- Макет модель Чрезвычайная ситуация Моделирование конструирование Поделка — диорама в школу «Берегите лес от пожара » ко Дню гражданской обороны Бумага Картон Клей Материал природный Фетр Чай
- Модель лесного пожара Клеточные автоматы (VBA Excel)
- Информационные технологии на уроках. Основы экологии и природопользования
Макет модель Чрезвычайная ситуация Моделирование конструирование Поделка — диорама в школу «Берегите лес от пожара » ко Дню гражданской обороны Бумага Картон Клей Материал природный Фетр Чай
Приветствую Вас, уважаемые гости моего нового блога!
Сегодня я к Вам с поделкой в школу ко Дню гражданской обороны «Берегите лес от пожара!».
К мероприятию некоторым классам было дано задание сделать поделки. Естественно, с учетом того, что дети наши учатся во 2 классе, за дело принялись родители.
Автором идеи была я, а помогли воплощать мои задумки родители деток из нашего класса, за активность которых я им очень благодарна!)
Задание насчет поделки было озвучено заранее, но, как всегда, делалось все в последний момент. А если конкретней — на изготовление нашего шедевра ушло примерно 2 неполных дня: вечер на изготовление картинки с пожаром, день на поделку и утро на последние штрихи.
Решила делать поделку в виде диорамы. В детстве еще видела диорамы в Полтаве и в Севастополе — произвели большое впечатление. Решила и нам сделать маленькую диораму — не такую высокохудожественную, конечно, но все же. Как получилось — судите сами.
Благодаря чудесному средству коммуникации Viber по классу был кинут клич, что нужны мелкие игрушки — лесные животные, пожарные машинки, вертолетики, человечки, пластиковая растительность и тд. Народ очень активно откликнулся, в результате чего у меня в руках оказалась гора всякой интересной всячины. Определившись с масштабом поделки и нюансами, была отобрана живность, которая водится в лесах Украины (хотя, судя по изобилию тропических и домашних животных, можно было запросто устроить и пожар в зоопарке или на ферме — простите за черный юмор. )
Далее я нашла на просторах инета два разных фото с изображением пожара в лесу, которые были так сказать в одном стиле и цветовом решении.
Источник
Модель лесного пожара Клеточные автоматы (VBA Excel)
Создать и визуализировать математическую модель распространения лесного пожара в Excel.
- поле 30 на 30 клеток;
- одна клетка — один шаг и одно дерево;
- вокруг горящего дерева есть 8 ближайших клеток, на которые может перейти пожар,
- состояние дерева: горящее — красное, сгоревшее — черное, несгоревшее — зеленое.
- Загорится ли дерево (вероятность) зависит от направления ветра (всего 8 направлений);
- Вероятность возгорания, направление ветра и скорость ветра выставляется произвольно в начале программы, и являются исходными данными для формирования правил клеточного автомата.
- Зеленая клетка может превратиться только в «красную» по вероятностному закону, если в соседях у нее красная;
- Красная – на следующем шаге, превращается в черную;
- Черная никогда не меняется.
- Клетка-приемник – использует данные о состояниях своих соседей и в конечном итоге изменяет свое состояние (как правило, для комплексного учета влияния соседей)
- Клетка-причина – влияет на соседей и, в конечном счете, изменяет их состояние или создает предпосылки для такого изменения (и не исключено, что и свое).
В нашем случае, проще и удобнее использовать второй вид клеток, а для ускорения процесса расчета провести трансформацию правил. Самые сложные правила отдадим красной клетке. Матрица вероятностей «поджога соседей» должна учесть и скорость, и направление ветра, и влажность леса. Такая клетка как бы переводит соседние зеленые клетки в новое состояние (так более реально выглядит пожар). И сама тут же гаснет. В этом случае правила для зеленых и черных клеток – пусты.
Процесс пересчета состояний:
Цикл перебора клеток бежит пока не встретит «красную» в массиве. В самом массиве сразу ничего не меняется, а лишь проверяются соседи и если среди них есть «зеленая», то в нее бросается «Искра» (функция RND). Клетка, возможно, загорится, а возможно и нет. Изменения, если произойдут, зафиксируются в специальной коллекции. Матрица вероятностей «поджога соседей» формируется таким образом, что «красные» клетки бросает искры в основном по направлению ветра – и только на «зеленые» соседние клетки. После окончания цикла очередного шага, вносим изменения в массив, одновременно очищая «коллекцию изменений».
А это чуть усложненный вариант, позволяющий учитывать характер (план) растительности на участке местности и характеристики пород деревьев с точки зрения устойчивости к пожарам… Большинство лиственных пород имеют пониженный коэффициент возгорания и являются естественным барьером на пути распространения огня в лесу…
Задать схему насаждений для моделирования распространения огня при различных направлениях и скоростях ветра можно при помощи этих не сложных и интуитивно понятных элементов управления
И клеточный автомат для маркетинговых исследований распространения на рынке двух товаров, отличающихся ценой и качеством. Изменяя параметры, можно видеть, как один товар вытесняется с рынка другим. с различной скоростью.
