23. Требования безопасности при вывозке древесины автомобилями
Организация вывозки древесины автомобилями и эксплуатация лесовозных дорог, веток и усов должны осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, Правилами технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог. Руководящий подъем дороги в грузовом направлении принимают не более 40 % при равнинном рельефе, 60 % при холмистом и 90 % при горном. В порожниковом направлении допускается увеличение уклона на 20 %. Радиусы кривых в плане должны быть не менее 400 м для магистралей и 150 м для веток и усов; в стесненных условиях соответственно 120, 40 и 30 м. На однополосных дорогах двухстороннее движение необходимо обеспечивать устройством разъездов полезной длиной не менее 30 м, расположенных в пределах прямой видимости, но не далее 500 м один от другого. Переход однополосной дороги в двухполосную на разъездах необходимо осуществлять на участке длиной не менее 10 м. На крутых косогорах и участках дорог с насыпями высотой более 2 м, а также на участках, пересекающих топкие болота и разливы рек, при съезде с дороги должны быть устанавлены сигнальные столбики, тумбы, сплошные металлические железобетонные или канатные ограждения на прямых участках через 50 м, на кривых через 5–25 м. Вдоль глубоких ущелий с обрывистыми стенками необходимо устанавливать удерживающие и отбойные ограждения.
Рис. 23.1. Вывоз древесины автомобилями
Хлысты или деревья, погруженные на лесовозный автопоезд (рис. 23.1), водитель должен увязать между передним и задним кониками одним или двумя специальными увязочными приспособлениями. Лесоматериалы увязывают по стойкам с освобождением их от увязочного приспособления с поверхности дороги. Допускается увязывать лесоматериалы увязочным приспособлением между стойками, если транспортирование их осуществляется внутри предприятия. Увязку пачки следует выполнять со стороны, противоположной выгрузке, осуществляемой с помощью разгрузочно-растаскивающих устройств и со стороны рабочего места водителя при выгрузке с помощью кранов. Запрещается перевозка хлыстов, деревьев и лесоматериалов, погруженных выше стоек. При вывозке древесины по автомобильным дорогам прицепы, роспуски, полуприцепы должны быть оборудованы тормозами и световыми сигналами. Хлысты и деревья, выступающие за габарит автопоезда, обозначаются сигнальными щитками или флажками размером 400400 мм (с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосками шириной 50 мм). Лесовозные автопоезда должны быть оборудованы ограждением кабины, дополнительной поворотной фарой с задней стороны кабины сверху, используемой для освещения в темное время погружаемых хлыстов и деревьев. Перевозка пассажиров в кабинах лесовозных автопоездов запрещается. Для поездки на лесовозном автопоезде по служебным делам должно быть получено разрешение администрации предприятия.
Контрольные вопросы к разделу 23
1. Какие требования безопасности необходимо соблюдать при вывозке древесины автомобилями по лесовозным дорогам?
2. Какие требования безопасности необходимо соблюдать при вывозке древесины лесовозами по автомобильным дорогам?
Источник
2.2. Требования безопасности при погрузке и выгрузке круглого леса и пиломатериалов
2.2.1. Погрузка и выгрузка бревен, кряжей, столбов, пиломатериалов и шпал должна производиться механизированным способом с применением кранов, погрузчиков и других машин и механизмов, оснащенных специальными грузозахватными устройствами.
В исключительных случаях допускается погрузка и выгрузка этих грузов вручную (кроме пропитанных шпал) под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, с соблюдением требований предельных норм переноски грузов. При этом работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками с применением прочных канатов и покатов.
2.2.2. Перед началом выгрузки круглого леса лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано осмотреть состояние каждого штабеля, обратив особое внимание на положение «шапки» штабеля, и дать указание о порядке выгрузки.
2.2.3. При выгрузке лесоматериалов:
2.2.3.1. Подъем стропальщиков в полувагон для строповки должен производиться по переходным площадкам, смонтированным на опоре козлового крана, по переносным лестницам, оборудованным крюками наверху для закрепления за борт полувагона, или по скоб-трапам.
