Логопедическое занятие «Овощи и Фрукты»
Цель занятия: закрепить название овощей и фруктов.
Коррекционно-образовательные:
— развивать артикуляционную моторику;
— развивать речь и словарный запас в названии овощей и фруктов по картинкам и наглядным пособиям.
Коррекционно-развивающие:
— совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
— развивать внимание, мышление; мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
— воспитать интерес к занятиям;
— воспитать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки.
наглядные пособия и цветные картинки на тему «Овощи и фрукты», картинки для артикуляционной гимнастики, цветной плакат на тему «Фрукты», книга Т.Ткаченко «Развитие речи и общей моторики у дошкольников» для проведения физкультминутки, аудио-файл для проведения логоритмики под музыку «Урожай из фруктов».
1 . Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами будем говорить об овощах и фруктах. Из чего же у нас вырастают овощи? Где они растут?
Овощи вырастают из семян. Они растут на грядке, в земле.
Учитель-логопед: Назовите овощи которые Вы знаете?
Дети: морковь, капуста, огурцы, помидоры и т.д
Учитель-логопед: Ребята, а Вы любите апельсины, яблоки, груши, бананы? Как мы можем назвать их одним словом?
Учитель-логопед: Посмотрите на плакат, видите, как много у нас разных фруктов (абрикос, персик, слива, груша, гранат, лимон)
2 . Основная часть .
Сейчас мы с Вами поиграем, приготовьте свои ладошки, я назову слова, а вам нужно хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите название овощей и фруктов.
Учитель-логопед: Яблоко, корзинка, ветер, капуста, банан, туча, огурец, апельсин, свекла, лимон, тарелка, сахар, ананас, киви и др.
Дети: называют овощи и фрукты.
Учитель-логопед: Молодцы, у вас отлично получается!
2.2. Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: Чтобы Ваш язычок хорошо заработал давайте выполним с Вами артикуляционную гимнастику (по картинкам): Улыбочка-хоботок, Лопатка, Качели.
2.3. Дыхательная гимнастика
Сейчас мы с Вами поиграем в игру «Толстячок-худышка». Овощи бывают толстячки (капуста, картошка, тыква, помидор) и худышки (огурец, морковка, и др.). Чтобы показать овощей-толстячков нужно надуть щечки, а чтобы показать овощей-худышек нужно щечки втянуть в себя. Готовы играть в игру?
2.4. Пальчиковая игра «Фрукты».
Этот пальчик — апельсин,
Этот пальчик — абрикос,
Фрукт для Вас и для нас.
2.5. Загадки «Фрукты/Овощи».
Вкусен этот толстячок
Родом он из южных стран,
Она для борща годится,
Покраснела, как девица.
Не получишь на обед . (свекла)
Он растет у нас на грядке,
Поиграть он любит в прятки.
Весь пупырчатый, зеленый,
Вкусный свежий и соленый. (огурец)
Будет для детишек сок,
А для снежной бабы нос. (морковка)
А вот косточка одна. (слива)
Спеет сочный . (виноград)
2.6. Физкультминутка: проведение гимнастики по книге Т.Ткаченко «Развитие речи и общей моторики у дошкольников» — тема № 10 «Овощи».
2.7. Игра «Слоговая разминка».
Сейчас мы поиграем в игру «Слоговая разминка», во время игры мы будем повторять чистоговорки:
· Ор — ор — ор — сорвали красный помидор.
· Ец — ец — ец — съели вкусный огурец.
· Жан — жан — жан — лежит на грядке баклажан.
2.8. Игра «Угадай по описанию»: выкладываем на стол цветные картинки и называем описание фрукта или овоща:
· Круглое, вкусное, сочное (яблоко)
· Желтый, кислый, овальный (лимон)
· Длинный, желтый, ароматный (банан)
· Сочный, зеленый, вкусный (огурец)
2.9. Логоритмика: играем и поём (аудио-файл под музыку«Урожай из фруктов»).
Наглядные пособия: яблоки, груши, сливы, виноград, ананас, банан.
3. Заключительная часть .
Учитель-логопед: Ребята, наше занятие подошло к концу, давайте вспомним какие овощи и фрукты были у нас в гостях? Что нового Вы о них узнали?
Учитель-логопед: Вы отлично потрудились, все «Молодцы». Спасибо. До свидания! Жду Вас на следующих занятиях.
Алексеева Наталья Николаевна
Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Республиканский центр социальной реабилитации детей-инвалидов «Возрождение»
Источник
Конспект фронтального логопедического занятия «Овощи-фрукты» (в старшей группе для детей ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 филиал» города Алейска
фронтального логопедического занятия
(в старшей группе для детей с ОНР)
Учитель-логопед: Степаненко Е. М.
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе
закрепить знания об овощах и фруктах, местах их произрастания;
уточнить и расширить знания о витаминах, их пользе для организма;
закрепить знания детей основных характеристик овощей и фруктов (цвет, формы, ощущения, что из них можно приготовить) .
учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.
закрепление умения образовывать относительные прилагательные;
развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;
развитие фонематического слуха;
развитие мелкой моторики, координации речи с движением;
развитие тактильных ощущений;
развитие плавного речевого выдоха.
создание эмоционального комфорта.
Ребята, к нам в детский сад пришло какое-то письмо. Давайте его послушаем.
Чтоб здоровым, сильным быть,
В той стране едят продукты –
Это письмо вам прислали Витаминки из волшебной страны Овощей и Фруктов . Витаминки вам напомнили о том, как они для вас важны. А для чего нам всем нужны витамины? (Для того, чтобы питался наш организм, и дети росли сильными и здоровыми).
