- Парк царицыно беседка золотой сноп
- Парк Царицыно. Беседка «Храм Цереры» 1805 г. Архитектор И.В. Еготов.
- Парк царицыно беседка золотой сноп
- Парк Царицыно. Беседка «Храм Цереры» 1805 г. Архитектор И.В. Еготов.
- Музей-заповедник Царицыно
- История усадьбы Царицыно
- Достопримечательности в парке Царицыно
- Парк Царицыно
- Официальный сайт музея-заповедника Царицыно
- Как добраться в парк Царицыно
Парк царицыно беседка золотой сноп
Слева.«Храм Цереры» («Золотой сноп»). Царицыно. Фотография 1939 г.
Справа.«Храм Цереры» («Золотой сноп»). Царицыно. Фото 10 декабря 2006 г.
Слева.«Храм Цереры» («Золотой сноп»). Царицыно. Фото 8 октября 2006 г.
Справа.«Храм Цереры» («Золотой сноп»). Царицыно. Фото 20 августа 2007 г.
Беседка «Храм Цереры» была построена архитектором И.В. Еготовым по распоряжению П.С. Валуева. Как известно, в древнеримской мифологии Церера (Cerec) была богиней земледелия и плодородия. В соответствии с этим в беседке была установлена статуя этой богини, держащей в руках серп и сноп колосьев. Сноп позолоченных колосьев располагается и над куполом беседки. Отсюда ее второе название — «Золотой сноп».
Статуя Цереры была утрачена уже в середине XIX века. В 1927 г. на ее месте была установлена другая, привезенная из подмосковной усадьбы Лукино. Но и она пропала спустя примерно 100 лет после первой.
Скульптура, установленная в 1927 г. еще есть на первой фотографии, сделанной в 1939 г.
Долгое время беседка существовала без скульптуры. Правда, в один из вечеров (8 октября 2006 г.) в ней появилась «живая скульптура» — девушка в белом. Ее можно увидеть на третьей фотографии.
В 2007 г. в беседке вновь была размещена статуя Цереры, которую хорошо видно на четвертой фотографии.
Вот что писали про беседку «Храм Цереры» («Золотой сноп») в книге «Подмосковныя», выпущенной в 1914 г.:
«В дальнем конце парка, там, где развертываются поля, пологий косогор с кустарником и болотистым перелеском, Баженов поставил «Храм Цереры» или «Золотые колосья», круглую классическую беседку на восьми колоннах. Такия беседки на фоне парка неразрывно связаны с представлением о дворянской усадьбе конца VXIII века; ими полны иллюстрации и виньетки, бисерные работы и вышивки; классическая беседка на краю золотистаго поля или березоваго леса – один из чарующих и многозначительных образов XVIII века. Царицынский «Храм Цереры» был первым созданием этого рода в России и, следовательно, творцом подобных классических сооружений нужно признать Баженова».
Источник статьи: http://www.parktsaritsyno.ru/zerera.html
Парк Царицыно.
Беседка «Храм Цереры» 1805 г. Архитектор И.В. Еготов.
БЕСЕДКА «ХРАМ ЦЕРЕРЫ» БЫЛА ПОСТРОЕНА АРХИТЕКТОРОМ И.В. ЕГОТОВЫМ. КАК ИЗВЕСТНО, В ДРЕВНЕРИМСКОЙ МИФОЛОГИИ ЦЕРЕРА (CEREC) БЫЛА БОГИНЕЙ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И ПЛОДОРОДИЯ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ В БЕСЕДКЕ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА СТАТУЯ ЭТОЙ БОГИНИ, ДЕРЖАЩЕЙ В РУКАХ СЕРП И СНОП КОЛОСЬЕВ. СНОП ПОЗОЛОЧЕННЫХ КОЛОСЬЕВ РАСПОЛАГАЕТСЯ И НАД КУПОЛОМ БЕСЕДКИ. ОТСЮДА ЕЕ ВТОРОЕ НАЗВАНИЕ — «ЗОЛОТОЙ СНОП».
