Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ДЦП 5-6 лет «В гостях у бабушки»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ДЦП 5-6 лет
Воспитатель: Хайруллина Гулия Шамилевна, 1кв.кат.
Орешникова Людмила Алексеевна, 1кв.кат.
«В гости к бабушке»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Активизация и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, срывать, выдергивать, срезать, выкапывать, круглый, длинный, овальный, треугольный). Развитие связной речи (составление предложений).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, мышления, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, тонкой, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_gruppe_kompensiruyushchey_napravlennosti_dlya_detey_s_dtsp_5.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ДЦП 5-6 лет
Воспитатель: Хайруллина Гулия Шамилевна, 1кв.кат.
Орешникова Людмила Алексеевна, 1кв.кат.
«В гости к бабушке»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Активизация и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, срывать, выдергивать, срезать, выкапывать, круглый, длинный, овальный, треугольный). Развитие связной речи (составление предложений).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, мышления, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, тонкой, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование: Натуральные овощи (целые), корзинка, проектор, экран, ноутбук, проигрыватель, презентация, игрушка ежик, листы формата А4 со следами ежика «Пройди пальчиками», картинки с ежиками «Найди такого же», прищепки, массажные мячики, чайные пакетики «Каркадэ», бумага формата А4 с контуром свеклы, бумага для изготовления комочков, зеленая гуашь на блюдечке, влажные салфетки, грелка для рук.
Учитель-дефектолог входит в группу, здоровается с детьми. Дети встречают его, учитель-дефектолог берет корзинку и все вместе присаживаются на ковер полукругом.
Д: — Здравствуйте ребята! А что это за корзинка появилась в вашей группе? Ее вчера здесь не было. Хотите узнать, что в ней лежит? Давайте присядем на подушки на ковре и посмотрим что в ней лежит.
Дети вместе с учителем-дефектологом рассматривают, что лежит в корзинке. Дефектолог достает по одному овощу и спрашивает у детей «что это?», добиваясь ответа «Это огурец» и т.д.
Д: — Что лежит в корзинке ребята? Как все это назвать одним словом?
Д: — Хотите побольше узнать об овощах? Тогда присаживайтесь на стульчики, я вам расскажу, как убирают овощи, когда они созрели.
Дети садятся на стульчики напротив экрана, на экране картинка с овощами.
Д: Ребятки еще раз скажите, пожалуйста, что вы видите на экране. (1 слайд)
Д: — Где растут овощи? (2 слайд)
Дети: — В огороде. На грядках.
Д: — Правильно, а теперь послушайте, как убирают овощи. Овощи, которые растут в земле – выдергивают, выкапывают. Овощи, которые растут на земле — срезают, а овощи, которые растут над землей — срывают. Картошку – выкапывают, капусту – срезают, редиску, лук – выдергивают, огурцы, помидоры – срывают. (слайд 3)
Д: — Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких сказках говориться про овощи?
Дети называют сказки.
Д: — Да, мы с вами недавно вспоминали сказку «Пых». В этой сказке бабушка и дедушка боялись идти в огород, так как их там кто-то пугал. Покажите ребятки как бабушке и дедушке страшно. А вам бы хотелось бабушке с дедушкой помочь собрать овощи в огороде? Как вы думаете, они обрадуются, если мы с вами приедем к ним? Покажите, как им будет весело. Тогда садимся в автобус и едем к бабушке в деревню.
Дети пересаживаются на стульчики.
Физкультминутка. («Автобус» Железновой)
Д: Вот мы и приехали! Бабушка нас уже встречает! Выходите ребята из автобуса.
Детей встречает воспитатель с куклой Бибабо.
В: — Исәнмесез, исәнмесез. Как хорошо, что вы приехали!
Дети: — Исәнмесез, әби.
В: — Вы мне поможете ребятки? В огороде все поспело, надо убирать, а я боюсь в огород идти. Кто- то там пыхтит и пыхтит.
Д: — Ну что ребята сходим в огород посмотрим, кто же пугает бабушку?
Дети с дефектологом подходят к грядкам (на полу черная ткань в виде грядок на ней лежат овощи).
Д: — Ребята посмотрите, какой богатый урожай у бабушки. Давайте поможем бабушке его собрать. Напомните, как мы будем убирать картошку?
Дети: — Картошку выкапывают.
Д: — Как убирают капусту?
Дети: — Капусту срезают.
Д: — Как убирают лук?
Дети: — Лук выдергивают.
Д: — Соберите все овощи в корзинки. Просит бабушка помочь разложить овощи в корзинки по форме. Но прежде чем положить овощ в корзинку нужно сказать как вы его собрали и какой он формы. Вот так:
— Я срезала капусту. Капуста круглой формы.
