Определение ценности культурного ландшафта

Определение ценности культурного ландшафта

Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках

Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии (Operational…, 1999)

Критерии ценности природного и культурного наследия, установленные ЮНЕСКО для объектов Всемирного наследия

Критерии ценности культурного ландшафта

Критерии ценности культурного наследия

1. Представляет собой шедевр творчества 1. Представляет шедевр совместного творчества человека и природы 2. Демонстрирует смену человеческих ценностей, которая в определенное время или в определенном культурном ареале отразилась на развитии архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна 2. Демонстрирует исключительные примеры отражения в ландшафте важных культурных процессов и взаимодействий, сопровождавшихся изменением культурных представлений, присущих конкретному историческому времени или культурному ареалу 3. Содержит уникальное или выдающееся свидетельство культурной традиции или цивилизации, существующих либо исчезнувших 3. Содержит уникальные или выдающиеся примеры освоения ландшафта или наполнения его символикой, свидетельствующие о формировавших ландшафт культурах 4. Является выдающимся примером типа сооружений, архитектурного либо технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют собою важные этапы человеческой истории 4. Представляет исключительную ценность для иллюстрации важных исторических событий 5. Является выдающимся примером традиционного поселения или формы землепользования, которые представляют определенную культуру, особенно когда она стала уязвимой под влиянием необратимых изменений 5. Является выдающимся примером традиционных и наиболее характерных для культуры способов освоения пространства, в особенности для реликтовой культуры 6. Непосредственно или опосредованно ассоциируется с событиями или сохранившимися традициями, с идеями или поверьями (верованиями), с художественными или литературными работами, имеющими исключительную универсальную значимость 6. Обладает особой ассоциативной ценностью (мемориальной, сакральной, художественной и др.), является выдающимся ассоциативным воплощением разнообразных культурных феноменов 1. Представляет выдающиеся примеры, иллюстрирующие важнейшие этапы истории Земли, включая следы различных форм жизни, примечательные геологические процессы формообразования земной поверхности или примечательные геоморфологические и физиографические черты 1. Является выдающимся примером сопряженной эволюции ландшафта и человеческого общества, представляющим этапы истории освоения Земли, включая особо примечательные географические и социокультурные процессы 2. Представляет исключительные примеры для иллюстрации важнейших экологических и биологических процессов эволюции и развития наземных, пресноводных, береговых и морских экосистем и сообществ живых организмов 2. Является выдающимся примером взаимодействия социокультурных и природных процессов, определяющих развитие ландшафта, его природных и культурных подсистем 3. Включает выдающиеся природные феномены или территории исключительной природной красоты и эстетической ценности 3. Представляет выдающийся ландшафтный феномен исключительной красоты и эстетического достоинства

4. Включает наиболее важные и значимые природные местообитания для сохранения in-situ биоразнообразия, включая местообитания угрожаемых видов выдающейся универсальной ценности с точки зрения науки или охраны природы

4. Включает ключевые местонахождения ценных культурных и связанных с ними природных феноменов, важные для сохранения разнообразия культурного ландшафта, включая сохранение находящихся под угрозой исчезновения проявлений культуры

Обобщенная система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты

1. Общественное признание объекта шедевром творения — творческого ли гения человека, творческих ли сил природы или, для культурного ландшафта, — сил рукотворных, приумножающих или преобразующих красоту, разнообразие, продуктивность и комфортность ландшафта. В системе критериев ЮНЕСКО по культурному наследию выделяются шедевры творчества (критерий 1), а по природному наследию — феномены исключительной красоты и эстетической ценности (критерий 3). Эти критерии могут рассматриваться как близкие аналоги, поскольку красота природы свидетельствует о ее творческом потенциале, а шедевры человеческие воспринимаемы через красоту, включая творения инженерного или технического гения, которые восхищают человечество красотой мысли.

