- Ребенок на даче: как совместить воспитание и огород
- Детям про огород
- Вот несколько аргументов в пользу детского огородничества:
- Работа в огороде для детей
- Как создать клумбу в огороде для детей
- Наполним корзины!
- Сад и огород для детей: на будущее
- Какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде
- Инструменты для юных агрономов: как выбрать
- Конспект трудовой деятельности детей старшей группы на огороде детского сада
- Методические рекомендации к дидактическому многофункциональному пособию «Чудо – огород» для детей дошкольного возраста. методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Результативность использования дидактического
- многофункционального пособия «Чудо – огород»
- — В процессе дидактических игр с использованием пособия у детей расширились и углубились представления и знания о природе.
- — Дети познакомились с интересными фактами о родной природе , с различными видами овощей и фруктов и особенностями их произрастания.
- — Дети научились классифицировать овощи и фрукты.
Ребенок на даче: как совместить воспитание и огород
Чем увлечь детей на даче, а заодно и приобщить их к труду и какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде.
Детям про огород
Чтобы дачные заботы не воспринимались ребенком как повинность, необходимо заинтересовать его, превратить работу в увлекательную игру. Подстегнуть любопытство способны загадки, песенки, сказки и мультики про огород.
К примеру, понимает ли малыш, почему морковку сравнивают с девицей в темнице, и при чем тут ее коса? Доступен ли ему юмор сказки о мужике, заключившем с медведем договор на вершки и корешки? Даже в популярных мультсериалах найдутся эпизоды, в которых главные герои выступают в роли аграриев.
Например, предложите ребенку побыть на денек Копатычем из «Смешариков» или покажите серию «Три кота», где Коржик, Компот и Карамелька помогают бабушке вырастить урожай.
Вот несколько аргументов в пользу детского огородничества:
- Работа на свежем воздухе — прекрасная альтернатива гаджетам, телевизору и интернету. В наше время многие родители сетуют, что чад не оторвать от экрана смартфона, поэтому дача, где отсутсвует или слаб сигнал мобильной сети, — просто находка.
- Огород — это практически неиссякаемый источник информации об окружающем мире. Сколько знаний и открытий дает наблюдение за природой! Самые маленькие крошки могут изучать цвета и формы, ребята постарше — основы ботаники, физические процессы и элементарные химические реакции. При желании даже неловкий разговор о том, откуда берутся дети, может свестись к рассказу о тычинках и пестиках.
- Уход за растениями воспитывает в молодом поколении массу положительных качеств: терпение, трудолюбие, забота и отвественность. А справившись с задачей вырастить свой первый урожай, ребенок будет горд собой и это повысит его уверенность и самооценку.
К перечисленному можно добавить и другие плюсы огородничества:
- Любовь к здоровой пище. Даже знатные привереды и малоежки с удовольствием уплетают овощи, выращенные своими руками.
- Осознание ребенком своей нужности и полезности, приобщение к «взрослым» обязанностям.
- Новые навыки, которые могут пригодиться в дальнейшем. Кто знает, может карапуз, копающий ямку детской лопаткой, впоследствии станет профессиональным агрономом или ландшафтным дизайнером?!
Работа в огороде для детей
Прежде чем давать ребенку какие-то поручения, нужно убедиться, что ему это под силу. Наивно ожидать от трехлетки, что пропалывая сорняки, он не выщипает рассаду, а от пятилетки — аккуратно перекопанных грядок.
Поэтому трудную и кропотливую работу должны взять на себя взрослые. При этом искреннее желание ребенка помочь должно находить понимание и благодарность. Замечания типа «Отстань», «Не мешай», «Не умеешь — не берись» могут не только отвратить малыша от дачных забот, но и сказаться на его отношениях с родителями и самооценке.
Стоит также учитывать, что большинству детей, особенно в очень раннем возрасте, не хватает усидчивости и они склонны быстро переключать внимание. Как выход — проводить предварительную подготовку самостоятельно, а юных растениеводов подключать в самый ответственный и интересный момент. Например, заранее прорыхлить и удобрить землю, а ребенку дать возможность посадить семена.
Как создать клумбу в огороде для детей
Если есть опасения, что ребенок испортит посадки, а детский энтузиазм копать, сажать и поливать неукротим, отличный компромисс — выделить для опрыска отдельную клумбу или грядку, которая всецело будет принадлежать только ему. Малышу наверняка понравится самостоятельно обустроить собственный мини-огород.