СТАТУЯ ЦЕРЕРЫ БЫЛА УТРАЧЕНА УЖЕ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА. В 1927 Г. НА ЕЕ МЕСТЕ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА ДРУГАЯ, ПРИВЕЗЕННАЯ ИЗ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ ЛУКИНО. НО И ОНА ПРОПАЛА СПУСТЯ ПРИМЕРНО 100 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ. ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЕСЕДКА СУЩЕСТВОВАЛА БЕЗ СКУЛЬПТУРЫ. ПРАВДА, В ОДИН ИЗ ВЕЧЕРОВ (8 ОКТЯБРЯ 2006 Г.) В НЕЙ ПОЯВИЛАСЬ «ЖИВАЯ СКУЛЬПТУРА» — ДЕВУШКА В БЕЛОМ.
В 2007 Г. В БЕСЕДКЕ ВНОВЬ БЫЛА РАЗМЕЩЕНА СТАТУЯ ЦЕРЕРЫ. Вид на одну из последних построек царицынского парка — беседку «Храм Цереры» открывается с Береговой дорожки. Такие легкие беседки, представляющие собой круговую колоннаду, увенчанную куполом, стали к началу XIX столетия почти обязательной принадлежностью крупных пейзажных парков и были очень любимы современниками. В Царицыне строительство ротонды началось в 1805 году по распоряжению П.С. Валуева.
Тогда И.В. Еготов получил указание «в селе Царицыне в саду сделать вновь два мостика и храмик». Вскоре им были представлены проект и примерная смета затрат на производство работ. Предполагалось строительство «круглого маленького храмика ионического ордера о осьми колоннах по рисунку и показанию архитекторскому». В соответствии с названием в беседке была установлена статуя богини плодородия, держащей в руках серп и сноп колосьев. Сноп позолоченных колосьев увенчал также и голубой купол постройки, что послужило основанием для другого поэтического ее названия — «Золотой сноп».
Церера, лат. — древнеиталийская богиня плодородия, созревания злаков, покровительница материнства и брака. Жрецом Цереры был представитель плебеев. Ее почитали крестьяне. В честь богини справлялся праздник — цериалии (апрель). Храм этой богини являлся убежищем для плебеев. Постепенно куль Цереры сблизился с культом Деметры, с которой отождествляли эту богиню.
Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества—цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами—плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом «Светлой богини» (Теллуры) но праздник цереалии с его весельем и широким гостеприимством сохранился.
> |
---|
Все материалы сайта защищены©. 2007 — 2013 г
Источник статьи: http://www.parktsaricino.ru/zerera.php
Парк царицыно беседка золотой сноп
ОСОБООХРАНЯЕМАЯ
ПРИРОДНАЯ
ТЕРРИТОРИЯ
Фотоальбом: беседка «Храм Цереры»
- Московские парки: фотосайт
- Природно-исторический парк «Царицыно»
- Музей-заповедник «Царицыно»
ЛАНДШАФТНЫЕ ПАРКИ И САДЫ:
ВОДОЁМЫ, ОСТРОВЫ, ОВРАГИ:
Верхний Царицынский пруд:
Нижний (Средний) Царицынский пруд:
Оранжерейные пруды и овраг:
Беседка «Храм Цереры» («Золотой сноп») построена в 1805 архитектором И. В. Еготовым. Принадлежит к широко распространенному во второй половине XVIII — первой трети XIX в. типу садовых построек. Представляет собой круглую в плане колоннаду, перекрытую куполом. Свое название получила в честь древнеримской богини плодородия, статуя которой украшала беседку. Стоит у границы парка на вершине возвышающегося за долиной «Галереи Нерастанкиной» холма. Играет роль последнего яркого архитектурного акцента в береговой панораме пейзажного парка. Является одной из самых знаменитых и любимых посетителями.
В ХХ столетии разделила общую судьбу всех строений ансамбля. И хотя ее не раз подновляли и реставрировали, она вновь приходила в руинированное состояние.
К настоящему времени «Храм Цереры» отреставрирован полностью, в 2007 году в беседке вновь установлена статуя.
Беседка с воссозданной статуей.
[© Sirius_MSK, 2007-10-20 | 600×900 | 226 Кб] UPD (HDR)
Беседка «Храм Цереры» («Золотой сноп») с воссозданной статуей богини Цереры.
Воссозданная статуя Цереры.
