Основы_сельского_хозяйства_овощеводство

Введение в курс «Овощеводство»

Литература 1. Тараканов Г. И., Мухин В. Д. и др. Овощеводство, 2003. 2. Рубцов М. И., Матвеев А. П. Овощеводство, 1985. 3. Каратаев Е. С., Советкина В. Е. Овощеводство, 1984. 4. Андреев В.М., Марков В.М. Практикум по овощеводству, 1991. 5. Овощеводство: Учебник для ВУЗов/ Тараканов Г.И. и др., 1992. 6. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства / В. И. Филатов, Г.И. Баздырев и др., 2004. 7. Справочник по овощеводству / под ред. В. А. Брызгалова /, 1983. 8. Круг Г. Овощеводство, 2000.

Содержание Овощеводство как отрасль растениеводства и научная дисциплина Значение овощей в питании История развития о современное состояние овощеводства Принципы классификации овощных растений Влияние внешней среды на урожайность культур и его качество

Овощеводство — отрасль сельскохозяйственной науки, которая изучает морфологические и биологические особенности, технологию и экономику возделывания культурных растений, называемых овощами.

Овощами называют используемые в пищу сочные органы травянистых растений — корни, корневища, клубни, стебли, почки, листья, цветки или плоды.

Структурные части овощеводства: 1. Собственно овощеводство – выращивание овощей в открытом и закрытом грунте; 2. Овощное семеноводство – производство семян и посадочного материала; 3. Бахчеводство — выращивание и изучение арбуза, дыни, тыквы; 4. Хранение и переработка овощей.

Особенности овощеводства: 1. Два способа производства овощей: выращивание их в открытом и защищенном грунте. 2. Большой набор разнообразных культур (около 90 видов). 3. Обилие сортов овощных культур (в России районировано около 700 сортов). 4. В овощеводстве используют методы выращивания, не применяемые или редко встречающиеся в других отраслях растениеводства (рассадный способ культуры, консервация рассады, выгонка, доращивание, дозаривание). 5. Концентрация производства овощей вблизи крупных городов и промышленных центров. 6. Повышенная интенсивность производства, то есть наличие повторных и уплотненных посевов. 7. В овощеводстве получают сочный продукт, который очень быстро портится, следовательно, необходима быстрая доставка к местам реализации продукции.

Пищевое значение овощей: — нейтрализуют кислоты, образующиеся при употреблении хлеба, мяса, сыра; — поставляют организму минеральные соли, в первую очередь кальция и железа; — выполняют роль объемной пищи, обеспечивающей нормальную работу органов пищеварения; — обеспечивают организм необходимыми веществами, в том числе углеводами и белками.

Нормы потребления овощей в среднем на душу населения (кг/год): всего 128-164, в том числе: капуста кочанная — 32-50, томат — 25-32, бахчевые — 20, огурец — 10-13, лук — 6-10, морковь — 6-10, свекла — 5-10, зеленый горошек — 5-8, капуста цветная — 3-5, кабачок и баклажан — по 2-5, перец — 1-2, прочие овощи — 4-7.

Читайте также:  Чем_белить_овощную_яму

Способы употребления овощей в пищу: Овощи, употребляемые в сыром виде (салаты всех видов — листовой, кочанный, ромэн, эндивий, салатный цикорий, кресс-салат, листовая горчица, редис, редька, листья многолетних луков и репчатого лука, хрен, катран, любисток). Овощи, употребляемые как в сыром, так и в переработанном виде (томат, огурец, дыня, арбуз, перец, морковь, сельдерей, белокочанная, пекинская капуста, кольраби, репа, брюква, лук-репка, чеснок, горох, сельдерей, петрушка и др.). Овощи, употребляемые в переработанном виде (баклажаны, овощные бобы, фасоль, тыква, патиссоны, кабачок, пастернак, ревень, спаржа и др.).

Ботаническая классификация овощных культур

Классификация овощных культур по продуктовым органам

Классификация В. И. Эдельштейна Капустные — капуста белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, брокколи, кольраби, пекинская, китайская. Корнеплодные — свекла столовая, пастернак, корневая петрушка, корневой сельдерей, редис, редька, репа, брюква, салатный цикорий, скорцонера, овсяный корень. Клубнеплодные — картофель, топинамбур, батат. Луковичные — лук репчатый, лук-шалот, чеснок. Плодовые — огурец, кабачок, патиссон, дыня, тыква, томат, перец, баклажан, физалис, овощной горох, овощные бобы, овощная фасоль, сахарная кукуруза. Листовые однолетние — укроп, шпинат, салат. Многолетние овощные культуры — щавель, ревень, спаржа, хрен, мята перечная, мелисса, иссоп, шнитт-лук, душистый лук, лук слизун. Грибы — шампиньон, вешенка, кольцевик.

Все действующие на растения факторы внешней среды делят на 4 группы: климатические — тепло, свет, влажность и состав воздуха; почвенные, или эдафические ,— состав, физическое состояние почвы, содержание в ней влаги и элементов корневого питания; биотические — условия, возникающие под влиянием окружающих культурные растения макро- и микрофлоры и фауны; антропогенные — результат деятельности людей (орудия труда, машины, удобрения, ядохимикаты, загрязнение окружающей среды и др.).

Показатели для оценки реакции растений на действие внешних условий: требовательность — степень нуждаемости организма в данном факторе, в напряженности и продолжительности его действия; устойчивость — способность переносить крайние максимальные и минимальные степени воздействия фактора; отзывчивость — быстрота и сила реакции на изменение состояния фактора.

Источник

Н.Н. Безрученок, т.Н. Будная,

Б 405 Основы сельского хозяйства: овощеводство, плодоводство: практикум. – Минск: БГПУ, 2008. – 58 с.