Выбирая растения для детской грядки, нужно помнить, что малыши не любят слишком долго ждать, поэтому лучше брать скороспелые культуры: редис, репа, горох, китайская капуста и др. Если детишки сами вызвались засеять огород, хорошо бы учитывать, что их пальчикам тяжело ухватить слишком мелкие семечки, и предложить посадить тыкву, кабачок, подсолнечник или луковичные цветы. Во многих семьях есть прекрасная традиция сажать деревья или кустарники в честь каждого из ее членов. Юному садоводу такая идея точно придется по вкусу!
Особенную радость ребенку принесет декорирование собственной грядки или клумбы. Помогите ему создать ограждение, таблички с названием растений, соорудить самодельное пугало или расставить садовые фигурки. При этом не настаивайте на своем видении дизайна, пусть дети проявят собственную фантазию!
Наполним корзины!
Собирать урожай — отдельное удовольствие и лишать его ребенка было бы преступлением. Однако чтобы избежать казусов, малышу нужно объяснить, как определять спелость овощей, фруктов и ягод, как не повредить растение, срывая плоды, куда складывать «дары огорода».
Сад и огород для детей: на будущее
Если лето на даче не разовая акция, можно задуматься о том, какие культуры переживут зиму и порадуют детей в самом начале следующего огородного сезона. Это могут быть цветы, в том числе первоцветы (подснежники, крокусы, мускари, весенник), многолетняя зелень (щавель, лук-батун и т.д.) или озимые посадки.
Какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде
Безопасность ребенка всегда должна быть на первом месте! И дача не исключение. Потенциальную опасность представляют синтетические удобрения и химические инсектициды (средства от вредителей), открытые источники воды (пруд, колодец, большие бочки), острые или тяжелые инструменты (косы, серпы, топоры). Садовый инвентарь и химия должны храниться в специально отведенном месте, желательно на недоступной для детей высоте или под замком. Бочки, колодцы также лучше закрыть, а доступ к прудам и речкам ограничить забором.
Еще одна возможная опасность — ядовитые растения (борщевик, лютик, волчья ягода и т.д.). Дети должны заранее знать их «в лицо» и понимать, что есть можно, а что нельзя.
Инструменты для юных агрономов: как выбрать
Чтобы маленькому дачнику было комфортно и безопасно работать, необходимо правильно подобрать для него инвентарь с учетом возраста, роста и физической силы. Пластмассовый набор для песочницы лучше использовать по назначению, а на огороде предложить ребенку инструменты для домашнего растениеводства (уменьшенные версии обычной лопаты, граблей и т.д.).
Необходимо убедиться, что они не оставят на руках заноз, не слишком острые, чтобы поранить малыша и достаточно легкие для него. К счастью, сегодня многие фирмы предлагают и специально разработанный детский садовый инвентарь (Brigadier, Wader, Sneeboer и т.п.).
Работа в огороде — это вовсе не бессовестная эксплуатация детского труда, а важная и полезная часть воспитательного процесса. На дачном участке можно с легкость удовлетворить тягу юных умов к новым знаниям и впечатлениям, а физическая нагрузка еще и даст возможность выплеснуть энергию.
Источник статьи: http://9dach.ru/stati/ogorod-vmeste-s-rebenkom
Конспект трудовой деятельности детей старшей группы на огороде детского сада
Татьяна Бражникова
Конспект трудовой деятельности детей старшей группы на огороде детского сада
Воспитатель Бражникова Т. А. «Маленькие огородники»
— обобщить и расширить знания детей о том, как ухаживать за растениями.
-Закреплять умение работать сообща,
-Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой.
-Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.
-Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.
Оборудование: маленькие лейки, ведро с водой, большая лейка, мешки для мусора, корзинка для сбора овощей, карточки с изображением сельхозинвентаря и карточки с изображением разнообразных видов полива растений.