[© Sirius_MSK, 2007-10-20 | 600×900 | 179 Кб] UPD (HDR)
Беседка «Храм Цереры» («Золотой сноп»). Воссозданная статуя богини Цереры.
Источник статьи: http://moscowparks.narod.ru/piptsar/mztsar/22/
Парк Царицыно.
Беседка «Храм Цереры» 1805 г. Архитектор И.В. Еготов.
БЕСЕДКА «ХРАМ ЦЕРЕРЫ» БЫЛА ПОСТРОЕНА АРХИТЕКТОРОМ И.В. ЕГОТОВЫМ. КАК ИЗВЕСТНО, В ДРЕВНЕРИМСКОЙ МИФОЛОГИИ ЦЕРЕРА (CEREC) БЫЛА БОГИНЕЙ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И ПЛОДОРОДИЯ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ В БЕСЕДКЕ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА СТАТУЯ ЭТОЙ БОГИНИ, ДЕРЖАЩЕЙ В РУКАХ СЕРП И СНОП КОЛОСЬЕВ. СНОП ПОЗОЛОЧЕННЫХ КОЛОСЬЕВ РАСПОЛАГАЕТСЯ И НАД КУПОЛОМ БЕСЕДКИ. ОТСЮДА ЕЕ ВТОРОЕ НАЗВАНИЕ — «ЗОЛОТОЙ СНОП».
СТАТУЯ ЦЕРЕРЫ БЫЛА УТРАЧЕНА УЖЕ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА. В 1927 Г. НА ЕЕ МЕСТЕ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА ДРУГАЯ, ПРИВЕЗЕННАЯ ИЗ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ ЛУКИНО. НО И ОНА ПРОПАЛА СПУСТЯ ПРИМЕРНО 100 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ. ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЕСЕДКА СУЩЕСТВОВАЛА БЕЗ СКУЛЬПТУРЫ. ПРАВДА, В ОДИН ИЗ ВЕЧЕРОВ (8 ОКТЯБРЯ 2006 Г.) В НЕЙ ПОЯВИЛАСЬ «ЖИВАЯ СКУЛЬПТУРА» — ДЕВУШКА В БЕЛОМ.
В 2007 Г. В БЕСЕДКЕ ВНОВЬ БЫЛА РАЗМЕЩЕНА СТАТУЯ ЦЕРЕРЫ. Вид на одну из последних построек царицынского парка — беседку «Храм Цереры» открывается с Береговой дорожки. Такие легкие беседки, представляющие собой круговую колоннаду, увенчанную куполом, стали к началу XIX столетия почти обязательной принадлежностью крупных пейзажных парков и были очень любимы современниками. В Царицыне строительство ротонды началось в 1805 году по распоряжению П.С. Валуева.
Тогда И.В. Еготов получил указание «в селе Царицыне в саду сделать вновь два мостика и храмик». Вскоре им были представлены проект и примерная смета затрат на производство работ. Предполагалось строительство «круглого маленького храмика ионического ордера о осьми колоннах по рисунку и показанию архитекторскому». В соответствии с названием в беседке была установлена статуя богини плодородия, держащей в руках серп и сноп колосьев. Сноп позолоченных колосьев увенчал также и голубой купол постройки, что послужило основанием для другого поэтического ее названия — «Золотой сноп».
Церера, лат. — древнеиталийская богиня плодородия, созревания злаков, покровительница материнства и брака. Жрецом Цереры был представитель плебеев. Ее почитали крестьяне. В честь богини справлялся праздник — цериалии (апрель). Храм этой богини являлся убежищем для плебеев. Постепенно куль Цереры сблизился с культом Деметры, с которой отождествляли эту богиню.
Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества—цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами—плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом «Светлой богини» (Теллуры) но праздник цереалии с его весельем и широким гостеприимством сохранился.
> |
---|
Все материалы сайта защищены©. 2007 — 2013 г
Источник статьи: http://www.parktsaricino.ru/zerera.php
Музей-заповедник Царицыно
Одно из самых живописных мест на историко-архитектурной карте Москвы занимает музей-заповедник «Царицыно». Он находится на юге столицы и представляет собой протяжённый пейзажный парк с павильонами, каскадом прудов и оранжереями, а также великолепный дворцовый ансамбль и недавно появившуюся зелёную зону с цветниками и музыкальным фонтаном. Площадь всей усадьбы составляет более 400 га.
