Очистка леса от захламления отходами и загрязнения токсичными веществами
64. При обнаружении на территории земель лесного фонда захламления и за-грязнения строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсич-ными веществами, уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают ме-ры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, админист-ративных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством.
65. Очистка леса от захламления и загрязнения производится в соответствии с Постановлением Правительства № ** от **.
66. Очистка леса от захламления и загрязнения производится с учетом требо-ваний закона «О санитарно-эпидемиологической безопасности населения» (ФЗ № 52 от 30 марта 1999 г.).
67. Очистка от захламления и загрязнения лесов, расположенных на особо ох-раняемых природных территориях, проводится в рекреационных функциональных зо-нах, функциональных зонах познавательного туризма обслуживания посетителей, хо-зяйственного назначения, определяемых положением об особо охраняемой природной
территории. Очистка лесов, расположенных на особо охраняемых природных террито-риях, от захламления и загрязнения в других функциональных зонах проводится в слу-чае, если создается угроза возникновения очагов вредных организмов или пожарной безопасности в лесах (пункты 15-16 «Особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», Приказ МПР Российской Федерации № 181 от 16.07.2007 г.).
68. Лица, использующие леса для переработки древесины и иных лесных ре-сурсов, проводят регулярную очистку предоставленного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водоемов от захламления и загрязнения строитель-ными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами в со-ответствии с пунктами 7 и 8 «Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» (Приказ МПР Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 123).
69. Очистка леса от радиационного загрязнения производится в соответствии с требованиями, изложенными в «Особенностях охраны лесов, разработки и осуществле-ния профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного за-грязнения лесов» (Приказ МПР Российской Федерации от 17.04.2007 г. № 101).
Санитарные мероприятия при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке
70. Все лесопользователи при оставлении (хранении) заготовленной древесины
в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней обязаны принять меры по предо-хранению ее от заселения стволовыми вредителями. В этих целях древесина в виде круглых лесоматериалов (сортиментов), долготья или хлыстов должна быть окорена или обработана инсектицидами. Период запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции на срок более 30 дней указан в приложении 25.
71. Выбор конкретных способов защиты древесины от повреждения вредными организмами определяется лесопользователями.
72. Для защиты неокоренной древесины в штабелях используют опрыскивание препаратами, включенными в «Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации», и в соответствии с требованиям Санитарных правил и норм 1.2.2584-10 от 2 марта 2010.
73. Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещает-
ся. Вместо химической обработки древесины, подлежащей сплаву, используются меры нехимической защиты (укладка древесины в плотные штабеля, ее дождевание и др.).
74. Контроль за соблюдением правил хранения древесины на лесных складах и погрузочных пунктах, находящихся в лесу, либо на расстоянии до 0,5 км от него, осуще-
ствляют лесничества (лесопарки) и другие уполномоченные органы.
75. Заготовленные лесоматериалы, заселенные стволовыми вредителями, оби-
тающими под корой, должны быть немедленно окорены (кора сожжена с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах) или обработаны инсектицидами до вылета на-секомых из-под коры. Перевозка лесоматериалов, заселенных стволовыми вредителями, обитающими под корой, допускается только после их окорки либо обработки инсекти-цидами. При заселении лесоматериалов стволовыми вредителями (за исключением ка-рантинных видов), обитающими в древесине, необходима срочная вывозка этих лесома-териалов из леса или их переработка.
Источник
По вопросу ликвидации загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков
Рослесхоз напоминает об обязанностях субъектов РФ в области ликвидации свалок на лесных участках.
Отмечается, что статьей 60.12 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах. Случаи же, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов РФ. Согласно статье 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542 (далее — Правила), определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Статьей 13.2 Закона N 89-ФЗ установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее — региональная программа). Так, региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, должен содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.
Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе ТКО.
Источник