Ребята, хотите отправиться к Витаминкам в волшебную страну Овощей и Фруктов ? Ехать нам далеко, а машин у нас нет. Давайте немножко пофантазируем и что-нибудь придумаем! Превратим наши стулья в машины!
Превращаем стулья в машины
Здесь, друзья, нужна сноровка!
Подольем бензин чуть – чуть
Можно трогаться нам в путь!
4. Развитие слухового внимания, логического мышления.
Ребята, пока мы едим в страну Овощей и Фруктов , давайте вспомним, что вы о них знаете.
Где растут фрукты? (В саду на деревьях) .
Где растут овощи ? (В огороде на грядках) .
Чтобы вы вспомнили овощи и фрукты , я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте!
1. Собираем мы в лукошко очень крупную …
2. Весной на грядках было пусто, потом выросла …
3. Из земли за чуб плутовку тянем сочную …
4. От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
5. Для Андрюши и Катюши соберем в корзину …
6. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)
Молодцы! А теперь дам вам задачу потруднее :
Назовите фрукты по размеру больше сливы, но меньше ананаса. (Яблоко, груша, апельсин…) .
У каких овощей красный нос ? ( редиска, свекла) .
У какого овоща есть глазки ? (картошка).
Хорошо, вы справились со всеми моими заданиями! Ну вот мы и приехали в волшебную страну!
Попасть в страну Овощей и Фруктов не легко . Но я вам открою один секрет :
В той стране нужны билеты –
Это не простые береты, а волшебные!
Всем на свете могут стать!
Быстро в фрукты превратитесь!
Скажите, ребята, каким фруктом вы стали?
(Дети называют фрукт, подбирают несколько признаков) .
Вы стали фруктами, теперь вам можно заходить!
Наконец-то мы в волшебной стране Овощей и Фруктов .
Сейчас мы с вами оказались в саду. Почему? (Вокруг фруктовые деревья) .
Назовите, какие вы видите деревья. (Яблоня, груша) .
Ребята, какие фрукты привозят к нам из жарких стран? (Бананы, киви, ананасы) .
5. Развитие мелкой моторики, профилактика нарушения зрения.
Поскольку у нас в городе не растут апельсины, давайте их нарисуем. Но рисовать мы будем необычно. Сначала нарисуем пальчиками в воздухе. (Дети «рисуют» в воздухе точками круг влево, затем вправо).
А теперь нарисуем глазами.
(Дети вращают глазами, голова должна быть на месте) .
Давайте посмотрим на схему и составим рассказ.
Недавно в сад приходил Незнайка. Он услышал, что фрукты очень полезные, нарвал яблок, груш, слив и наелся. Но он почему-то заболел – отравился. Какими фруктами мог отравиться Незнайка? (Грязными, немытыми, испорченными) .
А вы всегда ли моете фрукты перед едой?
А сейчас на минутку давайте станем деревцами.
7. Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце» .
1. Потянуться вверх, ладони сомкнуты.
2. Покачаться корпусом вперед – назад, сохраняя равновесие.
3. Приподняться на носки и снова покачаться влево – вправо, как деревце на ветру.
8. Дифференциация понятий « овощи » — «фрукты» .
А теперь Витаминки приглашают вас в огород. Что в огороде растет? ( Овощи ) . Поэтому вам надо скорее превращаться в овощи :
Быстро в овощ превратитесь !
(Дети говорят, каким овощем они стали ) .
Одни овощи растут на земле , а другие овощи растут под землей . Давайте поиграем в игру «Вершки и корешки» .
Я буду называть овощи . Если овощ растет на земле , вы должны будите подпрыгнуть вверх , а если под землей растет овощ , вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры) .
Молодцы, вы хорошо знаете и овощи и фрукты ! Ребята, Витаминки немного загрустили. Когда они пригласили вас в гости, то решили приготовить что-нибудь вкусное. Витаминки пошли собирать урожай, но неожиданно пошел дождь и пришлось спешить, и все овощи и фрукты смешались . Помогите разложить отдельно овощи и фрукты в две корзины.
Овощи и фрукты лежат в одной корзине. Дети берут по одному овощу или фрукту и кладут в соответствующую корзину.
Молодцы! Хоть немножко и устали, урожай вы весь собрали! А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Волшебный мешочек» .
9. Развитие тактильных ощущений.
Дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты . Говорят, что находится внутри.
Ребята, а зачем люди выращивают так много овощей и фруктов ? Ведь если их не съесть сразу, они могут испортиться. Как можно заготовить овощи и фрукты на зиму ? (Их консервируют , варят, замораживают, маринуют, сушат) .
А из чего варят компот – из овощей или фруктов ? (Из фруктов) .
10. Образование относительных прилагательных.
Посмотрите, какие соки заготовили Витаминки на зиму. (Дети называют соки : яблочный, сливовый, грушевый,) .
Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну Овощей и Фруктов ? (Да) . Теперь вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные и необходимые для вас.
Чтоб здоровым, сильным быть,
А теперь нам пора возвращаться назад, в детский сад. Вы очень понравились жителям этой страны. Они решили подарить на память волшебный апельсин. Вот он. Нам надо его разделить на всех.
Пальчиковая игра «Апельсин» .
Разделить мы этот апельсин не сможем. Но вы не расстраивайтесь, ведь этот апельсин волшебный. Давайте его положем в волшебный мешочек! Закроем глаза и посчитаем до 10. Ой, ребята смотрите у нас получилось разделить апельсин.
Источник