История усадьбы Царицыно
Упоминания в письменных источниках о местности, где впоследствии будет возведён архитектурно-парковый ансамбль «Царицыно», датируются XVI веком. В то время там были пустоши, одна из которых именовалась весьма непоэтично — «Чёрная грязь». Так потом называлась и появившаяся на этой территории усадьба. Её владельцами были представители известных родов — Стрешневы, Голицыны, Кантемиры. Основанием села Царицына принято считать 1775 год, когда Екатерина II праздновала год со дня заключения выгодного мира между Россией и Турцией. Она побывала в усадьбе проездом, и ей там настолько понравилось, что имение было ею выкуплено. Летом 1775 года уже в своём поместье императрица провела больше месяца, прогуливаясь по его красивым окрестностям и наслаждаясь природой.
В скором времени под началом архитектора Василия Баженова в усадьбе начинаются строительные работы. Для того, чтобы создать грандиозный дворцовый комплекс с множеством построек, понадобилось почти десять лет (1776-1785 гг.). Но, увы, это место так и не получило звание императорской резиденции. И даже сейчас доподлинно неизвестно, почему так произошло.
Екатерина II побывала там с краткосрочным визитом летом 1785 года. Она осмотрела один из дворцов и отбыла в Коломенское, а через какое-то время последовал высочайший указ: разобрать и переделать постройки, предназначавшиеся для венценосной фамилии, то есть почти всю центральную часть ансамбля. Баженов от нового строительства был отстранён, архитектором царицынской резиденции стал его ученик, Матвей Казаков.
По одному из предположений, императрице пришлись не по нраву интерьеры величественных сооружений — своды тяжёлые, комнаты низкие, лестницы узкие и пр. По другому, державную заказчицу возмутили масонские символы, вплетённые в декоративные украшения строений (Баженов был членом этого тайного общества). Затем вновь началась война с Турцией, обострились проблемы с финансированием. Но окончательно заморозила стройку Царицына смерть Екатерины II. Другие самодержцы здесь никогда не жили.
В 80-х годах XX века здесь был образован Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Это событие стало отправной точкой для поэтапного воссоздания архитектурного ансамбля. В начале 90-х годов Музей получил статус Историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно». Уже в веке нынешнем там была произведена реконструкция, и это место стало очень популярным среди горожан и туристов, посещающих столицу.
Достопримечательности в парке Царицыно
Большой мост, или Мост через овраг в Царицыно, — одно из красивейших сооружений Баженова. Его архитектурные формы и декор принадлежат к особому Баженовскому стилю, который сам архитектор называл «нежной готикой».
Мост опирается на ряд стрельчатых и полукруглых арок, составляющих изысканную и динамичную композицию, по краснокирпичному фону его боковых поверхностей прихотливо разбросаны белокаменные узоры. Среди узоров встречаются стилизованные изображения щитов с перекрещенными мечами. Согласно символике, принятой в XVIII веке, это охранительные знаки, отмечающие начало пути.
Для уменьшения тяжести конструкции и облегчения нагрузки на грунт в кладке моста сделаны сквозные вырезы круглой и треугольной формы. Некоторые из них закрыты белокаменными решётками — таким образом, функциональные элементы приобретают декоративный характер.
За Большим мостом начинается главная подъездная дорога усадьбы. Справа от дороги стоит один из Кавалерских корпусов — зданий, предназначавшихся для размещения свиты императрицы. Изначально таких корпусов было восемь, до нашего времени сохранилось три.
Третий Кавалерский корпус, или Кавалерский корпус с круглым залом, был построен Баженовым в 1776-1778 годах. Его архитектура представляет собой мощный прямоугольный объём с выступающей полуротондой. Крыша-купол украшена ажурным парапетом и завершается бельведером. Зубчатая линия парапета из чередующихся шаров и пирамид — излюбленный приём Баженова, придающий его постройкам особую лёгкость и изящество.
Главная подъездная дорога приводит нас к ещё одному мосту — Фигурному.
