- Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства»
- Урок 4. Опыление цветков растений
- Урок 5. Оплодотворение у цветковых растений
- Урок 6. Образование семян и плодов
- Экскурсия на природу и на поле озимых. Весенние явления в жизни растений (2 ч)
- Тема «Семя. Посев сельскохозяйственных культур» (9 ч)
- Урок 1. Строение семян
- Урок 2. Состав семян
- Урок 3. Прорастание семян и появление всходов растений
- Урок 4. Посевные качества семян
Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства»
Цели: ознакомить учащихся со строением соцветий различных типов; изучить отличительные признаки соцветий кормовых трав, позволяющие определять их по цветущим растениям.
Материалы и оборудование: гербарий растений с различными типами соцветий, гербарий видов кормовых трав в цветущем состоянии (с этикетками), лупы, цветные карандаши.
Методические указания
В связи с трудностью заготовки свежих растений в цветущем состоянии для проведения лабораторной работы можно использовать гербарный материал с хорошо засушенными, не изменившими окраски цветков соцветиями.
В ходе работы учащиеся знакомятся с особенностями строения соцветий важнейших типов, а затем, используя полученные знания и умения, рассматривают характерные признаки соцветий кормовых трав (рис. 8). Их изучение позволяет отличать друг от друга в полевых условиях различные виды кормовых трав – одну из важных групп сельскохозяйственных культур.
Рис. 8. Соцветия кормовых трав: 1 – клевера; 2 – люцерны; 3 – эспарцета; 4 – тимофеевки; 5 – райграса; 6 – овсяницы луговой; 7 – ежи сборной; 8 – пырея бескорневищного
Гербарий видов кормовых трав должен включать наиболее распространенные в полевом травосеянии бобовые и злаковые травы, как многолетние, так и однолетние. Отличия основных видов кормовых трав по соцветиям приведены в табл. 6 и 7.
Таблица 6. Отличия бобовых трав по соцветиям
Таблица 7. Отличия злаковых трав по соцветиям
Порядок выполнения работы
1. Рассмотреть растения с разными типами соцветий, нарисовать в тетрадях схемы строения изученных соцветий, показав их особенности.
2. Определить типы соцветий у кормовых трав различных видов, выявить основные отличительные признаки.
3. Сделать цветные зарисовки соцветий кормовых трав, указав название каждой культуры и тип ее соцветия.
Урок 4. Опыление цветков растений
- Значение опыления цветков. Способы опыления.
- Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Особенности цветков, опыляемых насекомыми. Использование пчел для опыления культурных растений. Приспособленность растений к ветроопылению. Самоопыление.
- Разнообразие способов опыления у сельскохозяйственных культур.
- Искусственное опыление, его применение для повышения урожайности культурных растений.
Урок 5. Оплодотворение у цветковых растений
- Понятие оплодотворения у растений. Гаметы: спермии и яйцеклетки.
- Строение пыльцы. Многообразие форм пыльцевых зерен. Примеры внешнего строения пылинок у культурных растений.
- Прорастание пыльцы. Семязачатки (семяпочки) завязи, особенности их строения. Сущность двойного оплодотворения у цветковых растений, открытого С.Г. Навашиным.
Урок 6. Образование семян и плодов
- Развитие семени из семязачатка после оплодотворения. Образование плодов, их разнообразие.
- Деление плодов на группы по характеру околоплодника и количеству семян внутри плода. Типы плодов.
- Значение плодов и семян растений в природе и жизни человека. Примеры различных типов плодов у важнейших культурных растений.
- Лабораторная работа. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Цели: закрепить и конкретизировать знания учащихся о ботанических типах плодов и их морфологических особенностях, познакомить с разнообразием и строением сухих и сочных плодов сельскохозяйственных растений.
Материалы и оборудование: набор сухих плодов сельскохозяйственных культур, набор свежих или консервированных сочных плодов культурных растений, разборные доски, лупы, скальпели, линейки.
Методические указания
Для проведения лабораторной работы необходимо заготовить раздаточный материал: сухие одно- и многосемянные плоды, а также сочные плоды различных типов в свежем или консервированном виде.
