Львиная терраса воронцовского дворца

Львы Воронцовского дворца в Крыму

На нашем сайте мы уже рассказывали об истории возникновения знаменитого Воронцовского дворца в Алупке. А сегодня мы поведаем вам об истории появления на южной террасе этого дворца знаменитых скульптурных львов, возле которых так любят фотографироваться туристы.

История львов Воронцовского дворца

Граф Воронцов, построивший себе в Алупке шикарный дворец, считался большим ценителем архитектурных изысков и был осведомлен, что в Европе достаточно популярным украшением дворцов и зданий были изящные белокаменные скульптуры львов.

Именно таких львов и захотел иметь у входа в свой дворец Воронцов. А поскольку, в средствах он был не стеснен, появление хищных кошек на Южном берегу Крыма стало лишь вопросом времени.

Изготовление скульптур воронцовских львов было поручено итальянскому мастеру Винченцо Боннани. Именно в его мастерских и родились белоснежные алупкинские львы, которые прибыли в Алупку в 1848 году и были установлены с его южной стороны, который оформлен в пышном восточном стиле.

Всего на южной террасе было установлено три пары львов: два спящих (внизу), два просыпающихся (посередине) и два бодрствующих (вверху).

На одном из постаментов Спящего льва сегодня красуется надпись «Leoni che seguiti in Carrara da V.S. Bonanni», свидетельствующая об авторстве скульптур.

Интересный факт: пышногривые львы Воронцовского дворца являются копией знаменитых львов Медичи, некогда украшавших римскую виллу знаменитого семейства, а ныне охраняющих площадь Синьории во Флоренции

По замыслу создателей дворца, львы были призваны охранять покой его сановных обитателей.

В феврале 1945 года в Воронцовском дворце на время Ялтинской конференции останавливался Уинстон Черчилль. Очевидцы утверждают, что один из львов, охраняющих южные подступы к дворцу, настолько понравился английскому премьер-министру, что тот предложил Сталину выкупить его. В ответ на это предложение вождь предложил Черчиллю ответить на вопрос, какой из пальцев на руке является главным. «Указательный» — ответил британец, но в ответ увидел фигуру из трех пальцев, именуемую фигой. Сложно сказать, чего в этой истории больше – правды или вымысла, но такая байка ходит в Интернете уже достаточно давно ))

Для того, чтобы сегодня увидеть львиную террасу Воронцовского дворца, необходимо приехать в Алупку, приобрести входной билет на территорию достопримечательности и подойти к дворцу со стороны его южного фасада.

Источник статьи: http://krym-sea.ru/articles/lvy-voroncovskogo-dvorca.html

Южный фасад с львиной террасой Воронцовского дворца

Центральным образом южного фасада Воронцовского дворца служит торжественный портал. Здесь в декоративном оформлении применены сходные элементы архитектуры Англии и мусульманского зодчества XVI века. Восточный характер подчеркнут двойной аркой голубой полуциркульной ниши, украшенной лепным орнаментом и майоликовыми балкончиками. На фризе надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение испанской Альгамбры — Мухаммеда I — «И нет всемогущего, кроме аллаха!». По ассоциациям, навеваемым надписью и другими элементами декора, эту часть дворца с 1844 года стали называть Альгамброй.

Описание

Южный фасад Воронцовского дворца, обращенный к морю, имеет нарядный и праздничный вид. Он совсем иной и по архитектурному, и по цветовому решению; в его оформлении отчетливо выражены элементы восточной архитектуры. При проектировании дворца был учтен исторически сложившийся облик городов и селений Крыма, долгое время находившегося под турецко-татарским владычеством и сохранившего в начале XIX в. восточный колорит.

Глубокая ниша южного фасада напоминает вход в мусульманскую мечеть. Она обрамлена двойной узорчатой подковообразной аркой и покрыта белым лепным орнаментом. По фризу ниши проходит надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение: «И нет победителя, кроме аллаха». Одноцветную окраску портала разнообразят легкие балкончики с майоликовыми решетками.

Многогранные стройные колонки, ограничивающие нишу, заканчиваются высокими башенками с маленькими куполами, напоминающими минареты. Восточные черты присущи и другим элементам декора. Открытые террасы, окружающие корпус, характерны для южных построек. Поражают искусно выполненные лепные рельефы, каменные украшения ажурной балюстрады на крыше.

Архитектором удачно найдены пропорции и формы архитектурных деталей, благодаря чему южный фасад дворца с восточными элементами органически «вписался» в архитектурный комплекс, выдержанный в стиле английской архитектуры XVI в. Сочетание, казалось бы, несовместимых архитектурных стилей выполнено настолько умело, с таким художественным вкусом и мастерством, что весь дворцовый ансамбль приобрел неповторимое своеобразие.