Фигурный мост, построенный Баженовым в 1784 году, представляет собой мост-ворота. Внизу, под его высокой аркой, проходит вторая главная дорога усадьбы, поднимающаяся от прудов. В начале и в конце моста установлены башни с зубцами в виде «ласточкиных хвостов», как на стенах Московского Кремля. Перед башнями установлены декоративные колонки, напоминающие светильники и увенчанные композициями из белокаменных треугольников, имитирующих языки пламени.
По сторонам проездной арки моста — белокаменные кресты, которые часто называют мальтийскими. Однако в действительности они являются так называемыми «орденскими» крестами, поскольку у них, в отличие от мальтийских, нераздвоенные концы. Первоначально на Фигурном мосту были высажены цветущие кусты и деревья, мост напоминал висячий садик.
Это главное сооружение архитектурного комплекса, и от него невозможно оторвать взгляд. Дворец выглядит как замок из сказки — башни со шпилями, которые, в свою очередь, украшены золотыми звёздочками, белые колонны, искусно выполненный декор фасада. За этим зданием расположена большая поляна, где одиноко растёт старинная сосна, которой уже больше 150 лет.
От Большого дворца протянулась галерея с живописной аркой, соединяющей здание с Хлебным домом. Наряду с Виноградными воротами, это визитная карточка усадьбы Царицыно.
Церковь — самое старое строение Царицына — была построена при Кантемирах в 1759—1765 годах. Её архитектура представляет собой восьмигранный объём, стоящий на четырёхгранном основании и завершённый массивным восьмигранным куполом с маленькой изящной главкой. Декор церкви характерен для стиля елизаветинского барокко.
Церковь освящена во имя иконы Пресвятой Богородицы Живоносный Источник. По преданию, впервые такая икона была написана в память о случившемся в V веке чудесном исцелении водами источника византийского императора Льва I. В русских иконах этот извод образа Богородицы появляется только в конце XVII века и встречается достаточно редко. Изображение источника имеет и символическое значение, олицетворяя Слово Божие, дух и благодать, являющиеся источником жизни.
Посвящение царицынской церкви иконе Пресвятой Богородицы Живоносный Источник обычно объясняют обилием родников и ключей в округе. Источник близ церкви, дающий начало ручью на дне оврага, по традиции называют Живоносным.
Церковь имеет два придела. Один, посвящённый Дмитрию Солунскому — святому, соимённому князю Д.К. Кантемиру, возведён одновременно с церковью, второй — во имя иконы Казанской Богоматери — пристроен в 1885 году. Тогда же были построены новая трапезная и колокольня. В 1939 году церковь была закрыта, в 1990-м вновь стала действующей.
Хлебный дом, построенный Баженовым в 1782—1785 годах, расположен на одной линии с дворцом и представляет собой хозяйственное помещение — кухонный флигель. Архитектор определил его назначение как «кухни со всеми потребностями и службами».
Это массивное двухэтажное здание, квадратное в плане, со скруглёнными углами и хозяйственным двориком внутри. В цокольном этаже помещались погреба и ледники, в верхнем — три кухни, кондитерская и скатертная. Два фасада украшены рельефными эмблемами, изображающими каравай хлеба с солонкой.
Хлебный дом соединяется с дворцом при помощи галереи с высокой, опирающейся на две башни аркой. Благодаря декору, состоящему из остроконечных элементов, арка получила название «Колючей».
Это небольшое здание с оригинальным планом в виде «уголка», обращённого внутренней стороной к площади. Вход оформлен в виде четырёхколонного портика Первый Кавалерский корпус иногда называют также Управительским домом.
Называемый Восьмигранным или Лакейским домом, корпус был построен в 1782—1784 годах. Его фасады, ориентированные по сторонам света, украшены декоративными портиками, над тремя из которых возвышаются фигурные фронтоны-кокошники, орнаментированные белокаменными узорами в виде полукружий, лучей, звёзд и трилистников.
Обойдя Главную площадь, мы возвращаемся на подъездную дорогу, которая после Фигурного моста переходит в «Берёзовую перспективу» — аллею, когда-то обсаженную берёзами. В настоящее время берёзы заменены липами. Слева от «Берёзовой перспективы» расположена большая луговина, на которую выходит задний фасад дворца. По правой стороне стоят Малый дворец и Оперный дом.