В наборе сухих плодов должны быть представлены распространенные в данной почвенно-климатической зоне полевые (зерновые и технические злаки и бобовые) и овощные растения, в наборе сочных плодов – плодовые, ягодные и овощные культуры.
Так, плод зерновка характерен для пшеницы, ржи, кукурузы, ячменя и других зерновых злаков; у гречихи плод – трехгранный орешек; у зерновых бобовых, к которым относятся горох, бобы, фасоль, чечевица, чина, вика, нут и др., – боб, раскрывающийся по шву двумя створками. Примером костянки могут служить плоды вишни, сливы, персика, абрикоса, примером ягоды – плоды винограда, томата, картофеля, примером яблока – плоды яблони, груши, айвы; тыквина образуется у тыквы, огурца, кабачка и т.д.
На уроке целесообразно использовать учебные ботанические таблицы по морфологии плодов и соответствующие таблицы по полеводству, овощеводству и плодоводству.
Порядок выполнения работы
1. Разделить полученные образцы плодов на две группы: сухие и сочные.
2. Рассмотреть сухие плоды, определить, относятся они к раскрывающимся или к нераскрывающимся плодам, а также количество находящихся внутри плода семян. Установить тип сухих плодов.
3. Изучить на продольном разрезе и определить тип сочных плодов.
4. Сделать схематические рисунки строения плодов различных типов.
5. Описания плодов изученных сельскохозяйственных растений внести в табл. 8.
Таблица 8. Плоды сельскохозяйственных растений
Экскурсия на природу и на поле озимых. Весенние явления в жизни растений (2 ч)
- Признаки весны в природе. Условия жизни растений весной.
- Начало весеннего сокодвижения у деревьев и кустарников, его значение.
- Цветение деревьев и кустарников. Ранневесеннее цветение ветроопыляемых растений леса как приспособленность к среде обитания.
- Жизнь многолетних травянистых растений лиственного леса. Условия их раннего цветения.
- Вред, наносимый природе массовым сбором первоцветов. Значение охраны растений и соблюдения правил поведения на природе.
- Развитие озимых злаков в поле. Приемы ухода за озимой пшеницей или рожью весной, их обоснование.
- Значение фенологических наблюдений в природе. Установление лучших сроков проведения сельскохозяйственных работ в связи с весенними явлениями в жизни дикорастущих растений.
Тема «Семя. Посев сельскохозяйственных культур» (9 ч)
Урок 1. Строение семян
- Строение семян фасоли. Зародыш, его органы. Запасные питательные вещества семени. Понятие о двудольных растениях.
- Строение семени пшеницы. Сходство и различия в строении семян фасоли и пшеницы. Эндосперм, его значение. Понятие об однодольных растениях.
- Примеры двудольных и однодольных культурных растений.
- Лабораторная работа. Изученные строения семян двудольных и однодольных растений.
Урок 2. Состав семян
- Обнаружение в составе семян воды и минеральных веществ. Органические вещества семени, доказательства содержания их в семенах растений. Отличие органических веществ от минеральных.
- Различие семян сельскохозяйственных культур по содержанию белка, крахмала, растительных жиров.
- Лабораторная работа. Выделение крахмала, белка (клейковины), жира из семян.
Урок 3. Прорастание семян и появление всходов растений
- Условия, необходимые для прорастания семян. Опыт, демонстрирующий значение воды и воздуха для прорастания семян. Температура, необходимая для прорастания семян различных сельскохозяйственных растений.
- Дыхание сухих и прорастающих семян. Выделение семенами тепла при дыхании.
- Прорастание семени. Питание и рост проростка. Появления всходов.
Урок 4. Посевные качества семян
- Понятие о посевном материале, значение его качества для получения высоких урожаев.
- Основные показатели посевных качеств семян, их характеристика.
- Необходимость проверки качества семенного материала. Кондиционные и некондиционные семена.
- Лабораторная работа. Изучение семян основных видов овощных культур.
