодоножек. Хранить ягоды без плодоножек не рекомендуется, так как они в таком случае быстро приходят в негодность;

• нельзя долго хранить компоты из абрикосов и вишни с косточками, так как они содержат ядовитую синильную кислоту;

• для того чтобы избавиться от насекомых, находящихся в малине, ягоду следует опустить на некоторое время в чуть подсоленную прохладную воду.

Рекомендации по приготовлению фруктов и ягод:

• если лимон перед употреблением обдать кипятком, он станет более ароматным;

• чтобы нарезанные яблоки, бананы и груши не потемнели, их рекомендуется сбрызгивать лимонным соком;

• для того чтобы пектин стал более легкоусваиваемым, яблоки, груши и абрикосы следует пробланшировать и приготовить из подготовленных плодов пюре;

• перед употреблением сухофрукты следует обдать кипятком для дезинфекции и оставить на некоторое время в горячей воде, чтобы они стали более мягкими;

• быстрозамороженные ягоды и фрукты, предназначенные для подачи к столу, размораживают в эмалированной или фарфоровой емкости, чтобы полностью сохранить и использовать выделяющийся сок;

• компот из сухофруктов рекомендуется варить за 10—12 ч до подачи к столу;

• при приготовлении киселя разведенный крахмал следует наливать по стенкам кастрюли. Чтобы кисель получился густым, на порцию 200 г необходимо добавить 12—15 г крахмала, средней густоты – 7-10 г, жидкий – 4-6 г;

• муссы и желе не следует готовить в алюминиевой емкости, так как от алюминия они темнеют и приобретают специфический запах;

• печеные яблоки не будут трескаться и прилипать к сковороде, если их в нескольких местах наколоть и добавить немного воды;

Читайте также:  Лучшая_малина_для_среднего_поволжья

• в ягоду, которая имеют слабый аромат, при варке варенья можно добавлять лимонную цедру, ваниль, корицу или коньяк;

• ягоду для варенья лучше собирать в сухую и ясную погоду;

• не рекомендуется варить варенье одновременно с приготовлением пищи, так как при этом оно впитывает запах других продуктов и теряет аромат.

Приложение 1 калорийность разных продуктов (ккал/100 г)

Источник

Фрукты и ягоды

Дидактическое и материальное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация “Фрукты и ягоды”.

— семечковые;

— косточковые;

— субтропические и тропические.

— в сыром – натуральном виде;

— в консервированном;

— в сушёном;

— в варёном.

— приготовление различных блюд (салаты, горячие блюда, мучные изделия);

— диеты;

— напитки и десерты;

— косметические средства;

— консервирование;

— детское питание.

— сортировка и переборка;

— мытьё проточной водой с добавлением соды для удаления с поверхности ядохимикатов;

— удаление несъедобных частей;

— промывание проточной водой;

— осуществление дальнейшей обработки.

    Проведение тестирования для закрепления пройденной темы.
  • Подведение итогов.
  • Выставление оценок.

5. Домашнее задание на выбор:

1. Выполнить схему классификации плодов и ягод, заменив их названия рисунками или картинками.

2. Творческая работа в форме реферата или проекта по теме: “Фрукты и их применение”, “Ягоды и их применение”, “Витамины круглый год”. Объём не менее 1 листа, не более 5 листов.

Конспект

Дежурные назовите отсутствующих

Тема нашего урока: “Фрукты и ягоды”.

  • Какие фрукты и ягоды мы знаем?
  • На какие группы можно разделить все фрукты и ягоды?
  • Какие фрукты и ягоды относятся к тем или иным группа?
  • Выясним, что полезного содержится во фруктах и ягодах?
  • В каком виде можно употреблять в пищу фрукты и ягоды?
  • Для приготовления, каких блюд можно использовать фрукты и ягоды?
  • Где и для чего можно применять фрукты и ягоды?
  • В конце урока подведём итог и проведём небольшую проверочную работу.

Открываем тетради и записываем тему урока: “Фрукты и ягоды”.

Все мы знаем, что фрукты и ягоды играют важную роль в питании человека и его жизнедеятельности.

Вспомним все фрукты, которые мы знаем.

Мы с вами вспомнили все фрукты, которые мы знаем и употребляем в пищу. Теперь давайте подумаем.

На какие группы можно разделить все фрукты, которые мы перечислили?