На корзинках приклеены геометрические формы. Дети находят соответствующий овощ, говорят, как они его убрали и какой он формы, а кладут его в корзинку
Д: — Ребята, молодцы вы собрали овощи и не испугались? А кто же мешал бабушке собирать овощи? Посмотрите, вот он спрятался под капустой!
Д: — Правильно ежик! Покажем его бабушке! Бабушка посмотри вот кто тебя пугал мы нашли его!
В: — Ой, вот кто меня пугал и пыхтел! Какой он маленький ! А я — то боялась!
-Вы идите играйте ежиком, а я пойду в огород посмотрю что вы собрали.
Игра с массажными мячиками. Дети катают мяч по ладошкам.
Д: -Гладь мои ладошки еж,
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу с тобой поладить!
Я хочу тебя погладить!
Игра с прищепками «Найди такого же». Дети садиться за столы, на столах картинки, находят подходящую и прицепляют к ней прищепку.
Игра «Пройди пальчиками».
Д: — А теперь давайте проводим ежика в лес, чтобы он не пугал больше бабушку с дедушкой. Прошагайте пальчиками по дорожке и укажите ежику путь в лес.
К детям возвращается бабушка с корзинкой с овощами. В это время дефектолог раздает грелки для рук детям с парезом руки. Дети кладут паретичную руку на грелку.
В: — Спасибо, вам большое, вы собрали все овощи! Только вот беда, свекла совсем не уродилась в этом году! Как же я борщ варить буду?
Д: — Ребята, мы можем помочь бабушке? Как?
Дети: — Можно нарисовать.
Д: — Ты бабушка отдохни, а дети сейчас нарисуют для тебя свеклу.
Воспитатель сажает куклу на стульчик рядом с детьми и продолжает занятие.
В:-Перед тем как начнем рисовать подготовим наши ручки. Поиграем пальчиками.
Так капусту мы рубили
И вот так ее солили
И сложили кучкою
В банку затолкали
Рисование с использованием нестандартных приемов.
В:. –А теперь, нам надо приготовить волшебные комочки. Они понадобятся нам для рисования. Я вам покажу, как его сделать. Берем листок бумаги и мнем его и скатываем из него шарик. Вот такой комочек должен получиться.
Молодцы. Отложите комочек в сторону, он нам понадобиться позже.
В: — Сегодня мы будем рисовать не как обычно кисточками, а чайными пакетиками. А как ими рисовать я вам покажу. Берем чайный пакетик двумя пальчиками за край и примакиваем корнеплод свеклы. Приступайте к работе.
Дефектолог и воспитатель контролируют захват пальцами пакетика. При необходимости влажной салфеткой вытирают подтеки на руках детей.
В: — Молодцы! А теперь приступим к листочкам их мы будем рисовать, используя наши волшебные комочки. Берем комочки и обмакиваем в зеленую краску, затем примакивая рисуем листочки.
В: — Молодцы, ребятки! Кто закончил, берет влажную салфетку и вытирает пальчики.
Дефектолог помогает детям. Воспитатель берет куклу бабушки.
В: — Ой, какие вы молодцы! Порадовали меня . Рэхмэт! И у меня есть для вас подарок.
Воспитатель дает детям коробочку с угощением.
Д: — Ну что ж мы с вами помогли бабушке, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с бабушкой!
В: — Саубулыгыз! Приезжайте еще!
Д:- Обратно мы с вами поедем на машине, занимайте свои места!
Речь с движением.
Едем, едем на машине, (дети имитируют, как они держаться за руль)
Нажимаем на педаль, (одной ногой нажимают на педаль)
Газ включаем, выключаем, (рукой переключаем рычаг вперед-назад)
Смотрим пристально мы в даль. ( ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли,
Вправо, влево – чистота! (руки перед собой имитируют движение «дворников»)
Волосы взъерошил ветер, (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
Д: -Вот мы и приехали! Понравилось вам ребята наша поездка! А чем мы с вами сегодня занимались! Что нового вы узнали?
Опыт работы по социализации детей с ДЦП в условиях ДОУ.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №49»
Хабаровский край, г. Хабаровск.
Хижняк Раиса Ивановна, 52-28-13, mdou .49@ mail . ru
Реализация ФГОС дошкольного образования
Инклюзивное образование, как основа сохранения самооценки детства ребёнка с особыми образовательными потребностями
Опыт работы по социализации детей с ДЦП в условиях ДОУ.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.
Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей.
Процесс адаптации и социализации таких детей во многом зависит от того, как мы, педагоги, сумеем понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
На протяжении 23 лет в нашем детском саду функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с ДЦП. Возраст детей от 3 до 8 лет. Очень разным за эти годы было комплектование группы, которое часто не зависело от нас.
По состоянию интеллекта дети представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных наблюдается значительное недоразвитие интеллекта.
Социализация и интеграция детей с ОВЗ на настоящий момент становится приоритетной задачей современного российского общества.
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде.
