Мой_гриб_4_класс

Открытый урок по окружающему миру «В царстве грибов»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель : Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

  • aктуализировать знания детей о грибах;
  • сформулировать правила сбора грибов;
  • создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
  • рaзличать части гриба;
  • приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
  • расширить знания о ядовитых грибах
  • содействовать формированию критического мышления;
  • развивaть наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
  • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
  • создать условия для развития коммуникативных умений.
  • воcпитывать умение дружить и взаимодействовать;
  • создaть уcловия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
  • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

— научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

— знать правила сбора грибов.

— формировать мотивацию к обучению;

— формировать умение высказывать свое мнение;

— формировать умение ориентироваться в учебнике;

— перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

— формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

— формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

— формировать умение ставить учебные задачи;

— формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

— формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

— формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— формировать умение работать в группе;

— формировать умение слушать и понимать других.

— умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Организация образовательного процесса

— система контроля и мониторинга качества знаний PROClass;

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.

— Поднимите руку, кто готов трудиться?

-Представляю вашему вниманию послушать звуки.

-Что это за звуки? (звуки природы)

— А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

-Какая бывает природа? (Живая и неживая).

— Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

— Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.

— На какие 2 группы вы их распределили? (растения и животные).

— Как ученые договорились их называть? (царство растений, царство животных,).

— По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?

С помощью карточек обозначим признаки царства растений:

Читайте также:  Сколько_может_храниться_готовый_чайный_гриб

1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются растворенными минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

(дети подходят и прикрепляют карточки).

Обозначим общие признаки, которые характерны для царства животных:

1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4. Могут жить и развиваться в различных условиях.

— Название, каких карточек вы отнесли к царству растений, к царству животных (прикрепляют на доску)

3. Создание проблемной ситуации.

Какие карточки вы не отнесли к этим царствам?

К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

— Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству. Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?

О чем пойдет речь на уроке?

— Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.

(6 человек читают отрывок из стихотворения П.Синявского «Грибная электричка»)

5. Формулирование темы урока

— Кто может сформулировать тему урока? О чем будем говорить на уроке?

6. Открытие нового знания. Исследование в малых группах

— Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах.

— У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.

— Инструкцию будет читать один человек, и задавать вопросы группе. Этого человека вы выберите сами.

— В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

— Для правильного ответа используйте карточку

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Читайте также:  Суп_со_свежими_грибами_маслятами

Вопрос: чем питаются грибы.

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем. Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется — грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно. Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются останками живых существ.

4. Питаются солями из почвы.

5. Для нормального роста нуждаютсяв тепле и влаге.

6. Самостоятельно не передвигаются.

РУКИ ПОДНЯЛИ И ПОКАЧАЛИ.
ЭТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ.
РУКИ СОГНУЛИ.
КИСТИ ВСТРЯХНУЛИ.
ВЕТЕР СБИВАЕТ РОСУ.
В СТОРОНЫ РУКИ.
ПЛАВНО ПОМАШЕМ.
ЭТО К НАМ ПТИЦЫ ЛЕТЯТ.
КАК ОНИ СЯДУТ,
ТОЖЕ ПОКАЖЕМ.
КРЫЛЬЯ СЛОЖИЛИ ВОТ ТАК!

7.Работа с иллюстрацией (демонстрация через документ-камеру)

Ученик показывает и называет строение гриба.

8. Работа с цифровым микроскопом.

Перед вами какой гриб? Шампиньон. Положите для рассматривания кусочек шляпки гриба. Рассмотрите пластинки нижней поверхности. Сделайте вывод.

9. Презентация «Ядовитые грибы»

Какой гриб ехал без билета? К какой группе грибов относится мухомор?

Какие ядовитые грибы вы знаете? Как узнать ядовитый он или нет?

Надо знать как он выглядит.

Дети читают подготовленный материал о грибах в группах. Коллективное обсуждение и показ слайдов.

— А теперь посмотрим, как вы хорошо отгадываете загадки. Я приготовила для вас грибной кроссворд.

-Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека и отгадывать кроссворд (в течение 3 минут дети обсуждают и записывают ответы в бланки; проверка через большой экран)

Презентация на большом экране:

2. А это – красавец на беленькой ножке

3. Растут в лесу сестрички.

Воланчик на ножке его украсит.

Смотри, не бери его с полянки.

5. Я в красной шапочке расту

6. Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

-Проверка через большой экран

Презентация на большом экране: — ответы по одному появляются на экране

— Почему некоторые грибы выделены красным цветом?

11.Работа по учебнику. Грибы — двойники

— Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники?

С некоторыми мы сейчас познакомимся.

— Как называется гриб, который находится в верхнем левом углу?

Читайте также:  Блинчатый_пирог_грибами_рецепт

— Чем они отличаются? ( отличаются цветом шляпки и гладкостью шляпки)

— Различить очень трудно. Желчный гриб имеет трубочки и поры розового цвета. А белый- зеленовато – желтые.

— Отсутствие клубневидного утолщения у основания ножки.

12.Составлениеправил сбора грибов

Кто знает, как правильно собирать грибы?

Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека и составлять правила сбора грибов ( в течении 2 минут обсуждают и записывают, затем один ученик из группы отвечает)

Презентация на большом экране:- Правила сбора грибов появляются на большом экране:

— Собирай только хорошо знакомые грибы!

— Грибы срезай ножом или выкручивай!

— Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!

— Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы?

— Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных.

Игра на внимание (физминутка) Я называю грибы. Если съедобный – хлопаем, если нет – прыгаем.

Ребята, вы любите собирать пазлы?

Ученикам раздаются конверты с пазлами, ученики собирают. Проверка через большой экран.(1 вариант – мухомор, 2 вариант – ложные опята)

14.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы

Тестовая работа в системе PROClass. Возьмите пульты и внимательно отвечаем на вопросы.

А) Животные, б) грибы, в) растения

2. Какой гриб один из лучших по вкусовым качествам?

А) подберезовик, б) подосиновик, в) белый гриб

3. Какой из этих грибов смертельно ядовит?

А) ложный опенок, б) мухомор, в) бледная поганка.

А) мухомор, б) желчный гриб, в)шампиньон, г)поганка.

Мы доказали, что грибы — это царство.

-Тогда возникает следующий вопрос: какую пользу приносят грибы?

-Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю заглянуть в учебник с.112- 113 и дописать предложения в рабочей тетради.

— Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?

Поэтому, какой вывод можно сделать? Грибы нужно беречь.

Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, смогли мы сегодня на уроке преодолеть лень и плодотворно потрудиться.

— На какие из поставленных вопросов мы получили ответы?

— Что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока? (Мы узнали…)

— Посмотрите на царство грибов и предположите вопрос, который остался неизвестным? Интересно ли узнать ответ на него? Предлагаю вам дома узнать ответ на этот вопрос.

Сейчас я предлагаю каждому из вас вспомнить, как он работал в группе, т. е. какой вклад внес при работе в группе и отметить

результат своей работы на шкале

Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне.

Почитать дополнительную литературу о грибах. Подготовить небольшое сообщение по теме урока.

Источник

Оцените статью