2. Исключительная наглядность эволюционных процессов, наблюдаемых как ряд последовательно изменяющихся во времени и пространстве качественных состояний природных либо культурных комплексов и их компонентов. В системе критериев ЮНЕСКО этот параметр учитывается как по отношению к культурному (критерий 2), так и природному наследию (критерии 1 и 2). В культурном ландшафте особую ценность могут представлять пространственно-функциональные ряды, позволяющие проследить направленную эволюцию геосистем от естественного природного до окультуренного состояния, проследить особенности приспособления создаваемых архитектурных и инженерных сооружений и форм природопользования к природным условиям, а природных биоценозов — к направленному антропогенному воздействию.

3. Исключительная выраженность, репрезентативность (полнота представленности) природного либо культурного объекта или явления. В системе критериев ЮНЕСКО этот показатель непосредственно учитывается при оценке культурного наследия, а именно культурной традиции, технологии, типа застройки, форм землепользования (критерий 5). В отношении к природному наследию он учитывается лишь косвенно, через иллюстрацию основных этапов истории Земли (критерий 1) и важных экологических или биологических процессов (критерий 2). Целесообразно использование этого критерия как самостоятельного применительно к любым формам наследия, включая природные процессы, биоценозы, формы рельефа и т. п., тем более что он фигурирует в большинстве авторских источников по оценке природных территорий для целей их охраны. Для культурного ландшафта критерий может применяться в отношении к его планировке, пропорциям, компонентному составу, технологиям освоения территории.

Читайте также:  Летние веранды с остеклением

4. Историческая феноменальность, или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий фигурирует при оценке и культурного наследия (критерий 4), и природного (критерий 1). Критерий в полной мере применим к культурному ландшафту, в определении которого содержится указание на его способность “запечатлевать” исторические события, фиксировать их в своем компонентном составе или структуре.

5. Наличие условий и местообитаний, имеющих ключевое значение для сохранения природного и культурного разнообразия, в том числе особо ценных природных и культурных феноменов, находящихся под угрозой исчезновения. В системе критериев ЮНЕСКО данный критерий применяется только для оценки природного наследия и ориентирован на биоразнообразие (критерий 4), хотя актуальность его для других составляющих природного и культурного наследия нисколько не меньше. Для культурного ландшафта этот критерий особенно значим, так как последний зачастую представляет собой уникальные “места обитания” какой-либо культурной традиции и является средоточием различных типов культуры.

6. Таксономическая уникальность, то есть исключительная редкость определенного типа или класса объектов. Она может быть обусловлена изменением или нарушением условий окружающей среды вплоть до уничтожения местообитаний либо присущей объекту уязвимостью (стенобионтность, узкие пределы толерантности, низкая резистентность, иные проявления эволюционной неприспособленности, социокультурный консерватизм и пр.), либо разрушающим действием времени (археологические памятники). К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты, включая реликтовые культурные ландшафты. Уникальность всегда предполагает высокую научную и информативную ценность. В документах ЮНЕСКО данный критерий однозначно выделяется как самостоятельный только для культурного наследия (3-й критерий). В применении к природному наследию он используется в скрытой форме по всей системе критериев, то есть его заменяют понятия “выдающийся”, “превосходный”, “исключительный”, “универсальный”, что содержит указание на редкость явления. Целесообразно выделять этот показатель как самостоятельный для природного и культурного наследия, тем более что он включен в подавляющее большинство авторских источников, где уделяется внимание этой теме.

7.Ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающая связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий используется для оценки только объектов культурного наследия (критерий 4) и только в качестве дополнения к другим критериям. Однако необходимо подчеркнуть важность этого показателя, так как в предложенной ЮHЕСKO типологии культурных ландшафтов выделяются ассоциативные ландшафты как претенденты на включение во Всемирное наследие. Ассоциативные ценности в ряде случаев формируют “духовное пласт” ландшафта, причем источником ассоциации и носителем культурной ценности могут быть природные образования (например, святые рощи и источники).

