Незаконная_вырубка_лесов_доклад

Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России

Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России.doc

Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России

Охрана окружающей природной среды от преступных посягательств и предупреждение экологических преступлений – одна из наиболее актуальных проблем современности, входит в число основных задач Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

В современный период в стране широкое распространение получило такое преступление как незаконная рубка лесных насаждений (статья 260 УК РФ). Незаконный оборот леса в России стоит на втором месте после оборота наркотиков. Об этом заявил на конференции неправительственных организаций «Экология и правозащита» представитель нижегородского общества прав человека Адолий Рассадин. Он отметил, что «контроль за самовольными вырубками леса в стране очень слабый» [6].

С начала XXI века в Российской Федерации лесное браконьерство как негативное социальное явление изменилось качественно. Незаконные рубки леса в значительно большем объеме стали осуществляться организованно, профессионально, с использованием современных технических средств. Эти преступные посягательства представляют угрозу национальной безопасности, как в экологическом, так и в экономическом отношениях [3, c. 21].

Прежде чем говорить о причинах и мерах борьбы с нелегальными рубками, необходимо уточнить сам термин. В узком понимании нелегальные рубки – это рубки, проводимые без разрешительных документов. Согласно широкому определению нелегальные рубки включают в себя и нарушения, связанные с правилами ведения лесного хозяйства.

Oбщeпринятым определениeм незакoнной рубки является определение, зафиксированное в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В данном документе отмечено, что нeзаконная рубка – это рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, но данное постановление в настоящее время утратило свою силу.

Читайте также:  Комнатный_паслен_нет_ягод

Однако международного определения, что такое нелегальные рубки не существует. Например, на юге США считается законной заготовка древесины без одобренного правительством плана развития лесного хозяйства. Но тоже самое противозаконно, например, в Бразилии. В некоторых странах низкий уровень нелегальных рубок может быть просто из-за недостатков лесного законодательства (в основном странах с недостаточной практикой лесоводства). В качестве универсального определения, к нелегальным рубкам относят заготовку древесины, ее транспортировку, покупку или продажу с нарушением законов.

Что же является основными причинами незаконной вырубки лесов? Причин много. Рассмотрим основные из них, классифицируя по областям.

К социально — экoномическим причинам можно отнести:

  • устойчивый рост древесины на внешнем и внутреннем рынках;
  • разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках и как следствие, высокая доходность незаконных заготовок;
  • бедность и безработица (особенно эта причина остро стоит для сельского населения, жителей лесных деревень и поселков);
  • низкий уровень дохода у населения [4, с. 18].

К правовым причинам относят:

  • несовершенство лесного, уголовного, административного, таможенного законодательства;
  • неэффективность лесной охраны или ее отсутствие, нехватка полномочий для достаточной охраны лесов или неправильная ее организация [4, с. 19].

Главной же причиной незаконных рубок всегда была и остается бедность и нищета людей в лесных деревнях и поселках, и как следствие безработица. Чаще всего людей толкает на различные правонарушения, в том числе незаконные рубки, неспособность найти законные способы, чтобы прокормить себя и семью, и отсутствие у них средств на переселение в более благополучное место. Ни одна страна в мире не искоренила незаконные рубки, не преодолев бедность сельского населения, сколь бы жесткими наказания за эти правонарушения ни были.

Также нeобходимо отметить и причину нeвыполнимых или прoтиворечивых трeбований лeсного законодательства, и связанную с ними коррупционную нагрузку на законных лeсопользователей. Данная проблема знaчительно пoдавляет рaзвитие зaконного лeсного бизнeса и спoсобствует все большему рaзвитию нeзаконного.

Прежде чем планировать организационно-правовые меры по борьбе с незаконными рубками, нужно определить, на какие виды незаконных рубок будет ориентирована эта борьба. В России в настоящее время условно выделяются три основных типа незаконных рубок (границы между этими типами условны) [5, с. 21].

Читайте также:  Животное_леса_оренбургской_области

1. Рубки без разрешительных документов на заготовку древесины или с использованием разрешений, выданных с нарушениями или незаконно:

рубки, совершаемые населением для собственных нужд. Эти рубки в основном связаны с обеспечением жизненно важных потребностей населения таких как отопление, мелкое строительство и ремонт, в связи с чем их ликвидировать невозможно, но необходимо принять меры к их упорядочению.