Воспитатель: Читает стихотворение А. Прокофьева «Огород» подводит всех детей на огородные участки детского сада, на которых уже работает младший воспитатель. (Младший воспитатель полит сорняки на грядке)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что делает младший воспитатель и задает наводящие вопросы. (Что делает Мария Александровна? Для чего она это делает? Что для этого она использует? Можно ли обойтись при ухаживании за растениями без сельхозинвентаря? А как вы думаете каким способом можно еще удалить сорняки? и т. д. Показ картинок с использованием сельхозинвентаря с использованием загадок).
Воспитатель привлекает детей к удалению сорняков с грядок с помощью вырывания руками, при этом подробно рассказывает, как это необходимо делать (Младший воспитатель оказывает помощь детям на одной грядке, а воспитатель оказывает помощь детям на другой овощной грядке).
Воспитатель обращает внимание на сбор сорванного сорняка в мусорные мешки и побуждает детей соблюдению порядка.
Младший воспитатель начинает полив растений большой лейкой. Воспитатель обращает внимание детей на выполнение трудовой операции младшим воспитателем и задает наводящие вопросы (Для чего она это делает? Как определить необходимо ли поливать растения или нет? Почему она это делает после прополки? Одинаково ли необходимо поливать разные виды растений? Какие инструменты или инвентарь необходимо для полива огорода? (Рассказы детей из личного опыта) Показ карточек с изображением разнообразных видов полива растений)
Далее воспитатель предлагает детям полить овощные культуры на грядках. Младший воспитатель и воспитатель оказывают посильную помощь детям в организации правильного полива.
Далее воспитатель предлагает детям на игровом участке помыть руки и изобразить на выбор (мелками на асфальте, либо на бумаге, либо с пластилина) что делали на огороде и какие виды овощей растут на нашем огороде. Младший воспитатель находится с одной подгруппой, воспитатель с другой.
Картотека: Труд в природе. Старшая группа. Карточка № 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры;.
Проект «Комнатные растения» Проект «Комнатные растения» Вид проекта: информационно – исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. Участники: дети, воспитатели.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-trudovoi-dejatelnosti-na-ogorode-detskogo-sada-starshei-grupy-kapitoshka-vospitatel-brazhnikova-t-a.html
Методические рекомендации к дидактическому многофункциональному пособию «Чудо – огород» для детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо – огород» – привлекательная игрушка как для младших дошкольников, так и для детей старшего дошкольного возраста. Играть с ним очень интересно: во – первых, приятные материалы, которые прекрасно стимулируют тактильные ощущения ребенка, а современные технологии не дают возможности для их развития, и во – вторых, во время игры ребенок обобщает и уточняет свои знания об овощах, месте их произрастания, пользе для человека. И это очень важно для развития детей: ведь современные дети имеют недостаточное представление о том, как выращивают овощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_vyazanoy_skazke.docx | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к дидактическому многофункциональному
пособию «Чудо – огород» для детей дошкольного возраста.
I квалификационной категории
Бикеева Наталья Александровна
Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо – огород» предназначено для игр детям дошкольного возраста, а также быть использовано педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений, а также родителями для занятий с детьми в семейном кругу. Данное пособие используется в ДОУ в рамках реализации ООП детского сада.
Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо – огород» представляет собой коробку с крышкой, обтянутую коричневой тканью и обклеенную по всему периметру голубым заборчиком (размер коробки 38х54х16). В коробку вложены шесть валиков из коричневой ткани, имитирующих землю. Между валиками вставляются овощи, которые растут под землей. Валики легко вынимаются из корзины. Фрукты и овощи (целые и части растений разного периода вегетации) связаны крючком из разноцветных ниток для вязания (ирис) : морковь (15 см), свекла (10 см), лук (7 см), картофель (11см), редис (6 см), капуста (14 см), чеснок (6 см), зелёный горошек, кабачок (15 см), кукуруза (15 см), тыква, баклажаны (15 см), огурцы (15 см), помидоры (7 см). Связан кустик клубники (цветы, зелёные и красные ягоды), фрукты: яблоко (8 см), груша (10 см), лимон (9 см), мандарин, апельсин (8 см). К игре прилагаются карточки с цифрами, картинки овощей, предметы по уходу за огородом.
Актуальность использования пособия
Чтобы детство детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра, потому что она является основным видом деятельности дошкольников. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Играя, дети постоянно обогащаются, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру.
Детство немыслимо без игрушек. Игрушки для ребенка – это та среда, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формирует и реализует творческие способности, учит выражать свои чувства, а также общаться и познавать себя.
Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
В настоящее время выбрать игрушку ребенку нелегко. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые игрушки — динозавры, трансформеры, пауки и компьютерные игры.
Использование дидактических игр в образовательном процессе в ДОУ является одним из эффективных способов развития у детей творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Занятия с применением дидактических игр интересны дошкольникам. Красочность, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребенку играть увлеченно, испытывать радость познания, открывать новое.
Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо – огород» – привлекательная игрушка как для младших дошкольников, так и для детей старшего дошкольного возраста. Играть с ним очень интересно: во – первых, приятные материалы, которые прекрасно стимулируют тактильные ощущения ребенка, а современные технологии не дают возможности для их развития, и во – вторых, во время игры ребенок обобщает и уточняет свои знания об овощах, месте их произрастания, пользе для человека. И это очень важно для развития детей: ведь современные дети имеют недостаточное представление о том, как выращивают овощи.
В этой игре можно изучать цвета, счёт, развивать речевую активность. Игру можно использовать в образовательной деятельности: развитие речи, ознакомле-
ние с окружающим, формирование элементарных математических представлений. Игра имеет дифференцированный подход в обучении детей и рассчитана как на одного игрока, так и на коллективную игру в течении дня.
Предлагая детям данный материал для усвоения, педагоги или родители в занимательной форме могут ознакомить дошкольников с овощами и фруктами, местом их произрастания, внешними особенностями; закрепить использование в речи слов – названий овощей и фруктов, обучить детей умению описывать овощи и фрукты, выделять их особенности (размер, цвет), познакомить детей со способами переработки фруктов и овощей; расширить знания детей о их значении для здоровья человека; закрепить знания о том, откуда появляются овощи на нашем столе. Дополнительный материал – художественное слово (загадки, стихотворения, сказки и рассказы) помогают закрепить материал по теме «Овощи и фрукты», активизировать и обогатить словарь детей, развивать речь.
Пособие соответствует требованиям ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде: оно трансформируемое, полифункциональное, доступное детям. При работе с пособием используется принцип индивидуализации.
В данных методических рекомендациях представлены авторские дидактические игры. Таким образом, используя огромный воспитательно – образовательный потенциал дидактического пособия , педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.
— дать элементарные знания о садовых и огородных растениях;
— расширять представления об овощах и фруктах;
— учить использовать в речи имена существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты);
— различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространённые овощи и фрукты и называть их;
— формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах;
— формировать обобщённые способы практической деятельности, позволяющие получать результат, который может быть вариативно осмыслен каждым ребёнком;
— обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
— формировать умения выделять свойства предметов: цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
— классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету);
— закреплять знания о способе произрастания овощей;
— совершенствовать координацию руки и глаза.
— развивать умение выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности;
— развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.);
— развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
— развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
— воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов – полезных продуктов.
Дидактические игры с использованием развивающего
дидактического пособия «Чудо – огород»
Дидактическая игра «Огород – огород ,
очень много с ним хлопот!»
— учить детей различать овощи по внешнему виду;
— учить детей семенами выращивать огородные растения и ухаживать за ними;
— закрепить знания детей о временах года;
— закрепить умение пользоваться обобщённым словом «овощи»;
— фиксировать результаты роста и уборки урожая;
— развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;
— развивать умение отгадывать загадки с опорой на наглядность;
— воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: коробка с грядками, вязанные части растений разного периода вегетации: морковь, свекла, лук, баклажаны, огурцы, помидоры, кукуруза, лейка, грабли, лопата, корзинка, набор семян.
Воспитатель: Ребята, сейчас загадаю вам загадку: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?».
Воспитатель : Ребята, а вы знаете какую работу делают на огороде весной?
Дети: Весной землю копают.
Воспитатель : Вот и мы сегодня будем готовить грядки для посадки семян.
(Воспитатель приглашает ребёнка и предлагает ему «вскопать» землю. Ребёнок мнёт рукой сделанные валики – почву и делает бороздки для посадки семян).
Воспитатель : Грядка готова. Как вы думаете, ребята, что теперь нужно делать?
Дети: Теперь нужно сеять семена.
Воспитатель : Правильно (Приглашает другого ребёнка).