Источник статьи: http://biodiversity.ru/publications/books/managcult/p6.html

Методика оценки культурных ландшафтов

1. Доступность объекта и привлекательность. До выбранного объекта можно добраться любым видом транспорта. Воспользоваться услугами турфирмы или поехать отдыхать «дикарями» на своем транспорте.

2.Наличие разнообразных средств размещения (частный сектор — отели)Обязательно предусмотрены места для ребенка. На территории отеля развлекательные мероприятия для детей. Специальное меню для ребёнка. Высокое качество обслуживания.

3.Экологическая благоприятность местности, в том числе в аспектах загрязнения, риска стихийных бедствий.

4. Пригодность (соответствие) территории для целей тура и для выбранного контингента людей.

5. Комфортный благоприятный климат

6. Близость водных ресурсов. Неглубокое, теплое и чистое море, уютные пляжи.

7.Чистый воздух и лечение

8.Богатство растительности.

9. Разнообразная культурная среда

10. Живописный рельеф (горы, лес т.п.)

20)ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕКРЕАЦИОННОГО ОСВОЕНИЯПРИРОДНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Памятники истории и культуры и окружающий их ландшафт являются национальным достоянием. Современ­ное освоение территорий требует особо бережного подхода по принципу: сохрани – восстанови – не навреди.

Любой регион содержит следующие виды уникальных исторических территорий: древние малые города с богатым историческим прош­лым; усадебные и дворцово-парковые комплексы; монастырские комплексы.

Организация уникальных исторических территорий предпо­лагает сочетание возрождения и развития традиционных форм деятельности, сформировавших исторически эти тер­ритории, с инновационными видами – туризмом, сельскохо­зяйственным и промышленным производством. Новые виды деятельности должны дополнять, но не подавлять сложив­шиеся природные, хозяйственные и социокультурные про­цессы. В основу современного освоения уникальных исто­рических территорий должны быть положены историчес­кий, экологический и ландшафтный принципы.

Читайте также:  Чертеж чудо лопаты для огорода

Малые города, как правило, в центральных частях со­хранили архитектурный облик прошлых веков в граждан­ской застройке в сочетании с более ранними культовыми сооружениями. Неповторимый колорит им придает разно­образие природных ландшафтов, среди которых они распо­ложены.

Многие малые города находятся в окружении известных памятников истории и культуры, а также ценных природных объектов, удаленных от города на расстояние от 5 до 20 км. Это обусловливает возможность создания в городах ту­ристских центров, организующих деятельность местной ре­креационной сети.

При развитии необходимой туристской инфраструктуры важно не нарушить исторический архитектурный облик го­рода. Каждый вновь создаваемый объект должен вписывать­ся в сложившийся городской ансамбль по этажности, архи­тектурному стилю, интерьерному оформлению. Должны учитываться национальные и региональные особенности и традиции данной территории. Необходимо, чтобы каждый создаваемый туристский центр имел свой неповторимый облик. Исключается применение типовых архитектурных про­ектов для объектов туристской инфраструктуры в границах уникальных исторических территорий.

В расположенных вблизи малых городов монастырских и усадебных комплексах целесообразно создать природно-исторические парки. В основу их создания может быть по­ложенгеографический принцип(несколько комплексов, объ­единенных одним географическим объектом – рекой, озером и пр.),исторический(серия комплексов, связанных одним историческим событием),мемориальный(серия комплексов, объ­единенных памятью об одной и той же исторической лич­ности, места работы одной группы художников). Площадь этих уникальных историчес­ких территорий колеблется от сотен до тысяч гектаров.

Природно-исторические парки могут быть компактны­ми,состоящими из одного исторического комплекса и его ландшафтного окружения, идисперсными,в которых терри­тория парка охватывает несколько близко расположенных исторических памятников.

