Урок-обобщение «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»
материал по географии (8 класс) на тему
По окончании изучения темы, я провожу уроки в нетрадиционной форме, в данном случае , предлагаю игру «Счастливый случай» За две недели до урока, я даю задание учащимся, которое они готовят самостоятельно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме : «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»
2 гейм «Заморочки из бочки»
- Если в почве нет дождевых червей о чем это говорит?(о плохой структуре почвы, о необходимости ее рыхлить)
- Почему В.В.Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»
- Методы защиты почв.(лесополосы в степи, укрепление оврагов, регулирование стока рек,снегозадержание, устройство прудов, плотин)
- Назовите условия почвообразования.(материнская порода, растения, животные, климат-тепло, влага, рельеф, время.
- Справедливо ли В.В.Докучаев назвал чернозем «царем почв»(трава-самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный, нет промыва, т.к. увлажнение недостаточное, что что способствует накоплению гумуса, длительное теплое лето-более длительный период почвообразования.)
- Как приспособились к условиям среды животные тундры?(кочевание у северных оленей в поисках пищи, теплый мех на зиму, линька, защитная окраска меха)
- Почему животные лесов не собираются в стада, как животные тундры и степей?(стаду лосей труднее скрыться в зарослях елово-пихтовой тайги, а хищников заметить из-за деревьев даже стаду очень сложно. Олени в тундре на ветру согревают друг друга, а в тайге нет ветра.)
- Почему в Восточной Сибири тайгу образуют только лиственницы?(ель, пихта имеют глубоко уходящие в почву корни, а в Сибири вечная мерзлота позволяет расти корням только в верхних слоях. В суровые зимы трескается ствол ели и пихты, т.к. в нем много влаги, которая превращается в лед, лиственница сбрасывает хвою, т.о. сохраняет тепло.)
1.Чем отличается заповедник от национального парка?
3.Смена природных зон с севера на юг на Восточно-Европейской равнине.
4.Значение почвы для жизни и хозяйственной деятельности человека.
5. Основные виды сельскохозяйственной мелиорации.
6.Классификация природных ресурсов.
1.По видовому составу богаче:
А)мир растений, б) мир животных
2. Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны :
Лишайник, брусника, ковыль типчак, голубика.
3. Лемминг – представитель фауны: тундры, лесов, степей, пустынь.
4.Первый советский заповедник
5.Основным продуктом леса является : лекарственное сырье, древесина, орехи, грибы.
6.В этой природной зоне нет деревьев, потому что не хватает влаги:(тайга, тундра, степь)
7.В каком природном сообществе животные распределены только по ярусам: в степи, в тайге, в тундре?
8. В какой природной зоне животные живут стадами(тундра, тайга, лес.
9.Растительное сообщество с преобладанием хвойных.
10.Растительное сообщество состоящее из разнотравья, формируется на черноземах при недостаточном увлажнении.
11. Национальный парк в Самарской области
12. Заповедник в Самарской области
13.Эти ресурсы делятся на ресурсы растительного и животного мира (Биологические)
14. Ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека.
15. Лекарство, которое получают из рогов маралов, оленей (пантокрин)
16.Безлесное сообщество, которое формируется в условиях избыточного увлажнения, короткого прохладного лета и сильных ветров(тундра)
Источник
Урок-конференция на тему «Лес и окружающая среда», 8-й класс
Физическая карта России, выставка репродукций “Леса учат человека понимать прекрасное”, таблица/слайды “Классификация природных ресурсов”, статистический материал к сообщениям в виде плакатов/слайдов, листы с рисунками саженцев, магнитофон, аудиозапись “Звуки леса”
Цели, задачи урока, порядок работы.
Мы с вами изучаем природу России: географическое положение, рельеф и недра, климат, воды, почвы — особое биокосное образование, занимающее промежуточное положение между живой и неживой природой. Сегодня приступаем к изучению живой природы: растительного и животного мира.
Растения регулируют природные процессы, поддерживают сложившееся природное равновесие. Без растений невозможна не только деятельность, но и само существование человека.
Большую территорию России занимают леса. Наша задача — определить роль лесов в жизни человека и природы, выявить проблемы, грозящие лесам, влияние человека, определить пути взаимоотношений с лесом как частью природы.
- заслушивание выступлений представителей науки и хозяйства,
- выявление проблем, грозящих лесам,
- определение путей решения проблем
Лес – кладовая грибов и ягод, плодов и орехов, лекарственных растений и других даров. “В лесу жить – голода не видать” — гласит русская народная пословица.
В среднем с одного гектара леса можно собрать:
Кедровых орехов – до 500 кг,
Грибов – 150 – 250 кг,
Брусники и черники – 600 кг,
Березового сока – до 30 т
С одного взрослого дерева липы пчелы собирают до 70 кг меда.
В России заготавливается около 600 видов лекарственных растений, из них 1/3 – лесные растения. В Хакасии – около 300 видов растений, из них наиболее ценные – золотой и маралий корень.
В лесу живут ценные промысловые животные: лось, косуля, лисица, белка, соболь;
много ценных лесных птиц: рябчик, глухарь, тетерев, куропатка и др.
В республике Хакасия только за один сезон без ущерба для природы можно добыть:
400 маралов, 120 лосей, 800 косуль, 530 лисиц, 20 000 зайцев, около 70 000 особей дичи.
