Организация работы с огороде

Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников «Организация работы с детьми в цветнике, огороде»
консультация по окружающему миру на тему

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде»

Цель.

v Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников .
Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.

v Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

Скачать:

Вложение Размер
Организация работы с детьми в цветнике, огороде 22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация работы с детьми в цветнике, огороде»

  • Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников .
    Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.
  • Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

На общем огороде каждой группе выделяются свои гряды для выращивания овощей. Независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера: длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см. Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не скатывалась с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.

Необходимо подготовиться к работе на огороде: подготовка сельскохозяйственного инвентаря для детей и взрослых, заготовка семян, выращивание рассады, планировка участка под огород, подготовка почвы к посеву. Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.

Выбор овощных культур для огорода

При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.

Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.

Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.

На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.
Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.

Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.

Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике

Вторая младшая группа.
Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.

Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).

С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей.

Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.

Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).

Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.

Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений.
Не менее интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.

Детям 4-5 лет также трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т.д.).
Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).

В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.

Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В процессе рассматривания воспитатель задает вопросы: «Что мы недавно сажали на грядках, чтобы выросли растения? Почему растения растут рядочками? Почему на разных грядках выросли разные растения?»

В средней группе детей подводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.

Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.

В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.

Старшая и подготовительная к школе группы.

В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений решаются более сложные задачи, чем на предыдущем этапе. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).

С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.
Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния).

В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые.

Установление при сравнении как различных, так и схожих признаков развивает у ребенка мышление, дает возможность к элементарному пониманию сортности растений, роли человека в преобразовании природы.

При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их с предыдущими, например, «Превращение цветка в ягоду», «От семечка до семечка» (горох, огурцы, подсолнух) и др.

Наблюдения нельзя перегружать, не нужно стараться в один раз сообщить все то, что важно и интересно знать детям об этом объекте. Но каждый раз нужно давать детям что-то новое, расширяющее их представления о данном растении.

Для развития интереса к растениям воспитатель может использовать различные приемы, в том числе игровые: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Сколько лепестков у маргаритки, шиповника?». Можно давать детям угадывать цветки по запаху, овощи и фрукты – на ощупь, на вкус.

Вовремя сказанные воспитателем стихи, меткая народная поговорка, пословица или загадка подчеркивает особенности данного растения, способствует лучшему запоминанию. Хорошо использовать небольшие отрывки литературного текста, что способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/10/08/konsultatsiya-dlya-vospitateley-po-ekologicheskomu

Огород на дачном участке — пошаговая инструкция как разбить правильно огород (130 фото)

Когда видишь фото огорода на дачном участке, задаешься вопросом – как так ладно все устроено. Красивые здоровые растения растут в аккуратных грядках. Добиться отличного урожая нетрудно, если учесть ряд моментов.

Выбор подходящего места

Для огорода на участке достаточно отвести три сотки земли. Отклонение от стандарта будет зависеть от предпочтений семьи. Кто-то захочет оставить место для цветника, а кто-то – вырастить ряд кукурузы.

Как подготовить почву к посеву

Прежде всего, для роста растениям нужен свет. Поэтому, найдите участок без затенения с южной стороны. В обустройстве вам помогут советы по оформлению огорода на даче:

  1. Овощи обильно сдабривают как органикой, так и минеральными веществами.
  2. В почву вносят разрыхлители (соломенную резку, навоз, речной песок), чтобы обеспечить хорошую воздухопроницаемость.
  3. Следят за уровнем увлажнения грунта. Устраивают полив при недостатке воды, или сливают лишнее по дренажу при избытке.
  4. С наветренной стороны сажают высокие растения для защиты овощей от механических повреждений. Обычно для этой цели используют плодовые или декоративные деревья, следя, чтобы те не отбрасывали тень на урожай.

Варианты организации огорода

В среде огородников бытуют разные мнения про красивый огород на даче.

Некоторые делят землю на несколько частей в определенном порядке. Преобладающие культуры сажают одним массивом. Зелень и пряности располагают рядом с дорожкой или зданием. Так удобно подойти и нарвать петрушки на суп, не бегая на другой конец огорода.

Источник статьи: http://landshaftdizajn.guru/ogorod-na-dachnom-uchastke/

Планировка огорода. 6 главных принципов планировки приусадебного участка.

Огород обычно воспринимается только как источник свежих овощей и зелени. А между тем зеленеющие грядки могут стать важным элементом садового дизайна. К тому же разумная планировка огорода с учетом потребностей растений помогает получить отменный урожай.

Главные принципы планировки огорода

1. Максимум света

Большинство овощей светолюбиво. Лучше выбрать для огорода хорошо и равномерно освещенный участок. Например, томаты снижают урожайность, даже если оказываются в тени около 2 — 3 часов в день. Чтобы обе стороны нагревались равномерно, грядки ориентируют с севера на юг.

2. Рассчитывайте свои силы.

Отводите под огород ровно столько места, сколько вы можете — и хотите! — обработать. Если вы бываете на даче только в выходные и то не всякий раз, вряд ли имеет смысл планировать большой огород и стремиться высадить максимум культур.

3. Широкие грядки не всегда хорошо.

Планировка приусадебного участка обычно начинается с разметки грядок для овощей. Традиционно в наших огородах грядки делаются шириной 100 — 120 см. Это экономит полезную площадь огорода, но затрудняет уход за посадками: тянуться не всегда удобно. Грядки шириной 70 см намного легче в уходе. Для пожилых людей удобны не только узкие, но и приподнятые грядки, над которыми не нужно нагибаться. Высокие грядки все чаще одевают в каркас из досок, или используют готовые металлические грядки, в которые засыпают плодородную землю. В этом случае и вода, и удобрения используются растениями более рационально.