В ходе нашей педагогической деятельности одна из главных целей, которую мы ставим перед собой это создание благоприятных условий для развития и социализации детей с ДЦП в условиях ДОУ. Включение их в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников группы.
Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и наш опыт работы по обеспечению социализации детей данной категории показал эффективность при реализации:
-использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей. «Кормушка для пернатых», «Огород на окошке», «Муравьиная семья». В рамках данного проекта был приглашён в группу бывший выпускник ДОУ, который с дошкольного возраста интересуется мирмекологией – наукой о муравьях, который в доступной форме рассказал и показал много интересного.
Рис. 1 Знакомство с муравьиной семьёй
В нашем учреждении на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания этих детей. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе.
Для того чтобы создать условия для лучшей социализации детей с ДЦП в рамках нашего сада мы начали использовать точечную инклюзию.
Точечная инклюзия — когда ребёнок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
Воспитанники с ОВЗ участвуют в совместных традиционных праздников в ДОУ при обязательном взаимодействии воспитателей, специалистов детского сада и родителей, что даёт положительную динамику развития детей. Участвуют в совместных конкурсах и выставках. Вместе гуляют на прогулках. Два года подряд наши воспитанники участвуют в проведении мероприятия посвящённому 9 мая «Бессмертный полк».
В процессе проведения совместных досугов происходит взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
— упражнения для социально-эмоционального развития детей
— репетиции и разыгрывание сказок.
На таких занятиях обогащается эмоциональный опыт детей, развивается эмоциональная сфера, стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Повышается уровень самооценки. У детей появляется уверенность в себе, своих силах и своих возможностях.
Рис.2 Участие детей с ОВЗ в совместных мероприятиях с детьми из общеобразовательных групп
За два года до школы, детям предоставляется возможность посещать занятия в общеобразовательных группах, но опять, эта возможность предоставляется не всем, а в зависимости от уровня интеллекта. Эти дети вместе со сверстниками участвуют в различных мероприятиях одним из которых является «ЧИП», где ребята показывают не плохие результаты. В 2018 году, воспитанник коррекционной группы участвовал в городском конкурсе чтецов. Несмотря на большую публику, ребёнок победил страх и волнения. Таких результатов педагоги добиваются не сразу. Проходят года, чтобы ребёнка с ОВЗ вывести на такой уровень. Конечно, большую роль здесь играет уровень социализации малыша, которая во многом зависит от форм, методов и приёмов, которые используют педагоги для её повышения. И немаловажную роль играет включение ребёнка с ограниченными возможностями в группу сверстников.
В ДОУ проводилось анкетирование родителей общеобразовательных групп, с целью дать оценку их отношения к детям с ОВЗ. Опрашиваемым предлагалось высказать своё отношение к детям с ОВЗ: о наличии опыта общения в повседневной жизни с такими детьми, из каких источников родители получают информацию о детях с ОВЗ. Также анкетирование позволило узнать, готовы ли родители к тому, чтобы ребёнок с ОВЗ находился в группе с детьми общеобразовательных групп, готовы ли они оказывать помощь детям с проблемами в развитии.
При подведении итогов опроса выявлено, что наибольшая часть опрашиваемых положительно относится к детям с ОВЗ. На вопрос об опыте общения с такими детьми, и насколько часто встречаются в повседневной жизни , большинство ответило об отсутствии подобного опыта и редком сталкивании с ними в жизни. В качестве основного источника информации большинство родителей называют средства массовой информации, такие как телевидение, газеты, журналы и интернет. Меньше всего узнают о таких детях из популярной и научной литературы, от педагогов и воспитателей.
Результаты анкетирования показали, что большинство участников опроса очень лояльно относятся к детям с ОВЗ, считают неправильным их нахождение только в специализированных учреждениях, готовы принимать участие в процессе их интеграции в обществе, оказывать помощь на повседневной основе.
Более того хочется отметить, когда в июне месяце детей подготовительных групп комплектуют по разным группам, то если раньше, раньше родители этих детей были против того чтобы их ребёнок находился в группе с особыми детьми, мотивируя это тем, что ему будет скучно, будет испытывать дискомфорт, как показывает опыт последних лет, родители наоборот просят оставить ребёнка в этой группе. Эти дети для нас являются большими помощниками. Но и для детей, это возможность почувствовать себя нужным для тех кто в этом нуждается. Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Есть родители, которые стесняются своих детей. Другие занимаются гиперопекой, что не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Социализация ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов-психологов школы, предоставляемые на ежегодном педсовете, проводимом в рамках сотрудничества. Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами.
Результаты успешной социализации
Рис.2 Участие воспитанника коррекционной группы в городском конкурсе чтецов
Рис.3 выпускники коррекционной группы обучающиеся в общеобразовательной школе
Рис.4 выпускники коррекционной группы являются призёрами городских соревнований
Р ис.5 наши выпускники продолжают проявлять свои творческие таланты в школе