Наш веселый огород! (из опыта работы)
Анжелика Новоселова
Наш веселый огород! (из опыта работы)
Посадили огород,
Посмотрите, что растет!
Будем мы ухаживать,
Будем за росточками
Мир растений удивителен и многообразен. Знакомство с этим миром начинается в детстве. В нашей группе уже стало традицией ежегодно принимать участие в проекте » Огород на подоконнике«. В ходе проекта дети под руководством педагога выращивают из семян и луковиц различные культурные растения, узнают, что жизнь этих растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы.
Ознакомление с ростом и развитием растений осуществляется в зимне-весенний период. Когда за окном еще лежит снег, воспитанники нашей группы производят первые посадки.
Каждый год мы стараемся разнообразить огород, используя для посевов все новые виды овощей.
Весна лишь только приходит в город, а на наших грядках уже можно собирать урожай зелени. В этом году нас порадовали дружно растущие базилик, петрушка и щавель. А в мае был собран урожай гороха, редиса и огурцов.
В ходе проекта мы постарались расширить знания детей об особенностях строения и условиях роста растений,привлечь воспитанников к активной самостоятельной деятельности повыращиванию растений,воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, формировать партнерские взаимоотношения между педагогом и детьми.
Наша совместная работа была очень интересной и полезной! А какой получился огород — судите сами.
Наш веселый огород!
Наш веселый огород Посадили огород Посмотрите, что растет! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Цель: Обобщать и расширять.
«Наш веселый огород» Уголок живой природы в детском саду – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке.
Мастер-класс «Наш веселый огород». Добрый день коллеги. Хочу с вами поделиться идеей как организовать с детьми огород, привлечь к посадке и наблюдению за проростанием таких.
Наш веселый огород-фотоотчет Вот уже третий год ранней весной мы с ребятами сажаем в нашей группе огород. Чем старше становятся дети, тем интереснее им заниматься этим.
Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект «Наш веселый огород» (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.
Проект «Наш веселый огород» Проект «Наш веселый огород» Автор проекта: Колонцова В. В., Филиппова О. В. Проект реализуется с детьми 2-3 лет. Направленность: экологическое.
Проект «Наш веселый огород» для детей подготовительной группы Тип проекта: познавательно – исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: январь- февраль. Возраст воспитанников: 6лет.
Проект «Наш веселый огород» (старшая группа) Проект: «Наш веселый огород» старшая группа Актуальность. Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее.
«Огород на окне». Проект «Веселый огород» в средней группе Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Азовского района, на то,.
Экологический проект «Наш веселый огород» Экологический проект «Наш веселый огород» Актуальность проблемы: В младшей группе детского сада дети недостаточно имеют представление о.
Правила организации огорода в детском саду
Елена Фильченкова
Правила организации огорода в детском саду
Дата публикации 28.05.2019
Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.
Для чего же нужен огород в детском саду?
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.
Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.
Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Правила организации:
Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.
На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.
Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.
Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.
Что сажать на огороде в детском саду?
Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.
То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.
Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).
На огороде рекомендуется посадка тех растений,которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:
• В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны.Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
• В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
• В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие, луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.
Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.
Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.
Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.
Занятия в детском саду на огороде:
Содержание труда на огородетоже будет зависеть от возраста детей:
• В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
• В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
• В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.
Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.
Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.
Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.
Фотоотчет о создании огорода на подоконнике в детском саду Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе как можно больше.
Правила пожарной безопасности в детском саду и семье План работы в детском саду по обучению правилам пожарной безопасности детей и их родителей Работа с детьми: Занятия. Чтение сказки К. И.
Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду Консультация для воспитателей по организация питания в детском саду В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Сервировка стола должна быть такой, чтобы.
Мероприятия по ПДД в ДОУ «Правила дорожного движения в детском саду» МДОУ «Детский сад №14» Старший воспитатель Рыбнова Л. Н. с. Новоселицкое 2018 год Правила дорожного движения в детском саду.
Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.
Правила дорожного движения в детском саду Мы живём в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый день проезжает очень много легковых и грузовых машин,.
Правила поведения для родителей на новогоднем утреннике в детском саду Правила поведения для родителей на новогоднем утреннике в детском саду 1. Своевременно приходить в детский сад, не опаздывать на детский.
Технология организации проектной деятельности в детском саду Технология организации проектной деятельности в детском саду. (из опыта работы). Доклад подготовила Уртаева И. Г..
Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание.
Технология организации экологического развития детей 4–5 лет в процессе организации «Огорода на окне» Эффективным методом при экологическом развитии детей является организация «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической.
Огород — круглый год. Обобщение опыта по организации трудовой деятельности дошкольников в природе. .Материалы для городского конкурса учебно – опытных участков.