(Ребёнок высаживает в лунки семена овощей и называет их. В конце бороздки ребёнок вставляет картинку с изображением посаженного овоща).
Воспитатель : Семена мы посадили, что будем делать дальше?
Дети: Огород нужно полить.
(Выходит третий ребёнок и поливает воображаемой водой из лейки).
Воспитатель: Молодцы! С посадкой семян мы справились. Мы поливали нашу грядку и у нас появились первые всходы.
(Вызванный ребёнок выбирает ботву для каждого овоща, сравнивает с картинкой и высаживает в борозды, куда были посеяны семена).
Воспитатель : Слушайте мою следующую загадку: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?».
Воспитатель: Какую работу делают на огороде летом?
Дети: Пропалывают грядки, поливают.
(Дети поливают всходы воображаемой водой, рыхлят пальчиками почву вокруг них).
Воспитатель: Молодцы! Все правильно делаете. Благодаря вашим стараниям у нас выросли хорошие овощи.
(Ребёнок находит вязанные овощи – корнеплоды и соединяет их с ботвой и корнями (на кнопках) и высаживает обратно в борозды согласно картинкам).
Воспитатель : Ребята, отгадайте третью загадку:
«Дни стали короче, длиннее стали ночи, урожай собирают, когда это бывает?».
Воспитатель : Что же делают с овощами осенью?
Дети: Пора собирать урожай.
( Воспитатель загадывает загадки про овощи, а отгадавший загадку ребёнок «выдёргивает» из почвы овощи и складывает их в корзинку).
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
И все без застежек.
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
В огороде — желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
Воспитатель: Ребята, мы хорошо с вами поработали. Давайте теперь рассмотрим наш урожай.
(Дети достают овощи из корзинки, рассматривают их, считают сколько корнеплодов каждого овоща выросло и выставляют на грядке карточку с цифрой).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что же нужно сделать с грядкой после того, как мы собрали с неё овощи?
Дети: Нужно землю вскопать, пусть до следующей весны отдыхает.
(Ребёнок с лопатой «копает» землю).
Дети все вместе: Огород – огород, очень много с ним хлопот!
Дидактическая игра «Фрукты и овощи»
• формировать целостное и разностороннее представление о понятиях «овощи» и «фрукты»;
• развивать восприятие, внимание, память и мышление;
• развивать мыслительные операции, классификацию, сравнение, обобщение, анализ, синтез;
• систематизировать знания детей по теме;
• развивать связную речь.
Материалы: вязаные овощи: картофель, морковь, свёкла, капуста, огурец, помидор, лук, яблоко, груша, апельсин, банан, лимон, 2 корзины, непрозрачный «волшебный» мешочек.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Фрукты и овощи». Для этого нам нужно разделиться на две команды, и придумать название своей команде. Каждая команда по очереди будет выполнять задание. Если она справиться с ним – получает один балл. Если же команда не может выполнить задание, то ей могут помочь ребята из другой команды и заработать балл себе.
Задание № 1: «Сортировка»
Задачи: нужно рассортировать вязаные овощи по принципу: «вершки», «корешки».
Задание № 2: «Найди овощи со звуком …»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание № 3: «Четвёртый лишний»
Задачи: упражнять детей в классификации овощей.
— помидор, картофель, капуста, груша;
— яблоко, банан, киви, огурец;
— огурец, морковь, банан, апельсин;
— репа, помидор, апельсин, банан (по форме).
Задание № 4: «Узнай на ощупь»
Задачи: ощупывая овощ или фрукт, не глядя, в мешочке, определить его название.
Задание № 5: «Узнай на вкус»
Задачи: пробуя с закрытыми глазами кусочек фрукта, нужно определить его название.
Задание № 6: «Кулинария»
Задачи: учить детей выбирать из представленных овощей только те, что понадобятся для приготовления борща (салата).
Задание № 7: «Сравни предметы»
Задачи: упражнять в сравнении двух предметов.
Какой овощ меньше: помидор или капуста?
Какой овощ тяжелее: картофель или капуста?
Какой овощ мягче: помидор или огурец?
Что слаще: огурец или яблоко?
В конце игры подсчитывается количество баллов у обеих команд. Дети награждаются «медалями».
«Овощи и фрукты — полезные продукты!»
1. Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах , полезных для растущего организма детей.