4. Не увлекайтесь грядками сложной формы

Это затрудняет уход и ухудшает условия для растений, так как по углам земля просыхает быстрее, поэтому растения могут развиваться не равномерно.

5. Проходы между грядками не должны быть одной ширины.

Для нормального ухода достаточно расстояния в 40 см; для высоких грядок прибавляют 20 — 35 см из — за наличия стенок. Если огород большой, необходима сквозная дорожка для прохода и прогулок, можно сделать и площадку для отдыха. Однако прежде чем приступать к формированию грядок, продумайте, как проложить дорожку. Они должны быть достаточно широкими, вести во все уголки огорода, по ним должно быть удобно не только ходить, но и провозить тележку.

6. Не бойтесь комбинировать культуры.

Особенно совместимые между собой. Сочетание на одной грядке разных форм листвы, оттенков цвета и высоты растений выглядит гораздо привлекательнее, чем однообразные ряды посадок.

Красивая грядка.

К огороду вполне применимы базовые принципы садового дизайна, ведь объемные декоративные композиции можно создавать практически из любых растений.

Для одиночной посадки и создания заднего плана подойдут высокорослые растения: подсолнух, кукуруза, укроп, амарант, топинамбур, любисток, ревень, высокорослые томаты. Под ревенями найдут свое место щавель и хрен, дополнят и украсят его цветами и зонтиками мята, душица, многолетние луки, бораго и пряные травы.

Придать композиции дополнительный объем, чтобы огород не казался плоским, поможет вертикальное озеленение: это могут быть кабачки, тыквы, огурцы, фасоль, бобы или горох, закрепленные на опорах. К ним можно добавить и цветущие декоративные растения, например, календулу, бархатцы (тагетесы), настурцию, которая отгоняет вредителей.

Для бордюра отлично подходят низкорослые растения с ярким цветом или красивой фактурой листвы: мангольд, базилик, листовой салат, морковь. А тимьян, душица, котовник, петрушка и кориандр еще и принесут другим пользу, отпугивая насекомых и создавая преграду сорнякам.

Цветовыми акцентами станут цветущие растения: невысокие однолетники, луковичные, даже некрупные кустарники, не склонные к образованию поросли. Некоторые декоративные растения не только украшают грядки, но и приносят ощутимую пользу, отпугивая вредителей и улучшая состав почвы. Особенно благоприятными соседями для огородных культур считаются бархатцы, имеющие оба свойства.

Нарисуйте план огорода

Главные проблемы при планировании огорода и приусадебного участка — необходимость соблюдать севооборот и разные потребности в овощах. Предположим, редиски на семью нужно одну грядку, салата — треть от нее, а огурцов — целых три. На следующий год все то же самое придется высадить совершенно по — другому. С одной стороны, это плюс, так как картина каждый раз выглядит по — новому. С другой стороны — головная боль, так как эту головоломку приходится решать из года в год. Чтобы увидеть поместится ли весь желанный объем овощей на грядках или какие-то позиции придется сократить, нарисуйте план огорода.

Разделите площадь на квадраты, прямоугольники, треугольники. В натуре их размер должен быть таким, чтобы вы могли рукой достать до середины грядки. Прикиньте сколько секций под какую культуру вам потребуется (к примеру, кабачки — 4, редиса — 2 и т. д.).

Затем нарежьте из листа бумаги требуемое количество и подпишите названия культуры, ее высоту и цвет. А затем двигайте эти бумажки по плану огорода, меняя их местами в соответствии с планами севооборота.

Невысокие растения располагайте ближе к переднему краю, средние — за ними, высокие на заднем плане в качестве акцентов. Недостаточную высоту овощных растений можно компенсировать использованием приподнятых гряд. Естественно, что их располагают лесенкой, самые низкие ближе к наблюдателю. Не забывайте об освещении — это очень важно, когда составляется планировка огорода: высокие растения не должны затенять низкие.

Что можно, а что нельзя сажать рядом.

Есть огородные культуры, которые не могут расти и развиваться рядом из — за взаимной непереносимости корневых и эфирных выделений. Но существуют и растения, способные к «взаимопомощи»: высаженные по соседству, они благоприятно влияют друг на друга. Это нужно учесть, когда составляется планировка приусадебного участка.

Не любят соседства:

  • томаты и кольраби;
  • огурцы и капуста;
  • луковые (лук и чеснок) и картофель, капуста, бобовые, свекла;
  • бобовые и пасленовые (томаты, перец).

Не рекомендуется высаживать рядом томаты и картофель, так как это повышает вероятность заболевания общими для этих культур болезнями (фитофтора, фузариоз).

Хорошо растут рядом друг с другом:

  • сельдерей, цветная капуста и брокколи, петрушка и помидоры;
  • белокочанная капуста, укроп, салат и сельдерей;
  • морковь, помидоры, салат, шалфей, майоран, горох, лук.

Помогают от вредителей (для этого обязательно нужна планировка сада и огорода):

  • Салат, шпинат — от земляных блошек;
  • Томаты от капустной белянки;
  • Репчатый лук и лук — порей от морковной мух;
  • Редька от листоеда и паутинного клеща, особенно пи посадке рядом с огурцами, помидорами, свеклой и морковью;
  • Чеснок от медведки, слизней, нематод, клещей, колорадского жука, крестоцветной блошки, грызунов;
  • Календула от крестоцветной блошки, листоеда, паутинного клеща;
  • Бархатцы от тли, нематод, морковной мухи, крестоцветной блошки, колорадского жука;
  • Душистый горошек от грызунов.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ca068797545af00b3615bc0/planirovka-ogoroda-6-glavnyh-principov-planirovki-priusadebnogo-uchastka-5dc177ad5eb26800b0a357ed

Читайте также:  Оригинальное оформление дачных веранд
Оцените статью