- Особенности перевозки фруктов на дальние расстояния
- Требования к перевозке фруктов
- Упаковка
- Температурный режим перевозки фруктов
- Скоростной режим
- Вентиляция
- Логистика овощей и фруктов: качество и сохранность
- Автомобильный транспорт
- Это интересно
- Этиленовая совместимость
- Химическая опасность
- Повреждения от переохлаждения
Особенности перевозки фруктов на дальние расстояния
Перевозка фруктов требует соблюдения санитарных норм, температуры, уровня влажности и ряда других не менее значимых требований. Особенности транспортировки груза связаны с ограниченным сроком годности продуктов. Рассмотрим правила перевозки фруктов, которые позволят им как можно дольше сохранять свойства.
Требования к перевозке фруктов
Фрукты перевозят в транспортных средствах, оснащенном термографом и рефустановками. Перед погрузкой товара прицеп проходит дезинфекцию.
Поступление к потребителю качественной продукции зависит от ее состояния на этапе передачи груза.
- Одинаковая степень зрелости.
- Отсутствие вмятин и трещин.
- Транспортировка в очищенном состоянии.
- Отсутствие поражений бактериями и вредителями.
Упаковка
Фрукты перевозят в специальной упаковке. Ее цель — не допустить трения и столкновений, которые сокращают срок годности. Вид тары подбирается для каждого вида продукции. Дыни и арбузы помещают в специальные контейнеры. Яблоки, груши, персики, виноград транспортируют в картонных коробках, ящиках или поддонах из гофрокартона. Экзотические фрукты (бананы, киви, маракуйя, папайя) упаковывают в полимерные мешки и поддоны из картона.
Для сохранения товарного вида и вкуса необходимо соблюдать нормы штабелирования. Яблоки, вишня, алыча, виноград, абрикосы перед транспортировкой помещают в коробку. При погрузке штабель не должен превышать 170 см. Дыни, арбузы транспортируют в специальной таре в два ряда.
Перед транспортировкой фрукты упаковывают в полиэтиленовую пленку, специализированную бумагу, стружку. Твердые продукты помещают в нижнюю часть коробки, а мягкие — сверху.
Важная особенность — соблюдение товарного соседства. Например, бананы испортятся, если их перевозить вместе с яблоками и грушами. Несовместимые продукты желательно транспортировать отдельно. Если такой возможности нет, необходимо поместить их как можно дальше друг от друга.
Температурный режим перевозки фруктов
Рефустановка — прибор, поддерживающий температуру во время транспортировки товара. Важное условие равномерного распределения температуры — правильное размещение тары с фруктами в контейнере. Коробки не должны полностью заполнять кузов. Рекомендуемое расстояние между тарой и потолком — от 30 до 50 см, а между каждой парой рядов — от 3 до 5 см. Воздух также должен циркулировать и под коробками с продуктами. Для этого их помещают на специальные подставки.
Для сохранности фруктов за два–четыре часа до транспортировки в кузове, в который погружен товар, устанавливают температуру на несколько градусов выше или ниже рекомендуемой. Это необходимо, чтобы создать условия перевозки фруктов, при которых они хранились на складе и сократить вероятность повреждения продуктов холодом. Также устанавливают показатели влажности — не менее важного показателя, который обеспечивает их сохранность.
- Изменение внешнего вида – образование ямок, отслоение кожуры. Эти признаки ярко заметны у манго.
- Потемнение мякоти — наблюдается у ананаса, бананов.
- Плоды не дозревают — отличительный признак папайи, манго.
- Быстрое появление признаков порчи — заметны у грейпфрута.
- Высокая восприимчивость к гниению — проявляется у ананасов.
- Возникновение неприятного запаха, изменение вкуса — наблюдается у манго, папайи.
Скоростной режим
Для предотвращения повреждения плодов необходимо соблюдать скоростной режим. При движении по федеральным трассам он равен 90км/ч, а по территории регионов — до 60км/ч. Логисты разрабатывают маршрут таким образом, чтобы в него не входили сложные участки. Если избежать их невозможно, устанавливают ограничения скорости.
