- Мангал-паровоз: монтаж своими руками
- Конструктивные особенности
- Производственный материал
- Составные части конструкции
- Идеи дизайна
- Цена вопроса
- Самостоятельное проектирование мангала-паровоза
- Выбор материалов и набор инструментов
- Рамная конструкция
- Главный корпус
- Колеса и декоративные элементы
- Дополнительные конструкции
- Подсказки по созданию оригинального мангала-паровоза
- Видовые варианты
- Видео: «Паровоз-мангал»
- Работа над дизайном
- Подготовительные шаги
- Рама и корпус
- Колеса и декор
- Полезные дополнения
Мангал-паровоз: монтаж своими руками
Мангал уже давно не представляет из себя обычную прямоугольную конструкцию на ножках. Этот предмет воплощает самые смелые идеи и поражает разнообразием форм и дизайнов. Об одном из них и пойдет речь. Мангал-паровоз наверняка не оставит равнодушным даже детскую половину общества.
Однако помимо оригинального дизайна, хороших показателей функциональности высокой оказывается и ценовая категорий таких изделий. Тем не менее, если есть аппаратура для работы с металлом и немного навыков, эту идею вполне можно воплотить в реальность самостоятельно, да и стоимость будет в разы ниже, предлагаемых готовых конструкций. Конечно, перед началом стоит более детально ознакомиться с особенностями такого мангала, принципом его монтажа и оценить свои силы.
Фото 1 Миниатюра по виду напоминающая поезд, станет украшением ландшафтного дизайна загородного коттеджа.
Конструктивные особенности
Несмотря на оригинальность исполнения, основной задачей мангала остается термообработка продуктов. Модель в виде паровоза выполняет не только эту функцию, но и по желанию, может быть дополнена полезными функциями.
Одним из важных критериев качества изделия является его материал изготовления, поэтому стоит детальнее рассмотреть возможные варианты.
Производственный материал
Основной материал, используемый при производстве таких мангалов – металл. Положительные характеристики основаны на долговечности и прочности металлоконструкций. Они легко выносят высокий температурный режим, податливы в процессе ковки, могут принимать самые различные конфигурации. Советуем дополнительно ознакомиться на нашем сайте со статьей по теме создание печи-барбекю из металла.
Если же брать пример с процесса производства в заводских условиях, здесь может применяться сталь или чугун. Все конструктивные детали также будут изготовлены из выбранного материала.
Важно знать! Скорость и сочность приготовленного шашлыка зависит только от характеристик мангала. Поэтому при проектировании схемы стоит заострить внимание на высоте топочной чаши. Расстояние от углей до шампура с мясом должно составлять не больше 8-10 см.
Весьма важный аспект при выборе материала – достаточная толщина. При правильном подборе, изделие из металла будет служить достаточно долго.
Толщина поверхности, контактирующей с огнем, должна соответствовать 8 мм, можно и больше. Если же не придерживаться таких показателей, со временем металл будет истончаться. В итоге это приведет к полной деформации конструкции от собственного веса.
Составные части конструкции
Среди множества достоинств модели мангала-паровоз есть и мультифункциональность. За счет оснащения конструкции несколькими отделами, обеспечивающими целый комплекс механизмов для приготовления на углях:
- отдел свертелом – для готовки продуктов на специальном шампуре. Для больших печных комплексов возможно приготовления мяса, больших объемов, например, поросенка.
- Барбекю. Мясные стейки на углях просто бесподобны, ароматное блюдо пропитывается дымом и жарится на решетке. Накрыв крышкой, возможно создание эффекта духовки.
- Коптильня горячего типа – отдел в барбекюшнице, используемый в целях копчения. Температурный режим такой камеры 45-120°C.
- Коптильня холодного типа. В некоторых мангалах может быть боковая камера, предназначенная для холодного копчения. В этом случае, отдел поддерживает температуру на уровне 23-25°С, а процесс приготовления занимает двое суток.
В другой статье мы описывали многофункциональное печное устройства, его характерные особенности и методы монтажа.