Малый дворец, или Полуциркульный дворец, построенный Баженовым в 1776—1778 годах, предназначался для личного пользования императрицы. Он стоит на насыпном холме, возвышающимся на двадцать метров над уровнем пруда.
Фасад дворца, выходящий на Берёзовую аллею, украшен белокаменным вензелем Екатерины в окружении лучей славы. Противоположный фасад, обращённый к пруду, представляет собой полукруглый объём, увенчанный полусферическим куполом и повторяющий очертания холма.
Средний дворец, или «Дворец на луговине», впоследствии получивший название Оперный дом, построен Баженовым в 1776 году. Он состоит из главного объёма, обращённого в сторону «Берёзовой перспективы», и мощного выступа со стороны пруда. Это сооружение должно было служить приёмным дворцом Екатерины. Официальное назначение дворца подчёркивают белокаменные изображения двуглавых орлов над входами со стороны боковых фасадов. Название Оперный дом появилось в начале XIX века благодаря полукруглой форме главного зала, характерной для театральных помещений. Пологий спуск к пруду перед Оперным домом, по преданию, считается остатками лестницы хором Ирины Годуновой.
Около Оперного дома, в конце «Берёзовой перспективы», стоят Фигурные ворота, отделяющие дворцовую часть усадьбы от парка.
Фигурные ворота — выдающееся творение Баженова, ставшее главным символом Царицына. Они были построены в 1776—1778 годах «при конце сада». Круглые башни-опоры, украшенные зубцами, обрамляют высокую стрельчатую арку. Первоначально ворота были украшены скульптурными изображениями. По старой описи, в их убранство входило «ваз четыре, собак две, купидонов два». Вопреки принятому в архитектуре распределению цвета — более тёмные, тяжёлые тона — в нижней части здания, а более светлые, лёгкие — в верхней — при строительстве Фигурных ворот Баженов смело применил обратную последовательность, что создало ощущение парящего в воздухе портала.
За Фигурными воротами начинается парк. Прямая и чёткая «Берёзовая перспектива» переходит в прихотливо извивающуюся аллею под названием Утренняя дорожка, которая идёт вдоль пруда, повторяя изгибы береговой линии.
Парк Царицыно
Пейзажный парк в Царицыне — один из старейших в нашей стране. Он был основан ещё при князьях Кантемирах, последних хозяев усадьбы «Чёрная Грязь», купленной затем императрицей для строительства загородной резиденции. Архитектор Василий Баженов продолжил заниматься обустройством и планировкой ландшафта парка, а в конце XVIII века это ответственное дело поручили известному садовнику-англичанину Френсису Риду. Парк характеризует сложный рельеф с речками и оврагами. Через них переброшены небольшие мосты.
В начале XIX века благоустройством парка Царицыно занимались «садовый подмастерье» С. Махов и немецкий садовник К.-С. Унгебауэр. К этому времени относятся существующие поныне парковые павильоны, расположенные вдоль Утренней дорожки, огибающей весь парк. Это павильон Миловид (или Миловида), искусственная Руина, беседки Нерастанкина и «Золотой сноп».
Сейчас Царицынский парк благоустроен — там много дорожек, фонарей, лавочек, перемещаться по нему можно пешком, а в тёплое время года ещё и на электромобилях.
Центральная часть павильона представляет собой высокую сквозную арку, по бокам которой располагается по два кабинета. Первоначально Миловид был украшен статуями, вазами, скульптурами сфинксов и дельфинов. В 1992 году павильон сильно пострадал от пожара, сейчас восстанавливается.
Прямо напротив павильона гладь пруда оживляется круглым Птичьим островом, на котором когда-то находился птичник.
Живописная искусственная руина, имитирующая фрагмент полуразрушенной стены средневекового замка с арочным проходом и угловой башней, была построена в 1804—1805 годах из необработанного камня с прослойкой из кирпича.
Предположительно, эта беседка с романтическим названием, как и Миловид, была построена И.В. Еготовым в 1803—1804 годах. Она состоит из трёх залов, главный фасад обращён к прудам. С середины XIX века Нерастанкина пребывала в полуразрушенном состоянии. В настоящее время восстанавливается.
