- Культурный ландшафт — Cultural landscape
- СОДЕРЖАНИЕ
- Историческое развитие
- Актуальность концепции
- Примеры
- Национальный парк Тонгариро, Новая Зеландия (1993)
- Национальный парк Улуру-Ката Тьюта, Австралия (1994)
- Рисовые террасы Филиппинских Кордильер (1995)
- Культурный ландшафт Синтры, Португалия (1995)
- Портовенере, Чинкве-Терре и острова (Пальмария, Тино и Тинетто), Италия (1997)
- Национальный парк Хортобадь, Венгрия (1999)
- Матобо-Хиллз, Зимбабве (2003)
- Дрезденская долина Эльбы, Германия (2004 г.)
- Террасы виноградников Лаво, Швейцария (2007)
- Культурный ландшафт Западного озера Ханчжоу, Китай (2011)
- Qhapaq an (Дорожная система инков), Северо-Западная Аргентина, Южная Колумбия, Эквадор, Боливия, Перу, Чили (2014 г.)
Культурный ландшафт — Cultural landscape
Культурный ландшафт — это термин, используемый в областях географии , экологии и изучения наследия для описания симбиоза человеческой деятельности и окружающей среды. По определению Комитета всемирного наследия , это «культурные ценности [которые] представляют собой совокупность произведений природы и человека» и подразделяются на три основные категории:
- « пейзаж, задуманный и созданный человеком»
- «органически развитый ландшафт», который может быть « реликтовым (или ископаемым) ландшафтом» или «продолжающимся ландшафтом»
- «ассоциативный культурный ландшафт», который может быть оценен из-за «религиозных, художественных или культурных ассоциаций природного элемента».
СОДЕРЖАНИЕ
Историческое развитие
Понятие «культурные ландшафты» можно найти в европейской традиции пейзажной живописи . Начиная с XVI века многие европейские художники рисовали пейзажи в пользу людей, уменьшая людей на своих картинах до фигур, включенных в более широкие, региональные пейзажи.
Само слово « пейзаж » сочетает в себе «земля» с глаголом германского происхождения «scapjan / schaffen», что буквально означает «сформированные земли». Тогда считалось, что земли сформированы природными силами, и уникальные детали таких ландшафтов (сформированных земель) сами стали предметом «пейзажных» картин.
Считается, что географ Отто Шлютер впервые официально использовал термин «культурный ландшафт» в качестве академического термина в начале 20 века. В 1908 году Шлютер утверждал, что, определяя географию как Landschaftskunde (ландшафтная наука), это дает географию логический предмет, которого нет ни в одной другой дисциплине. Он определил две формы ландшафта: Urlandschaft (перевод оригинального ландшафта) или ландшафт, существовавший до крупных антропогенных изменений, и Kulturlandschaft (перевод культурный ландшафт), ландшафт, созданный человеческой культурой. Основная задача географии заключалась в том, чтобы проследить изменения в этих двух ландшафтах.
Это был Карл О. Зауэр , географ-человек , который, вероятно, оказал наибольшее влияние на продвижение и развитие идеи культурных ландшафтов. Зауэр был полон решимости подчеркнуть влияние культуры как силы, формирующей видимые особенности поверхности Земли в определенных областях. В его определении физическая среда сохраняет центральное значение как среда, с которой и через которую действуют человеческие культуры. Его классическое определение «культурного ландшафта» гласит:
«Культурный ландшафт создается культурной группой из природного ландшафта . Культура — агент, природная территория — среда, культурный ландшафт — результат».
С момента первого официального использования этого термина Шлютером и эффективного продвижения идеи Зауэром концепция «культурных ландшафтов» по-разному использовалась, применялась, обсуждалась, развивалась и уточнялась в академических кругах. Например, в 1950-х годах Дж. Б. Джексон и его публикация «Пейзаж» оказали влияние на целое поколение американских ученых, в том числе историков архитектуры Дениз Скотт Браун и Гвендолин Райт .
К 1992 г. Комитет всемирного наследия решил созвать совещание «специалистов» для консультирования и помощи в переработке Оперативного руководства Комитета с целью включения «культурных ландшафтов» в качестве варианта внесения в список объектов наследия, которые не были ни чисто природными, ни чисто культурными по форме ( т.е. «смешанное» наследие).
