Оптовая_торговля_фруктами_бухгалтерский_учет

Содержание
  1. Особенности бухучета в оптовой торговле
  2. Основные правила бухгалтерского учета едины для предприятий и организаций любых сфер деятельности, форм собственности. Но каждая отрасль имеет свою специфику. Соответственно, отражение состояния средств, источников их получения, начисление налогов, формирование отчетности не обходятся без нюансов. Есть отличительные особенности и у бухгалтерского учета в оптовой торговле. Давайте разберемся, чем в бухгалтерской плоскости опт отличается от розницы, какие нюансы приходится учитывать бухгалтерам в торговых компаниях, в чем заключается специфика учета в зависимости от применяемого режима налогообложения.
  3. Опт и розница
  4. Учет отдельных видов продукции
  5. Оптовики как налогоплательщики
  6. На что обратить внимание бухгалтерам оптовика?
  7. Возможные сложности бухучета в оптовой торговле
  8. Правила ведения бухгалтерского учета в торговле
  9. Понятие и виды торговли
  10. Особенности бухучета в оптовой торговле
  11. Поступление ТМЦ
  12. Внутреннее движение ТМЦ и иные расходы, связанные с подготовкой к продаже
  13. Реализация ТМЦ
  14. Специфика бухгалтерского учета в розничной торговле
  15. Учет поступления ТМЦ

Особенности бухучета в оптовой торговле

Основные правила бухгалтерского учета едины для предприятий и организаций любых сфер деятельности, форм собственности. Но каждая отрасль имеет свою специфику. Соответственно, отражение состояния средств, источников их получения, начисление налогов, формирование отчетности не обходятся без нюансов. Есть отличительные особенности и у бухгалтерского учета в оптовой торговле. Давайте разберемся, чем в бухгалтерской плоскости опт отличается от розницы, какие нюансы приходится учитывать бухгалтерам в торговых компаниях, в чем заключается специфика учета в зависимости от применяемого режима налогообложения.

Опт и розница

  • реализация товаров;
  • внутреннее перемещение товарно-материальных ценностей;
  • отражение поступления запасов (используются такие первичные документы, как товарные накладные Торг-12, счета-фактуры, платежные поручения).

При внутреннем перемещении ТМЦ в фокусе находится специфика этого перемещения. Если оно осуществляется сторонними перевозчиками (актуально для компаний, подразделения которых сильно удалены друг от друга), то затраты включают в состав расходов по обычной деятельности.

Учет реализации товаров обычно требует использования счета 90. К нему могут быть открыты субсчета для учета финансовых результатов по отчетному периоду, НДС по товарно-материальным ценностям, себестоимости товара, выручки от продаж.

Учет отдельных видов продукции

Довольно специфичным является бухгалтерский учет в оптовой торговле, если реализуются определенные группы и типы товаров. К числу таковых относятся: алкогольная продукция, нефтепродукты, горюче-смазочные материалы.

Алкоголь отражается в учете по фактической стоимости. НДС в эту стоимость не включается. А вот акциз – наоборот. Оптовая торговля алкоголем требует получения лицензии.

А вот продавать крупными партиями нефтепродукты, горюче-смазочные материалы можно как по лицензии, так и без. Все зависит от специфики и формата организации деятельности торговой компании. Если оптовик хранит товары в собственных емкостях, лицензия обязательна. А если он пользуется услугами сторонней компании, получение лицензии – ее задача.

Читайте также:  Фрукты_картина_из_пластилина

Для учета операций по ГСМ и нефтепродуктам применяются типовые корреспонденции счетов. Специфику имеет инвентаризация таких товаров. Причем она несколько отличается при хранении продукции в собственных емкостях и на сторонних складах.

Оптовики как налогоплательщики

Организация, администрирование и ведение бухгалтерского учета в оптовой торговле во многом определяются применяемым режимом налогообложения. Для оптовиков таковых доступно всего два: ОСНО и УСН.

Многие компании выбирают общий режим. Причины вполне понятны. Первая и главная – НДС. Если клиенты оптовика являются плательщиками указанного налога, они предпочтут приобрести партию товара у продавца, который тоже является налогоплательщиком. Это позволит предъявить НДС к вычету. Второй причиной выбора ОСНО является возможность не уплачивать налог на прибыль, если компания терпит убытки.