Цель работы: познакомить учащихся с видами посевного материала и внешними признаками, характеризующими семена овощных культур, подчеркнув практическое значение их изучения; сформировать умение распознавать семена важнейших овощных растений.
Материалы и оборудование. 1. Этикетированные образцы семян овощных культур в пробирках. 2. Наборы семян (по 5–15 шт.) главнейших видов овощных растений по семействам. 3. Образцы семян для определения массы 1000 шт. 4. Лабораторные весы с разновесами, разборные доски, шпатели, пинцеты, линейки или полоски миллиметровой бумаги, цветные карандаши, клей. 5. Таблицы по морфологии и строению посевного материала овощных культур.
Методические указания
Для изучения семян овощных культур на 1–2-х учащихся рекомендуется подготовить в отдельных пакетах по одному набору семян главнейших видов и коллекцию посевного материала в пробирках с этикетками. Кроме того, школьники получают пакет семян одной из культур для определения массы 1000 шт.
Важно, чтобы в наборе семян были представлены основные виды овощных растений, которые выращиваются в данной местности. Например, в средней полосе в него должны входить семена капусты белокочанной, моркови столовой, редиса, свеклы столовой, лука репчатого, огурца и др., в южных районах – семена томата, перца, баклажана, фасоли овощной и др. (рис. 9).
Рис. 9. Посевной материал овощных растений (вертикальными линиями обозначена истинная длина семени):
1 – овощной горох (семя морщинистое и гладкое); 2 – репчатый лук (внешний вид семени и в разрезе); 3 – салат-латук (плоды – семянка); 4 – сахарная кукуруза (зерновка); 5 – столовая свекла (внешний вид соплодия); 6 – капуста; 7 – редис; 8 – репа; 9 – огурец; 10 – дыня; 11 – арбуз; 12 – тыква; 13 – томат; 14 – перец; 15 – баклажан; 16 – морковь (внешний вид семени и в разрезе); 17 – петрушка (внешний вид плода – двусемянки, половины плода сбоку и плода в разрезе); 18 – пастернак; 19 – укроп (внешний вид и поперечный разрез плода-двусемянки); 20 – сельдерей
Опираясь на знания учащихся об образовании плодов и семян, их строении, уместно сообщить, что ботаническое и агрономическое понятие семени не совсем одинаковы: для посева в овощеводстве широко используют не только собственно семена, но и плоды, соплодия, называя посевной материал просто семенами.
Так, истинные семена служат семенным материалом у овощных растений из семейств Капустные, Тыквенные, Пасленовые, Бобовые, Луковые. У культур из семейств Сельдерейные, Астровые, Гречишные, Мятликовые для посева применяют сухие односемянные (салат, цикорий и др.) и двусемянные плоды (морковь, укроп, петрушка и др.), а у столовой свеклы (семейство Лебедовые) – соплодия, которые представляют собой сросшиеся односемянные плоды. Снаружи сухие плоды покрыты околоплодником, или плодовой оболочкой.
Большинство овощных культур имеет семена с хорошо различимыми морфологическими признаками, характеристика которых приведена в табл. 9.
Таблица 9. Морфологические признаки семян
Целесообразно объяснить с помощью таблиц или рисунков на доске, как правильно охарактеризовать посевной материал овощных растений по указанным признакам.
Так, для того, чтобы у учащихся не было затруднений при определении выраженности объема у семян изучаемых культур, необходимо пояснить на конкретных примерах, что шаровидными считаются семена в виде шара (например, у капусты, гороха сахарного), плоскими – одинаковой толщины или слегка выпуклые (у томата, огурца), плоско-выпуклыми – имеющие одну из сторон плоскую, а другую – выпуклую (у моркови, петрушки), вальковатыми – в виде вытянутого шара (у фасоли, бобов), угловатыми – семена с выступами и тупыми вдавленностями (у лука). В качестве примера различного характера поверхности семян можно продемонстрировать образцы посевного материала перца (гладкая поверхность), томата (семена покрыты волосками), укропа (ребристая поверхность) и т.д.
Источник