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_-kruglyy_god.docx | 37.29 КБ |
prilozhenie1.docx | 14.07 КБ |
prilozhenie2.docx | 18.38 КБ |
prilozhenie3.docx | 24.06 КБ |
prilozhenie_4.docx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитета образования администрации городского округа
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 99»
Огород круглый год
Обобщение опыта по организации трудовой деятельности дошкольников в природе
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса. Детей знакомят с природой, с происходящими в ней процессами и явлениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как — реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться к объектам природы. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе – важнейшие задачи в становлении экологически воспитанной личности. Проанализировав результаты диагностики, проводимой по методике Т. В. Хабаровой, с целью определения уровня сформированности экологической культуры воспитанников, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно развиты навыки и умения по уходу за объектами природы. Перед нами стала проблема, как привить детям интерес к труду, совершенствовать навыки ухода за растениями и животными. Проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и дошкольника, относится к числу таких, которые никогда не устареют, будут всегда иметь особый смысл и актуальность. Наблюдая за трудом детей, мы нередко отмечаем, что у ребят нет интереса к нему. Одна из причин этого явления – непосильные нагрузки. Как перегрузка, так и не догрузка формирует в равной степени отрицательное отношение к труду. Вторая причина – неразумная родительская любовь, ограждение ребенка от каких либо трудностей, обязанностей, поспешное и чрезмерное удовлетворение всех его желаний.
Чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его результативным, успешным, постоянно усложняющимся по содержанию и форме организации. Сложная задача трудового воспитания может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи и детского сада.
Для формирования у детей положительного эмоционального отношения к труду и повышения уровня сформированности трудовых умений и навыков мы решили вовлечь детей и взрослых (родителей) в совместную деятельность по выращиванию растений. Этот вид труда имеет свою специфику, он является единственным видом производительного труда, доступным детям дошкольного возраста. Конечная цель — вырастить овощи, ягоды, цветы – и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Одним из условий, для создания у детей устойчивого, положительного отношения к повседневной однообразной, но столь необходимой работе, является правильная организация труда. Немаловажным условием является и создание предметно — развивающей среды, обеспечивающей возможность организовывать различные виды трудовой деятельности.
В нашем детском саду есть все необходимое для воспитания у детей привычки трудиться , любви к коллективному труду. У нас есть небольшой огород, цветники, рабатки разной формы, фито уголок, которые дают уникальную возможность включать детей в активную трудовую деятельность совместно с взрослыми.
Работа в цветнике и на огороде помогает решать множество воспитательно-образовательных задач:
— формировать у детей элементарную систему знаний о размножении растений разными способами (средняя – подготовительная к школе группа);
— знакомить с разными семенами растений и приёмами их посева (младшая – подготовительная к школе группа);
— учить устанавливать экологическую зависимость между растениями и неживой природой (почва, вода, свет, тепло) (младшая – подготовительная к школе группа);
— знакомить с правилами пикировки рассады (старшая – подготовительная к школе группа);
— учить составлять экологические цепочки, используя модели растений (средняя – подготовительная к школе группа);
— закреплять и обобщать знания детей о роли растений в жизни человека, зависимости его здоровья от наличия или отсутствия витаминов (младшая – подготовительная к школе группа);
-учить способам ухода за растениями (младшая – подготовительная к школе группа);
— знакомить с разными видами безопасных удобрений (минеральными и органическими), их влиянием на рост и развитие растений (старшая – подготовительная к школе группа);
— воспитывать интерес к трудовой деятельности по уходу за растениями с целью получения результатов труда (средняя – подготовительная к школе группа);
— формировать интерес к огороду, знакомить с правилами гигиены при работе с землёй, побуждать желание узнавать новое о природе (младшая – подготовительная к школе группа).
Огород представляет собой небольшой участок, окаймленный по периметру бордюром из кирпича, который ярко раскрашен цветочным орнаментом. Оформленный огород имеет привлекательный вид, кроме того, создаётся естественная изоляция групп. Для выращивания с детьми на огороде детского сада выбираются культуры, неприхотливые к почве, простые в уходе, те, что быстро растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, а также интересны для наблюдения.
Из овощных культур мы выбрали: плодовые (томат, огурец, тыква, баклажан, кабачок), корни и клубнеплоды (морковь, редис, свёкла, картофель), бобовые (горох), капустные (капуста белокочанная). Из зеленных культур использовали такие как салаты, укроп, петрушка, ревень; высадили отдельно в виде небольшой горки, которая оживила площадку и привлекла внимание детей перспективой выращивания зеленых витаминов.
