Натюрморты «Цветы и фрукты». В поисках вдохновения.
Вдохновение вещь хрупкая, непредсказуемая, нежная:) Всегда мы ищем источник в красивом. Вот и я, прошерстив всевозможные альбомы с живыми букетами европейских флористов, наткнулась на целый пласт красоты — картины голладских, фломандских художников.
«В 1581 году жители Северных Нидерландов провозгласили независимую Республику Соединённых провинций. Голландия стала лидером среди прочих. Последовали изменения в устройстве страны, в том числе, изменилась религия.Новая религия, кальвинизм, не признавала никаких икон и вообще, церковного искусства.. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Они обратились к окружавшей их действительности, будничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».
Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всецело зависело от умения угодить заказчику. Поэтому художник всю жизнь совершенствовался в определённом жанре. Настроение, которым проникнуты произведения голландской школы, и даже их небольшой, как правило, формат говорят о том, что многие из них предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку.
Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме — роскошные десерты, а в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы. «
Питер Клас: «В цветочных натюрмортах композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь. Проявляя столь характерный для времени интерес к многообразию форм природы, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц.
В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Эти картины создавались, естественно не с натуры, а на основании предварительных штудий, и целью художника было показать богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года.»
Вот так и мы, нынешние мастера флористики задумываемся о том, что надо составить букет реалистичный, такой, чтобы не оказались в одном букете, скажем, сирень и гладиолус:) А голландцы вон как щедро составляли букеты в своём воображении:).
А вообще, есть мысль, сделать как-нибудь вот такой шикарный букет с натюрморта. Думаю, это будет необыкновенно красиво:)
«И каждый объект на картине тогда соответствует тексту: роза, цветы полевые, насекомые — традиционный символ краткого человеческого существования, а бабочки и стрекозы — символ спасения души. Постепенно для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов — о увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки — о кратковременности, а королевские регалии — о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь. Особо выделялся человеческий череп — яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи — символ угасшей жизни.»
» Очень часто символом бренности служат цветы и травы. Особенно, если цветы и травы — полевые. Помещенные на фоне пустого проема окна они еще более подчеркивают безнадежность. Иногда листья цветов изъедены насекомыми, а рядом разбросаны пустые раковины или орехи.»
Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха — страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.
Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.
Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности — сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи; в центре — символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.); увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как “сосуда мерзости и греха”.
Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода — тема крещения, очищения, вино — тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.
Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего, это пустые раковины — знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо — традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната — символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника — знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.
Источник
Цветочно-фруктовые натюрморты Анри Фантен-Латура
Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour), (1836, Гренобль — 1904, Буре, Орне), — французский художник и литограф.
Мать Анри — Елена Найденова (1814, Орел — 1867, Париж) — была приемной дочерью графини Елены Алексеевны Зотовой (Куракиной), (1787-1869).
Художественное образование Анри Фантен-Латур получил сначала у своего отца Жана-Теодора Фантен-Латура, а затем у Ораса Лекока де Буабодрана. С 1854 года Фантен-Латур учился в школе изящных искусств в Париже. В 1859 году он познакомился с Гюставом Курбе, в ателье которого он работал последующие два года. К 1863 году он принадлежит к числу художников, чьи работы были представлены одновременно на Парижском салоне и Салоне отверженных.
Анри Фантен-Латур — Автопортрет — 1859 — Музей изящных искусств, Гренобль
Хотя многие современные ему художники были импрессионистами, Анри Фантен-Латур придерживался стиля, близкого к реализму. Фантен-Латур известен своими цветочными натюрмортами и групповыми портретами современных ему парижских художников и писателей, друзьями которых он был. Значительно его влияние на символизм. Помимо прочего он также известен как литограф своими работами, изображающими известных классических музыкантов.
В 1876 году женился на художнице Виктории Дюбурж, после чего проводил каждое лето в поместье своей жены в Нормандии, где и умер в 1904 году. Фантен-Латур похоронен на кладбище Монпарнас.
