Овощные культуры семейства лилейных
Автор: Габбасова Миляуша Янтуровна
Организация: МАОУ СОШ № 4 г. Гая
Населенный пункт: Оренбургская область, г. Гай
Естествознание
Дата ______________
Тема: Овощные лилейные. Лук.
Цель: Продолжить знакомство с представителями лилейных на примере лука.
1. Изучить строение луковицы; познакомить с биологическими особенностями лука, его пищевыми и целебными свойствами; закрепить знания и умения обучающихся о строении лилейных овощей.
2. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, умение делать выводы.
3. Воспитывать уважение к труду.
-Здравствуйте. К уроку все готовы? Аутотренинг
Буквы перепутались.
церуго, алкЁвс, родимоп, ьвокром, атсупак, цереп, авкыт, ьлосаф, хорог, апер, акьдер
Огурец, свекла, помидор, морковь, капуста, перец, тыква, фасоль, горох, репа, редька.
— Как, одним словом назвать? (Овощи)
-Сегодня будем говорить об овощах, но прежде вспомним тему прошлого урока.
II. Проверка домашнего задания.
— О чём вы узнали на прошлом уроке?
Учитель вывешивает на доску иллюстрации цветов: тюльпан, лилия, ландыш, хлорофитум.
— Рассмотрите цветы скажите как они называются.
— К какому семейству относятся все эти растения?
— Почему эта группа растений получила такое название?
— Вспомним основные признаки лилейных растений и выполним тест. (Для Белова Д. индивидуальная работа).
Одн…д…льные, ст…бель, к…рневище, др…весина, в…нчик, п..бег, с…м…йство, р…стение, цв…ток, клуб…нь.
2. Подчеркните растения, которые относятся к семейству лилейных
Лилия, тюльпан, баклажан, ландыш, картофель, лук, чеснок, паслен, хлорофитум, горох.
3. Заполни таблицу «Общие признаки лилейных»:
Слова для справок: мочковатая, стержневая, параллельное, дуговое, сетчатое, прямостоячий, цепляющийся, колос, ягода, коробочка, 6Л6Т1П, 1 доля в семени, 2 доли в семени.
— Мы с вами поработали, теперь немного отдохнем и поиграем. Я называю овощ, а вы должны продолжить. Кто не ответит, выбывает из игры.
— Ребята, скажите, где растут овощи?
— На огороде нужно много работать, а перед работой нужно размяться.
III. Изучение новой темы.
— Сегодня мы продолжаем знакомиться с растениями семейства Лилейных.
Учитель раздает каждому ребенку конверт с набором разрезных картинок.
-Откройте конверт, достаньте части картинок. Соберите картинку и определите тему урока.
Записи в тетради. Овощные лилейные растения. Лук.
Сидит бабка на грядках — вся в заплатках,
Кто заплатку оторвёт, тот заплачет и уйдёт (лук).
— Лук – овощ всем знакомый. Каждый день мы его употребляем в пищу.
— Вспомните из уроков кулинарии, при приготовлении каких блюд используется лук?
— Сегодня на уроке мы узнаем о строение лука, правилах его выращивания и о его пользе для здоровья человека.
Лук многолетнее травянистое холодостойкое растение, требовательное к влажности почвы. Он имеет следующее строение.
Работа с учебником. (Слайд и уч-к стр.116).
— Семён посмотрите внимательно рис.73 и опиши внешнее строение лука? Самая главная часть лука — луковица – растет в почве. Каково же её строение? Сейчас мы выясним и будем в роли исследователей.
— У вас на столе у каждого лежит целая луковица и половинка. Возьмите целую луковицу.
— Обратите внимание они сухие?
— Какую корневую систему она имеет?
2 задание. Рассмотрите разрезанную луковицу.
— Внутри луковицы расположены сочные чешуи- это видоизмененные листья
3 задание. Рассмотрите стебель растения.
— Стебель у луковицы укороченный. Он называется донце (от слова дно)
— Вверх от донца растут сочные чешуи и почки, а вниз растут корни.
Вклеиваем в тетрадь картинку с разрезанной луковицей и подписываем название частей луковицы.
—Сейчас к доске выйдет Баранова Ольга и расскажет нам о значении лука в жизни человека.
Сообщение. Значение лука
Репчатый лук – очень важная овощная культура семейства лилейные. В пищу используют и луковицы и листья лука. Ни один в мире повар не будет готовить овощные, мясные и рыбные блюда без лука. Ведь лук содержит необходимые для человека питательные вещества и витамины, и придает блюдам своеобразный вкус.