Читайте также:  Рецепт_тушеных_овощей_курицей

В пособии даны практические указания по проведению лабораторных работ по овощеводству и плодоводству, приведены подробные разработки каждого задания с перечислением необходимого оборудования. Рассмотрены морфологические признаки, отличительные черты строения семян, плодов и вегетативных органов различных видов растений. Приведены планы изучения сортовых признаков культур, сортов, включенных в Государственный реестр Республики Беларусь. Отдельные задания могут быть выполнены во время полевой практики. Практикум составлен в соответствии с типовой учебной программой для высших учебных заведений по дисциплине «Основы сельского хозяйства».

Адресуется студентам-биологам БГПУ, аспирантам, преподавателям, учителям школ и гимназий.

© Безрученок Н.Н., Будная Т.Н., Нарбутович О.В., Деревинский А.В. 2008

Предисловие

Изучение дисциплины «Основы сельского хозяйства» является неотъемлемой частью подготовки учителя биологии. На лабораторных занятиях студенты закрепляют знания, полученные в ходе изучения теоретического курса, самостоятельно под руководством преподавателя выполняют индивидуальные или бригадные задания, развивают навыки научной работы, формируют умения грамотно анализировать полученные результаты.

Лабораторные занятия в практикуме построены по единой схеме. Вначале приводится название темы, материалы и оборудование, краткая теоретическая часть, задания и методика их выполнения. Практикум в достаточной степени иллюстрирован рисунками и таблицами, способствующими доступности и информативности представленного материала. В теоретической части сжато излагаются основные вопросы и некоторые сведения, необходимые для выполнения практической работы, наиболее важные вопросы дополняются вспомогательными таблицами. Выгодным преимуществом практикума является то, что значительную часть заданий студенты могут выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи преподавателя.

Задания лабораторных работ содержат материалы по качественной оценке культур, родовым, видовым и сортовым отличиям отдельных растений, биологической и хозяйственной характеристике важнейших овощных растений. Выполнение заданий по каждой теме приводит к развитию навыков определения видов, разновидностей и сортов культурных растений, творческой работы с наглядным материалом. Отдельные темы могут быть выполнены во время проведения учебно-полевой практики.

Лабораторный практикум составлен в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Основы сельского хозяйства» для студентов биологического профиля высших учебных заведений Республики Беларусь.

Работа 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЯН ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР

Задание 1. Определение овощных растений по семенам

Материалы и оборудование. Коллекция семян овощных растений, образцы смеси семян, сгруппированные в пробирках по семействам, лупы с 3-5-кратным увеличением, разборные доски, отрезки миллиметровой бумаги 4×5 см.

ПОЯСНЕНИЕ К ЗАДАНИЮ. К овощным культурам относятся травянистые однолетние и многолетние растения, сочные части которых в свежем или переработанном виде используются в пищу.

Читайте также:  Какая_овощ_быстро_растет

Семена овощных растений, в отличие от семян хлебных злаков и технических культур, используются главным образом как материал для размножения, и только семена фасоли, гороха и бобов имеют пищевое значение.

Семена овощных растений развиваются из оплодотворенной семяпочки. Если в завязи несколько семяпочек, то получается многосемянный плод, как у томата, тыквы, огурца, перца, арбуза и др. У растений семейства сельдерейные (сельдерей, морковь, петрушка, укроп, пастернак) плод представляет двусемянку, развивающуюся из двух семяпочек. У шпината, салата, цикория в завязи только одна семяпочка — соответственно плод односемянный. У свеклы несколько завязей срастаются вместе и образуют соплодие, так называемый клубочек. Таким образом, то, что мы называем семенами у салата, шпината, цикория, свеклы, сельдерейных — в ботаническом определении является плодами.

В овощеводстве необходимо уметь распознавать овощные культуры по внешнему виду семян (рис. 1-4). Большинство овощных растений имеет семена с характерными морфологическими отличиями, позволяющими в пределах одного ботанического семейства отличать овощные растения. Исключение составляет семейство капустных, представители которого имеют весьма сходные и трудноразличимые по внешнему виду семена.

Ход работы. 1. Рассмотреть смесь овощных семян и ознакомиться по приведенному ниже описанию с их морфологическими признаками — величиной, выраженностью объема, формой, поверхностью и окраской.

2. Семена из пробирки отсыпать на миллиметровую бумагу и рассмотреть под лупой. Величину семени определить в миллиметрах по клеткам бумаги.

3. Пользуясь ключом описать и зарисовать семена, используя следующую форму:

Источник

Основы сельского хозяйства овощеводство

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elib.bspu.by/handle/doc/8253

Название: Основы сельского хозяйства (овощеводство, плодоводство)
Авторы: Безрученок, Николай Николаевич
Будная, Т. Н.
Деревинский, Андрей Васильевич
Нарбутович, О. В.
Ключевые слова: издания БГПУ
сельское хозяйство
овощеводство
плодоводство
практикум
Дата публикации: 2008
Издатель: БГПУ
Краткий осмотр (реферат): В пособии даны практические указания по проведению лабораторных работ по овощеводству и плодоводству. Подробно разработаны задания с перечислением необходимого оборудования. Рассмотрены морфологические признаки, отличительные черты строения семян плодов и вегетативных органов различных видов растений. Приведены планы изучения сортовых признаков культур, сортов, включенных в Государственный реестр Республики Беларусь.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://elib.bspu.by/handle/doc/8253
ISBN: 978-985-501-646-6
Располагается в коллекциях: Учебные издания факультета естествознания

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

Источник

Оцените статью