На участке, отведенном под огород, сделали грядки как традиционные, так и стилизованные. Между грядками расположили тропинки, чтобы дети могли свободно перемещаться на огороде, иметь доступ к посадкам. Для детей младших групп стилизованные грядочки устроили рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая её с игрой. Для детей средней и старшей групп огород получился общий. Такая планировка даёт возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.
Для огорода с детьми младших и средних групп использовали быстрорастущие (раносозревающие) овощи и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, редис. Такие растения имеют ярко выраженные части и ускоренную динамику развития, что является немаловажным фактором для поддержания интереса к наблюдениям за растениями и формированию элементарных трудовых навыков по уходу за ними в данном возрасте. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовали весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом подбирали овощи, которые размножаются семенами и рассадой. В данном возрасте детям доступны более сложные формы трудовой деятельности. Мотивируя детей на перспективу добиться конечных результатов, имеющих значение для окружающих, у них можно развить интерес и любовь к труду, готовность участвовать в трудовой деятельности наравне со всеми. Параллельно с формированием практических навыков и умений мы организовывали длительные наблюдения, вели опытно — экспериментальную работу, что способствовало накоплению естественнонаучных представлений о строении и стадиях роста растений, условиях и потребностях необходимых для их развития, результаты которых фиксируем в календарях труда, дневниках наблюдения. (Приложение1) Для этой цели на тематической площадке «зелёный островок» установили стол и скамейки, приготовили необходимые материалы: карандаши, бумага, трафареты и др.
Здесь же оборудовали специальное приспособление (шкаф) для хранения инвентаря, куда складывали носилки, грабли, лопатки, косынки, рыхлители, лейки и т.д.
В центре огорода разместили «мини-поле», где выращивали зерновые культуры: пшеницу, овёс, подсолнечник. Дети имели возможность наблюдать развитие злаков, которое проходит ряд фаз: появление всходов, кущение, выход в трубу, колошение.
Огород украсили декоративными элементами: сказочный персонаж Феклуша, выполняющий роль «зазывалки» на огород, был изготовлен по принципу огородного пугала; над грядками «летали» бабочки, жучки, «ползали» гусеницы, были укреплены таблички-указатели с изображением овощной культуры.
Рядом с огородом расположили аптекарский уголок, где в различные по форме ёмкости высадили лекарственные растения (мяту, подорожник, землянику, крапиву, одуванчик, чистотел, ромашку). Композиция обнесли декоративным бордюром из пластиковых бутылок. Уголок был оформлен, с целью познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, произрастающими в нашем регионе, их внешним видом, лечебными свойствами, значением для оздоровления людей.
Для полива культур на территории детского сада использовали водопровод, закупили шланги. Для более экономичного использования воды приобрели специальные ёмкости (бачки, надувные бассейны), откуда дети брали её вёдрами и лейками.
На игровых участках, закрепленных за каждой группой, укрепили умывальники и вешалки для одежды, где дети приобретали культурно-гигиенические навыки: переодевались, мыли руки после работы с землёй.
Для работы с детьми на огороде составили график работ, определили содержание (Приложение 2).
Подготовку детей к предстоящим работам на участке начали осуществлять задолго до посадок на огороде и цветнике. В феврале-марте на специальных занятиях, а также в специально организованной деятельности воспитателя с детьми мы знакомили детей с различными способами размножения растений (в т.ч. и вегетативным), с внешним видом и строением семян, высаживали овощные культуры для дальнейшего ухода и наблюдения за растениями.
Для этой цели подготовили специальный инвентарь и оборудование: ящички для высадки рассады, мини-теплицы, рабочие инструменты, фартуки. Все посадки оформили в виде небольших по объему, но ёмких по содержанию сюжетных огородов на окне. Огороды в каждой группе получились разнообразные по своей тематике, эстетическому виду.
Дети узнали много нового, принимая активное участие в интересном деле – сами сажали лук, сеяли семена петрушки, укропа, салата, а затем с нетерпением ждали, когда появятся первые всходы, выглянут зелёные перышки лука. Малыши с удовольствие ухаживали за своими «грядками»: поливали, рыхлили землю и в результате получили ценную витаминную добавку к обеду! Очень вкусную и очень полезную! Созданию огорода в старших группах предшествовала экскурсия в магазин «Всё для сада и огорода». Во время экскурсии закупили семена петрушки, укропа, салата, контейнеры для выращивания рассады, почво грунт. В группе дети внимательно рассмотрели семена, определили, что они все разные, не похожие друг на друга, имеют свой цвет, размер и даже запах. Затем замочили семена, чтобы «дать им проснуться». Какая была радость, когда они увидели, что у семян появились первые крошечные листочки! Затем семена высеяли в землю, и через неделю уже радовались первым всходам.
