2.5. Погрузка леса, общие положения. Укладка леса в трюмах судна.
При погрузке лесных грузов в трюмы судна необходимо соблюдать как общие требования к погрузке леса, так и особенности технологии укладки отдельных категории грузов: пиломатериалов россыпью, пиломатериалов в пакетах, бревен, шпал, кряжей, пропсов и балансов.
До начала погрузки леса капитан получает от грузоотправителя спецификацию на груз, утверждает предварительный грузовой план и подтверждает грузоотправителю, какое количество груза может быть принято на судно, отдельно в трюмы и на палубу.
При перевозке пакетированных пиломатериалов в контрактах на перевозку устанавливается соотношение количества пакетов одинаковой длины, пакетов, сформированных из досок разной длины, а также количество полупакетов и четверть пакетов для укладки груза в подпалубные пространства трюмов. Грузоотправитель обязан заблаговременно сформировать коносаментные партии груза и обеспечить их подачу к борту судна в соответствии с грузовым планом.
Если судну предстоит грузить груз с разной степенью влажности, то сырые и тяжелые партии леса размещают в нижней части трюма, а легкий и сухой лес на палубе. При погрузке леса разных размеров длинные и крупные сорта и большие пакеты размещают в средние трюмы, а мелкие сорта — в концевые. Кроме лучшего использования кубатуры трюмов, такое размещение позволяет более правильно распределить весовые нагрузки по длине корпуса судна и способствует окончанию грузовых работ по всем трюмам примерно в одно время.
Наиболее ценные сорта леса, как правило, размещают в трюмах судна, менее ценные — на палубе.
Для предохранения груза от воздействия влаги и повреждения ржавчиной, образующейся на металлическом настиле палубы трюма, под первый слой груза укладывают прокладки толщиной 13-16 мм. Эти прокладки следует укладывать поперек судна или по диагонали к ДП, в зависимости от расположения льял и льяльных колодцев, с расстоянием между ними 75-90 см.
При перевозке шпал или других лесоматериалов, пропитанных каменноугольным, креозотовым, сланцевыми маслами или другими подобными антисептиками до начала погрузки, все судовые конструкции внутри трюма должны быть побелены густым слоем гашеной извести, а пайол трюма покрыт слоем сухих опилок не менее 10 см. Поверх слоя опилок необходимо уложить деревянные прокладки толщиной 50-100 мм через промежутки 1,5-2 м.
После выгрузки такого рода грузов трюмы моют раствором МЛ-6 (для соленой воды) или раствором МЛ-2 (для пресной воды).
Укладка груза в трюмах производится строго по коносаментным партиям. Каждая коносаментная партия леса размечается водяной краской определенного цвета. Если партий леса больше, чем цветов краски, то разметка периодически повторяется.
В течение всей погрузки пиломатериалов составляют исполнительный грузовой план по каждому трюму, в котором отражают партии груза по трюмам с указанием номера коносамента и количества кубометров, погруженных в данный трюм. В исполнительном грузовом плане коносаментные партии наносят с указанием цвета краски, используемой для сепарации, в соответствии с занимаемым местом в трюме. При необходимости партии груза могут быть заштрихованы цветными карандашами. Для агента, грузополучателя и стивидоров в порту назначения грузовой план служит основанием для предварительного заказа необходимого транспорта и количества бригад грузчиков.
Для удобства выгрузки каждая коносаментная партия должна раскладываться от борта до борта по всей ширине трюма и размечаться краской определенного цвета с указанием номера коносамента.
Укладку коносаментных партий к бортам судна можно начинать тогда, когда высота в палубных пространствах останется примерно в пределах человеческого роста.
Следует помнить, что технология укладки пиломатериалов в трюмы (начало и конец укладки) зависит от формы (локальности) трюма.
В просвете люка пакеты леса целесообразно грузить вместе с инвентарными стропами, что обеспечит не только удобство, но и сокращение трудозатрат при выгрузке. Стропы при загрузке должны быть зафиксированы сверху пакета таким образом, чтобы была обеспечена возможность применения грузозахватных устройств в порту выгрузки. Пакеты и блок-пакеты должны укладываться на ровную и жесткую поверхность, что позволит обеспечить плотность укладки всего груза. Для выравнивания поверхности отдельных слоев груза между ярусами укладываются прокладки.
Укладка пакетированных пиломатериалов в трюмах зависит от ряда факторов: коэффициента раскрытия трюмов, возможности использования трюмной механизации, технологических схем погрузки, которые применяются в том или ином порту. На специализированных лесовозах-пакетовозах, где раскрытие трюмов позволяет подавать подъем груза в любую точку трюма, пакеты рекомендуется располагать продольно. Укладка начинается от бортов и более широкой поперечной переборки, торцы соседних пакетов располагаются вплотную друг к другу. Если длина трюма не кратна длине штабеля, то свободное пространство заполняется пакетами, уложенными поперек судна.