Актуальность концепции
Принятие и использование Комитетом всемирного наследия концепции «культурных ландшафтов» привлекло внимание многих специалистов по всему миру и многих стран, определяющих «культурные ландшафты», оценивая «культурные ландшафты», составляя список наследия «культурных ландшафтов», управляя «культурными ландшафтами». и эффективно делать «культурные ландшафты» известными и видимыми для мира с очень практическими последствиями и проблемами.
В научном обзоре 2006 г. совместных усилий Комитета всемирного наследия, нескольких специалистов по всему миру и наций по применению концепции «культурных ландшафтов» было отмечено и сделано заключение, что:
«Хотя концепция ландшафта в течение некоторого времени была оторвана от ее первоначальных художественных ассоциаций . все еще преобладает представление о ландшафтах как о вписанной поверхности, сродни карте или тексту, из которой культурное значение и социальные формы могут просто читать «.
В академических кругах любая система взаимодействия между человеческой деятельностью и естественной средой обитания рассматривается как культурный ландшафт. В некотором смысле это понимание шире, чем определение, применяемое в ЮНЕСКО, включая почти всю занятую поверхность мира, а также почти все виды использования, экологию, взаимодействия, практики, верования, концепции и традиции людей, живущих. в культурных ландшафтах. Вслед за этим географ Ксоан Паредес определяет культурный ландшафт как:
«. окружающая среда, измененная человеком с течением времени, долгосрочное сочетание антропного воздействия на эту среду и физических ограничений, ограничивающих или обусловливающих деятельность человека. Это географическая область, включая природные и культурные ресурсы, связаны с исторической эволюцией, которая уступает место узнаваемым ландшафтам для определенной группы людей, вплоть до того, что их можно идентифицировать как таковые другими «.
Концепция культурного ландшафта полезна для устойчивого управления и сохранения наследия. Принятие перспективы культурного ландшафта может связать отдельные аспекты культурного наследия, такие как исторические здания, региональные материальные ресурсы и местные методы строительства, в единое понятие идентичности и места. Это может объединить материальное и нематериальное наследие, выявить риски в рамках сложной системной динамики и привлечь внимание сохранения с защиты прошлого к управлению будущими изменениями. Это может быть средство для подходов, ориентированных на людей, которые поддерживают местную собственность и участие в объектах культурного наследия. Эта парадигма согласовывает управление исторической средой с современным отношением к управлению окружающей средой в целом, на которое также влияют взгляды культурного ландшафта.
Некоторые университеты теперь предлагают степени специалиста по изучению культурных ландшафтов, в том числе, например, университеты Неаполя, Сент-Этьена и Штутгарта, которые предлагают диплом магистра культурных ландшафтов.
Примеры
Комитет всемирного наследия определил и перечислил ряд территорий или объектов в качестве культурных ландшафтов, представляющих универсальную ценность для человечества, в том числе следующие:
Национальный парк Тонгариро, Новая Зеландия (1993)
«В 1993 году национальный парк Тонгариро стал первым объектом, включенным в Список всемирного наследия в соответствии с пересмотренными критериями, описывающими культурные ландшафты. Горы в центре парка имеют культурное и религиозное значение для народа маори и символизируют духовные связи между это сообщество и его окружающая среда. В парке есть действующие и потухшие вулканы, разнообразные экосистемы и впечатляющие ландшафты ».
Национальный парк Улуру-Ката Тьюта, Австралия (1994)
«Этот парк, ранее называвшийся Национальным парком Улуру (Айерс-Рок — гора Ольга), представляет собой захватывающие геологические образования, которые доминируют на обширной красной песчаной равнине в центральной Австралии. Улуру, огромный монолит, и Ката Тьюта, скальные купола, расположенные к западу от Улуру, являются частью традиционной системы верований одного из старейших человеческих обществ в мире. Традиционными владельцами Улуру-Ката Тьюта являются аборигены анангу ».
Рисовые террасы Филиппинских Кордильер (1995)
«В течение 2000 лет высокие рисовые поля Ифугао повторяли контуры гор. Плод знаний, передаваемых из поколения в поколение, и выражение священных традиций и хрупкое социальное равновесие, они помогли создать пейзаж невероятной красоты, который выражает гармонию между человечеством и окружающей средой ».
