- логопедическое занятие «Сад-огород» материал по логопедии (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР
- Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сад. Огород»
- Ход занятия.
логопедическое занятие «Сад-огород»
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Это занятие направлено на решение ряда задач: развитие грамматического строя речи, связной речи, зрительной памяти и логического мышления, общей моторики, обогащение словарного запаса по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sad-ogorod.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Сад – огород»
- обогащение словарного запаса по теме;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие зрительной памяти и слухового внимания, логического мышления;
- развитие общей моторики
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, чудо-сад, огород, линейки для выкладывания слогов.
- Организационный момент (музыкальное сопровождение)
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами на занятии присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Сегодня вас ждут интересные игры и задания.
— Пройдите к своим стульчикам, но не садитесь.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы его послушаете и постараетесь запомнить о чём говорится в нём:
Посадила баба Фёкла в огороде лук да свёклу.
А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора.
Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород требует больших хлопот.
Бабка Фёкла в борщ кладёт всё, что у неё растёт.
— Что посадила бабушка и внук в огороде, перечислите? Как назвать все это одним словом?
2. Рассматривание овощей и фруктов. Беседа по ним.
— Давайте посмотрим с вами в наш огород, какие овощи там растут.
— Это что? (Морковка).
— Какая она? (Длинная, гладкая).
— Где она растёт? (В огороде).
— Что это? (Помидор).
— Какой он? (Круглый, красный, мягкий).
— Где он растёт? (В огороде, на грядке).
— Какой он? (Длинный, зелёный, колючий).
— Где он растёт? (В огороде, на грядке).
— Что вы ещё видите в нашем огороде?
— Как можно назвать одним словом, то что растёт в огороде? (Овощи).
— Теперь посмотрите в наш чудо – сад.
— Что растёт в саду? (Деревья).
— А что растёт на деревьях? (Фрукты)
— Назовите фрукты, которые вы видите на дереве? (Дети называют фрукты: яблоки, груши, банан, лимон, слива).
— Расскажите, какие они? Цвет, форма, вкус (дети по очереди описывают фрукты).
3. Обучение отгадыванию загадок
— Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы подумайте о каком овоще или фрукте я говорю.
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен
Нужен только красный нос. (Морковка)
— Правильно, слушайте ещё одну загадку.
Я зелёную матрёшку от подруг не оторву,
Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Груша)
— Как вы думаете, что это? Какой фрукт похож на матрёшку? Какой фрукт зелёного цвета?
Прежде, чем его мы съели
Все наплакаться успели. (Лук)
— Как вы догадались? Почему от лука плачут? (Он щиплет глаза)
Я длинный и зелёный, вкусный и солёный,
Вкусный и сырой. Кто же я такой? ( Огурец)
Колобок висит всё лето среди зелёных веток,
Ударит гулко оземь, когда наступит осень. (Яблоко)
— Слушайте последнюю загадку.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, если я… (Капуста)
4. Логопед называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда услышат слово, обозначающее овощ или фрукт.
Трава, морковь , мак, лук , крыжовник, капуста ;
Апельсина , тюльпан, шиповник, персик , лимон ;
Диван, ваза, капуста , буфет, холодильник, помидор ;
Банан , майка, платье, туфли, рубашка, груша ;
Забор, огурец , кубики, графин, баклажан , юла.
5. Упражнение «Урожай»
Логопед приглашает детей встать на ковёр и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
В огород пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем. «Таскают»: выполняют наклоны с имитирую-
щими движениями рук.
И картошки накопаем . «Копают»: выполняют движения руками,
имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты , «Срезают»:одной рукой держат воображаемый
кочан, а другой с воображаемым ножом,
подсекают снизу кочан.
Круглый, сочный, очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза .
Щавеля нарвём немножко «Рвут»: приседают и выполняют, имитирую-
щие хватательные движения обеими руками .
И вернёмся по дорожке . Идут по кругу, взявшись за руки.
А теперь мы в сад пойдём,
Мы там яблоки нарвём.
На носочки вставай,
Прямо с дерева срывай.
6. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед приглашает детей за стол.
— Посмотрите на доску. Подумайте, что здесь лишнее и почему?
Яблоко, огурец, груша, слива.
Зелёное яблоко, зелёная груша, огурец, морковка.
Помидор , картофель, яблоко, капуста.
Лук, груша, помидор, свекла.