Нарциссы в стеклянной опаловой вазе — 1875
Натюрморт с цветами и фруктами — 1865 — музей Орсе, Париж
Натюрморт с бальзаминами, персиками и абрикосами — 1877
Натюрморт с хризантемами и виноградом — 1872
Натюрморт с цветами и фруктами — 1866
Яблоки в корзине на столе — 1888
Цветы и фрукты на столе — 1865
Белые розы, хризантемы в вазе, персики и виноград на белой скатерти — 1876
Цветы, фрукты и дыня — 1865
Ваза с пионами и подснежники — 1878
Большой букет хризантем. 1882
Большой букет хризантем — 1873
Источник
Натюрморт. Цветы и фрукты
Жанр натюрморта зародился в Древнем Египте, а затем долгое время выполнял вспомогательную функцию. Цветочные гирлянды обрамляли изображения Богоматери и Христа, а композициями из фруктов украшали мебель. В XV веке появился мистический жанр vanitas (от латинского «пустота»), где центром натюрморта были черепа, сухие цветы и гнилые фрукты. Они символизировали бренность жизни, неизбежность смерти и тщетность бытия. Два столетия спустя натюрморты стали метафорой полной, радостной и здоровой жизни. Слово «натюрморт», однако, происходит от французского nature morte — мертвая, неодушевленная природа.
Голландские художники золотого века окончательно оформили натюрморт в отдельный жанр живописи. В России представление о нем первоначально было связано с дарами земли и моря, бытового мира вещей вокруг человека. В отличие от русской исторической живописи и парадного портрета, до конца XIX века натюрморт считался «низким» жанром и существовал главным образом как учебное упражнение.
Иван Фомич Хруцкий, белорусский и русский живописец, академик Императорской Академии художеств, вошел в историю искусств как мастер натюрморта. От небольших этюдов с парой предметов он перешел к крупным полотнам со сложной композицией. Из множества разнообразных овощей, плодов и цветов Иван Хруцкий использовал почти один и тот же набор предметов в разных ракурсах и освещении. Работы художника в других жанрах — пейзажной, портретной, интерьерной живописи — сохраняют тот же почерк, они полны четких линий, света и динамизма.
«Натюрморт. Цветы и фрукты» — пример классического натюрморта Ивана Хруцкого. В изящной плетеной корзине лежат спелые фрукты, символ изобилия природы. Пышный букет из летних цветов создает центр композиции, а ваза не в первый раз встречается на картинах художника. Крышка графина небрежно опрокинута рядом, добавляя ощущение мимолетности момента. Все предметы расположены примерно на одном уровне и хорошо освещены. Теплая гамма создает ощущение уюта, оттенки зеленого, оранжевого, красного и желтого повторяются в цветах и фруктах, это объединяет картину и делает ее законченным произведением.
Источник
Картины натюрморты с цветами и фруктами
Картины натюрморты с цветами и фруктами: как выбрать и купить
Ярмарка Мастеров — это гипермаркет, объединяющий множество хендмейд магазинов разных продавцов со всего мира. Покупатели и мастера сотрудничают напрямую, не оплачивая дополнительных наценок и комиссий посредников. Мастера сами устанавливают цены работ и условия доставки и оплаты, сами совершают отправку покупки заказчику. Обратите внимание, в каждом магазине на Ярмарке Мастеров могут быть использованы разные способы оплаты и доставки — самостоятельно выберите тот из представленных, который устроит вас больше. Вы обсуждаете все этапы и совершаете покупку непосредственно у продавца, а значит, вам не нужно общаться с третьими лицами — получится быстро и полно узнать все самое важное и купить изделие из первых рук. Выбрали то, что вам понравилось? Уточните все детали у мастера, связавшись с ним через «Сообщения» — обсудите все нюансы в личной беседе и при необходимости внесите коррективы. А наш обширный и подробный каталог позволит вам очень быстро выбрать то, что нужно — на помощь придут фильтры по цене, цвету, ключевым словам и материалам, которые используют мастера. Авторские фотографии, подробное описание, размеры и детальные отзывы покупателей сформируют полную картину — вы получите четкое представление о том, что собираетесь приобрести. Если вы нашли что нужно, но хотите немного изменить вид этой работы, добавить или убрать какую-то деталь, увеличить или уменьшить размер изделия, изменить цвет, у вас есть возможность заказать желаемое напрямую у мастера. Приятных покупок!
Источник