2. Познакомить с тем, как витамины влияют на организм человека.
3. Активизировать употребление в речи существительных с обобщающим значением ( овощи , фрукты).
4. Учить узнавать овощи и фрукты с участием различных анализаторов.
5. Вызывать интерес к правильному питанию.
1. Развивать мышление, память, речевые способности детей.
2. Развивать познавательный интерес, восприятие детей.
3. Активизировать словарь.
1. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, самостоятельность, выдержку.
Предварительная работа: дидактические игры на повторение материала, чтение стихов и рассказов о фруктах и овощах, беседы о пользе овощей и фруктов.
Материалы: вязаные овощи; картинки с изображением различных фруктов и овощей; овощи и фрукты (целые и нарезанные на дольки), сказочный персонаж Незнайка, корзинки.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка и принес подарки. Все они в корзине. А вот, что принес нам Незнайка, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Я – крепкое, хрустящее,
Желтое и красное –
Детям всем желанное!
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети?
Кто его раздевает,
тот слезы проливает.
Сложно без неё прожить –
Борщ уж точно не сварить
И не сделать винегрета,
Чтоб был красного он цвета.
Всем его полезно есть,
Он помощник при простудах,
С ним вкусней, острее блюда.
Отломи скорей зубок – узнаёшь его?
(дети отгадывают загадки, достают овощи и фрукты, помогают Незнайке рассортировать их).
Воспитатель: Как назовем все, что находится в корзинке?
Воспитатель: А что у нас лежит в вазе?
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, для чего нужны овощи и фрукты.
Дети: Овощи и фрукты нужны для того, чтобы кушать, готовить вкусную еду,
укреплять здоровье человека витаминами.
Мы, витамины, – не таблетки,
И не вкусные конфетки!
Мы живет в продуктах ,
Овощах и фруктах.
Мы несем здоровье вам,
Помогаем тут и там.
Воспитатель: А сейчас послушаем, что расскажет нам Незнайка о витаминах.
Незнайка: Витамины бывают в таблетках. Вот такие. А еще они живут в разных продуктах. Особенно много витаминов в овощах и фруктах, что делает их вкусными и полезными. Витаминов много, у каждого есть свое имя, все они важные,
но самые главные из них – это витамины А, В, С.
Воспитатель: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубки, вам нужен витамин А. Ребята, а кто из вас знает, в каких овощах и фруктах находиться витамин А? (ответы детей) (показ овощей и фруктов, в которых есть витамин А)
Воспитатель: Витамин В помогает работать самому главному нашему органу – сердцу. Он улучшает настроение. Если вы часто плачете, вам нужен витамин В (показ продуктов, в которых есть витамин В).
Воспитатель: Витамин С – это витамин здоровья. Он укрепляет весь организм, помогает защититься от простуды, быть бодрым. Если часто болеете, вам нужен витамин С (показ и называние продуктов)
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
(маршируют на месте)
(показывают, как крошат)
(показывают, как рубят)
(показывают, как отжимают)
(показывают, как кладут, насыпают сахар)
(поворачиваются вокруг себя и хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Отвечай быстро»:
1. Где растет тыква?
2. Что можно приготовить из картофеля?
3. Из чего можно приготовить салат?
4. Угадайте – круглый, красный, добавляем в салат (помидор).
5. Какие овощи нужно чистить перед употреблением?
6. Какие овощи можно есть сырыми?
7. Что готовим из фруктов?
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Какой?»:
Сок из малины – малиновый сок.
Сок из апельсинов –
Воспитатель: Ребята, все овощи и фрукты очень полезны. Витамины в них крепко дружат. Витамины необходимы для здоровья человека. Поэтому надо больше есть овощей и фруктов. Особенно детям, чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми. Давайте вспомним пословицы о витаминах и здоровье.
1. Овощи и фрукты, хлеб да вода – здоровая еда.
2. Яблоко на ужин – и врач не нужен.
3. Съешь и морковку, коль яблока нет.
4. Кто дружит с овощами и фруктами да чистой водой, того болезни обходят стороной.
Незнайка прощается с детьми и желает им быть здоровыми и сильными, есть побольше фруктов и овощей.
Воспитатель:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить и конечно фрукты.
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
Дидактическая игра «Сбор урожая»
Цель: закрепить знание овощей.
