Огород в детском саду
Светлана Константинова
Огород в детском саду
Летом огород – что город!
В нем сто тысяч горожан:
Помидор, горох, капуста,
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.
Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет нечего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада.
Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Воспитатели с большим удовольствием и энтузиазмом откликнулись на идею создания огорода в ДОУ. Сколько радости доставили детям первые посадки. В группах вырастили рассаду кабачков, капусты, перца, баклажанов, огурцов, кроме того семенами посадили тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель.
Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить в Сибири, ухода за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
А задачи перед собой мы ставили следующие:
• расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растения огорода;
• учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
• развивать познавательные и творческие способности детей;
• формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
В результате все испытали большое удовольствие, а у детей появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
Великий русский педагог Василий Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Развивающая среда в группе «Сказка». Дружно сказочки читаем, дружно песенки поем, Вместе нам совсем не скучно, всех мы в гости к нам зовем. Здесь царит всегда веселье, воздух.
Проект «Участок нашего детского сада «Солнышко» Проект участок нашего детского сада «Солнышко»! Красота спасет мир, если мир не разрушит красоту. (Илья Герчиков). Здравствуйте Уважаемые.
Многофункциональное дидактическое пособие для детей 3–7 лет «Огород»
Ольга Тимошина
Многофункциональное дидактическое пособие для детей 3–7 лет «Огород»
Актуальность пособия — имеет развивающее, образовательное и воспитательное значение.
Цель: Создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.
Образовательные задачи:
1. Формирование элементарных экологических представлений:
— Обогатить и закрепить знания детей об овощах и фруктах (ввести новое понятие – огород, правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и величину, различать овощи по внешнему виду и т. д.);
— Закрепить знания о пользе овощей и фруктов, о витаминах, содержащихся в них;
— Познакомить со способами использования их в пищу (готовим салат, варим борщ и т. п.);
2. Формирование элементарных математических представлений детей в игровой форме.
— Учить сравнивать овощи, фрукты по величине, форме; находить сходства и различия;
— Закрепить понятия один – много, навыки счёта;
3. Формирование правильной речи:
— Учить образовывать формы множественного числа существительных, слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
— Учить согласованию слов по родам, числам и т. д.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес к окружающему миру;
-развивать умение отвечать на вопросы воспитателя;
-способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию;
-развивать внимание, интерес, мышление;
— развивать, обогащать и активизировать речь детей.
Воспитательные:
— воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом;
— воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира;
— воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожай.
Описание пособия: Данное пособие предназначено для игры детей 3 – 7 лет. Выполнено оно из фетра и оформлено в виде огорода. В пособии представлены овощи: тыква, репка, капуста, чеснок, лук, морковь, свёкла, огурцы, томаты, горох, баклажан, перец, картофель, редис. Также в пособие входят корзиночки для сбора урожая, игрушки: леечка, лопатка, грабли, машинки.
Методические рекомендации по использование дидактического пособия «Огород».
Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольного учреждения в работе с подгруппой детей 3 -7 лет на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений.
Методические рекомендации по использованию пособия составлены в соответствии с ФГОС ДО, все задания построены в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В процессе игр используется личностно-развивающий подход взаимодействия детей и воспитателя. Так же пособие предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком, не усвоившим знания на занятии.
Приложив совсем немного фантазии, можно придумать множество занимательных игр с «Огородом». Можно садить овощи, ухаживать за огородом, импровизируя полив и прополку, собирать урожай, везти на грузовике богатый урожай, продавать и покупать овощи в магазине, взвешивая и рассчитываясь за покупки на кассе. А также готовить отменный борщ, щи, варить картошку и делать салат.
Игра «Есть у нас огород», с 3 лет.
Цель: уточнить порядок действий при посадке овощей, закрепить понятия «больше – меньше», уметь находить овощи, необходимые для борща.
Есть у нас огород,
Урожай в нём созревает
Огород у нас хорош,
Всё, что хочешь, здесь найдёшь.
Тыква, лук, чеснок растёт,
Репка и ещё горох.
Огурцы, морковь, томат,
Каждый урожаю рад.