Поделиться в соц сетях:
Источник
Информационные технологии на уроках. Основы экологии и природопользования
Цели урока: закрепить понятия “сукцессия”, “процессы сукцессии”, рассмотреть развитие и эстафету видов в экосистеме, выполнить лабораторную работу “Пожар в лесу” (решение жизненной задачи).
Урок проходит в компьютерном классе и состоит из двух частей: работа с понятиями, закрепление материала с помощью компьютерной модели “Пожар в лесу”, которая моделирует процесс восстановления характерного для данной местности ландшафта (хвойного леса) после его разрушения (пожара).
Для актуализации знаний учащихся предлагаются вопросы и задания.
1. У вас на столах карточки. Расположите эти карточки так, чтобы был виден эволюционный процесс и процесс сукцессии, и объясните последовательность этих процессов.
Процессы, связанные с изменением типов природных образований, называются эволюционными. Такие процессы протекают тысячи, десятки тысяч лет.
Последовательность изменений в биоте, происходящая после резких изменений в абиотической среде, называется сукцессией.
Сукцессия – одно из проявлений эволюции.
2. Какими изменениями сопровождаются процессы сукцессии?
- сменой видов растений и животных;
- повышением видового разнообразия организмов;
- увеличением биомассы органического вещества.
3. “Флористическая эстафета”, “Фаунистическая эстафета”.
Почему эстафета? Почему “флористическая” и “фаунистическая”?
4. Каков конечный итог сукцессии?
Конечный итог сукцессии – стабильные (устойчивые) связи между живыми организмами и их окружением.
5. Вызывают ли последствия пожара процессы сукцессии?
Сегодня в ходе выполнения лабораторной работы вы должны найти доказательства этому предположению или опровергнуть его. Выполняем лабораторную работу “Пожар в лесу” (I, II части). Анализ проделанной работы и выставление отметки.
Цель работы: С помощью ЭВМ спрессовать время и в течение лабораторной работы «помочь» природе восстановить лес.
I. Разминка. Расставить в нужном порядке все стадии сукцессии
II. 1) Флористическая эстафета. Определить на каких стадиях сукцессии появляются данные растения и распределить их по стадиям.
2) Фаунистическая эстафета. Определить на каких стадиях сукцессии появляются данные виды фауны и распределить их по стадиям.
- Увеличивается ли число видов животных и растений?
- Удлиняются ли пищевые цепи?
- Растет ли биологическое разнообразие?
- Возрастает ли устойчивость экосистемы и ее способность к саморегуляции?
IV. Компьютерная игра. Построение пищевых цепей из появляющихся на экране видов.
Вывод: (ответы на вышестоящие вопросы из раздела III).
Закрепление знаний: учащимся предлагаются карточки с вопросами.
- В процессе сукцессии видовой состав сообщества непрерывно изменяется.
- Видовой состав сообщества остается постоянным.
- Основным фактором сукцессионных изменений видового состава является конкуренция.
- Видовое разнообразие снижается.
- Видовое разнообразие повышается.
- Биомасса органического вещества снижается.
- Биомасса органического вещества возрастает.
- Конечный итог сукцессии – стабильные связи между живыми организмами и их окружением.
- Конечный итог сукцессии – неустойчивые связи между живыми организмами и их окружением.
Форма проверки – взаимоконтроль:
С какой моделью мы сегодня работали?
С моделью сукцессии, реализованной в учебной компьютерной среде “Пожар в лесу”.
Вы нашли доказательства нашему предположению?
Да. Процессы сукцессии можно наблюдать после пожара в лесу, когда природа стремится к “самовосстановлению”, залечивает свои раны.
Мы с вами теоретически и практически посмотрели процессы восстановления природы после резких изменений в окружающей среде, их последствия и длительность.
А каковы причины пожаров (естественные и исходящие от человека)?
Засуха, удар молнии, незатушенный костер, брошенная спичка, окурок .
Почему природа занимается самовосстановлением?
Потому что человек наносит природе раны. А пожар в лесу это неизбежность? А все это нравственные поступки? Можно ли отношение человека к природе назвать безнравственным?
Это безнравственно только по отношению к лесу, природе? А почему это безнравственно по отношению к людям? К чему приводит нравственное нездоровье? А все ли подлежит самовосстановлению?
А не проще ли вести такой образ жизни, чтобы не наносить природе и себе раны?
Подведение итогов урока, выставление итоговой отметки.
Продолжение работы с учебной компьютерной средой “Пожар в лесу” (III и IV части) на следующем уроке.
Домашнее задание: подтвердить или опровергнуть предположение авторов компьютерной программы, что на стадии “пепелище” нет ни животных, ни растений.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9-й класс. — М.: Дрофа, 2003. 240 с.
- Шолохович В.Ф., Гейн А.Г., Комов С.В., Данилина И.И., Некрасов Е.С. Основы экологии и природопользования (компьютерный курс): учебное пособие для 9–11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.
Источник