Биология 6 класс учебник Пасечник стр 103
Плоды образуются из стенок завязи цветка после оплодотворения. Также в образовании плода могут участвовать разросшееся цветоложе, основания тычинок, лепестков, чашелистиков).
Плод состоит из околоплодника и семени или семян (смотрите вложение)
По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные; сухие и сочные?
На простые и сложные плоды делятся по тому, сколько пестиков участвует в их образовании. Образуется из одного пестика — простой плод. Из нескольких пестиков – сложный.
На сухие и сочные плоды делятся по наличию жидкости в плоде.
Если есть сочная мякоть, то сочный плод (яблоко, дыня, арбуз, помидор).
Если сочной мякоти нет и околоплодник сухой, кожистый или деревянистый, то плод сухой (коробочка, орех, семянка, желудь).
Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?
Сочные плоды имеют сочную мякоть. К ним относятся ягода, костянка, померанец, яблоко, тыквина.
Чем ягода отличается от костянки?
Ягода – сочный плод, внутри которого располагается множество семян. Типичная ягода – помидор, смородина.
Костянка плод, внутри которого находится одно крупное семечко в жесткой кожуре, которое называют косточкой Сочная костянка: вишня, абрикос, персик. Сухая – миндаль.
Какие сухие плоды вы знаете?
Боб (горох, чина), желудь (дуб), орех (фундук), стручок (капуста, репа), семянка (астра, подсолнух), зерновка (рожь, пшеница).
Чем боб отличается от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?
Боб — сухой плод, который состоит из двух створок и семена крепятся непосредственно к створкам. Такой плод у бобовых — чины, соя, горох, фасоль.
Стручок — сухой плод также состоящий из двух створок, но между этими створками есть перегородка и семена расположены на этой перегородке, а не на створках как у боба.
К какому виду плодов можно отнести орехи, жёлуди? Почему?
Орехи и желуди — это простые плоды, так как в их образовании участвует один пестик. Это сухие плоды, так как околоплодник сухой, жесткий, деревянистый. Это, как правило, односемянные плоды, которые содержат одно семя, редко два.
Подумайте
Какова роль плодов в жизни растений?
Именно благодаря его появлению группа растений — покрытосеменные на сегодняшний день и занимает господствующее положение в растительном мире.
Так как плод — это разросшиеся стенки завязи, и в некоторых случаях других частей околоцветника, то одна из функций плода это защита семени от повреждений и неблагоприятных условий среды.
Основная функция — это активная помощь в расселении растений.
Так же ткани плода могут выполнять дополнительную функцию питания семени, что позволяет зародышу дольше оставаться жизнеспособным до наступления благоприятных условий для прорастания.
Задания
Пользуясь памяткой на с. 41, проведите сравнение 3—4 плодов.
Костянка и зерновка схожи тем, что у них одно семя, а различаются тем, что костянка — это сочный плод, а зерновка — сухой.
Костянка имеет сочный плод, тонкую кожицу и мякоть с одревесневшим внутренним слоем околоплодницы, а зерновка — имеет сухой плод, у которой пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.
Выясните, на каких растениях, растущих в вашем районе, ещё висят плоды. Определите, к какому типу эти плоды относятся.
Клен и ясень (крылатка), боярышник (яблоко), ольха и липа (орешек), рябина (ягода).
1) Выясните, какие плоды образуются у растений, произрастающих в вашей местности (не менее 20).
2) Объедините плоды этих растений в группы «Типы плодов» в соответствии с классификацией.
3) Выясните, какие культурные растения в вашей местности выращиваются человеком с целью получения плодов.
4) Как использует человек плоды культурных и дикорастущих растений, произрастающих в вашей местности.
5) Выясните, как распространяются плоды и семена этих растений.
6) На основе изученного материала подготовьте сообщение с презентацией.
7) Выступите с сообщением и обсудите результаты своей работы с учащимися класса.
1) Айва, груша, вишня, слива, черника, клюква, земляника, клубника, малина, ежевика, горох, фасоль, капуста, редис, пшеница, просо, календула, череда, лесной и грецкий орехи, белена, мак, вяз, ясень.
2) Яблоко |Сочный |Многосемянный |Айва, груша.
Костяника |Сочный |Односемянный |Вишня, слива.
Ягода |Сочный |Многосемянный |Черника, клюква.
Земляничина |Сочный |Многосемянный |Земляника, клубника.
Сложная костяника |Сочный |Многосемянный |Малина, ежевика.
Боб |Сухой |Многосемянный |Горох, фасоль.
Стручок |Сухой |Многосемянный |Капуста, редис.
Зерновка |Сухой |Односемянный |Пшеница, просо.
Семянка |Сухой |Односемянный |Календула, череда.
Орех |Сухой |Односемянный |Лесной, грецкий орехи.
Коробочка |Сухой |Многосемянный |Белена, мак.
Крылатка |Сухой |Односемянный |Вяз, ясень.
3) В нашей местности очень много фруктовых деревьев и ягод. Почти в каждом дворе растут яблони, груши, вишня, черешня, абрикос и айва. Очень много выращивают клубники, помидор, малины, крыжовника, калины, рябины, черной и красной смородины, шиповника, боярышника. С начала весны и до самой осени мы можем лакомиться этими чудесными ягодами и фруктами, в которых много витамин и полезных веществ.