Читайте также:  Как удобрить грядку для земляники

Искусное использование местного строительного материала, талант камнерезов и других мастеров из народа, сооружавших дворец, гармоническое слияние его с окружающим ландшафтом, связь с русской культурой первой половины XIX в. (несмотря на нерусские, казалось бы, архитектурные формы) — все это позволяет отнести Алупкинский дворец к наиболее интересным памятникам архитектуры 30–40-х годов прошлого века.

Львиная терраса

Перед южным фасадом устроена «Львиная терраса», от которой спускается монументальная лестница с тремя парами львов в натуральную величину из белого мрамора. На нижних уступах лестницы устроились спящие львы. Он спит и, кажется, не подозревает о появлении чужака. Голова лежит на лапах, грива свесилась. Пролетом выше расположились львы, пробуждающиеся ото сна: приподнимаются на передние лапы, раскрывают пасти. Такая поза говорит о том, что никто не пройдет незамечен­ным мимо каменной стражи. Наверху террасы вход во дворец охраняет пара бодрствующих львов. Их головы с ощеренной пастью повернуты в сторону лестницы, одна из передних лап с выпущенными когтями опирается на утопленное в постамент ядро — символ непобедимости и мощи.

Фигуры львов выполнены из белого мрамора в мастерской итальянского скульптора Боннани. На фигуре спящего льва, стоит подпись самого Боннани. Бодрствующие львы над верхними ступенями повторяют львов Антонио Кановы с гробницы папы Климента XII в Риме.

Источник статьи: http://jalita.com/big_yalta/alupka/ab_castle.shtml

Воронцовский замок-дворец: с любовью и восхищением…

Есть замки, похожие на дворцы, и дворцы – похожие на замки. Но есть дворец, который с одной стороны точно замок, а вот с другой – точно дворец, но подобная эклектика его почему-то не портит. Речь идет о знаменитом Воронцовском дворце…

Вот он – Воронцовский замок-дворец. С северной стороны это замок…

Ну, а теперь давайте вспомним, что, наверное, каждый человек, проживающий на территории России, хотя бы раз в жизни да побывал… в Крыму. И почти каждый и тогда, и сейчас страстно желает посетить маленькую Алупку, а в ней знаменитый Воронцовский дворец. Отдыхающих не останавливают ни цены на экскурсии, ни время, которое придется потратить на знакомство с этим уникальным дворцовым комплексом. Дворец манит и притягивает к себе неповторимостью, каким-то особым духом давно ушедшей эпохи, а еще причудливым сочетанием в архитектуре двух таких разных стилей: строгого «замкового» британского и затейливого мавританского. Но, обо всем по порядку…

История замка-дворца началась в 1783 году, когда полуостров Крым высочайшим манифестом императрицы Екатерины II был присоединен к России.

Засушливую в большинстве своем территорию древней Тавриды жители полуострова стали засаживать деревьями и кустарниками. А в это время русским дворянам, желающим построить имения в Крыму, стали активно предлагать земли. Одним из первых, кто приобрел себе изрядный кусок земли, был Ф. Ревелиоти, командир Балаклавского греческого батальона. Радость покупки вскоре сменилась разочарованием: чтобы на этой земле что-то выросло, требовалось немало финансовых вложений. Нехватка воды на полуострове и жаркий климат не позволяли вырастить на этой земле что-то стоящее. Поэтому для воплощения планов требовались очень большие деньги. И тут выпал счастливый случай: в 1823 г. генерал-губернатор М.С. Воронцов просит Ф. Ревелиоти уступить ему этот участок земли. Ревелиоти не стал долго раздумывать, назначил цену, и сделка состоялась, к взаимному удовольствию обеих сторон.

Генерал-губернатору так пришлось по душе это место, что он решает как можно скорее приступить к строительству летней резиденции. Зимняя, где он работал, размещалась в Одессе. Поначалу Воронцов хотел построить Алупкинский дворец по образцу одесского. Но судьба распорядилась иначе.

В 1827 году граф Воронцов отправляется в поездку в далекую Британию. Там прошли его детство и юность. Там остался его отец, которого и собирался навестить любящий его сын. После посещения Британии планы его сиятельства относительно стиля, в котором собирались возводить дворец, изменились в корне.