Создание природно-исторических парков позволяет спасти ценнейшие памятники истории и культуры как це­лостные архитектурно-ландшафтные и культурные комплек­сы. В природно-исторических парках предусматривается охрана и восстановление как памятников истории и культу­ры, так и окружающего исторического рукотворного, при­родного или традиционного сельского ландшафта, который также рассматривается как непреходящая историческая и экологическая ценность, национальное достояние.

Как и в случае малых городов, при возрождении уса­дебных и монастырских комплексов должен применяться ансамблевый принцип и индивидуальное проектирование каждого объекта инфраструктуры.

Чтобы вдохнуть жизнь в умирающие культурные центры, существовавшие в русской усадьбе, в последнее время груп­пой специалистов Российского международного фонда куль­туры была выдвинута концепция освоения уникальных исто­рических территорий как особой формы организации куль­турного ландшафта. Эта перспективная концепция предпола­гает полифункциональное использование усадебных ком­плексов: научно-просветительское, туристско-экскурсионное и хозяйственное. Просветительская деятельность может включать, помимо создания музеев, организацию лицеев, по­стоянно действующих семинаров, посвященных изучению творчества выдающихся деятелей истории и культуры, с име­нами которых связаны конкретные усадьбы. Культурная деятельность в усадьбе должна охватывать как местное население, так и туристов. Необходимо, чтобы она осуществлялась в традициях дворянской усадьбы, для которой было типично широкое общение хозяев усадьбы с соседями и друзьями.

Возможно создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе, сопровождающийся встречами с местным населе­нием и туристами.

Хозяйственная деятельность должна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направ­ления: возрождение художественных промыслов и ремесел и сельскохозяйственное производство. Первое сводится к воссозданию художественных школ и народного твор­чества, знакомству местного населения и туристов с раз­личными формами традиционного производства образцов художественных ремесел и обучению старинным техноло­гиям. Второе определяется созданием сельскохозяйственных комплексов по производству экологически чистых продук­тов на основе традиционных (исторически выверенных) и новейших технологий.

Сельскохозяйственная деятельность должна быть разно­образной: садоводство, огородничество, животноводство, пчеловодство, цветоводство, оранжерейное хозяйство, то есть все те виды, которые имеют корни в традиционной культуре хозяйствования дворянской усадьбы. Важное место отводится также заготовке лесных ягод и грибов, изготовлению солений, варений и напитков по старинным рецептам. При значительных лесных угодьях возможны лицензированные охота и рыболовство.

Дворянский особняк или дворцовый ансамбль целесооб­разно использовать только как «живой» музей с широкой культурной программой, являющийся местом общения ин­теллигенции. Все старые хозяйственные постройки усадьбы следует восстановить в соответствии с их первоначальной функцией и историческим обликом, а необходимые новые объекты инфраструктуры строить в гармоничном архитектур­ном единстве с усадебным ансамблем. Особое значение имеет восстановление исторического природного ландшафта.

Читайте также:  Как построить крышу шестиугольной беседки

Монастырский природно-исторический парк включает сооружения монастыря и прилегающие окрестности, непо­средственно входящие в границы уникальной исторической территории. В большинство сохранившихся в настоящее время монастырей возвращаются церкви и начинают действовать.

В них возрождается традиционное монастырское хозяйство. Вместе с тем монастыри остаются уникальными памятника­ми истории и культуры, поэтому они привлекают паломни­ков и любителей историко-познавательного туризма. Основ­ная деятельность монастырей должна быть направлена на возрождение духовно-нравственной культуры народа.

Подсистемы ТРС

Отдыхающие – центральный элемент рекреационной системы, определяющий сам факт ее возникновения и развития. С позиций социологии и экологии это событийная группа, то есть обязанная своим существованием некоторому событию – в данном случае возникновению свободного от непреложных занятий времени.

Так, в типологии, разработанной У. Шелдоном, учитываются взаимосвязи людей с природой. Им выделены следующие типы:

Эктоморфный тип – отличается стремлением сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, воспринимать окружающий мир исходя из своего настроения, а не таким, каким он является на самом деле.