Фото 2 Мангал-паровоз с функциями готовки на вертеле, барбекю, коптильни и печки.
Помимо этого, в изделие-паровоз может быть предусмотрено расположение полочек. Их используют для обустройства поленницы или для хранения инвентаря, специй. Практически все мангалы оснащены козырьком. С его помощью, любые погодные условия не станут помехой для приготовления блюд на углях.
Идеи дизайна
Несмотря на сложность исполнения такого дизайна для мангала, как паровоз – вариантов декоративного и функционального обустройства достаточно много. Каждый декоративный элемент придает конструкции еще большей неординарности.
Основными отличительными деталями считаются приваренные к корпусу запчасти, максимально приближенные к характерным механизмам для паровозов: ходовые поршни, путеочистительная решетка и многое др. Некоторые вариации оснащены дымоотводящей трубой, козырьком и колесами. Все эти комплектующие и создают общую дизайнерскую картину. Составляя схему такого мангала можно смело экспериментировать и проявлять воображение.
Дополнить декор можно интересными вставками кованного или литого типа. Выбор дизайна может повлиять и на функциональность изделия. Тем не менее даже компактную модель можно оснастить всем необходимым, при этом не испортить эстетически привлекательного вида.
Фото 3 Даже малогабаритная паровоз-установка может быть оснащена и дровницей, и барбекюшницей и печью.
Несомненным плюсом считается наличие дополнительных поверхностей для термообработки пищи и расположения необходимых аксессуаров.
Не всегда ножки исполнены в форме прямых стоек. Это могут быть оригинальные завитки с колесным основанием. При этом элементы могут быть декоративные или же применяться по своему прямому предназначению – для передвижения мангала. Таким образом можно решить острый вопрос перемещения габаритных печных установок. С помощью колес, по надобности, мангал можно легко дислоцировать на необходимые участки.
Важно знать! Для предотвращения деформирования деталей конструкции-паровоз, передвижение мангала рекомендуется только по ровной и устойчивой поверхности.
Цена вопроса
Полная стоимость готового изделия зависит от многих факторов. Основные параметры, поглощающие большую часть сметы изделия:
- выбранный материал и его качество;
- габаритные размеры мангала;
- оснащение дополнительными функциями;
- количество функционально-значимых отделов;
- количество декоративных элементов, а также сложность их исполнения;
- вспомогательные детали: козырек, полочки и т.д.;
- вес конструкции;
- технические особенности изготовления.
Возможно вам будет интересно дополнительно ознакомиться с материалом на нашем сайте о мангале, выполненном из дисков автомобиля.
Фото 4 Цена мангала с коптильней подобной модели стартует от 20 тысяч рублей.
Стоит обозначить, что сумма, потраченная на мангал-паровоз, колеблется от тысячи до нескольких десятков тысяч рублей.
Первый вариант возможен только при условии самостоятельного изготовления и наличия основных металлических деталей. Главные требования – навыки работы с металлом и четко придерживаться схемы-проекта.
Самостоятельное проектирование мангала-паровоза
Для тех, кто знаком с черчением и может самостоятельно проектировать подобные установки есть возможность создания уникальной модели. Для вдохновения, мастера рекомендуют подробнее ознакомиться с комплектующими наружными деталями паровоза, которые в последствии можно будет применить в своем мангале. Остальные же могут воспользоваться любым понравившимся готовым вариантом.
Выбор материалов и набор инструментов
Для самостоятельного изготовления мангала-паровоза потребуется различные металлические основы. В зависимости от возможностей и будет варьироваться внешний вид конструкции.
В качестве основных материалов, применяемых для основного корпуса, рамной конструкции, дымохода, колес и козырька используются:
- стальные трубы необходимого диаметра;
- профильная труба;
- бачок, бочка, баллон из-под газа, бидон и другие подобной конфигурации изделия;
- листовой металл;
- строительная арматура, прутья;
- уголки и т.д.
Фото 5 Часть стальной трубы, применяемой для прокладки линии газовой магистрали идеально подходит для обустройства основного корпуса мангала-паровоза.
