Конспект занятия по рисованию натюрморта «ДАРЫ ОСЕНИ» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.
Образовательные:
— Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;
— Учить композиционно располагать предметы на листе;
— Продолжать учить детей определять и называть оттенки и передавать их в натюрморте.
Развивающие:
— Закреплять точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;
-Продолжать развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов.
Воспитательные:
— Формировать интерес к предметному миру, желание передать её красоту в натюрморте;
— Воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
занятия по рисованию натюрморта
подготовительная к школе группа
Воспитатель: Алонова Любовь Дмитриевна
Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.
— Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;
— Учить композиционно располагать предметы на листе;
— Продолжать учить детей определять и называть оттенки и передавать их в натюрморте.
— Закреплять точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;
-Продолжать развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов.
— Формировать интерес к предметному миру, желание передать её красоту в натюрморте;
— Воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Активизация словаря: галерея, натюрморт, неживые предметы, композиция, тональность (теплая, холодна), смешанный и одновидовой натюрморт.
Рассматривание с картин жанров живописи «пейзаж», «портрет» и «натюрморт»; лепка «Фрукты в вазе»; аппликация «Овощи на блюде»; д/и «Составь натюрморт»; составление натюрморта детьми.
Материалы и оборудование: составленный натюрморт из муляжей, драпировка; гуашь (синеного, красного, желтого, черного и белого цвета), палитра, кисти тонкая и толстая, фланелевая салфетка; мольберты, репродукции художников Петров Водкин «Яблоки на красном», Илья Машков «Фрукты на блюде (Синие сливы)», Зинаида Серебрякова «Натюрморт с овощами», Иван Фомич Хруцкий «Грибы и овощи»; аудиозапись Антонио Вивальди — Осень из «Времён года».
Различают тональность и вид в репродукциях натюрморта, умеют компоновать – вписывать изображение в лист, передавать форму и пропорции предмета, умеют подбирать и использовать в рисунке гармоничное сочетание цвета и их оттенков.
Дети находятся в не группы.
Воспитатель приветствует детей, интересуется их настроением. Сообщает что в честь осеннего праздника открылась выставка картин. И показывает вывеску пригласительное объявление на дверях «художественной галерей» (групповой комнаты).
ЦЕНИТЕЛЯМ И ЛЮБИТЕЛЯМ ИСКУССТВО
ПРИГЛАШАЕМ ПОСЯТИТЬ ВЫСТАВКУ
Дети входят в «галерею» (групповую комнату). На мольбертах оформлены репродукции натюрмортов известных художников. Рассматривают художественные произведения. Под музыкальное сопровождение Антонио Вивальди — Осень из «Времён года».
Воспитатель: Ребята, вам нравиться выставка? О чем же интересно хотели нам рассказать художники?
Воспитатель: Как можно называется этот жанр живописи?
Воспитатель: Что такое натюрморт?
Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Воспитатель: Каждая из этих картин называется натюрморт. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими.
Воспитатель предлагает сравнить два натюрморта Петров Водкин «Яблоки на красном», Илья Машков «Фрукты на блюде (Синие сливы)».
Воспитатель: Чем отличаются эти работы? Какие цвета использовали художники? Как можно охарактеризовать по тональности? Какой натюрморт холодной цветовой гамме, а какой теплой? Как бы вы их называли?
Воспитатель останавливается у натюрморта «Грибы и овощи» Ивана Хруцкого.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется этот натюрморт? Иван Хруцкий в своей работе показывает на сколько богаты и красивы осенние дары. Как много цвета и оттенков в теплой гамме… Художник прославляет красоту и щедрость лесов. Ребята, а ничего не обычного не замечаете в работе? Всмотритесь внимательно.
Воспитатель: Правильно. Такой натюрморт называется смешанный.
Воспитатель обращает внимание детей на натюрморт Зинаида Серебрякова «Натюрморт с овощами».
Воспитатель: Зинаида Серебрякова предлагает нам полюбоваться и восхититься разноцветьем овощей, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью. Внимательно посмотрите, как композиционно расположены предметы по отношению друг к другу?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где создавались все эти работы?
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в мастерскую и почувствовать себя художниками.
Перед рабочими местами детей расположен натюрморт, составленный детьми, вне занятий, за день. Мольберт для показательного рисунка.
Воспитатель: Вот какой интересный натюрморт вы составили. Вам понравилось составлять натюрморты? Это было интересно? Как вы назвали свой натюрморт?
Воспитатель: Для художника зрение самый важный и главный инструмент. Ребята, вы наверно заметили, что сегодня мы много рассматриваем, всматриваемся, напрягаем глаза. Поэтому прежде чем приступить к написанию натюрморта пусть наши глаза отдохнуть.
Гимнастика для глаз « Овощи»
Что сначала съесть не знает.
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) .