— Молодцы! Вы справились с этим заданием.
7. Развитие связной речи
Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
— Внешний вид (форма, цвет).
8. «Сколько в слове слогов»
— Сейчас я буду называть слова, а вы приготовьте свои ладошки для того, чтобы посчитать слоги.
По – ми – дор, ка – пус – та, гру – ша, мор – ковь, сли – ва, лук, ба – нан.
— О чём мы с вами говорили на занятии?
— -Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
— Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
— Где растут овощи?
— Где растут фрукты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Логопедическая разминка» — ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп.
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад.
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: «Звуки З и Зь». В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия.
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований .
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Комарик». .
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/03/04/logopedicheskoe-zanyatie-sad-ogorod
Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР
Проскурина Светлана Ивановна
Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 «Искорка», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Проскурина С.И. Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 04.03.2021).
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- расширение тематического словаря;
- образование относительных прилагательных;
- формирование навыка составления предложения;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи;
- координация речи с движением;
- развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
- развитие внимания, памяти и мышления.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать интерес к занятию;
- формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, корзины, муляжи фруктов и овощей, картинки овощей и фруктов, карточки с геометрическими фигурами, разрезные картинки овощей и фруктов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Чтобы успешно справиться с упражнениями, нам надо сделать артикуляционную гимнастику.
Садится тот, кто заметит ошибку, дети исправляют ошибки логопеда
(квадратное яблоко, зеленый огурец, синий банан, сладкий лимон, желтая репа, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан и т.д.).
На какие две группы можно разделить эти предметы? (овощи и фрукты)
II. Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Упражнение «Сад – огород»
Что делают люди осенью в огородах и садах?
Какие овощи выкапывают лопатой, какие срезают ножом, какие срывают, какие выдергивают из земли?
Какие фрукты срывают с деревьев?
Как хранят овощи и фрукты?
2. Игровое упражнение «Урожай». Развитие пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда раскладывают овощи и фрукты в две корзины:
- в левую корзину – только фрукты;
- в правую корзину – только овощи.
3. Игровое упражнение «Волшебник». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед:
Это лимон. Я превращаю его в лимончик;
Это перец. Я превращаю его в ___;
Это лук. Я превращаю его в ___;
Это слива. Я превращаю ее в ___ и т.д.
4. Игровое упражнение «Поваренок». Образование относительных прилагательных.
Логопед: Что можно приготовить из фруктов? А что из овощей?
- Давайте приготовим вкусный обед.
- Сварим суп из картофеля. Как называется суп?
- Сделаем запеканку из моркови. Как называется запеканка?
- Сделаем салат из капусты. Какой получился салат?
- Приготовим икру из баклажанов. Как называется икра?
- Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог?
- Выжмем сок из апельсинов. Как называется сок?
5. Физкультминутка «Урожай соберём» – на развитие координации речи с движением.
В огород пойдём,
(идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем.
(«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук)
И картошки накопаем.
(«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой)
Срежем мы кочан капусты,
(«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан)
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
(«Рвут»: приседают и выполняют, имитирующие хватательные движения обеими руками)
И вернёмся по дорожке.
(идут по кругу, взявшись за руки)
А теперь мы в сад пойдём,
Мы там яблоки нарвём.
На носочки вставай,
Прямо с дерева срывай.
6. Игровое упражнение «Узнай по описанию»
Логопед: А сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь.
- Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
- Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое (яблоко)
- Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец)
- Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный (лимон)
- Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая (морковь)
- Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая (груша)
- Круглая, зеленая, твердая, сочная (капуста)
7. Игровое упражнение «На что похоже?»
Логопед: На столы я положу: четыре картинки с изображением овощей и четыре картинки с изображением фруктов, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.
Логопед: Даша, почему возле яблока лежит круг?
Даша: Потому что, яблоко круглое.
III. Развитие связной речи
Составить по мнемодорожке предложения об овощах и фруктов.
IV. Сенсорное развитие «Собери картинки»
Логопед: Соберите картинки и назовите овощи и фрукты, которые у вас получились (морковь, яблоко, свёкла, апельсин и т.д.).
V. Итог занятия
Логопед: Вспомнить, о чём говорили на занятии.
Источник статьи: http://kssovushka.ru/zhurnal/18/1983-sad-ogorod-konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-v-starshei-gruppe-s-detmi-onr/
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сад. Огород»
Ирина Навоева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сад. Огород»
1. Коррекционно –образовательные:
– Уточнение словарного запаса по теме «Сад-огород».