4) Дикие растения являются частью биоразнообразия природы. Они дают пищу и убежище, необходимое для поддержания богатого и здорового разнообразия насекомых, птиц и животных. Некоторые животные питаются только определенными растениями.
Культурные растения выращиваются людьми для получения продуктов питания, сельскохозяйственных кормов, лекарственных препаратов, промышленного и другого сырья, а также иных целей, удовлетворяющих человеческие потребности. Все культурные растения являются потомками дикорастущих видов. В следствии селекции люди смогли повысить их урожайность и приспособить к росту в непривычных для них условиях — на новой территории или другом климате.
5) Плоды и семена распространяются ветром, водой, животными, человеком, а также путём саморазбрасывания.
6) В нашей местности очень много фруктовых деревьев и ягод. Почти в каждом дворе растут яблони, груши, вишня, черешня, абрикос и айва. Очень много выращивают клубники, помидор, малины, крыжовника, калины, рябины, черной и красной смородины, шиповника, боярышника. С начала весны и до самой осени мы можем лакомиться этими чудесными ягодами и фруктами, в которых много витамин и полезных веществ.
Дикие растения являются частью биоразнообразия природы. Они дают пищу и убежище, необходимое для поддержания богатого и здорового разнообразия насекомых, птиц и животных. Некоторые животные питаются только определенными растениями.
Культурные растения выращиваются людьми для получения продуктов питания, сельскохозяйственных кормов, лекарственных препаратов, промышленного и другого сырья, а также иных целей, удовлетворяющих человеческие потребности. Все культурные растения являются потомками дикорастущих видов. В следствии селекции люди смогли повысить их урожайность и приспособить к росту в непривычных для них условиях — на новой территории или другом климате.
Плоды и семена распространяются ветром, водой, животными, человеком, а также путём саморазбрасывания.
Страница 102
Страница 104
Источник
Многосемянные сочные плоды клюква
Это видоизменённый укороченный побег, который служит для семенного размножения растений.
2. Перечислите главные части цветка.
Главные части цветка это пестик и тычинка. Также в состав цветка входит околоцветник, цветоложе и цветоножка.
3. Какое строение имеет завязь цветка?
Завязь — это утолщенная часть пестика с замкнутой полостью внутри. В гнёздах завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Соцветия — это группы цветков, расположенные близко один к другому в определённом порядке.
Страница 195. Моя лаборатория. Классификация плодов
1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды.
2. На основе анализа (см. с. 186) разделите плоды на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.
Сочные плоды: финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат.
Сухие плоды: грецкий орех, жёлудь, горох, земляника, подсолнечник, мак, пшеница, редис.
Односемянные сочные: финики (ягода), слива (костянка).
Многосемянные сочные: яблоко (яблоко), дыня (тыквина), ежевика (костянка), апельсин (гесперидий), томат (ягода).
Односемянные сухие: жёлудь (жёлудь), подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), грецкий орех (орех).
Многосемянные сухие: горох (боб), земляника (многоорешек), мак (коробочка), редис (стручок).
3. Какие приспособления имеются для распространения плодов?
Пушистые волоски, парашютики, крыловидные выросты для распространения ветром. Плоды, которые не тонут — для распространения водой. Саморазбрызгивание. Зубчики и крючки для распространения животными.
4. Заполните таблицу в рабочей тетради.
Название плода
Односемянной или многосемянной
5. Сделайте выводы. Результаты изучения плодов обсудите с учащимися класса.
Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные. У них встречаются приспособления для распространения по воздуху, воде, с помощью животных и саморазбрызгивания.
Вопросы
1. Каково происхождение и строение плодов?
Плод — это новый этап развития цветка. После того, как цветок отцвёл происходит образование плода с семенами растения.
Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник развивается из разросшихся и видоизменившихся стенок завязи, а семена образуются из семязачатков.
2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные, сухие и сочные?
В зависимости от того, сколько пестиков было в цветке из которого развился плод, различают простые и сборные (сложные) плоды. Простые плоды развиваются из цветков с одним пестиком, а сборные — из цветков с несколькими пестиками.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сухие и сочные плоды. Созревшие сочные плоды имеют сочную мякоть, а созревшие сухие плоды не имеют сочной мякоти.
3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?
К сочным плодам относится малина, клубника, черника, смородина, брусника, арбуз, огурец, лимон, апельсин, яблоко, груша, слива, абрикос, вишня, помидоры и многие другие плоды.
Сочные плоды бывают у ягодных растений (клюква, черника, смородина, помидор, виноград), гесперидий или померанцев (лимонное дерево, апельсиновое дерево), тыквин (дыня, арбуз, огурец), костянок (слива, абрикосовое дерево, вишня), а также растений с плодами яблоко (яблоня, груша, айва).
4. Чем отличается ягода от костянки?
Ягода и костянка отличаются тем, что у костянки помимо мякоти и тонкой кожици есть ещё и одеревеневший внутренний слой околоплодника, внутри которого находится семя.
5. Какие сухие плоды вы знаете?
К сухим плодам относятся орехи, жёлуди, семянки, зерновки, бобы, стручки и коробочки.
6. Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?
Бобы и стручки отличаются тем, что у бобов семена располагаются на створках плода, а у стручка — на перегородке плода.
ПОДУМАЙТЕ! Какова роль плодов в жизни растений?
Важнейшие функции плода в жизни растений — защита и распространения семян, то есть сохранение вида и увеличение численности представителей данного растения.
- Вы здесь:
- 5 класс
- Биология
- ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник
Источник