Культурный ландшафт Синтры, Португалия (1995)
«В 19 веке Синтра стала первым центром европейской романтической архитектуры. Фердинанд II превратил разрушенный монастырь в замок, где эта новая чувствительность была проявлена в использовании элементов готики, египетского, мавританского и ренессансного стиля, а также в создании смешанного парка. местные и экзотические виды деревьев. Другие прекрасные жилища, построенные в том же духе в окрестностях Серры, создали уникальное сочетание парков и садов, которое повлияло на развитие ландшафтной архитектуры во всей Европе ».
Портовенере, Чинкве-Терре и острова (Пальмария, Тино и Тинетто), Италия (1997)
« Лигурийское побережье между Чинкве-Терре и Портовенере представляет собой культурный ландшафт, имеющий большую живописную и культурную ценность. Планировка и расположение небольших городов и формирование окружающего ландшафта, преодолевая недостатки крутой неровной местности, воплощают непрерывную историю человеческих поселений в этом регионе за последнее тысячелетие ».
Национальный парк Хортобадь, Венгрия (1999)
Национальный парк Хортобадь является крупнейшим сплошным естественным пастбищем в Европе, а это означает, что он не образовался в результате вырубки лесов или борьбы с реками. Первый венгерский национальный парк (основан в 1973 году), это самая большая охраняемая территория страны (82 тысячи гектаров). Значительная часть его — биосферный заповедник, а четверть его территории находится под международной защитой в соответствии с Рамсарской конвенцией о сохранении водно-болотных угодий.
Матобо-Хиллз, Зимбабве (2003)
Район Matobo Hills демонстрирует множество характерных скальных форм рельефа, возвышающихся над гранитным щитом, покрывающим большую часть Зимбабве. Большие валуны представляют собой обильные естественные укрытия и были связаны с деятельностью человека с раннего каменного века вплоть до ранних исторических времен, а иногда и с тех пор. Они также имеют выдающуюся коллекцию наскальных рисунков. Холмы Матопо по-прежнему являются центром внимания местного сообщества, которое по-прежнему использует святыни и священные места, тесно связанные с традиционной, социальной и экономической деятельностью.
Дрезденская долина Эльбы, Германия (2004 г.)
«Культурный ландшафт Дрезденской долины Эльбы XVIII и XIX веков . с невысокими лугами венчает дворец Пильниц и центр Дрездена с его многочисленными памятниками и парками XVI-XX веков. Пригородные виллы и сады XIX и XX веков и ценные природные объекты ».
Этот пейзаж был исключен из списка всемирного наследия в 2009 году в связи со строительством четырехполосной автомагистрали через Эльбу.
Террасы виноградников Лаво, Швейцария (2007)
«Ландшафт виноградников Лаво наглядно демонстрирует его эволюцию и развитие на протяжении почти тысячелетия, благодаря хорошо сохранившимся ландшафтам и зданиям, которые демонстрируют продолжение и развитие давних культурных традиций, характерных для данной местности».
Культурный ландшафт Западного озера Ханчжоу, Китай (2011)
« Культурный ландшафт Западного озера в Ханчжоу , включающий Западное озеро и холмы, окружающие его три стороны, вдохновлял известных поэтов, ученых и художников с IX века. Он включает в себя также многочисленные храмы, пагоды, павильоны, сады и декоративные деревья. как дамбы и искусственные острова ».
Qhapaq an (Дорожная система инков), Северо-Западная Аргентина, Южная Колумбия, Эквадор, Боливия, Перу, Чили (2014 г.)
Гапак Чан — это обширная сеть инков, соединяющая , торговая и оборонительная сеть дорог протяженностью 30 000 км. Построенная инками на протяжении нескольких столетий и частично основанная на инфраструктуре до инков, эта необычная сеть через один из самых экстремальных географических ландшафтов в мире соединяла заснеженные вершины Анд — на высоте более 6000 м — с побережьем. , пробегая через жаркие тропические леса, плодородные долины и абсолютные пустыни. Он достиг своего максимального распространения в 15 веке, когда он распространился по Андам вдоль и поперек. Гапачан, Андская дорожная система включает 273 составных участка, расположенных на территории более 6000 км, которые были выбраны, чтобы подчеркнуть социальные, политические, архитектурные и инженерные достижения сети, а также связанную с ней инфраструктуру для торговли, проживания и хранения, а также как места религиозного значения.
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Cultural_landscape