Основным продуктом леса является древесина. Древесина – универсальный материал. Несмотря на то, что в последнее время для строительства широко используются бетон, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль хозяйства. Только на постройку 100 – квартирного кирпичного дома уходит эшелон древесины. Очень много древесины идет на строительство железнодорожных вагонов, изготовление шпал, на опоры для линий связи и электропередач, в судостроительной и горнодобывающей промышленности – для укрепления сводов шахтных тоннелей.
Дома, построенные из дерева, являются наиболее экологически чистым жильем. Отходы лесопереработки в виде щепы используют для изготовления древесных плит и как наполнители для строительных блоков
Леса выполняют важную почвозащитную роль. Массовая вырубка лесов в средней полосе России привела к развитию эрозии почв. Самым эффективным средством борьбы с эрозией является полезащитное лесоразведение.
Лесополосы сохраняют от губительных суховеев и пыльных бурь, накапливают влагу в почве и приземном слое воздуха. Полезащитные лесные полосы повышают урожай:
— овощных и бахчевых культур — на 50 -70 %, — кормовых трав — на 100 – 200 %
Благодаря большой водопроницаемости лесной почвы лес уменьшает и предотвращает наводнения рек и резкое обмеление их летом.
В лесу заготавливают корма для скота, используют для выпаса скота.
Не только древесина, но и кора, хвоя, ветви, пни и корни служат сырьем для многих отраслей химической промышленности. Из них получают такие ценные продукты, как:
скипидар, канифоль, деготь, аспирин, уксусную кислоту, спирты, камфору, лекарственные вещества.
До 40 % всей древесины используется для производства бумаги и картона.
Из лесных отходов изготавливают кормовые дрожжи и хвойно – витаминную муку, которые используют в сельском хозяйстве. Кормовые дрожжи, спирт производят и у нас в Хакасии на Усть – Абаканском гидролизном заводе.
Микроклимат леса является очень благоприятным для отдыха и восстановления здоровья человека. В лесу воздух чистый – без пыли и вредных газов.
В лесном воздухе содержится в 300 раз меньше бактерий, чем в городском. Причина этого – фитонциды — активные летучие вещества, которые выделяются листьями и цветами растений и убивают болезнетворные микробы и бактерии. Достаточно несколько грамм фитонцидов, чтобы обеззаразить сотни кубометров воздуха. Вокруг городов, между промышленными зонами и жилыми кварталами создаются зеленые санитарно – защитные зоны.
Сильнейшие фитонцидные растения – черемуха и можжевельник. Но наиболее полезен воздлух в сосновом лесу, где и хвоя, и сами деревья вырабатывают ароматические летучие вещества, излечивающие многие тяжелые болезни.
Пребывание человека в лесу благотворно действует на людей с нервными, сердечно -сосудистыми и другими заболеваниями. Кроме того, в лесу произрастает большое количество лекарственных трав и растений.
Ценны не только сырье и продукты, которые дает лес. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо общаться с лесом.
Лес является источником различных “полезностей”: красота, запахи, звуки леса всегда привлекали человека, давали ему комфорт и удовлетворение. Недаром многие художники часто изображали лесные пейзажи на своих полотнах: И.Шишкин, В.Васнецов, И.Левитан, А.Куинджи, А.Саврасов.
(демонстрация выставки репродукций картин: В.Васнецов. Аленушка; А.Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума; А.Куинджи. Березовая роща; И Шишкин: Утро в сосновом лесу, Пейзаж с фигурой, Дождь в дубовом лесу,
“Леса учат человека понимать прекрасное” (А.П.Чехов)
А вы любите бывать в лесу? Почему?
Мы сейчас представим на минуту, что мы в лесу.
(Прослушивание аудиозаписи “Звуки леса”)
Какие чувства вы испытали? Вам было хорошо?
Наверное, все согласны со словами А.П.Чехова: “Леса учат человека понимать прекрасное”
Мы установили, что лес играет большую роль в жизни человека. Как же человек использует эти природные богатства?
(Демонстрация слайдов “Лесозаготовка”, “Сплав леса по реке”, “Лесные пожары” и т.п.)
Бережно человек относится к лесным богатствам?
На территории нашей страны есть районы, богатые лесом – лесоизбыточные районы, но есть и лесодефицитные районы (работа с физической картой России)
Все природные богатства – ресурсы — можно разделить на группы:
(Работа со схемой: “Классификация природных ресурсов”)
Лесные ресурсы относят к числу возобновимых, однако площади лесов и запасы древесины в них небесконечны, имеют свои пределы, поэтому лесные ресурсы считаются исчерпаемыми.
Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша задача – сделать его неисчерпаемым
Что мы с вами можем для этого сделать? Ваши предложения.
(Класс делится на 3 группы для составления программы действий по сохранению лесов. По окончанию работы группы обмениваются предложениями, составляют единую программу и записывают на доске/листе ватмана/экране.
— садить деревья дома, в школьном парке, вдоль карьера…
— контролировать сбор березового сока
— бороться с “палами” в весеннее время
— соблюдать правила поведения во время отдыха в лесу и т.п.)
5.Заключительный этап.
Если бы наша конференция проходила в теплое время года, мы могли бы посадить памятную аллею. Предлагаю вместо настоящей посадить аллею воображаемую:
Каждый может взять листок бумаги с нарисованным саженцем, прикрепить его в любом месте класса и сказать, для чего он садит дерево.
(Учитель может дать образец действия)
6. Домашнее задание: п.23, вопросы, новые слова.
Учитель: Надеюсь, вы научились правильному отношению к природе и ее богатствам, сами будете соблюдать правила природоохранного поведения и будете требовать этого от окружающих. Результаты увидим весной.
Источник