2.2.3.2. Строповка круглого леса должна производиться не ближе 0,5 м от конца бревен.
2.2.3.3. В полувагоне предохранительные стойки должны быть установлены в зазоры между бортом и штабелем на глубину не менее 0,75 м вплотную к основным стойкам и закреплены деревянным клином.
2.2.3.4. На платформах предохранительные стойки должны быть закреплены стяжками из проволоки диаметром 6 мм, скрученной в две нити с петлями на концах, предохраняющими груз от развала.
2.2.4. Допускается производить выгрузку «шапки» штабеля в один прием, если масса «шапки» не превышает грузоподъемность крана. При этом строповка «шапки» штабеля должна производиться за скобы полужесткого стропа или под нее должны подводиться в двух торцах чалочные стропы.
Проволочная увязка в этом случае должна сниматься после выгрузки на землю специальными ножницами.
2.2.5. Выгрузка «шапки» штабеля, масса которой превышает грузоподъемность крана, должна производиться в несколько приемов, при этом проволочная увязка должна сниматься непосредственно в полувагоне, но предварительно с каждой стороны штабеля должны быть установлены по три предохранительные стойки высотой 0,3 м выше верхнего уровня «шапки» штабеля.
2.2.6. Перед выгрузкой или погрузкой обледеневших лесоматериалов пачки груза по всему контуру в местах строповки должны быть очищены ото льда.
2.2.7. При открывании бортов платформы, срезке увязочной проволоки, снятии стоек не допускается нахождение работающих в зоне возможного падения груза.
2.2.8. Ориентировку груза необходимо производить с помощью специальных багров или оттяжек, при этом рабочие должны находиться на расстоянии не менее 5 м от груза.
2.2.9. Не допускается транспортировка пакета краном, если отдельные шпалы, брусья, столбы в нем захвачены только одним стропом, а также при неравномерном натяжении стропов.
2.2.10. Укладка круглых и пиленых лесоматериалов должна производиться в ячейки, ограждаемые с каждой стороны двумя столбами, или в специальные стеллажи. Ширина ячеек, стеллажей должна быть 3 м, высота штабеля — не более 3 м. Укладка должна обеспечивать устойчивое положение штабеля.
2.2.11. Укладка и разборка плотных штабелей может производиться кранами с грейферами, погрузчиками с челюстными и манипуляторными захватами, лебедками, оснащенными саморасцепляющимися стропами, бревнозахватами и другими приспособлениями, обеспечивающими безопасность при работах.
2.2.12. Высота штабеля круглых лесоматериалов должна быть не более 1/4 его длины и не должна превышать полуторакратную длину бревен, укладываемых в штабель.
2.2.13. Отдельные бревна не должны выступать за пределы штабеля более чем на 0,5 м.
2.2.14. При укладке шпал высота штабеля не должна превышать:
для стреловых кранов на железнодорожном ходу — 6 м;
для козловых, башенных и портальных кранов — 12 м.
2.2.15. Пакеты пиломатериалов, укладываемые в штабель, должны быть одинаковой высоты, ширина пакетов в вертикальном ряду также должна быть одинаковой. Разница в длине пакетов не должна превышать 20% их средней длины.
При формировании пакетов наверху штабелей должны применяться устройства, предохраняющие стропальщиков от падения с высоты.
2.2.16. При укладке пиломатериалов высота штабеля не должна превышать:
при формировании вручную — 4 м;
для козловых, башенных и портальных кранов — 12 м.
2.2.17. При формировании штабелей вручную одновременная работа на штабеле более двух работников запрещается. Вручную допускается укладывать доски массой не более 15 кг.
2.2.18. Высота штабеля фанеры при механизированной укладке должна быть не более 5,2 м, при ручной укладке — не более 1,5 м.