–Совершенствовать грамматический строй речи: формировать навык образования и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных, согласования прилагательных с существительным, употребления существительных во множественном числе.
— Обучать ответам на вопросы полным предложением.
– Формировать навык образования относительных прилагательных;
2. Коррекционно –развивающие:
— развивать тонкую и общую моторику, чувство ритма, координации речи с движениями;
– формирование фонематического слуха;
– автоматизация произнесения поставленных звуков в словах;
– формирование памяти и мышления.
–воспитание интереса к окружающему миру;
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, предметные картинки сада, огорода, овощей и фруктов, стаканы с соком и и тарелки с салатом.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Психологический настрой на занятие.
— Начинаем занятие. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
— Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз. Но для того, чтобы узнать, что здесь находится, вам нужно отгадать загадки. Готовы?
1. Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один —
Кислый очень, очень. (Лимон)
2. Как на нашей грядке
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
К осени краснеют.
— Ребята, так что у меня здесь лежит? (ответ: две корзины одна с овощами, вторая с фруктами.)
2. Закрепление пройденного материала.
— Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.
— Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?
— Как вы думаете, где я взяла так много овощей? (ответы детей) .
Посмотрите на картинку
— Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи.
— А что в этой корзине? Фрукты. Назовите их. Фрукты также раздаются детям.
— Ребята, какие вы ещё знаете фрукты?
— Хорошо, а где я собрала фрукты? (Ответы детей).
— Посмотрите на картинку.
— Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями — это яблочное дерево, персиковое дерево и др.
— Сегодня мы с вами закрепим знания об овощах и фруктах.
— А сейчас садитесь на свои места.
3. Дидактическая игра «Что из чего?».
На доске вывешена картинка со стаканчиками, на которых нарисованы фрукты и овощи.
— Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из фруктов?
— Влад, что это за фрукт? Какой мы получим из него сок? (Сок из яблока – яблочный, из банана -, из абрикоса -, из апельсина -, из винограда – виноградный)
— Вы знаете, что сок можно делать также из овощей.
— Посмотрите, какой это овощ? Какой сок мы из него получим? (сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.)
На доске расположены тарелки с овощами.
— Ребята, какой салат получится из?
свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.
4. Мы попробуем тоже приготовить компот.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)
Фруктов нужно много.
Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)
Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)
Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)
Угостим честной народ. (угощают)
5. Развитие мыслительных операций дидактическая игра «Четвёртый лишний» .
— Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите, овощи и фрукты перепутались. Давайте выберем лишний предмет.
6. Физминутка с элементамилогоритмики «Овощи — фрукты».
Дети выходят на ковёр и встают в круг. Звучит музыка из спектакля «Чебурашка» (песенка продавца овощной лавки). Дети повторяют спортивные движения.
Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
7. Дидактическая игра «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.
— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково». А вам называю большой овощ или фрукт, а вы мне маленький.
8. Дидактическая игра «Один – несколько» .
— Я вам буду показывать один овощ или фрукт, а вы мне несколько.
Груша – груши, огурец – огурцы и т. п.
9. Дидактическая игра «Подбери признак».
Ребята, у вас на столах лежат овощи и фрукты. Посмотрите на них и назовите их признаки.
Лимон (какой) – кислый, жёлтый, маленький, круглый, твёрдый, апроматный; морковь (какая) – оранжевая, длинная, гладкая, вкусная, полезная; яблоко (какое) – круглое, сочное, спелое, красное, свежее.
— Ребята, мы с вами знаем много стихотворений об овощах и фруктах. Расскажем их нашим гостям? (уход детей за ширму, одевание масок).
Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
А я — сочная капуста,
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
Яблоко — чудесный фрукт
Я расту и там и тут
Свежее и наливное.
Называют меня грушей.
Я скажу,а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
Я — заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.
Вместе: Ешьте овощи и фрукты, будете здоровы!
11. Подведение итогов.
— Что мы сегодня с вами повторили?
— В какие игры играли?
— За то, что вы так хорошо играли, я подготовила вам угощение. Занятие окончено.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Овощи» Цели: Коррекционно-образовательные: Обобщить и расширить имеющиеся знания об овощах. Обогащение словарного запаса. Образование отглагольных.
Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-kompensiruyuschei-napravlenosti-po-teme-sad-ogorod.html