Дети приступают к написанию натюрморта. Тихо играет музыка.
Воспитатель: Перед вами натюрморт «Дары осени». Где лежат наши предметы?
Воспитатель: Как нарисовать стол?
У детей это полоска в нижней части листа, на которой в ряд расположены все предметы. А ведь это не так!
Воспитатель: Так давайте покажем это в рисунке, нарисуем р азделяющую линию — линию горизонта . Она будет проходить через центр листа. Линия разделяет лист на две части.
Обязательно напоминаю, где заканчивается стол, показываю эту линию на натюрморте и примерно в середине листа проводим линию горизонта. Предлагаю воспользоваться палитрой и развести бледно желтый цвет для изображения композиции. Объясняю, что художник намечает рисунок линиями, которые может увидеть только сам. Они должны быть ели заметными. Слежу чтобы дети: держали кисть вертикально, так линия будет тоньше; не нажимали сильно на кисть.
Воспитатель: На какой из частей мы нарисуем предметы?
Воспитатель: Правильно! Это плоскость наш стол. скажите какой из этих предметов самый большой?
Воспитатель: Посмотрите внимательно на натюрморт сравните по величине предметы – проанализируйте композицию.
(Ответы детей). (Тыква крупная, лимон поменьше, а гриб чуть больше лимона).
Воспитатель: Каждый предмет лежит на своем месте дальше или ближе к краю стола! Какой предмет расположен ближе к нам?
Воспитатель: Его нарисуем первым, в нижней части листа. Отступим от края расстояние, примерно два пальчика, и нарисуем наш лимон. Какой он формы?
(Ответы детей). (Лимон – овальной формы).
Воспитатель: Приглядитесь. А что на заднем плане, и как это изобразить?
(Ответы детей). ( Лимон будет закрывать тыкву, значит, тыква стоит сзади, а гриб находится с левой стороны от тыквы).
Дети уточняем форму, на какую геометрическую фигуру он похож, место их расположения впереди или за предметом, справа или слева. Компонуют на альбомном листе, так чтобы справа и слева оставалось одинаковое расстояние, с верху больше чем снизу. Когда лёгкий набросок выполнен, приступают к передаче точных форм и деталей.
Постоянно контролирую зрительный контакт детей с предметами натюрморта и их работами.
Воспитатель: Рисунок нашего натюрморта готов, приступим к раскрашиванию. Будьте внимательны ведь перед вами только основные цвета, а как получить дополнительные чтобы раскрасить лимон, тыкву, гриб. Хорошо рассмотрите. Как получить оттенки?
Дети, пользуясь своими знаниями, смешивают краски на палитре. Для получения: лимонно-жёлтого = жёлтый + добавить белый, немного зелёного (для лимона); красно- оранжевого = красный + добавить жёлтый (для тыквы); красно-коричневого = красный + жёлтый + добавить синий и белый для осветления (шляпка гриба).
Поощряю детей за более точную передачу оттенков овощей и фруктов. Слежу за приемами аккуратного закрашивания красками, движения кисти не должны быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении — сверху вниз или слева направо, по косой.
Воспитатель: Далее раскрашиваем стол. Какого цвета драпировка, на которой расположены предметы?
(Ответы детей). (Тепло зеленого цвета).
Воспитатель: Как получить такой оттенок?
(Ответы детей). (Смешать зеленый с желтым цветом. Желтого цвета чуть больше чем зеленого).
Воспитатель: Все остальное закрашивается «воздухом», так «настоящие художники» называют пространство за и вокруг предметов. Это пространство легкое, воздушное, какими красками мы его покажем?
(Ответы детей). Чтобы получился более светлый оттенок в белую краску надо добавить немного синей.
Когда работа почти готова, я открываю еще один секрет «настоящих художников» — это тень под предметами.
Воспитатель: А давайте заглянем под тыкву, что мы там увидим? — Там, оказывается очень темно! И темноту тоже надо нарисовать подчеркнем под каждым предметом, синим цветом! Теперь они лежат на плоскости, а не висят над столом.
Воспитатель: Итак, натюрморт готов! Полюбуйтесь!
Рисунки располагаются на большой магнитной доске.
Анализ работ . Дети рассказывают о своих впечатления проделанной работы.
Воспитатель: Удалось ли точно изобразить место расположения предметов, форму, цвет? Какой натюрморт больше нравиться? Какой не получился? Какого тона и вида получились натюрморты? Почему вы так решили?
- Где мы сегодня побывали? (В художественной галереи.)
- Какие натюрморты по тональности и виду мы наблюдали? (теплых и холодных тонов, смешанный и одновидовой натюрморт).
- Что написал каждый из вас? (Натюрморт «Дары природы»).
- Что такое композиция? ( Расположение предметов).
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Испытывали ли вы какие-либо затруднения?
Воспитатель: Вы большие молодцы! Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.
Источник