Вот только налоговую нагрузку режим дает высокую. Да и бухгалтерский учет при нем является полным, сложным, многофакторным. Он требует серьезного, профессионального подхода. Одним бухгалтером-внештатником, как правило, не обойтись. Оптовая компания на ОСНО вынуждена содержать полностью укомплектованную бухгалтерию. Единственный способ снижения затрат на непродуктивное подразделение – переход на частичный либо полный бухгалтерский аутсорсинг.

Упрощенка позволяет оптовику существенно снизить налоговую нагрузку. Режим рекомендован для высокорентабельных видов деятельности. Но есть и ряд важных нюансов, которые стоит отметить. Первый – НДС, точнее его отсутствие. Чтобы оставаться конкурентоспособным, оптовику придется снижать цену товара на ставку налога. Иначе ему придется трудно среди компаний, являющихся плательщиками НДС.

Не стоит выбирать УСН оптовикам, работающим в убыток. Тем, кто имеет высокие издержки обращения, от такого налогового режима тоже лучше отказаться.

Что касается бухгалтерского учета на УСН, он типичен, стандартизован и менее сложен, чем при ОСНО. Но специфика оптовой торговли обязывает уделять учетным процессам много внимания. Решить задачу можно несколькими способами (сформировать штатную бухгалтерию, заключить договор аутсорсинга).

На что обратить внимание бухгалтерам оптовика?

Бухгалтерский учет в оптовой торговле объединяет несколько процессов. Особое внимание специалистам рекомендуется обратить на:

  • Первичный учет, от оформления документов до введения данных в бухгалтерскую базу. Документирование хозяйственных операций – начало начал эффективной бухгалтерии. Ошибки на этом этапе искажают финансовую картину работы компании.
  • Оформление регистров. Их использование позволяет систематизировать и обеспечить сохранение учетных данных.
  • Контроль документооборота. Хаос в бухгалтерии, как известно, никому не нужен.
  • Инвентаризацию. Без нее в торговле никуда. И в оптовой в том числе. К инвентаризации можно привлекать сторонних исполнителей, аутсорсинговые компании, например. Это минимизирует риск намеренного искажения данных в целях сокрытия халатности либо мошенничества сотрудников оптовика.
  • Отчетность. Достоверные, своевременно сдаваемые отчеты – плюс к репутации налогоплательщика.
  • Аудит и аналитику. Без них сложно представить себе эффективную деятельность оптовой торговой компании. Аудит и анализ результатов дают понимание положения дел в компании. Если такое понимание отсутствует, о принятии рациональных и выгодных управленческих решений речь идти не может.
Читайте также:  Торт_фруктово_заливной_рецепт

Возможные сложности бухучета в оптовой торговле

Оптовая торговля может быть внутренней и международной. Чем больше масштабы деятельности компании, тем выше вероятность возникновения сложностей при осуществлении учета. Особенно если имеют место импорт, экспорт, валютные сделки. Учет валютных контрактов сам по себе довольно специфичен. И дело не только в курсовой разнице.

От сложностей не застрахованы и оптовики, работающие с местными контрагентами. Основные проблемы здесь касаются обмена первичной документацией. Бумажная первичка часто приходит с опозданием. Это не может не отразиться на качестве учета. Избежать неудобств позволяет, с одной стороны, поиск добросовестных контрагентов, а с другой – эффективная организация документооборота. К последней стоит стремиться любой современной оптовой торговой компании.

Источник

Правила ведения бухгалтерского учета в торговле

Бухгалтерский учет в торговле имеет свою специфику и особенности. Как вести учет оптовикам и какова специфика бухучета в рознице, об этом вы узнаете из нашей статьи.

Понятие и виды торговли

Торговля — отдельная отрасль хозяйства, связанная с процессом передачи товарно-материальных ценностей, изначально купленных для последующей перепродажи, за плату от продавца покупателю и включающая в себя совокупность специфических операций, производимых при этом.

Выделяют 2 вида торговли: оптовую и розничную.

Оптовая торговля — передача ТМЦ за плату от производителя (продавца) другому продавцу для последующей розничной реализации. Осуществляется крупными партиями, как правило, по более низкой цене, чем в рознице.