А вот это Южный фасад – Индия не иначе…

Первыми архитекторами дворца были итальянец Франческо Боффо, построивший первый дворец Воронцова в Одессе, и англичанин, любитель неоклассицизма и инженер Томас Харрисон. После кончины Харрисона граф вдруг решает остановить строительство и изменить стиль дворца. Нашли тогда и нового зодчего – знаменитого на всю Британию архитектора Эдуарда Блора, который и предложил возвести дворец в английском готическом стиле. Интересен факт, что Блор, никогда в жизни не посещавший Крымский полуостров и вообще не собиравшийся туда ехать, по привезенным из-за моря рисункам окрестностей Алупки смог набросать план строительства дворца с учетом особенностей места, где планировалось его строительство.

Читайте также:  Как правильно посадить газон осенью

Дворцовый ансамбль, по велению графа Воронцова и желанию архитектора, должен был органично вписаться в потрясающий прибрежный пейзаж Алупки и «оттенить» красоту этой местности, но никак не входить в диссонанс с ней. На том и порешили…

Начало строительства графских «апартаментов» началось с поиска материала для фундамента. Его искали долго. Наконец нашли то, что искали: это был диабаз (или долерит): представлявший из себя серо-зеленый минерал, который добывали в окрестностях Симферополя, обладавший необыкновенной прочностью. Долерит стали массово свозить к месту постройки дворца, работа закипела и через некоторое время сверхпрочный фундамент, способный выдержать любые нагрузки, был уже готов.

Государь-император Николай I, побывавший в 1837 году в Крыму и лично посетивший стройку дворца, отметил красоту и оригинальность сего сооружения.

Стоит отметить, что строили дворец его сиятельству графу Воронцову почти шестьдесят тысяч крепостных, а для земляных работ привлекли саперный батальон! Служивые трудились на южной стороне дворца, возводя террасы.

Внутренний двор. Готовое место для съемок кинофильма про средние века.

В 1851 году, когда дворец был окончательно построен, уложены последние террасы, установлены вазы, скульптуры и фонтаны, высажены кусты роз и олеандров, стало ясно, что получилось что-то необыкновенное, совместившее в себе два стиля, но при этом не потерявшее ни собственной индивидуальности, ни особенностей обоих архитектурных направлений.

С северной стороны дворца расположен закрытый парадный двор, войти в который можно, пройдя сквозь ворота, выполненные в стиле английской поздней готики. Дворец с этой стороны внешне очень похож на феодальный английский замок. Пушечные бойницы, расположенные на высоте второго этажа по обеим сторонам от ворот, придают его стенам суровый «оборонительный» вид. Справа от входных ворот находится башня, в стену которой вмонтированы часы. Удивительно, но эти дворцовые часы, кроме того, что придают законченный вид дворцовому ансамблю, еще до сих пор исправны и точны, «идут в ногу со временем», не убегая вперед и не отставая.

Южная же сторона, обращенная к морю, выполнена полностью в восточном стиле. В этом и вся неповторимость архитектуры дворца: стоит обойти его, и из аристократичного Запада ты мгновенно переносишься на чарующий своими изысками Восток. Витиеватые надписи, скульптуры, колонны, такие тонкие и изящные, придающие удивительную легкость и воздушность этой половине дворца, купола – все это создает ощущение бесконечного праздника.

Южный фасад и знаменитый рычащий лев.

Поражает воображение великолепная лестница, «Львиная терраса», с тремя парами мраморных львов. Потрясающее впечатление оставляют эти «постепенно настораживающиеся» звери: вначале «спящие», затем «сидящие» и, наконец, грозно «рычащие». Фигуры выполнены из белого каррарского мрамора, а изготовлены были в мастерской флорентийского мастера Боннани. Лестница приводит к центральному порталу, заканчивающимся высоким куполом. Под ним начертана надпись на арабском языке, которая повторяется шесть раз, и означает: «Нет победителя, кроме Аллаха!». Восточный колорит дворцу придают и башенки с куполами, очень похожими на купола минаретов, из-за чего все сооружение производит впечатление исключительной воздушности и легкости.

Да, действительно, сооружение получилось необыкновенным… С одной стороны, в нем можно снимать кинофильмы «про рыцарей», с другой – про похождения Синдбада-морехода и «Багдадского вора»!

Воронцовский дворец привлекал к себе внимание всегда: в довоенное время сюда уже толпами ходили посетители, а вот в конце Великой Отечественной войны дворцу выпала иная миссия…

Дело было в феврале 1945 года. Война шла к завершению. И тогда в Крыму, а точнее в Яте, должна была пройти встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции: СССР, Великобритании и США, «большой тройки», как их тогда называли. Участники конференции были размещены в трех дворцах. Английская делегация, возглавляемая У.Черчиллем, располагалась как раз в Воронцовском дворце. Немцы хотели его взорвать, но… не учли прочности диабаза. Как бы там ни было, именно там имела место одна забавная история, которая произошла, как говорят, во время прогулки премьер-министра по Воронцовскому парку вместе со Сталиным.