Педагог предлагает ребёнку собрать урожай. Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей.
Дидактическая игра «Посади овощи»
Цель: упражнять детей в счёте до 10.
1. Воспитатель предлагает ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей.
Например: нужно посадить 5 морковок, 3 лука, 4 свёклы …
2. Воспитатель предлагает ребёнку посадить три морковки, а свеклы – на одну больше.
Дидактическая игра «Ориентировка на грядке»
Цель: упражнять детей в умении располагать предметы в пространстве, развивать пространственное мышление.
1 задание: Воспитатель предлагает детям посадить морковь, слева от неё капусту, а справа огурцы.
2 задание: Посади картошку в правый верхний угол грядки, а тыкву в правый нижний угол.
Дидактическая игра «Загадки об овощах»
Цель: закреплять знания об овощах, развивать мышление и сообразительность при отгадывании загадок.
Воспитатель загадывает ребёнку загадку об овощах. Ребёнок отгадывает загадку, берёт овощ, располагает его на «грядке».
Я длинный и зелёный,
Вкусен и солёный,
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
Дидактическая игра «Который по счёту?»
Цель: закрепить порядковый счёт.
Воспитатель предлагает детям посадить огород. Первой нужно посадить свёклу, второй – кукурузу, третьим – лук, четвёртой – картошку и т.д.
Дидактическая игра «Фрукты и овощи»
Задачи: закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как употребляют в пищу, чем полезны. Уточнить представление о внешних и вкусовых ка-
чествах овощей и фруктов. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.
Материал: набор вязаных овощей (картофель, капуста, помидор, свёкла, морковь, огурец, кабачок, горох, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, банан, слива, апельсин, лимон, вишня), «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Ребята, я принесла «Чудесный мешочек» с овощами. Вы должны
узнать их на ощупь и назвать. Положите овощи на поднос, а фрукты в вазу.
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: На грядке, в огороде.
Воспитатель: Где можно купить овощи?
Дети: В магазине, на рынке.
Воспитатель: Ребята, где растут фрукты?
Дети: В саду на деревьях.
Воспитатель: Где можно купить фрукты?
Дети: В магазине, на рынке.
Воспитатель: Как используют фрукты и овощи?
Дети: Едят сырыми, готовят салат, варят суп, делают сок, варят варенье и компот.
Воспитатель: А прежде чем начать готовить из овощей что – нибудь, что надо сначала делать?
Дети: Хорошо помыть их.
Воспитатель: А какие овощи и фрукты необходимо почистить?
Дети: Свёклу, морковь, картофель, лук, чеснок, кабачки, банан, апельсин.
Воспитатель: Что можно сделать из овощей и фруктов?
Дети: Сварить щи, сделать салат, пюре, приготовить сок.
Воспитатель: Дети, давайте скажем, какие соки получатся. Я буду показывать фрукт, а вы – говорить, какой сок из него получится.
Яблоко – яблочный, апельсин – апельсиновый, персик – персиковый, банан – банановый, слива – сливовый, лимон – лимонный и т. д.
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить и показывать, как их убирают.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
Дети: Лук — лучок и т.д.
Воспитатель: Ребята, какие овощи растут в земле?
Дети называют и выставляют на «грядку в огород» вязаные овощи – картофель, свёкла, морковь, лук, чеснок.
Воспитатель: Покажите, какие фрукты растут в саду на деревьях?
Дети показывают и называют фрукты.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами хорошо сегодня поиграли.
Дидактическая игра «Кто скорее соберет»
Задачи: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.
Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» — модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу. Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два – три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда – победительница. Игра продолжается с другими командами.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
Задачи: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. (Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет»).
Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Воспитатель: Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете: «Нет». Кто ошибется, тот проигрывает.
Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»
Задачи: закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.
На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с раз-
ными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его, а затем называют овощ.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.
Материал : мешочек, набор вязаных овощей и фруктов.
Воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек овощи и фрукты. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Материал: корзина, набор фруктов.
Дети по очереди берут фрукты из корзинки, называют их и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».
Дидактическая игра «Сохраним урожай»
Цель: учить детей способам хранения овощей и фруктов; учить подбирать варианты хранения урожая конкретных овощей и фруктов, рассказывать об этом.