Вентиляция
Вентиляция при перевозке фруктов осуществляется при циркуляции холодного воздуха внутри кузова и притока воздуха с улицы. Внешняя вентиляция удаляет выделяемый плодами углекислый газ и этилен.
Самый простой способ обеспечить вентиляцию — установка всасывающего клапана в сторону всасывателя змеевика испарителя. Контейнеру также необходим клапан для обработанного воздуха.
Внутренняя вентиляция необходима для устранения тепла, которое выделяют плоды. Воздух низкой температуры вступает в контакт с продуктами, удаляя с них воду и газы. Определить необходимое количество воздуха помогает разница температур. Если она менее 1 °С, необходимо сократить объем воздуха в контейнере. Если разница превышает 3-4 °С, количество воздуха необходимо увеличить.
Перевозка фруктов имеет много нюансов. От их соблюдения зависит сохранение качества товара. Особое внимание необходимо уделить температурному режиму, выбору маршрута, объему груза и совместимости продуктов. Для того чтобы учесть все нюансы, необходимо обратиться к надежному перевозчику.
Компания «Ж.Д.Э.» уже более 20 лет оказывает все виды логистических услуг, в том числе занимается перевозкой температурных грузов. Узнайте стоимость перевозки с помощью онлайн-калькулятора и оформите заявку на доставку, заполнив форму.
Источник
Логистика овощей и фруктов: качество и сохранность
Сельхоз. индустрия
Перевозка овощей и фруктов, как и других скоропортящихся грузов, требует от логистов и экспедиторов бережного обращения к товару. Существует ряд обязательных правил, несоблюдение которых гарантированно приведёт к порче продукции. О них мы сегодня Вам и расскажем.
От условий транспортировки овощей и фруктов зависит многое – от взаимоотношений между поставщиком и торговой сетью, до конечной стоимости продуктов для потребителя. Поэтому транспортные компании предпринимают целый ряд мер, позволяющих сохранить свежесть, аромат и приятный вкус плодов. Мы же с вами поделимся их секретами – расскажем на каком транспорте производится перевозка овощей и фруктов, почему некоторые из них не кладут друг с другом и какие нюансы могут сыграть с перевозчиком злую шутку.
Автомобильный транспорт
Самым важным условием сохранности овощей и фруктов является соблюдение температурного режима во время их перевозки. Поэтому для транспортировки используются специальные рефрижераторы с возможностью регулировки температуры в кузове. Чтобы холодный воздух равномерно обволакивал все части скоропортящегося груза, коробки устанавливаются на специальные подставки, а сверху оставляется вентиляционный промежуток в 30–50 см. Кроме того, между двумя-тремя рядами коробок оставляются 5-сантиметровые зазоры.
Ещё одной задачей водителя-экспедитора является защита товара от ударов. Для этого специалисты, занимающиеся разработкой логистики фруктов и овощей, устанавливают ограничение скоростного режима. Для магистралей регионального значения оно составляет 60 км/ч, а на федеральных трассах можно ехать со скоростью до 90 км/ч. А также в процессе планирования маршрута избегаются участки со сложными дорожными условиями либо устанавливаются дополнительные ограничения скорости при их пересечении.
При выборе тары для перевозки овощей учитываются два требования – экологическая безопасность упаковки, а также её способность препятствовать трению плодов и смягчать удары при толчках. Чаще всего для этих целей используется полиэтилен или специальная бумага. Некоторые виды овощей перевозятся в коробках, наполненных стружкой. Но также продолжительность хранения зависит от правильности укладки плодов: внизу должны располагаться самые твёрдые, а сверху – те, что помягче.
Это интересно
Температура перевозки овощей и фруктов и скоростной режим фиксируются специальными устройствами – термографом и тахографом. Покупатель всегда может потребовать эти данные у транспортной компании, чтобы убедиться в том, что свежий вид продуктов соответствует их реальному состоянию. Некоторые перевозчики дополнительно предоставляют спутниковую карту движения, показывающую, по каким трассам ехал автомобиль.
