- Ребенок на даче: как совместить воспитание и огород
- Детям про огород
- Вот несколько аргументов в пользу детского огородничества:
- Работа в огороде для детей
- Как создать клумбу в огороде для детей
- Наполним корзины!
- Сад и огород для детей: на будущее
- Какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде
- Инструменты для юных агрономов: как выбрать
- Познавательно-исследовательский проект «Наш семейный огород»
- Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»
- Ход занятия:
Ребенок на даче: как совместить воспитание и огород
Чем увлечь детей на даче, а заодно и приобщить их к труду и какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде.
Детям про огород
Чтобы дачные заботы не воспринимались ребенком как повинность, необходимо заинтересовать его, превратить работу в увлекательную игру. Подстегнуть любопытство способны загадки, песенки, сказки и мультики про огород.
К примеру, понимает ли малыш, почему морковку сравнивают с девицей в темнице, и при чем тут ее коса? Доступен ли ему юмор сказки о мужике, заключившем с медведем договор на вершки и корешки? Даже в популярных мультсериалах найдутся эпизоды, в которых главные герои выступают в роли аграриев.
Например, предложите ребенку побыть на денек Копатычем из «Смешариков» или покажите серию «Три кота», где Коржик, Компот и Карамелька помогают бабушке вырастить урожай.
Вот несколько аргументов в пользу детского огородничества:
- Работа на свежем воздухе — прекрасная альтернатива гаджетам, телевизору и интернету. В наше время многие родители сетуют, что чад не оторвать от экрана смартфона, поэтому дача, где отсутсвует или слаб сигнал мобильной сети, — просто находка.
- Огород — это практически неиссякаемый источник информации об окружающем мире. Сколько знаний и открытий дает наблюдение за природой! Самые маленькие крошки могут изучать цвета и формы, ребята постарше — основы ботаники, физические процессы и элементарные химические реакции. При желании даже неловкий разговор о том, откуда берутся дети, может свестись к рассказу о тычинках и пестиках.
- Уход за растениями воспитывает в молодом поколении массу положительных качеств: терпение, трудолюбие, забота и отвественность. А справившись с задачей вырастить свой первый урожай, ребенок будет горд собой и это повысит его уверенность и самооценку.
К перечисленному можно добавить и другие плюсы огородничества:
- Любовь к здоровой пище. Даже знатные привереды и малоежки с удовольствием уплетают овощи, выращенные своими руками.
- Осознание ребенком своей нужности и полезности, приобщение к «взрослым» обязанностям.
- Новые навыки, которые могут пригодиться в дальнейшем. Кто знает, может карапуз, копающий ямку детской лопаткой, впоследствии станет профессиональным агрономом или ландшафтным дизайнером?!
Работа в огороде для детей
Прежде чем давать ребенку какие-то поручения, нужно убедиться, что ему это под силу. Наивно ожидать от трехлетки, что пропалывая сорняки, он не выщипает рассаду, а от пятилетки — аккуратно перекопанных грядок.
Поэтому трудную и кропотливую работу должны взять на себя взрослые. При этом искреннее желание ребенка помочь должно находить понимание и благодарность. Замечания типа «Отстань», «Не мешай», «Не умеешь — не берись» могут не только отвратить малыша от дачных забот, но и сказаться на его отношениях с родителями и самооценке.
Стоит также учитывать, что большинству детей, особенно в очень раннем возрасте, не хватает усидчивости и они склонны быстро переключать внимание. Как выход — проводить предварительную подготовку самостоятельно, а юных растениеводов подключать в самый ответственный и интересный момент. Например, заранее прорыхлить и удобрить землю, а ребенку дать возможность посадить семена.
Как создать клумбу в огороде для детей
Если есть опасения, что ребенок испортит посадки, а детский энтузиазм копать, сажать и поливать неукротим, отличный компромисс — выделить для опрыска отдельную клумбу или грядку, которая всецело будет принадлежать только ему. Малышу наверняка понравится самостоятельно обустроить собственный мини-огород.