рубки, осуществляемые гражданами или постоянными бригадами с целью последующей реализации заготовленной древесины. Лесозаготовители, осуществляющие заготовку древесины в коммерческих целях, получили неофициальное название «черные лесорубы». При этом населением незаконные рубки воспринимаются как дополнительный легкий заработок;

рубки, осуществляемые компаниями вблизи от официально разрабатываемых участков, либо в труднодоступных местах, редко посещаемых проверяющими органами;

рубки, осуществляемые при создании лесной инфраструктуры без получения необходимых разрешений и т. п.

2. Совершение рубок не на отведенном участке или за границами отведенных участков, заготовка древесины на участках, отведенных другому лесозаготовителю, либо с использованием документов другого лесозаготовителя.

3. Совершение рубок не в том количестве и не тех пород, какие указаны в разрешительных документах. Этот достаточно распространенный способ практикуется как местным населением, так и фирмами и органами управления лесным хозяйством и заключается в том, что самовольная рубка проводится поверх уже законченной рубки, либо обнаруженной лесной охраной и остановленной самовольной рубки, сделанной другой фирмой или частным лицом.

Государство признает, что в России проблема нелегальных лесозаготовок и торговли лесом имеет существенные негативные последствия для многих сфер деятельности и принимает определенные меры.

Российская Федерация инициировала процесс ENA FLEG (Европейско-североазиатский процесс по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе. Россия осуществляет ряд мероприятий в рамках взятых на себя обязательств:

1) активно участвует в международных совещаниях по обсуждению проблемы нелегальной лесозаготовки;

2) разрабатывает и внедряет систему мер по отслеживанию древесины;

3) осуществляет дистанционный мониторинг лесов с применением аэрокосмических методов и ГИС — технологий, организует выездны е собрания для рассмотрения результатов мониторинга в регионах

4) проводит проверки состояния лесного фонда и организацию лесопользования в субъектах РФ.

Россия реализует и программы по предотвращению незаконного оборота древесины на среднесрочную перспективу. Например, Министерством сельского хозяйства РФ был утвержден «План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2010-2011 годы» также была создана Комиссия по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины.

Читайте также:  Грибковая_плесень_aspergillus_fumigatus

Меры по борьбе с нелегальным оборотом древесины активно ведет и поддерживает и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Одним из ключевых направлений деятельности WWF стала деятельность по сокращению объемов нелегальной заготовки леса на национальном и региональном уровне. Работа по этому направлению ведётся по проекту в рамках партнерства WWF-IKEA . В рамках этого направленияWWF проводит:

  • изучение схем перемещения экспортируемой древесины;
  • анализирует официальные данных по объемам поставок леса;
  • анализирует породный состав экспортируемой древесины на предмет наличия ценных пород;
  • анализирует деятельность компаний лесного сектора и их экологическую политику [7].

Проанализировав основные причины, виды и проводящиеся мероприятия по борьбе с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины, можно определить ряд мер, способствующих быстрому сокращению объемов незаконных рубок в ближайшие годы. В частности, необходимо сделать следующее:

  • бороться с социальным неблагополучием жителей лесных деревень и поселков, и сельского населения в целом (безработицей, бедностью);
  • реорганизовать и повысить эффективность работы Государственной лесной охраны;
  • внедрить эффективные системы за происхождением древесины;
  • повысить взаимодействие контролирующих структур;
  • создать эффективные пути сообщения «лесосека — покупатель»;
  • сформировать экспертную группу для ревизии важнейших нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет выявления явных ошибок, положений, которые способствуют развитию коррупции или препятствуют развитию малого бизнеса, и других, нуждающихся в незамедлительном исправлении, с внесением и утверждением соответствующих изменений;
  • повысить ответственность (как административную, так и уголовную) за незаконный оборот леса.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 (ред. от 06.02.2007) «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // «Российская газета», № 223, 24.11.1998.

3. Гордиенков А.Д., Колодина Н.В. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. 2009. № 1.

4. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. – М.: Белые Альвы, 2008. – С. 18 – 31.

5. Травина И.Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 21.

Источник

Оцените статью