2.2.19. Не допускается укладка фанеры и шпона вплотную к стенам и колоннам. Разрыв между стеной, колонной и штабелем должен быть не менее 0,8 м, между перекрытием здания и штабелем — не менее 1 м, между светильниками и штабелем — не менее 0,5 м.
Интервалы между штабелями поперечного ряда должны быть не менее 0,5 м, продольного — 0,2 м.
2.2.20. Между соседними штабелями пиломатериалов необходимо создавать продольные и поперечные проходы шириной не менее 1 м, для штабелей шпал — не менее 5 м, а между группами штабелей (4 — 6 штабелей) — пожарные проезды шириной не менее 10 м.
2.2.21. Пакеты пиломатериалов в штабелях должны быть разделены прокладками — деревянными брусками сечением 100 x 100 мм из древесины хвойных пород.
Источник
Требования безопасности при погрузке и выгрузке лесоматериалов
Погрузка в железнодорожные вагоны и выгрузка из них бревен, кряжей, столбов, пиломатериалов и шпал должны вестись механизированным способом или с применением специальных приспособлений и средств малой механизации. Погрузка и выгрузка этих грузов (кроме пропитанных шпал) вручную допускаются в исключительных случаях с соблюдением всех требований, обеспечивающих безопасность работ под руководством ответственного лица.
При выгрузке лесоматериалов рекомендуется применять двойные и тройные клещевые захваты. Применение таких захватов освобождает стропальщиков от ручной застропки и сводит их роль только к выполнению вспомогательных операций по снятию проволочной увязки стоек и т. п.
Перед началом выгрузки кругляка во всех случаях руководитель работ обязан лично осмотреть состояние каждого штабеля, обратив особое внимание на положение «шапки», дать указания о порядке выгрузки и назначить ответственное лицо. В тех случаях, когда штабеля кругляка на вагонах неустойчивы (перекос, излом стоек, ненадежная средняя увязка), руководитель лично руководит работой до конца выгрузки. При открывании бортов платформ и срезке проволочной увязки рабочие не допускаются в зону возможного падения бревен. Запрещается одновременно разгружать две рядом стоящие платформы с лесом. Платформы должны быть расцеплены и отстоять не ближе чем на 5 м, с башмаками под колесами крайних пар.
Выгрузка бревен с платформ без специальных приспособлений допускается в исключительных случаях с соблюдением особой осторожности и разрешения технической инспекции труда.
При разгрузке леса застропка «шапок» может вестись обычными стропами с приставных лестниц, устанавливаемых по обе стороны платформы.
При протаскивании стропов в зазоры, образованные прокладками, применяют длинные штанги с крюком на одном конце для захватывания коушей стропов.
При пакетной выгрузке леса кранами рабочие, стоя на лестницах или специальных мостках, пропускают строп рядом с прокладками в пакете и зацепляют его за крюк. Лишь после ухода рабочих в безопасное место по сигналу руководителя работ или специально выделенного лица поднимают пакет.
При выгрузке «шапки» бревен по частям из полувагонов и платформ механизмами во избежание развала груза после снятия увязочной проволоки устанавливают, по три предохранительных стойки с каждой стороны штабеля, верхние концы которых должны быть на 0,3 м выше «шапки». В полувагонах предохранительные стойки устанавливают в зазорах между бортом вагона и штабелем на глубину >0,75 м и заклинивают деревянными клиньями.
При открывании бортов платформ, снятии увязочной проволоки и стоек не допускается нахождение рабочих в зоне возможного падения груза.
В пунктах выгрузки круглых и пиленых лесоматериалов грузоподъемными кранами укладывать их следует перпендикулярно оси пути в ячейки, огражденные с каждой стороны двумя столбами, или в специальные стеллажи (ширина ячеек стеллажей 3 м, высота штабеля 1 м). Погрузку и разгрузку шпал, брусьев и столбов, пропитанных антисептиками, необходимо вести только механизированным способом. Рабочие в этом случае обеспечиваются соответствующей спецодеждой и специальными мазями (пастами), защищающими лицо и руки от ожогов.
Источник