Выбирая растения для детской грядки, нужно помнить, что малыши не любят слишком долго ждать, поэтому лучше брать скороспелые культуры: редис, репа, горох, китайская капуста и др. Если детишки сами вызвались засеять огород, хорошо бы учитывать, что их пальчикам тяжело ухватить слишком мелкие семечки, и предложить посадить тыкву, кабачок, подсолнечник или луковичные цветы. Во многих семьях есть прекрасная традиция сажать деревья или кустарники в честь каждого из ее членов. Юному садоводу такая идея точно придется по вкусу!
Особенную радость ребенку принесет декорирование собственной грядки или клумбы. Помогите ему создать ограждение, таблички с названием растений, соорудить самодельное пугало или расставить садовые фигурки. При этом не настаивайте на своем видении дизайна, пусть дети проявят собственную фантазию!
Наполним корзины!
Собирать урожай — отдельное удовольствие и лишать его ребенка было бы преступлением. Однако чтобы избежать казусов, малышу нужно объяснить, как определять спелость овощей, фруктов и ягод, как не повредить растение, срывая плоды, куда складывать «дары огорода».
Сад и огород для детей: на будущее
Если лето на даче не разовая акция, можно задуматься о том, какие культуры переживут зиму и порадуют детей в самом начале следующего огородного сезона. Это могут быть цветы, в том числе первоцветы (подснежники, крокусы, мускари, весенник), многолетняя зелень (щавель, лук-батун и т.д.) или озимые посадки.
Какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде
Безопасность ребенка всегда должна быть на первом месте! И дача не исключение. Потенциальную опасность представляют синтетические удобрения и химические инсектициды (средства от вредителей), открытые источники воды (пруд, колодец, большие бочки), острые или тяжелые инструменты (косы, серпы, топоры). Садовый инвентарь и химия должны храниться в специально отведенном месте, желательно на недоступной для детей высоте или под замком. Бочки, колодцы также лучше закрыть, а доступ к прудам и речкам ограничить забором.
Еще одна возможная опасность — ядовитые растения (борщевик, лютик, волчья ягода и т.д.). Дети должны заранее знать их «в лицо» и понимать, что есть можно, а что нельзя.
Инструменты для юных агрономов: как выбрать
Чтобы маленькому дачнику было комфортно и безопасно работать, необходимо правильно подобрать для него инвентарь с учетом возраста, роста и физической силы. Пластмассовый набор для песочницы лучше использовать по назначению, а на огороде предложить ребенку инструменты для домашнего растениеводства (уменьшенные версии обычной лопаты, граблей и т.д.).
Необходимо убедиться, что они не оставят на руках заноз, не слишком острые, чтобы поранить малыша и достаточно легкие для него. К счастью, сегодня многие фирмы предлагают и специально разработанный детский садовый инвентарь (Brigadier, Wader, Sneeboer и т.п.).
Работа в огороде — это вовсе не бессовестная эксплуатация детского труда, а важная и полезная часть воспитательного процесса. На дачном участке можно с легкость удовлетворить тягу юных умов к новым знаниям и впечатлениям, а физическая нагрузка еще и даст возможность выплеснуть энергию.
Источник статьи: http://9dach.ru/stati/ogorod-vmeste-s-rebenkom
Познавательно-исследовательский проект «Наш семейный огород»
Нина Ефанова (Булатова)
Познавательно-исследовательский проект «Наш семейный огород»
Познавательно – исследовательский проект:
2 младшая группа № 2
Воспитатель: Булатова Нина Михайловна
Цели:
• Создание условий для познавательного развития детей
• Расширять знания детей о способах посадки
• Расширять представления детей об окружающем мире;
• Учить детей ставить перед собой цель – подготовить инструменты, рабочее место и убрать за собой.
Задачи:
• Обогащение и расширение представлений детей о растениях.
• (как прорастает капуста, баклажан, перец, свекла, тыква и кукуруза; Как на ветках сирени и вишни смогут появиться листья)
• Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания. Учить сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.
• Развивать интерес к развитию и росту растений.
• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
• Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
• Воспитывать любознательность и наблюдательность
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: для веток растений и лука – 1 месяц, Для семян – 2 месяцев.
Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.
Ход работы:
1 этап (ознакомительный)
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.