Дети каждый день поливали, рыхлили, поворачивали к солнышку зелёные всходы. И, конечно, растения отблагодарили детей за заботу своей ярко-зелёной красотой среди забайкальской зимы.
Работа в огородах продолжалась до самого лета: сначала выращивали зелень, а затем овощную и зеленую рассаду для посадки в открытый грунт.
Создание огородов и вся последующая работа с ними позволила не только приобщить дошкольников к труду и сформировать трудовые навыки и умения, но и познакомить детей с биологическими особенностями растений, условиями их жизнедеятельности в процессе роста и развития. Формирование естественнонаучных представлений происходило во время наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности благодаря наличию зеленых насаждений в зимний период времени, когда возможности экспериментирования с растениями в естественных условиях ограничены.
Проведение опытов и экспериментов позволило вычленить влияние
отдельных факторов на рост и развитие растений, следовательно, это способствовало подготовке детей к пониманию биологического смысла тех агротехнических мероприятий, которые проводились при выращивании растений на цветнике и огороде.
Разведение растений и наблюдение за ними – одно из наиболее любимых занятий не только детей, но и воспитателей. Этот вид деятельности имеет большую протяженность во времени и включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является создание зелёных огородиков. Ежегодно, в преддверии этой работы, в детском саду объявляется конкурс «Огород на окне». Принимая участие в конкурсе, каждый воспитатель имеет дополнительный стимул для проявления своего творческого потенциала, расширения способов педагогического воздействия на детей, роста профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников. Для оценки участников конкурса выбираются такие критерии, как: многообразие культур, используемых для выращивания и наблюдения, ведение дневников наблюдения за ростом растений и фиксации результатов опытов, использование алгоритмов трудовых действий и последовательности проведения экспериментов, индивидуальный подход к каждому ребёнку, эстетика оформления, наличие стимульного материала (декоративных элементов, игровых персонажей, привлекательного оборудования для труда и экспериментальной деятельности), участие родителей, планирование с реализацией мини проекта.
Выращивание растений в разных возрастных группах было объединено общими задачами, и поэтому для нас очевидна целесообразность проведения такой работы в рамках долгосрочного проекта «Огород круглый год», который реализовался в течение нескольких месяцев (с февраля по октябрь включительно).
Проект носил интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдали, экспериментировали, играли, читали, слушали музыку, выполняли пластические этюды, вместе с родителями и педагогами подбирали информацию в энциклопедиях и другой литературе, ставли спектакли, ухаживали за растениями, рисовали. При этом активизировались все органы чувств: дети трогали предметы, рассматривали их, нюхали, пробовали на вкус. Проект предполагал тесное сотрудничество с родителями (поиск информации, сбор и проращивание семян, приготовление блюд, создание костюмов, декораций и т.п.) В зависимости от возраста детей ,использовались различные формы организации работы с детьми: от индивидуальной до групповой. Чем старше дети, тем больше индивидуальных заданий они могут выполнять. Содержание деятельности также усложнялось в зависимости от возрастных особенностей дошкольников. Выращивать растения и наблюдать за ними, отгадывать загадки, слушать сказки могут и дети трех-четырех лет. Более сложные исследовательские задания планировались с дошкольниками пяти-семи лет.
Проект был составлен из ряда подпроектов, которые выполнялись разными группами детского сада или разными семьями. Каждый под проект посвящался определенному растению (определенному способу размножения растений) и выполнялся по общей схеме, т.е. включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решались определенные задачи. В зависимости от объекта исследования проект дополнялся рядом специфических заданий. Примеры под проектов: «Лук от всех недуг», «Весна нам поручила вырастить редис» (Приложение 3), «Продлим жизнь растению цветника», «Горох – тонкий стебелек», «Сеньор Помидор», «Путешествие внутрь грядки» и др.
Таким образом, вся организованная и проведенная нами работа способствовала формированию у детей знаний о способах и необходимости трудовых действий, развитию трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными. Между детьми сформировались положительные взаимоотношения, укрепились чувства коллективизма, взаимопомощи. У ребят развивается эмоциональное отношение к труду в природе, в группе. Они самостоятельно ухаживают за растениями, бережно к ним относятся, сопереживают, эмоционально реагируют на положительные изменения в их развитии. В целом сложилась система работы по формированию у детей устойчивого эмоционально — положительного отношения к труду в природе. В дальнейшем предполагается проведение просветительной работы по данной проблеме с родителями в форме консультаций, практикумов, а также привлечение родителей к участию в работе по благоустройству территории детского сада, созданию элементов ландшафтного дизайна.