Н-р: персик и яблоко – форма практически одинаковая, у обоих плодов есть кожура, мякоть, но чем же они отличаются друг от друга?

Правильно у яблока – семечки, у персика – косточки. Поэтому плоды, у которых внутри семечки относятся к группе — семечковых, а плоды, у которых внутри косточки относятся к группе — косточковых.

Какие фрукты ещё можно отнести к группе семечковых?

Какие фрукты можно отнести к косточковым?

Давайте начнём строить схему:

Мы с вами выделили две группы фруктов – это семечковые и косточковые, теперь давайте подумаем:

Какие фрукты мы не отнесли ни к той, ни к другой группе и выделим ещё одну группу?

Все ли продукты растут при нашем климате?

Можно выделить ещё одну группу плодов – это субтропические и тропические, которая делится на две подгруппы.

Читайте также:  Свежие_листья_брусники_от_цистита

Как можно разделить эти оставшиеся фрукты?

Как можно одним словом назвать группу фруктов: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут?

Конечно – это цитрусовые. Остальные фрукты: банан, ананас, хурма, гранат – эти фрукты отнесём к группе – прочих – это фрукты, которые выращиваются в основном в субтропических и тропических странах.

  • яблоки
  • груши
  • лимон, гранат
  • апельсин, банан
  • мандарин, ананас
  • грейпфрут, хурма

С фруктами мы разобрались. Теперь на основе того, что мы с вами узнали, т.е по каким признаком можно разделить все фрукты. Давайте подумаем, на какие группы можно разделить ягоды?

Для начала вспомним, какие ягоды мы знаем?

Подумаем, на какие 3 группы можно разделить все ягоды?

Вспоминаем, какую форму имеют ягоды, внутреннее строение, наружное?

Н-р: чем отличается виноград от клубники и малины?

У винограда – косточки в нутрии мякоти.

У клубники – ягода образуется из цветочка с маленькими косточками на поверхности

Малина – состоит из сросшихся между собой маленьких плодов.

Настоящие Ложные Сложные
Виноград Земляника Малина
Смородина Клубника Ежевика
Крыжовник
Черника
Клюква

Мы вами разделили все ягоды и фрукты на определённые группы. Давайте подумаем:

Что полезного содержится во фруктах и ягодах?

Мы знаем, что человек, употребляющий в пищу овощи, фрукты и ягоды более здоровый и крепкий, потому что в его организм поступает достаточное количество витаминов и полезных питательных веществ, для организма и жизнедеятельности человека.

В каком виде фрукты и ягоды можно употреблять в пищу?

Для чего можно использовать фрукты и ягоды? Где их можно применять?

— Для приготовления различных блюд:

— салаты,

— горячие блюда,

— сладкие мучные изделия.

— Диеты.

— Напитки и десерты.

— Косметические средства.

— Консервирование.

— Детское питание.

Все фрукты и годы можно широко использовать и применять в различных целях.

Прежде чем применить фрукты и ягоды необходимо провести первичную обработку

Что такое первичная обработка?

В чём заключается первичная обработка фруктов и ягод, мы сейчас с вами познакомимся.

Подумайте, какие способы хранения продуктов вы знаете, и какие способы можно применить к фруктам и ягодам?

Мы с вами говорили, что фрукты и ягоды в пищу можно употреблять в сушёном, консервированном виде т.е их надо сохранить. Давайте познакомимся со способами хранения фруктов и ягод.

Сейчас давайте закрепим нашу сегодняшнюю тему и проведём небольшой тест. Я вам буду показывать фрукты и ягоды, а вы будите относить их к той или иной группе.

Теперь меняемся тетрадями с соседом, я диктую, вы проверяете и ставите друг другу оценки.

Сейчас подведём итог нашего урока.

Закрепление нашей темы проведём в форме игры.

В коробочке лежат картинки фруктов и ягод, выходят 4 человека и выбирают:

1-й человек семечковые,

2-й человек косточковые,

3-й человек цитрусовые,

4-й человек прочие.

Классификацию ягод мы проверим в форме тестирования:

  • малина — 3,
  • земляника — 2,
  • виноград — 1,
  • ежевика — 3,
  • крыжовник — 1,
  • клубника — 2,
  • черника — 1,
  • клюква – 1,
  • смородина — 1.

Источник

Оцените статью