Бабка с дедом урожай собирают,
Своих внуков витаминами зимой угощают.
Ну, а детки урожай собирать помогают.
— Собираем в большой ящик всю морковку, а в маленький – 2 свёклы;
— В каком ящике больше?
-Запоминаем порядок действий при посадке овощей: возьмём лопатку, вскопаем землю, взрыхлим граблями, посадим овощи, польём из леечки;
— Складываем в ящик всё, что нужно для борща;
— Называем цвет овощей и т. д.
Игра «Собираем урожай», с 3 лет.
Цель: познакомить детей с правильными названиями овощей.
Процедура проведения. Ребенку предлагается помочь медведю собрать урожай. По просьбе воспитателя ребенок постепенно собирает в маленькую корзину один вид овощей, называя при этом форму и цвет, затем собирает следующий вид овощей. В конце игры медведь благодарит ребенка за помощь. Также по завершению игры можно попросить ребенка разложить овощи по виду.
Игра «Разложи по цвету», с 3 лет.
Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету.
Процедура проведения. Ребенку предлагается помочь медведю разделить овощи по цветам. Ребенок распределяет урожай по корзинам такого цвета, какого цвета овощ.
Игра «Посчитай», с 3 лет.
Цель: научить ребенка считать в пределах пяти.
Первый вариант. На макете огорода посажено разное количество овощей нескольких видов, ребенку предлагается сосчитать их и зарисовать на листе, такое же количество овощей.
Второй вариант. Воспитатель помогает ребенку закрепить понятия «один — много». На грядках посажено большое количество овощей одного вида. Отдельно посажена одна тыква или одна репка. Воспитатель задает вопросы: сколько капусты, сколько тыкв? (один — много)
Игра «Больше – меньше – равно», с 3 лет.
Цель: учить определять равное и неравное количество предметов методом приложения и наложения.
Первый вариант. Ребенку дается задание посадить в лунки 4 морковки или какой-либо другой овощ. Воспитатель задает вопросы: сколько лунок, сколько морковок? Чего больше лунок или морковок? Ребенку дается задание сравнять количество лунок и морковок. (метод наложения)
Второй вариант. Ребенку предлагается помочь медведю посадить равное количество овощей разного вида. Например, по две морковки, две свеклы, две капусты.
Третий вариант. На первой грядке посажено 2 морковки, дается задание на второй грядке посадить такое же количество морковок или другого овоща. Воспитатель задает вопросы: сколько овощей посажено на первой грядке, сколько овощей на второй грядке? Поровну ли их? (метод приложения) Задание с усложнением: на первой и второй грядке посажено неравное количество любых овощей одинакового или разного вида, необходимо сравнять количество овощей первой и второй грядки.
Игра «Найди такой же», с 3 лет.
Цель: учить узнавать геометрические фигуры в предметах.
Воспитатель показывает геометрическую фигуру (например, круг) и просит подобрать подходящие по форме овощи. Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре, необходимо осязательно-двигательное обследование предмета. Поэтому, когда ребенок находит овощ, подходящий по форме, он должен обвести его пальцем.
Игра «Что изменилось?», с 3 лет.
Цель: тренировать память, развивать внимание.
Воспитатель выкладывает овощи в ряд и предлагает детям рассмотреть их и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает один из овощей. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Больше- меньше», с 3 лет
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине, формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину.
Ребенку предлагается выполнить просьбу воспитателя, сначала найти на грядках и отобрать большие, а затем маленькие овощи.
Игра «Чудесная коробочка»
Цель: тренирует мелкую моторику, развиваются воображение и память
Дети поочередно достают фрукты из коробочка и пытаются описать его внешний вид, цвет, форму, величину).
Игра «Подбери признак».
Цель:Подбор имен прилагательных к имени существительному.
Помидор (какой)- большой, круглый, красный, сочный и тд.
Игра «Четвертый лишний».
Цель: Развивает логическое мышление, память внимание, развитие тактильных ощущений.
В ряд с овощами выкладывается представитель из фруктов. Ребенку предлагается найти «лишнее» и обосновать свой выбор.
Игра «Один- много».
Цель: Образование формы множественного числа существительных. Помидор — помидоры, огурец — огурцы и т. д.