— Какое значение имеет лук в жизни? (употребляют в пищу, в нём содержатся витамины и питательные вещества)
-Может быть, кто-то сможет объяснить эту поговорку?
Польза репчатого и зеленого лука.
О пользе лука известно с давних времен. Тем не менее, не все полезные свойства лука известны. Лук содержит целый комплекс витаминов, эфирные масла, серу, фтор, железо, магний и кальций. Благодаря наличию в луке большого количества витаминов, он полезен при авитаминозе. Лук способен удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С, к тому же этот витамин способствует повышению иммунитета. Эфирные масла лука помогают при вирусных заболеваниях (простуде, гриппе) — для лечения можно нюхать нарезанные дольки репчатого лука несколько раз в день. В лук е содержатся целебные вещества. Благодаря этим свойствам, лук уничтожает большое количество микробов: стрептококки, возбудителей дизентерии, возбудителей дифтерии, возбудителей туберкулеза и т.д. Лук очень богат железом. Получить этот важный элемент можно как из сырого, так и из жареного, печеного и тушеного лука. Высокое содержание калия делает лук полезным для сердечнососудистой системы. Польза лука для обменных процессов и пищеварения. Лук улучшает обмен веществ и способствует очищению крови.
-Многие не едят лук из-за неприятного запаха изо рта, появляющегося после съедения лука. Есть несколько народных советов.
-Например, можно пожевать: петрушку, поджаренные ядра грецких орехов, корочку подгоревшего хлеба.
Зеленый лук содержат больше витаминов и минералов, чем репчатый. Витаминный урожай лука – зеленое перо можно получить не только когда выращиваешь его на грядке, но и можно в холодное время года вырастить на окнах в классе.
— Сейчас мы с вами научимся сажать лук и сделаем свой огород.
— У вас на столе лежат перчатки, лук севок и контейнер с землёй.
— Сейчас я посажу свою луковицу, а вы смотрите внимательно:
Чтобы посадить луковицу, сначала надо сделать лунку, чтобы луковица была наполовину в земле и только верхушка возвышалась над землей, прижать плотно пальцами землю вокруг луковицы.
— Теперь вы самостоятельно посадите лук севок, но для начала нужно одеть перчатки.
— Мы с вами узнали значение лука и пришли к выводу что нужный и полезный овощ.
Выращивание лука.
В первый год высевают семена чернушки. Появившиеся всходы растут медленно, их регулярно пропалывают, иначе сорняки заглушают всходы. В этот год из чернушки вырастает лук – севок.
-У вас на партах лежит маленькая луковичка. Это лук-севок. Рассмотрите ее.
Убирают его примерно в середине августа, хорошо просушивают. Весной следующего года севок высаживают в почву. И к осени из него вырастает лук – репка.
На третий год на высаженных в почву луковицах репчатого лука образуются цветоносные побеги, растение зацветает, и в шарообразном соцветии образуются семена чернушки. Следовательно, лук – многолетнее овощное растение.
Хранение лука.
— Давайте рассмотрим, как можно хранить лук. Посмотрите на картинки.
-Видите вот эту гирлянду из лука?
Так хранили лук наши бабушки. Рассмотрите другие картинки. Какие условия нужны луку, чтобы он хорошо сохранился? (сухо, прохладно, темно)
IV. Закрепление.
— А теперь проверим, что вы запомнили в ходе урока.
— Ребята, у вас у каждого на столе есть карточки с текстом, в котором пропущены слова. Прочитайте внимательно и впишите то, что пропущено.
Для Белова Д. и Барановой О.- индивидуальное задание (на карточках подписать название частей луковицы)
КАРТОЧКА С ПРОПУЩЕННЫМИ СЛОВАМИ.
- В почве у лука находится луковица.
- Сверху она покрыта сухими _______________.
- Внутри луковицы хорошо видны ________________ чешуйки. Это листья.
- Они отрастают от укороченного стебля- _________________.
- На донце у основания чешуй находятся _________________.
- От донца в почву растут ____________________.
V. Домашнее задание.
Стр.116-119 читать, учить записи в тетради. 5 поговорок о луке.
VI. Итог урока.
— Какое семейство растений мы изучили? (лилейное)
Полный текст статьи см. в приложении.
Источник