Напротив павильона на острове посреди пруда находилась каменная арка, получившая название Русалкины ворота. Они были утрачены, сейчас также восстанавливаются.
В чаще парка, слева от павильона, можно увидеть поросшие травой курганы. Археологи относят их ко временам обитания здесь славян-вятичей.
«Золотой сноп» — восьмиколонная круглая беседка, увенчанная куполом, вершину которого украшает сноп колосьев — атрибут древнеримской богини хлебных злаков Цереры. В беседке была установлена статуя богини, утраченная в XIX веке.
Долгое время «Золотой сноп» считался творением Баженова, но в настоящее время установлено, что автором беседки был И.В. Еготов, построивший её в 1805 году. Изящная простота архитектуры «Золотого снопа» послужила образцом для беседок во многих парках и стала поэтическим символом русской усадьбы.
Когда-то они считались лучшими в Москве. В Царицыне росли тропические деревья и созревали нетипичные для средней полосы России фрукты, ягоды и плоды — ананасы, персики, апельсины, виноград, оливки, миндаль. Кое-что из названного выращивается и ныне. Оранжереи открыты для посещения.
Каскад прудов Царицынского парка появился задолго до того, как эти земли купила Екатерина II. Водоёмы образовались в долинах реки Городенка и её ответвлений: Черепишки, Язвенки и Чертановки. Первый пруд Борисовский (ранее — Цареборисовский) стал результатом возведения плотины во времена правления Бориса Годунова. Шипиловская запруда закрыла его выше по течению, так появился средний из прудов — Развиловатый, или Шипиловский, сейчас его зовут Нижним Царицынским. Вверх по течению находится Черногрязский или Английский пруд. Он был устроен в XVII веке. А вот Средний Царицынский пруд образовался совсем недавно: в 80-х годах XX века после сооружения высокой дамбы. Она разделила Нижний пруд на две части. По ней пролегло Новоцарицынское шоссе.
Современным чудом инженерной техники музея-заповедника «Царицыно» является фонтан, посмотреть на который с мая и все летние месяцы приходят сотни людей. Расположено это водное «ноу-хау» в Нижнем Царицынском пруду, на острове в виде подковы. От «большой» земли к нему протянуты два изящных моста. Фонтан являет собой крупнейшее в Москве светомузыкальное сооружение. Кроме того, он единственный построен в водоёме в исторической зоне. Более 900 струй бьют на высоту до 15 метров под мелодии Поля Мориа и Петра Чайковского. А под водой расположено множество разноцветных светильников. Поэтому в тёмное время суток танцующий фонтан представляет собой поистине фееричное зрелище.
В парке Царицыно можно не только прогуливаться. Здесь расположены городки для детей, площадки для волейбола, баскетбола и бадминтона. Есть прокат, где можно взять, к примеру, сегвей или веломобиль. Работает лодочная станция, где для водных прогулок предоставляются лодки или катамараны. Открыта танцевальная площадка.
Сотрудники музея-заповедника «Царицыно» проводят различные мастер-классы, реализуют просветительские и развлекательные программы.
Официальный сайт музея-заповедника Царицыно
Москва, ул. Дольская, д. 1. Вход на территорию бесплатный.
Как добраться в парк Царицыно
На общественном транспорте: станция метро «Царицыно», первый вагон из центра, по переходу налево. На улице двигаться в том же направлении, вход в парк будет через 1-2 минуты. Попасть в музей-заповедник можно и со станции метро «Орехово».
Если ехать на машине, то удобнее подъезжать к Царицыну с ул. Тюрина, поскольку там есть парковка, правда, она платная.
Если вы хотите совершить прогулку по обширному царицынскому парку, вы можете это сделать каждый день с шести утра до двенедцати ночи. А если вас интеерсует дворцовый комплекс, то вам необходимо учитывать, что посетить его можно с 11 частов, закрываются царицынские дворцы в обычные дни в 18 часов, по воскресеньям и праздничным дням — в 19:00. Самый длинный день в Царицыне — суббота, музей работает до 20 часов. Выходной день — понедельник.
Источник статьи: http://trave-l.ru/moscow/muzej-zapovednik-caricyno/