Мезоморфный тип – характеризуется любовью к природе, как источнику оптимизма, месту деятельности. Для них природа – объект воздействия.

Эндоморфный тип – тип релаксирующий, чувственный, открытый для восприятия природы, чувствующий ее нюансы – физические и эстетические.

Важнейшими общими чертами группы отдыхающих выступают избирательность, способность к адаптации, самоорганизация.

Избирательность определяется как формирование отдыхающими своего отношения к другим подсистемам и к другим малым группам самой подсистемы на основе не просто информации, а оценочных суждений в условиях более высокой, чем в условиях труда, свободы выбора. Основу этого свойства составляет различие требований к условиям деятельности.

Адаптацией называют процесс приспособления к изменяющимся свойствами каждой из подсистем системы и к их комбинациям с помощью психофизиологических, поведенческих и социокультурных механизмов. Адаптационные возможности человека играют особо важную роль в организации рекреационной деятельности, поскольку сама суть этой деятельности заключается в стремлении к перемене мест и посещению районов, обладающих иными, чем место проживания, природными и климатическими условиями.

Одним из свойств подсистемы «отдыхающие» выступает тенденция к самоорганизации малых партнерских групп, выступающих ячейками самоорганизации деятельности, которая по мере развития рекреационной культуры населения и совершенствования рекреационных систем получает возможность проявляться все в большей мере.

Природные и культурно-исторические комплексы в рекреационной системе характеризуются прежде всего мерой соответствия потребностям отдыхающих (комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления – пространственной и временной емкостью и надежностью.

Природные комплексы. В качестве природных комплексов рассматриваются целостные сочетания природных компонентов, обеспечивающих осуществление циклов рекреационной деятельности при соответствующей степени комфортности условий отдыха.

Природные комплексы составляют одну из самых важных подсистем рекреационной системы, поскольку уже само наличие участка природы с благоприятными климатическими условиями, красивыми пейзажами, разнообразной растительностью и близостью водоема обусловливает возникновение здесь простейшей рекреационной системы (отдыхающие – природный комплекс). В настоящее время природные комплексы почти всегда включают в себя и искусственные образования и элементы. Вместе с тем роль природных комплексов в рекреационных системах остается весьма существенной.

Культурные комплексы. Это сочетание объектов материальной и духовной культуры. Среди них и искусственные сооружения и сами люди с их языком, обычаями, традициями, обрядами и др. Когда говорят о крупном территориальном культурном комплексе, имеют в виду не только архитектурные ансамбли, но и всю социокультурную среду, традиции и обычаи, сохранившиеся в народе, особенности его быта и хозяйственной деятельности.

Технические подсистемы призваны облегчить отдыхающим доступ и адаптацию к природным комплексам, увеличить надежность их функционирования. Они служат также адаптирующими средствами, удовлетворяющими потребности отдыхающих и обслуживающего персонала. Развитие природно-технических и технических систем, совершенствование технических устройств, облегчающих труд обслуживающего персонала, создает новые возможности для включения в рекреационные системы новейших элементов, природных и культурных компонентов, позволяют обеспечить их лучшую доступность и сохранность.

Роль обслуживающего персонала в системе определяется тем, что он обеспечивает взаимосвязь отдыхающих с природными и культурными комплексами, техническими системами, а также общение их между собой. Этим понятием охватывается широкая группа людей, занятых как непосредственно бытовым, медицинским, культурным, транспортным обслуживанием отдыхающих, так и эксплуатацией технических и природно-технических сооружений, природных и культурных комплексов.

Обозначенный этим понятием элемент рекреационной системы, как и любой орган управления, должен обеспечить: сохранение структуры системы, поддержание режима ее деятельности, реализацию целей, общих функций системы.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 729 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник статьи: http://studopedia.net/3_3545_metodika-otsenki-kulturnih-landshaftov.html

Оцените статью