2 этап (решение задач)
Беседа с детьми познавательного характера.
Организация предметно – развивающей среды по теме.
Подготовка информации для родительских уголков.
Организация конкурсов, развлечений, выставок.
Создание презентаций для занятий с детьми (Семена. Мир растений. Загадки об овощах и др. Игровая, двигательная деятельность.
Участие в практической деятельности.
Посадка семян в землю.
это первые ростки!
3 этап (заключительный)
Итоговая беседа (анализ проделанной работы).
Праздничное открытие «Огород на окне» Подборка художественной литературы и иллюстраций.
Ожидаемые результаты
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
Это наши бабушка Федора и дед Петя, которые ухаживают за нашим огородом вместе с нашими детками.
Это первые ростки!
Наши баклажанчики взошли на славу!
А еще у нас есть вот такой супер корабль!
Фотоотчет «Семейный герб» Семейный герб – символ преемственности поколений. Поэтому была поставлена цель перед родителями: помочь детям узнать историю своей семьи,.
Колядки — семейный праздник (фоторепортаж) В наш стремительный век инноваций и технологий так не хватает духовного тепла, душевности и общения. Так хочется чаще собираться вместе,.
Оформление группы. Семейный фотоальбом. Наши детки подросли и вот нашу группу из яслей перевели в младшую группу. Сразу же перед нами воспитателями встала задача оформить группу.
Семейный новогодний праздник Цель: Создать праздничную, радостную атмосферу. Предоставить детям возможность представить гостям результаты своей творческой деятельности.
Семейный опыт о физическом воспитании Сказав о том, что наша семья каждое утро выполняет зарядку будет конечно не совсем честно. Да, с зарядкой мы дружим, но и прогуливаем её.
Семейный праздник Оборудование: конверты с набором слов для составления пословиц; вырезанные контуры ромашек; цветные карандаши или фломастеры; фишки для.
Семейный праздник «Детские дни рождения» День рождения – это тот праздник, который ждут все дети с большим нетерпением. Ведь они выросли уже на год и гордятся этим. В этот день.
Семейный экологический проект «Я-исследователь» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 48 Семейный экологический проект.
Конспект НОД «Путешествие на весенний огород» мастерской «Сад и огород» с детьми первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Путешествие на весенний огород» мастерской «Сад и огород» с детьми первой младшей группы в рамках реализации инновационного.
Стенгазета «Семейный досуг» МАДОУ ЦРР-Детский сад №223 Воспитатель: Гришина Е. Н; Романова Н. С. В рамках агитпоезда, который проходил 20.01.16, за ЗОЖ и здоровую.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-nash-semeinyi-ogorod.html
Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»
Татьяна Звонарёва
Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»
Беседа с детьми на тему: «Что такое огород и что на нём растёт»
• Формировать обобщённые представления об овощах: овощи — это части и плоды
растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу.
• Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.
• Уточнить представления о многообразии овощей.
Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, к ним
• Развивать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат
обобщения в развернутом речевом суждении.
• Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику.
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
• Воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность.
• Формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии.
Наглядные средства обучения:
• Поднос с овощами.
• Предметные картинки «Овощи».
• Загадки про овощи и фрукты.
Ход занятия:
Ребята! Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры — все это овощи.
Какие еще овощи вы знаете?
Верно! Свекла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, щавель и укроп, сельдерей и петрушка.
Овощами называют сочные части возделываемых растений. Это могут быть листья, кочаны, корни, клубни, луковицы, соцветия и плоды. Сами же растения получили название овощных культур.
В нашей стране возделывают около восьмидесяти видов овощных культур, а всего в царстве растений овощными свойствами обладают не менее 1200 видов.
Одни овощи были привезены к нам с берегов Средиземного моря (капуста, морковь, петрушка, сельдерей, другие — из Индии (огурец, стран Центральной и Южной Америки (помидор, кабачок, из Юго-Западной Азии (сладкий и горький перец).
А где растут овощи?
Правильно! В огороде на грядках.
Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная. А знаете ли вы, что самый верхний слой земли называется почвой? Он образовывался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной.
Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания.
Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.
В почве обитают и земляные черви, и кроты, и землеройки, и личинки насекомых.