Игра «Счет овощей и фруктов».
Цель: Развитие математических представлений, а также развитее мелкой моторики. Одна помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров и т. д.
Игра «Назови ласково».
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Помидор-помидорчик, Огурец -огурчик, лук- лучок и т. д.
Игра «Жадина»
Цель: обучение правильному употреблению слов «мой», «моя», «моё», «мои», согласованию слов по родам. Моя – морковка, мой- помидор, Мой- лук и т. п.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развивает память, внимание.
Расставить овощи и фрукты. Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить. Затем дети закрывают глазки.. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами.
Игра «Магазин».
Что ты купила? (огурец) А какой огурец? (зеленый, овальный, твердый, хрустящий)ит. д.
Игра «Приготовим блюдо»
1. Составление меню.
-выбор блюда (игрок выбирает карточку-символ блюда, которое он собирается приготовить, вставляет в грядку, называет его);
2. Приготовление блюда.
-подборка овощей (игрок выбирает соответствующий овощ, собирает его из частей, «садит» в грядку);
-описание овоща (игрок называет признаки предмета (цвет, форма, размер, вставляет в грядку соответствующие картинки и цифру с необходимым количеством этого овоща;
Овощей может несколько: игрок может выбрать сам, а может подсказать наводящими вопросами воспитатель.
— процесс приготовления (игрок руками показывает, имитируя, что будет делать с этим овощем: мыть, чистить, резать, тереть, пробовать и т. д. Все действия проговариваются, оцениваются: «легко-сложно», «быстро-медленно», «нужно помочь взрослому» и т. д.
-оценка блюда (игрок даёт оценку своему блюду сам, а может попросить кого-нибудь другого: это будет «вкусно-не вкусно», полезно- не полезно» и т. д. Он ставит в грядку карточку с «+» или с «-» соответственно.
Игра «Как растет и зреет овощ».
Например, помидор. Сначала появляется желтый цветочек, потом на месте желтого цветочка появляется зеленый помидорчик, а затем он становится красным, а еще ведь есть и желтые помидоры. Ребенок увидит, что молоденький лучок светлый, а по мере роста он превращается в деда, во сто шуб одетого. На примере морковки, растущей на нашем огороде, можно объяснить ребенку в какой это такой темнице сидит девица и почему у нее коса на улице.
1. Козина Л. Ю. Игры по математике для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2008
2. Балашова Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Ярославль: 2010
Многофункциональное дидактическое пособие «Кот и волшебный цветок» Представляю Вам своё дидактическое пособие «Кот и волшебный цветок». Это пособие я сшила для детей младшей группы нашего сада, «Серебряное.
Мастер-класс «Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ «Увлекательный семицветик» Мастер — класс. Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ «Увлекательный семицветик». Подготовила воспитатель: Назарова.
Многофункциональное дидактическое пособие «Времена года» Дидактическое пособие «Времена года»Дидактическое пособие «Времена года» многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких.
Многофункциональное дидактическое пособие «Цветик-пятицветик» Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру. Данная игра разработана, как для индивидуальных, так и для работы с несколькими детьми. оно.
Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста Я работаю воспитателем средней группы детского сада. В средней группе мы закрепляем с детьми такие понятия как «части суток», «времена года»,.
Многофункциональное дидактическое пособие «Лесенка» Задумывалась моя лесенка как музыкально-дидактическая игра, но в процессе её изготовления рождались всё новые и новые идеи её применения.
Многофункциональное дидактическое пособие «Огород» Пояснительная записка Дети играют всегда и везде. Они получают знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала.
Многофункциональное дидактическое пособие «Театр» Актуальность Современные дети живут в эпоху информационных технологий. Дети любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер.
Многофункциональное дидактическое пособие «Весёлый клоун» Многофункциональное дидактическое пособие «Весёлый клоун»развивающей предметно-пространственной среды Краткая технология изготовления Основой.
Многофункциональное дидактическое пособие «Времена года» Подготовила Пологутина Ирина Николаевна. Здравствуйте, уважаемые коллеги!Сегодня я хочу с вами поделиться моей воплощенной мечтой в жизнь,.