Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Осенний натюрморт акварелью
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе. Рисование акварелью. Тема: Натюрморт из осенних плодов.
Описание материала. Тема занятия «Натюрморт из осенних плодов» изучается в подготовительной группе по программе в сентябре.
С жанром «натюрморт» ребята познакомились в старшей группе. На этом же занятии мы продолжаем формировать представление детей об этом жанре, учимся составлять композицию из нескольких предметов. Затем передаём особенности композиции на листе бумаги.
Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.
Материал предназначен для детей 6-7 лет.
В детском саду дети знакомятся с различными жанрами живописи. Здесь они получают первое художественное впечатление и интерес к искусству. Этому способствуют занятия рисованием. Рисование натюрморта обеспечивает развитие у детей видения красоты, эстетического отношения к окружающему.
Цель – нарисовать простую композицию из трёх-четырёх предметов акварелью.
Задачи:
1) сформировать навыки рассматривания репродукции картин известных художников;
2) закреплять знания о жанре – натюрморт;
3) совершенствовать умение подбирать нужные цвета для изображения плодов;
4) совершенствовать умение передавать в рисунке форму фруктов и овощей;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать внимание;
7) воспитывать интерес к жанру «натюрморт».
Демонстрационный материал: репродукция картины «Яблоки на столе у печки» П. П. Кончаловского, корзина с муляжами фруктов и овощей, накрытая платком, ткань-скатерть.
Раздаточный материал: альбомные листы, кисти, акварель, палитры, баночки с водой.
1. Организационный момент.
– Прежде чем начать занятие, напомните мне, пожалуйста, какое время года на дворе? (Осень)
– Сегодня на улице пасмурно, тучи закрыли солнышко. Но в нашей группе светло и радостно? Как вы думаете, почему? (варианты детей) В группе светло от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это лучик солнца, от которых становится светло и радостно! Поэтому, ребята, чаще улыбайтесь и дарите друг другу хорошее настроение!
2. Постановка цели.
– Сегодня я хочу показать вам картину известного художника Петра Петровича Кончаловского. Что вы видите на картине? (яблоки, тарелку, стол, листья)
– Картина называется «Яблоки на столе у печки». Кто догадается, в каком жанре написана картина? (Натюрморт)
– Почему вы так решили? (варианты детей)
– Вспомним, что называют натюрмортом? (натюрморт – это изображение неодушевленных предметов – цветов, плодов, ягод, посуды)
– Какое настроение вызывает у вас картина? (радостное, грустное, веселое)
– Почему? (Радостное потому, что собран богатый урожай яблок)
– Натюрморт писать не просто. Для этого необходимо знать несколько правил. Сегодня мы с вами станем настоящими художниками и попробуем написать натюрморт.
3. Беседа по теме.
– Прежде чем написать натюрморт, художники долго рассматривают предметы. Как вы думаете, для чего? (чтобы выбрать самые красивые предметы, выбрать интересные предметы)
– Верно. И вот когда художник выбирал понравившиеся предметы, он составлял из них композицию, то есть расставлял красиво, как ему хотелось, как он видел красоту. При этом обращал внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный предмет – более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами.
– Только после этого приступал к работе и старался точно передать форму, цвет, место расположения предмета.
– Сейчас немного отдохнём. Физкультминутка «Урожай»
В огород пойдём, (маршировать на месте)
Урожай соберём. (Руки развести через стороны сверху вниз)
Мы морковки натаскаем (имитировать движение)
И картошки накопаем (копают)
Срежем мы кочан капусты — (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвём немножко (рвут)
И вернёмся по дорожке. (маршировать на месте)
4. Составление композиции из осенних плодов.
– Я прочитаю заклинание и превращу вас в художников.
Топ, топ, хлоп, хлоп –
Вокруг себя повернись,
В художника превратись!
– Мы будем рисовать натюрморт из тех предметов, которые лежат под платочком. (На столе стоит корзина с муляжами овощей и фруктов, накрытая платком) Чтобы узнать, что под платком, отгадайте загадку.
Весною сажали
Летом поливали.
Осенью на грядках
Поспевает сладко.
Не зевай, собирай
Наш осенний … (урожай)
– Что будем изображать в натюрморте? (фрукты и овощи) Давайте рассмотрим овощи и фрукты в корзине. Назовите их (морковь, огурцы, баклажаны, лук, груша, апельсин, яблоко)
– Как можно назвать одним словом все эти овощи и фрукты? (Урожай, плоды)
– Выберите для натюрморта плоды, которые вам больше всего понравились.
– Расставьте плоды на скатерти, которую я постелила на стол.
– Какой предмет в нашей композиции наиболее яркий? Какие плоды лежат за морковью? Что лежит рядом с грушей? Какого цвета скатерть?
5. Практическая работа.
– Подумайте, как удобнее расположить объекты на листе бумаги – в длину или в ширину. Изображать плоды будем постепенно, начиная светлыми тонами, и заканчивая тёмными.
