Картотека «Пальчиковая гимнастика по лексическим темам»для старшего возраста
картотека (старшая группа)
Эта долька – для ежа, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.
(самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)
(большой палец правой руки)
Движения прямыми ладонями
Потереть ладони друг о друга
Сжимать и разжимать кулачки.
(дети делают ладошки «корзинкой»)
(сгибают пальчики, начиная с большого)
У Сережки-сорванца —Два зеленых огурца.
Да еще у Петьки — Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
Раз – капуста, два – горошек,
(На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.)
(Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.)
Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст».)
(Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.)
«Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда. (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда. («бегут» пальцами по столу)
Этот пальчик — апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя).
«В сад за сливами пошли»
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)
(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)
(Левая рука остаётся, правую убираем.)
(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)
3.Игра «За грибами» (используя картинки)
(Скачут в присядку, срывают воображаемые грибы.)
(Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.)
(Скачут стоя, срывают воображаемые грибы.)
(Идут в развалку, затем топают правой ногой.)
4 .Пальчиковаяе игра «идем грибы искать»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (сжимают и разжимают пальцы)
В нем – костюмы, платья, шубы. (поочередно загибают пальцы)
Белки там – на верхней полке.
И весь день в шкафу темно, (закрывают глаза руками)
Как в лесу или в кино. (открывают глаза).
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу)
Стулья – спинки все резные,
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
Посидим чуть-чуть на стуле.
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по коленям)
ТЕМА : «ПОСУДА»
«Чайник»
Я — чайник, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)
ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой.
Девочка Ирина порядок наводила. (Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного)
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: Одной руки с пальцами другой руки.
Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.
Попеременные хлопки ладонями
и удары кулачками по столу.
загибают по одному пальчику ,
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Обувь»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко. (В правой руке воображаемая иголка «шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке)
А наперсток (Надевают наперсток)
В тот же миг («Шьют»)
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке:
-Шей,
а колоться ты не смей! (Грозят пальчиком)
Мы строители, мы строим, (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим, (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье! (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)
А четыре — я живу в квартире.
Девять – пешеходный переход,
Город чудный, город древний,
На твоих церквах старинных
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
(сгибать, разгибать пальчики)
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы , начиная с большого.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
Папа, мама, брат и я (Дети разжимают кулачки, начиная большого пальца.)
Наша дружная семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца . )
Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз — Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два — сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Постовой».
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Машины».
Все машины по порядку,
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные.
Методическая разработка комплексов утренней гимнастики по лексическим темам для старшей группы.
В помощь иинструкторам по физической культуре и воспитателям при проведении утренней гимнастике для детей старшей группы.
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
В картотеке представлены такие лексические темы как «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды» и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр.
Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам. Старший дошкольный возраст.
В данном материале представлена подборка упражнений пальчиковой гимнастики по лексическим темам, изучамым в старшей и подготовительной группах коррекционной направленности для детей с ТНР. матер.
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Пальчиковая гимнастика способствует развитию ручного праксиса, совершенствованиию координации движения со словами, выработке чувства ритма, преодоления моторной неловкости.
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темамдля детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Источник