Поскольку металл подлежит обработке и деформированию для этого потребуется наличие специального инструмента. В заводских условиях, нарезка крупнодиаметровых труб выполнятся ножовочным станком, для домашних целей достаточно будет использования:
- болгарки;
- рашпиля;
- сварочного аппарата;
- приспособление для художественной ковки под названием «улитка». Посредством этого прибора выполняется процесс обработки заготовок из металла.
- Электродрели.
- Молотка и кувалды.
Важно знать! В домашних условиях можно самостоятельно сделать механизмы для гибки прутьев и ковки декоративных элементов. Наличие таких приспособлений упрощает процесс изготовления элементов декора (завитков различных форм).
Фото 6 Обрезки трубы могут послужить колесами.
Рамная конструкция
Изначально необходимо определиться с размерами будущего мангала и заняться производством каркасной рамы.Для точного воспроизведения формы задумки идеально подойдут квадратные профильные трубы или обычные круглые, уголки или прутья арматуры.
Фото 7 Готовая часть сварной рамы из профильной трубы.
Еще в момент проектирования должны быть определены размеры и нужное количество всех деталей. Также предусматриваются крепежные участки для размещения колес, каркаса под основной корпус и дополнительных элементов. За счет поперечных планок рамы, служащих в качестве связных деталей изделие обретает более качественные характеристики.
Крепление всех деталей осуществляется методом сварки для которого потребуется одноименной аппарат. После остывания металла, швы зачищают болгаркой с диском для шлифования. Если были выявлены дефекты соединений, спайки срезают, а сварочный процесс повторяют.
Главный корпус
В создании корпуса важную роль отводят экспериментам, ведь конструкция изделия может принимать самые различные конфигурации, в большей части зависящие от выбранного предмета, который будет служить остовом. Стандартный вариант мангала-паровоза – горизонтально расположенные гриль и барбекюшница, вертикальная камера, применяемая в качестве коптильной установки. В некоторых вариациях, вместо коптильни предпочитают устанавливать гриль открытого типа или цельную топочную камеру.
Фото 8 Классическая модель мангал-паровоза оснащена минимум двумя камерами — для гриля и барбекю.
В качестве горизонтального корпуса мангала используют любые подходящие предметы: баки, бидоны, баллоны и т.д. Верхняя часть будет вырезана, а этот же отрезок приваривается и садится на петли. Дополнительно монтируется ручка, однако лучше подобрать деревянную во избежание нагрева и ожога. С помощью такой крышки легко обслуживать печную установку.
Фото 9 Удобный вариант для корпуса использовать газовый баллон. Отрезав верхнюю часть, ее можно использовать в качестве крышки для барбекю.
Важно знать! Закругленное днище баллона позволяет использовать его практически в неизменном виде, если же применяется труба, необходимы дополнительные затраты времени и материалов на заглушку боковин.
Фото 10 Труба, выбранная для корпуса мангала должна быть дополнительна оборудована боковыми заглушками.
Следующая часть в корпусе – камера, расположенная сбоку. Посредством канала ее соединяют с центральным баком. Ее можно воспроизвести из листовой стали, которую приваривают между собой, создавая цельный короб. По надобности, боковую камеру оборудуют дверцей или крышкой.
Фото 11 Боковая камера представлена в качестве коптильни и сделана из листов металла.
Посредством сварки стыкуют два корпуса и раму. С обоих боков каркас закрывают металлическим листом.
Колеса и декоративные элементы
Колеса для мангала мастера советуют делать и устанавливать на раму перед монтажом корпуса. В зависимости от размеров конструкции может потребоваться три и более пар колес. Достаточно часто применяются кольца разного диаметра.
Фото 12 Эффектность мангалу-паровозу придадут колеса разных размеров.
Производственный материал для колес – нарезки трубы одинаковой ширины. Важно не забывать об требуемой устойчивости для печной конструкции, поэтому не стоит их делать слишком узкими. Украсить внутреннюю часть кольца можно согнутыми прутками, полосками железа и т.д.