Воспитатель показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; фор-
мировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Воспитатель уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле вершками. Объясняет, что отвечать можно только двумя словами – вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой – нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Материал: предметные картинки по теме
Читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
Вот вам морковка
Красная головка,
И огурчик крепкий,
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо.
В листьях лохматых
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
В. Волина
Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Задачи: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей.
Воспитатель показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть
в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, развивать внимание, память, обогащать активный словарь существительными, обозначающие фрукты и овощи.
Воспитатель читает фразы, не произнося последнего слова, а дети добавляют слова по смыслу.
— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
— Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
— От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
— Из земли за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
— Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
— Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для родителей
«Овощи и фрукты – полезные продукты»
Особое место в питании детей дошкольного возраста принадлежит овощам, фруктам, ягодам и зелени. Кроме витаминов, минеральных солей и микроэлеме-
нтов, они содержат полноценные сахара (глюкозу, фруктозу, мальтозу, сахаро-
зу), крахмал, растительную клетчатку, а также органические кислоты, ароматические вещества и пектин.
В большинстве других продуктов (мясе, рыбе, хлебе, крупах) преобладают кислые вещества. Если рацион ребенка состоит преимущественно из этих продук-
тов, в его организме происходит сдвиг в сторону кислотности, что сопровожда-
ется повышением восприимчивости к различным заболеваниям.
Овощи и фрукты, благодаря высокому содержанию минеральных щелочных веществ, нормализуют внутреннюю среду организма, восстанавливая кислотно-щелочное равновесие.
Кроме того, они улучшают усвояемость белка и жира других продуктов. Благо-
даря высокому содержанию балластных веществ препятствуют возникновению запоров, из-за наличия ароматических веществ и органических кислот (лимонная, яблочная, виннокаменная кислоты) возбуждают секрецию пищеварительных соков и их ферментативную активность.
Содержащийся в растениях пектин, благодаря способности к набуханию и образованию в кишечнике рыхлой массы, обладает обволакивающим действием, адсорбирует токсические вещества и выводит их из кишечника, фитонциды ряда растений оказывают бактерицидное действие.
Вода овощей, плодов и ягод, содержащаяся в них в значительном количестве, обладает свойством не задерживаться в тканях, а быстро покидать организм, способствуя тем самым выведению продуктов обмена веществ. Богатство фруктов, ягод и некоторых овощей солями калия при низком содержании натрия также обеспечивает их мочегонный эффект.
Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов
Так как сырые овощи и фрукты могут легко загрязняться от земли различными бактериями и яйцами глистов, то они могут служить источниками глистных и кишечных заболеваний.
Поэтому особенно важно при их приготовлении тщательно соблюдать все правила гигиены, тщательно промывать их, очищать и прочее.
Овощи и плоды в свежем виде должны быть доброкачественными, без гнили, не проросшие, без изъяна, с яркой и приятной окраской, свежие, не увядшие, спелые. Частично поврежденные, перезрелые, помятые могут быть использованы только после соответствующей сортировки, мойки, чистки, после тепловой обработки для приготовления пюре и т. п.
К бобовым овощам относятся горох, фасоль, бобы в стадии неполной зрелости, когда они отличаются особой нежностью и сочностью и содержат повышенное количество сахара.
Помните! Аллергическая реакция бывает не только врожденной, но и приобретенной. Ежегодно меняется состав почвы, воды, используемой для полива, эко-
логическая обстановка и многие другие факторы. Даже если в прошлом году ребенок мог без ущерба для здоровья съесть целую тарелку смородины, в начале нового сезона будьте аккуратны.
Результативность использования дидактического
многофункционального пособия «Чудо – огород»
— В процессе дидактических игр с использованием пособия у детей расширились и углубились представления и знания о природе.
— Дети познакомились с интересными фактами о родной природе , с различными видами овощей и фруктов и особенностями их произрастания.
— Дети научились различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространённые овощи и фрукты, называть их.
— Дети узнали о витаминах, которые находятся во фруктах и овощах.
— Дети научились классифицировать овощи и фрукты.
— Дети научились использовать в речи имена существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты).
— У детей возникла потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов – полезных продуктов.
— Играя, дети постоянно обогащаются, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/05/22/metodicheskie-rekomendatsii-k-didakticheskomu