Черви, кроты, землеройки — друзья и помощники садовода и огородника: они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остатки растений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, к корешкам растений поступают влага и воздух. Послушайте стихотворение.
Как-то раз весною крот
Посетил наш огород.
Он проверил клумбы, грядки
И заметил непорядки:
Портят слизни и жуки
Огородные ростки,
Слишком уж земля тверда —
Не проходит вглубь вода.
И сказал помощник крот:
— Я спасу ваш огород!
Разрыхлю я чернозем,
Истреблю личинок в нем.
Под землей ходы пророю —
Дождь наполнит их водою.
За работу взялся крот,
И расцвел наш огород!
Спеют в нем морковь и репка,
И капуста стала крепкой,
Созревают лук, чеснок,
Крот-дружище нам помог!
Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородниковуже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.
Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая земля напитается талой водой, снежицей, и согреется — можно идти работать в огород. Скоро появится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты.Недаром ведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится».
Представьте себе, дорогие ребята, что мы с вами взяли ведра, лейки, лопаты, грабли и отправились в огород.
Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?
Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.
Что-то мы еще забыли?
Ну конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.
Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд. Послушайте стихотворение.
В летнюю погоду
Теплым ясным вечером
Поит огороды
Замер тополь чутко,
Дай ведро водицы!
Где вились уклейки
И резвились днем,
Ведрами и лейками
Воды мы наберем.
Тонкий луч заката,
Мы польем петрушку,
Скоро сумрак ляжет
И «спасибо» скажет
Речке огород!
Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают краснеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.
Народ примечает: «Август — и собериха, и припасиха»; «Что соберешь в августе, тем и будешь сыт».Послушайте стихотворение.
Как чудесно в огороде
Поработать ясным днем!
Теплый луч по грядкам бродит,
Мятой пахнет чернозем.
Пахнет сладкой спелой сливой
И картофельной ботвой,
Медом белого налива
У меня над головой.
Все поспело, все созрело —
Добрым будет урожай!
Здесь для всех найдется дело,
Не ленись, да собирай!
Осенью, после того как урожай овощей собран и убран в подполы, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются. Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комья разбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимние морозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пласты земли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.
А сейчас отгадайте мои загадки. (разгадывание загадок)
Ребята, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.
Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.
Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.
Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.
Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.
Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.
Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель, сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.
Ответьте на вопросы
• Что называют овощами?
• Где растут овощи?
• Какой уход требуется овощам?
• Почему овощи считают основной едой человека?
Беседа «Что такое дружба» с детьми старшей группы Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. Задачи: -формирование у детей навыка устанавливать.
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» с детьми средней группы Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: 1. Формировать умение детей решать нравственные ситуации. 2. Учить.
Беседа с детьми 4–5 лет «Что такое библиотека?» Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке Цель: Приобщение.
Беседа с детьми «Что такое «Здравствуй» Что такое «Здравствуй» Боже мой! Какое приятное открытие! «Он сегодня со мной поздоровался (т. е. начал здороваться!» Не правда ли, один.
Беседа с детьми средней группы «Что такое живое и неживое и для чего оно нам?» Беседа: «Что такое живое и не живое и для чего оно нам?» Цель: Закрепить знания детей о живой и не живой природе. Задачи: Совершенствовать.
Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.
Беседа в младшей группе «Огород: что в нём растёт» Цель: расширять знания детей об овощах. Задачи: Образовательные: закреплять названия овощей; расширять знания детей об их индивидуальных.
Фотоотчет «Мы сажали огород, посмотрите, что растёт!» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о нашем небольшом огородике на окошке. Наш веселый огород Расцветает и живет. Заходите.
Фотоотчет «Наш любимый огород, что в нём только не растёт» Цель: формировать экологические представления детей об овощах и садовых культурах в процессе выращивания из семян в комнатных условиях;.
Проект «Что за чудо-огород на окошке растёт» Проект «Что за чудо-огород на окошке растёт» Проект «Что за чудо-огород на окошке растёт» Как без нашей помощи не родятся овощи. Только.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-s-detmi-na-temu-chto-takoe-ogorod-i-chto-na-nyom-rastyot.html