Дополнительные конструкции
Для многих владельцев жаровен важным является вопрос наличия дополнительных приспособлений. Они придают комфортности при эксплуатации, а также позволяют тратить меньше времени в момент подготовки, например, полочки, крючки, навес и дымовая труба. Последний элемент некоторые считают просто обязательным для мангала, особенно, если в нем есть коптильный отсек.
Фото 13 Срез металлической бочки идеально подойдет в качестве навеса.
Некоторые мангалы оснащают дымоотводом только как декорацией, однако в большинстве случаев – этот предмет выполняет свое прямое назначение. Ее монтируют на переднюю часть мангала-барбекю или же оснащают выводом продуктов горения боковую секцию.Сверху обязательно должна быть приварена конусная пластина, защищающая от попадания дождя.
В последнюю очередь все сварные швы зачищают, а конструкция окрашивается специальной огнеупорной смесью. Такое финишное покрытие позволяет защитить металл от осадков и коррозийных образований.
Задумайтесь, может именно для вашего ландшафтного дизайна не хватает оригинального мангала-паровоза?
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5994223ae86a9edaaca329b2/mangalparovoz-montaj-svoimi-rukami-5a4e206d3c50f73ef998b5c7
Подсказки по созданию оригинального мангала-паровоза
Строитель 6 разряда
Видовые варианты
Мангал – паровоз в базовой версии предназначен для приготовления шашлыков на углях. Кроме этого, он может обладать одной или несколькими дополнительными функциями. Среди них:
- Барбекю. П риготовление мяса, рыбы или овощей на решетке. Используются не угли, а открытый огонь.
- Гриль. Продукты готовят на огне в закрытой емкости. Жарка при этом сочетается с копчением.
- Холодное копчение. Продукты помещают в отсек, через который проходит холодный дым (+19…+25 °C);
- Горячее копчение. Продукты обрабатывают горячим дымом (+90 °С).
Мангал-паровоз – очень удобное и многофункциональное приспособление
Кроме того, в некоторых моделях предусмотрены отсеки для хранения дров, специй и поварских инструментов. Иногда они помещаются в отдельном «вагончике».
Видео: «Паровоз-мангал»
На видео продемонстрирован авторский паровоз-мангал, выполненный в стиле стимпанк.
Работа над дизайном
Первая часть работы над созданием мангала в виде паровоза заключается в тщательной проработке дизайна.
Определите размер, количество функций и степень декоративности конструкции. Общих правил тут нет – каждый исходит из фантазии и финансовых возможностей. Главное, чтобы мангал был устойчивым, пожаробезопасным и удобным в работе.
Некоторые создают небольшую рабочую поверхность со стилизованной крышей и «паровозной» трубой. Другие – огромные, тщательно проработанные конструкции, не только оснащенные всеми возможными функциями, но и внешне соответствующие конкретной марке паровоза вплоть до мелких деталей.
Паровоз-мангал может быть выполнен до мельчайших подробностей
Заранее продумайте, будут ли у конструкции дополнительные вагончики для дров или отсеки для хранения кухонных принадлежностей. Определите, будет ли ваш «паровоз» стоять на ножках или на колесах, а также будут ли у него рельсы.
Нарисуйте подробный чертеж и на его основе рассчитайте необходимое количество материалов.
Мангал можно сделать из ненужного газового баллона
Подготовительные шаги
Основу мангалов-паровозов обычно делают из старых газовых баллонов. Оптимальный объем – 50 л. Также можно использовать бидоны, бочки или баки.
Другие необходимые материалы:
- круглые стальные трубы;
- профильные металлические трубы с квадратным сечением;
- листовой металл;
- арматура;
- уголки.
Из основных инструментов нужны:
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- напильник;
- дрель;
- кувалда или молоток.
Рама и корпус
Рама – это каркас конструкции, на котором будет размещены рабочие поверхности: сам мангал, дополнительные барбекюшницы, коптильни и т. д.
Для ее создания обычно используют профильные трубы, арматуру, уголки и прутья. Чаще всего она выглядит как прямоугольник на ножках, укрепленный поперечинами. Одна из сторон может быть со скосом для имитации передней части паровоза.