Розничная торговля — единичная (штучная) передача ТМЦ за плату конечному потребителю.

Бухгалтерский учет в торговле, розничной и оптовой, отличается как законодательным подходом, так и алгоритмом отражения хозяйственных операций. Рассмотрим эти различия более подробно.

Особенности бухучета в оптовой торговле

Бухучет в оптовой торговле включает в себя фиксацию фактов поступления, внутреннего движения ТМЦ и конечной реализации покупателю для последующей перепродажи.

Поступление ТМЦ

Поступление ТМЦ фиксируется следующими записями:

Оно сопровождается накладной по форме ТОРГ-12 и счетом-фактурой.

Согласно п. 11 ФСБУ 5/2019 все прямые расходы, связанные с закупкой ТМЦ, должны быть включены в их себестоимость. К прямым затратам относятся:

  • собственно, стоимость, уплаченная продавцу;
  • заготовка и доставка;
  • доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • оценочное обязательство по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды;
  • связанные с приобретением (созданием) запасов проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива;
  • иные, связанные с приобретением (созданием) запасов.

Такие расходы отражаются проводкой: Дт 41 Кт 60.

ВАЖНО! Микропредприятия, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета, затраты, которые в соответствии с ФСБУ 5/2019 должны были бы включаться в стоимость запасов, могут признавать расходом периода, в котором они были понесены (п. 2 ФСБУ 5/2019). Схожая норма была и до 01.01.2021 в пп. 13.1–13.3 ПБУ 5/01.

О том, какие компании вправе применять методы упрощенного ведения бухучета читайте здесь.

Внутреннее движение ТМЦ и иные расходы, связанные с подготовкой к продаже

После приема товара на склад его могут переместить в другие подразделения фирмы. При этом затраты на доставку между подразделениями, хранение и прочие аналогичные издержки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Могут иметь место и иные расходы, связанные с продажей (упаковка, реклама).

Читайте также:  Какие_фрукты_продукты_поднимают_иммунитет

Данные операции, осуществленные с привлечением сторонних сил, отражаются в учете проводками:

  • Дт 44 Кт 60 — отражены услуги сторонних организаций (ИП);
  • Дт 19 Кт 60 — выделен входящий НДС.

Эти операции могут осуществляться и собственными силами. Тогда это выразится проводками:

Последней из приведенных проводок начисляются также расходы общего характера, связанные с содержанием аппарата управления, торговых и складских площадей, собственного транспорта.

Реализация ТМЦ

Продажа оптового товара, как правило, осуществляется крупными партиями определенному покупателю.

  • Дт 62 Кт 90.1 — реализация ТМЦ покупателю;
  • Дт 90.3 Кт 68 — выделен НДС с реализации;
  • Дт 90.2 Кт 41 — списание реализованных ТМЦ по фактической себестоимости;
  • Дт 90.2 Кт 44 — списание расходов на продажу.

Поступление оплаты (и предоплаты) за реализуемый оптом товар, как правило, осуществляется безналичным путем, что отражает проводка:

Есть несколько случаев, когда реализацию нужно учитывать с использованием счета 45. О них рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Специфика бухгалтерского учета в розничной торговле

Бухучет в розничной торговле несколько отличается от учета оптового товара. Связано это не только с тем, что продажи ведутся мелкими партиями или поштучно, но и с преобладанием наличных расчетов.

Учет поступления ТМЦ

Розничные организации вправе вести учет ТМЦ как по закупочным ценам, так и по продажным с выделенным учетом наценки (п. 20 ФСБУ 5/2019, до 01.01.2021 — п. 13 ПБУ 5/01).

ВАЖНО! Выбранный вариант учета следует зафиксировать в учетной политике.

Если магазин имеет учетные программы и специальное оборудование, то учет ведется по каждому виду ТМЦ, а программа автоматически списывает себестоимость ТМЦ по закупочным ценам (то есть ведется количественно-суммовой учет).

Ну а небольшим магазинам и розничным точкам, которые не оснащены программным продуктом, вести учет сподручнее по отпускным ценам, поскольку этот способ менее затратный.

При этом наценка отражается на счете 42 в момент поступления товара.

Рассмотрим, чем будут различаться проводки при поступлении ТМЦ в зависимости от выбранного метода учетной цены.

Источник

Оцените статью