Укладка пакетированных пиломатериалов на суднах с небольшим раскрытием трюмов и при использовании автопогрузчиков разделяется на два этапа — загрузка подпалубпых пространств и заполнение пространства в просвете люка. Пакеты в подпалубных пространствах устанавливаются вилочными автопогрузчиками на всю высоту трюма. Для обеспечеиия нормальной выгрузки в порту назначения между рядами пакетов должны быть положены прокладки, обеспечивающие возможность захвата пакета при выгрузке.
При укладке в трюмах бревен учитывают длину бревен, их количество в каждой партии и кратность этих длин относительно длины трюмов. В грузовом плане учитывают требования погрузочной спецификации в части очередности подачи различных партий груза. Если предстоит погрузить на судно различные партии леса, которые резко отличаются друг от друга по массе, то тяжелый лес (лиственницу, березу) надо укладывать в трюм, а более легкие сорта — на палубу. Лес разных размеров следует размещать с учетом конструктивных особенностей судна. Более длинные бревна грузят в средние трюмы, короткие и мелкие – в концевые. Загрузка средних трюмов крупным тяжелым лесом понижает центр тяжести судна, улучшает его остойчивость и позволяет взять больше леса на палубу. При размещении связок бревен в трюмах не допускается образование больших пустот. Необходимо вести постоянное наблюдение за плотностью укладки. Загрузка концевых трюмов требует особого внимания. Вначале погрузки кормовых трюмов укладку начинают от носовой переборки. Заполнение конца трюма делается за счет более коротких сортов леса. В процессе загрузки каждого грузового помещения порядок подачи длинных и коротких бревен может изменяться в зависимости от конструкции трюма с целью максимальной плотности укладки.
Поперечные пустоты заполняются по мере загрузки трюма.
Судовая администрация должна не только следить за качеством укладки леса в трюмах, но и руководить укладкой, давая соответствующие указания и советы стивидору, как целесообразней разместить груз в трюме. Грузовой помощник капитана и вахтенная служба должны в конце каждой смены проверять характер укладки леса и требовать от руководителя работ устранения всех обнаруженных недостатков. Рабочие и непосредственные руководители работ перед началом погрузки проходят инструктаж по правилам техники безопасности и знакомятся с технологией погрузки судна.
Источник
Лесовоз — судно для перевозки лесных грузов.
Лесовоз — сухогрузное судно для перевозки лесных грузов, в том числе круглого леса и пиломатериалов рос-сыпью, в пакетах и блок-пакетах. Возможно использование Лесовозов и для перевозки массовых грузов (зерно, уголь). Первые специальные Лесовозы появились в начале XX в. в России, затем — в Западной Европе и Канаде. Крупнейший в мире флот Лесовозов имеется в СССР. Главное отличие Лесовоза от других грузовых судов состоит в том, что ‘/з груза перевозится на верхней открытой палубе (караван). Это предопределяет обеспечение повышенной прочности верхней палубы, освобождение ее от загромождающих конструкций и оснащение Лесовоза специальными устройствами для крепления каравана: дере-вянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам; поперечными найтовами (см. Крепление груза найтовами). В зависимости от степени использования жидкого балласта для обеспечения достаточной начальной остойчивости при транспортировке леса на палубе Лесовозы подразделяются на балластные и безбалластные. По архитектурно-конструктивному типу Лесовозы— однопалубные суда с минимальным надводным бортом. Для Лесовозов старой постройки характерно наличие 3 надстроек (бак, ют и средняя), среднее (или промежуточное) положение МО и жилой надстройки и стреловое грузовое устройство. Современные Лесовозы характеризуются наличием бака и юта, кормовым положением МО и жилой надстройки. В качестве грузового устройства используются главным образом стационарные или катучие краны грузо-подъемностью от 5 до 25 т, реже — механизированные стрелы. Тщательно уложенный и надежно закрепленный между надстройками караван рассматривается как сплош-ная судовая надстройка, обеспечивающая дополнительную защиту грузовых люков, сходных тамбуров, вентиляционных отверстий и концевых переборок надстроек, увеличивает входящий в воду объем при крене судна и повышает остойчивость на больших углах крена. Поэтому Лесовозы могут иметь меньший надводный борт, чем другие грузовые суда. С учетом этого Лесовозы кроме основной грузовой марки, соответствующей перевозке грузов в трюмах, назначается лесная грузовая марка, осадка по которую на 5—6 см больше осадки по основную грузовую марку, что соответствует разности в двт 7—10 %. Порядок присвоения Лесовозу лесной грузовой марки регламентируется положениями Международной конвенции о грузовой марке, которые нашли отражение в правилах национальной классификации обществ. Дедвейт современных Лесовозов от 1 до 50 тыс. т, скорость 11 —18 уз.
Познакомтесь с нашими услугами
Курсы английского языка
Курсы английского языка навыки письменной и разговорной речи.
Курсы испанского языка
Курсы испанского языка навыки письменной и разговорной речи.
Курсы русского языка
Курсы русского языка навыки письменной и разговорной речи.
Профильные курсы
Программа дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями.
Читайте наши новости
Налог за выбросы с судов заплатят грузовладельцы
MSC заявила, что отрасль ожидает либо поэтапное внедрение ETS в течение четырех лет с 2023 года, либо полное внедрение системы с января 2023 года.
Источник