Этиленовая совместимость
Плоды выделяют этилен, который является ещё одним важным фактором, влияющим на сроки хранения продуктов. Дело в том, что различные культуры характеризуются разной интенсивностью выделения этого газа. Поэтому далеко не все овощи и фрукты можно хранить в одной ёмкости.
Этилен активизирует дозревание плодов. Поэтому расположение интенсивно выделяющих этот газ фруктов и овощей рядом с созревшими недопустимо. В противном случае товар уже по прибытии может быть испорчен или как минимум запустится механизм саморазгона, из-за чего плоды быстро перезреют и начнут гнить.
Однако в целях экономической целесообразности «опасные» культуры часто приходится грузить в один рефрижератор с потенциальными жертвами – не гонять же транспорт два раза в одно и то же место. В таких случаях активно выделяющие этилен овощи и фрукты грузятся в самый конец кузова, а те, что подвержены воздействию газа – в начало. Таким образом можно продлить совместное пребывание несовместимых товаров до двух суток.
Химическая опасность
Овощная и фруктовая логистика должна учитывать все факторы риска. Поэтому, кроме уровня выделения этилена различными группами товаров, перевозчики обращают внимание на их запах и особенности обработки химическими веществами. Такие культуры, как чеснок, цитрусовые, лук и картофель выделяют резкий запах, который легко может передаться тем же бананам. Покупателю вряд ли понравятся африканские плоды со вкусом чеснока. Поэтому овощи и фрукты было решено разделить по совместимости на семь групп.
Плоды активно выделяют этилен.
Цитрусовые часто обрабатываются дифенилом (бифенил) и передают запах другим продуктам.
Киви, шпинат, зелёный горох, брокколи, спаржа, кукуруза, ревень, зелёный лук, эндивий, петрушка и др.
Плоды проявляют высокую чувствительность к этилену.
Для продления срока хранения поверхность плодов можно охлаждать льдом.
Плоды плохо переносят воздействие влажной среды.
Мандарин, клюква, лимон, канталупа
Лимон и мандарин часто обрабатываются дифенилом (бифенил) и передают запах другим продуктам.
Для продления срока хранения поверхность плодов можно охлаждать льдом.
Поздний картофель, сладкий перец, баклажаны, огурцы
Плоды проявляют высокую чувствительность к этилену и воздействию низких температур.
Авокадо, тыква, манго, банан, лайм, дыня, ранний картофель
Плоды активно выделяют этилен и чувствительны к воздействию низких температур.
Плоды проявляют высокую чувствительность к этилену.
Кроме температурной таблицы, при транспортировке овощей и фруктов учитывается возможность возникновения нежелательных химических реакций на средства дополнительной обработки. Некоторые химические вещества способствуют активной газификации, поэтому перед покупкой плодов необходимо получить достоверную информацию о способах их обработки.
Повреждения от переохлаждения
Бывает так, что при перевозке фруктов и овощей экспедиторы не учитывают часть правил. Особенно это касается температурного режима – не особо грамотные перевозчики считают, чем ниже температура, тем лучше. Иногда это не особо влияет на качество товара, а порой приводит к быстрой порче плодов.
Сразу скажем, что повреждение возникает в любом случае, если температура в рефрижераторе опустилась ниже допустимых значений. Продолжительность хранения продукции в этом случае будет зависеть от его степени. По этому параметру культуры делятся на три категории:
Плоды из первой категории могут храниться при пониженной температуре до нескольких недель. Поэтому во время кратковременной перевозки они не подвергаются серьёзному воздействию, даже если температура воздуха опустится на 2–3 °C ниже допустимого уровня. Транспортировка овощей и фруктов средней чувствительности при нарушении температурного режима не должна длиться более 2–3 дней. Что же касается культур с высокой чувствительности к холоду, то они начнут портиться уже после нескольких часов. К ним в основном относятся плоды манго, ананаса, цукини и других тропических фруктов.
Как видите, перевозка фруктово-овощных культур – довольно сложное мероприятие, требующее наличия определённых навыков и опыта. Поэтому торговые сети и супермаркеты тщательно подбирают поставщиков, придерживающихся всех правил хранения, ведь от этого зависит их прибыль.
Источник