Читайте также:  Да это он обновленный газон

А вот это лев спящий. Тот самый…

Дело в том, что знаменитая лестница со скульптурами стерегущих львов уж очень приглянулась Черчиллю, особенно фигура спящего льва. Премьер отчего-то нашел в ней сходство с собой, и попросил Сталина продать льва за хорошие деньги. Сталин вначале наотрез отказался выполнять эту просьбу, но потом предложил Черчиллю «угадать загадку». В случае если ответ будет верным, то Сталин обещал просто подарить спящего льва. А вопрос был простой: «Какой палец на руке является главным?» Черчилль, считая ответ очевидным, не раздумывая, ответил: «Ну, конечно же, указательный». «Неправильно» – ответил Сталин и скрутил из пальцев фигуру, именуемую в народе кукишем. К счастью и по сей день, спящий лев, впрочем, как и все остальные, радует глаз многочисленных посетителей. А ведь мог и в Англии оказаться…

Неповторимость дворца заключается не только в его архитектуре, но и в парке, прилегающем к дворцу. Парк, по сути, стал великолепным продолжением всего дворцового сооружения и одновременно самостоятельным, уникальным местом, также притягивающим немалое количество туристов.

Зимний сад и мраморные скульптуры.

Заложен парк был в 1824 году, специально выписанным из Германии садовником Карлом Антоновичем Кебахом, в честь которого у входа в парк открыта памятная доска. Планировкой парка и высадкой растений Кебах занимался более четверти века. На разбивку парка он привлек огромное количество крепостных крестьян. Вся тяжелая работа была выполнена их руками: расчистка земли от камней и диких кустарников, выравнивание почвы, создание искусственных наслоений. Почву для растений везли на подводах в мешках, а затем растаскивали по всей территории будущего парка. Наслоения почвы, особенно для создания полян, порой доходили до восьми метров.

Воронцовский парк просто прекрасен! Гулять в нем одно удовольствие!

Было высажено несметное количество деревьев. Причем при посадке учитывались не только вид растения, но и внешние особенности: необычная форма кроны, цвет листьев и ствола. И в соответствии с особенностями растение высаживалось в том месте, где оно бы вписалось в естественное окружение. Саженцы, выписываемые немцем-садовником, везли со всех сторон света: были растения из Японии, Южной Америки, стран Средиземноморья. Здесь прекрасно прижились и индийская сирень, и японская софора, североамериканская сосна Монтесумы прекрасно соседствовала с чилийской араукарией и коралловым деревом. За каждым деревом, дабы оно хорошо прижилось и пустило корни, Кебах приказал установить особый уход: работники поддерживали определенную влажность почвы, хорошенько удобряли почву (даже поливали кровью убитых животных). Особо нежные теплолюбивые растения на зиму заботливо укрывали.

И по сей день в парке растет более двух сотен видов уникальных деревьев и кустарников. Некоторые экземпляры, высаженные еще любовной рукой садовода-ботаника, растут в парке до сих пор.

Кроме того, на территории парка были выкопаны три пруда: Верхний, Лебяжий и Форельный. В Лебяжьем действительно плавают лебеди, для них специально построен домик, где они и ночуют. Лебедей кормят, поэтому они никуда не улетают. Интересен такой факт. Для Лебяжьего Михаил Семенович выписал двадцать мешков коктебельских полудрагоценных камней: яшмы, сердолика, халцедонов, которые были высыпаны на дно и причудливо играли, преломляя солнечный свет. Далее за прудами расположены четыре поляны, которые совершенно не создают ощущения искусственности: Платановая, Солнечная, Контрастная с гигантским гималайским кедром и ягодным тисом и Каштановая.

Восхищаться этим чудом можно бесконечно. Труды Карла Антоновича, талантливого мастера, тонко чувствующего природную красоту, не прошли даром. Уникальнейшая «жемчужина» Крыма, этого «полуострова сокровищ», пожалуй, самая драгоценная из всех, которыми обладает древняя Таврида.

И пожелания от всей души напоследок: тем, кто не был – не пожалейте денег и времени, приезжайте и посмотрите на все это великолепие. А всем, кто был, я желаю возвращаться туда вновь и вновь, как к хорошему, доброму другу. Желаю каждый раз испытывать волнение перед встречей с прошлым, а гуляя по дорожкам паркам, вспомнить добрым словом трудолюбивого садовода-ботаника, бесконечно преданного своему делу и посвятившего всю жизнь своему детищу – Воронцовскому парку, Карлу Антоновичу Кебаху…

Источник статьи: http://topwar.ru/107979-voroncovskiy-zamok-dvorec-s-lyubovyu-i-voshischeniem.html

Оцените статью