1. На листе бумаги проведём горизонтальную линию светло голубым цветом для того, чтобы определить границу стола, на котором будут лежать осенние плоды.
2. Изобразим морковь. Нанесем на лист бумаги светло оранжевую краску. Обратим внимание на форму моркови, выделим широкую часть. Изобразим, в какую сторону морковь сужается.
3. Изобразим огурец светло-зелёным цветом. Огурец видно не весь, потому что он лежит за морковью. Покажем, какую часть огурца мы видим.
4. Для изображения груши используем жёлтый цвет. Груша лежит с левой стороны от овощей. Изобразим грушу целиком.
5.Яблоко изобразим красным оттенком. Оно лежит за огурцом, покажем ту часть яблока, которую мы видим.
6. Для того чтобы натюрморт был реалистичный, на морковь нанесем насыщенную оранжевую краску. На огурце сделаем темно-зеленые бороздки. Добавим цвета в изображение груши и яблока.
Во время практической деятельности проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Чтоб красиво рисовать,
Нужно пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали,
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора,
Рисовать теперь пора!
6. Рефлексия.
Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
В ребёнка превратись!
– Ребята, вы сегодня были настоящими художниками, но всё же, у кого какие трудности возникли во время работы?
– Какой плод интереснее всего было рисовать?
– Что получилось, что не получилось? Почему?
7. Итог занятия и оформление выставки работ.
– Кто узнал сегодня на занятии что-то новое для себя?
– Что такое натюрморт?
Работы детей:
Источник
Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Натюрморт с овощами»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов.
Познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом.
Учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы.
Закрепить умение определять форму, цвет предметов.
Активизировать словарь детей: натюрморт, разделяющая линия .
Развивать интерес, умение восхищаться содержанием, красотой картин.
Воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.
Рассматривание картин различных художников, уточнение знаний о технике рисования.
Картины Е.В.Зуева «Дары леса», П.П.Кончаловского «Яблоки на столе у печи», Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»; предметы для составления композиции (ваза, муляжи овощей); тонированные листы бумаги (верхняя часть светло-голубая, нижняя темно-голубая) акварельные краски, кисти, салфетки
Воспитатель: — Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку картин, где вы увидите и узнаете очень много нового, интересного, удивительного.
Проходите, пожалуйста (воспитатель обращает внимание на выставку картин, к которой подходят дети).
— Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Давайте рассмотрим некоторые из них. Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею. Как вы думаете, почему автор так её назвал?
Дети: — Всё то, что изображено на картине растет в лесу и всё это нам дарит лес.
Вос-ль: — Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.
— Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник?
Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме.
Вос-ль: Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.
— А о чем же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка». О чем же эта картина?
Дети: — О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир.
Вос-ль : Пётр Петрович своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много. Каждая из этих картин называется натюрморт. Натюрморт — это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.
Воспитатель читает стихотворение:
Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Вос-ль: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.
Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.
— А вы хотели бы сегодня стать художниками и написать натюрморт?
Вос-ль : — Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:
— Каждый из вас стал юным художником. Вы вместе, составите одну композицию и напишите натюрморт. Пожалуйста, пройдите к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их и так как вы юные художники выберите лишь только два или три предмета по желанию: вазу, фрукты или овощи.
— Выбрали? (Да). Теперь составим композицию. Расположите её на столе, покрытом тканью. Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого светло-голубая, а нижняя темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию?
Вос-ль: — Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы (дети составляют композицию).
Вос-ль:- Молодцы! Замечательная композиция. Глядя на эту композицию, вы напишите натюрморт. Проходите, садитесь за столы.
— Перед вами тонированные листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа?
Дети: — Верхняя часть светло-голубого цвета.
Вос-ль : — А нижняя часть листа какого цвета?
Дети: — Нижняя часть тёмно-голубого.
Вос-ль : — Что разделяет лист на две части?
— Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения.
— Какой формы ваза (или другой выбранный предмет)? Какого цвета ваза? Как расположена ваза, относительно разделяющей линии, относительно других предметов? (Ответы детей)
Остальные предметы описываются аналогично.
Вос-ль: — Юные художники, мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы? (Да)
Вос-ль: — Но сначала, давайте отдохнем:
Вос-ль: — Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет, место расположения предметов.
Дети приступают к написанию натюрморта.
Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.
Вос-ль:- Кто закончил, выставляйте свои картины на выставку. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт)
— Как можно назвать натюрморт? На каком натюрморте юному художнику удалось точно изобразить форму, цвет, место расположения предметов? (Ответы детей).
— Молодцы! Натюрморты получились яркими, колоритными, замечательными. Вы были сегодня замечательными юными художниками. Произнесём волшебные слова и из художников превратимся в ребят:
Вос-ль: — Где мы сегодня побывали? (На выставке картин)
— Что вы научились составлять из предметов? (Композицию)
— Что написал каждый из вас?(Натюрморт).
— Что вам больше всего понравилось на занятии?
— Испытывали ли вы какие-либо затруднения?
— Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.
Источник