Для создания рамы болгаркой нарезают нужное количество отрезков профильной трубы, затем соединяют их при помощи сварки.
После того как конструкция остынет, швы очищают с помощью шлифовальной насадки болгарки и напильника.
Обязательно проверьте целостность и прочность спайки
Если вы заметили дефекты спайки, обязательно разрежьте проблемный участок и повторите процедуру заново, иначе в дальнейшем падение большой конструкции с горящими дровами может стать причиной несчастного случая.
Следующий шаг – изготовление корпуса.
Если вы используете старый газовый баллон, из него необходимо заранее выпустить остатки газа, иначе при попытке разрезать корпус он взорвется!
Очищение баллона от остатков газа – необходимая часть работы
Чтобы выпустить оставшийся газ, скрутите кран. Стопор можно сбить, а если он приржавел, использовать газовый ключ. Откройте также переход к крану. При помощи капельницы или шланга полностью наполните баллон водой – она вытеснит газ. Жидкость должна доходить до переходника крана.
Слейте воду, дайте баллону просохнуть, после чего вырежьте из одного бока длинный прямоугольник, немного не доходящий до краев. Приварите к вырезанному участку и основе петли, чтобы получилась дверца. К дверце приваривают также ручку. Желательно, чтобы на ней была деревянная насадка – это защитит руки от ожогов во время работы.
При желании из второго баллона можно сделать коптильню. В ней также делают боковую дверцу, а внутри устанавливают решетки для продуктов. К первому баллону ее присоединяют трубкой – переходником.
Коптильная может быть и прямоугольной. В этом случае ее сваривают из цельных листов металла в форме короба. В «паровозике» она нередко устанавливается на месте «кабины машиниста».
Все элементы корпуса закрепляются на раме сварочным швом.
Колеса и декор
Количество колес зависит от конструкции. Небольшой «паровоз» с единственным мангалом может быть установлен на четырех относительно длинных ножках, две из которых внизу будут оканчиваться колесами.
Массивные конструкции должны опираться на 3 – 4 пары ножек, соединенных перекладинами, и их желательно замаскировать таким же количеством расположенных сбоку колес. Для большей декоративности они как в настоящем паровозе могут быть разного размера.
Для их изготовления нарежьте несколько колец из металлической трубы и приварите их к раме перед установкой рабочих поверхностей. Внутрь можно добавить декоративные элементы.
Также можно использовать колеса от швейных машинок – во многих моделях, особенно старинных, они очень красиво и причудливо выглядят.
Для декора применяются кованые или литые элементы, имитирующие настоящие детали паровоза, например, поршни. Нередко используют и абстрактные завитки, спирали, заклепки. Их можно приобрести готовыми или создать самостоятельно методом холодной ковки.
Колеса, вырезанные из трубы, можно декорировать коваными завитками, или же купить готовые в магазине
В финале работы все поверхности необходимо очистить, обезжирить и покрыть термостойкой краской.
Полезные дополнения
Есть ряд дополнительных элементов, которые упростят работу с мангалом. Среди них:
- Полки и крючки для хранения аксессуаров. Обычно их устанавливают в закрытой секции.
- Вытяжка. Ее закрепляют на передней части конструкции или возле вертикальной коптильной камеры. Помимо отвода дыма, она защищает мангал от осадков.
- Навес. Защищает от осадков открытые элементы, в которых нет дверок, к тому же выполняет декоративную роль.
В продвинутых конструкциях могут быть и электронные компоненты, например, мотор для автоматического проворачивания шампура и термодатчики, регулирующие тягу для создания нужной температуры.
Мангал в виде паровоза может стать украшением придомовой территории
Если сделать колеса вращающимися и проложить на участке рельсы, это поможет транспортировать массивную конструкцию – например, заводить ее под навес во время непогоды.
Как видим, мангал в виде паровоза не так сложно создать собственными руками. Тщательно продумайте все детали с точки зрения удобства и красоты, не забывайте о технике безопасности, и скоро вы получите полезное, самобытное и очень стильное приспособление.
Источник статьи: http://besedka.guru/mangaly/parovozy.html