Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР
Проскурина Светлана Ивановна
Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 «Искорка», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Проскурина С.И. Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 09.04.2021).
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- расширение тематического словаря;
- образование относительных прилагательных;
- формирование навыка составления предложения;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи;
- координация речи с движением;
- развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
- развитие внимания, памяти и мышления.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать интерес к занятию;
- формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, корзины, муляжи фруктов и овощей, картинки овощей и фруктов, карточки с геометрическими фигурами, разрезные картинки овощей и фруктов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Чтобы успешно справиться с упражнениями, нам надо сделать артикуляционную гимнастику.
Садится тот, кто заметит ошибку, дети исправляют ошибки логопеда
(квадратное яблоко, зеленый огурец, синий банан, сладкий лимон, желтая репа, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан и т.д.).
На какие две группы можно разделить эти предметы? (овощи и фрукты)
II. Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Упражнение «Сад – огород»
Что делают люди осенью в огородах и садах?
Какие овощи выкапывают лопатой, какие срезают ножом, какие срывают, какие выдергивают из земли?
Какие фрукты срывают с деревьев?
Как хранят овощи и фрукты?
2. Игровое упражнение «Урожай». Развитие пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда раскладывают овощи и фрукты в две корзины:
- в левую корзину – только фрукты;
- в правую корзину – только овощи.
3. Игровое упражнение «Волшебник». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед:
Это лимон. Я превращаю его в лимончик;
Это перец. Я превращаю его в ___;
Это лук. Я превращаю его в ___;
Это слива. Я превращаю ее в ___ и т.д.
4. Игровое упражнение «Поваренок». Образование относительных прилагательных.
Логопед: Что можно приготовить из фруктов? А что из овощей?
- Давайте приготовим вкусный обед.
- Сварим суп из картофеля. Как называется суп?
- Сделаем запеканку из моркови. Как называется запеканка?
- Сделаем салат из капусты. Какой получился салат?
- Приготовим икру из баклажанов. Как называется икра?
- Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог?
- Выжмем сок из апельсинов. Как называется сок?
5. Физкультминутка «Урожай соберём» – на развитие координации речи с движением.
В огород пойдём,
(идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем.
(«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук)
И картошки накопаем.
(«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой)
Срежем мы кочан капусты,
(«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан)
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
(«Рвут»: приседают и выполняют, имитирующие хватательные движения обеими руками)
И вернёмся по дорожке.
(идут по кругу, взявшись за руки)
А теперь мы в сад пойдём,
Мы там яблоки нарвём.
На носочки вставай,
Прямо с дерева срывай.
6. Игровое упражнение «Узнай по описанию»
Логопед: А сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь.
- Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
- Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое (яблоко)
- Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец)
- Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный (лимон)
- Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая (морковь)
- Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая (груша)
- Круглая, зеленая, твердая, сочная (капуста)
7. Игровое упражнение «На что похоже?»
Логопед: На столы я положу: четыре картинки с изображением овощей и четыре картинки с изображением фруктов, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.
Логопед: Даша, почему возле яблока лежит круг?
Даша: Потому что, яблоко круглое.
III. Развитие связной речи
Составить по мнемодорожке предложения об овощах и фруктов.
IV. Сенсорное развитие «Собери картинки»
Логопед: Соберите картинки и назовите овощи и фрукты, которые у вас получились (морковь, яблоко, свёкла, апельсин и т.д.).
V. Итог занятия
Логопед: Вспомнить, о чём говорили на занятии.
Конспект урока по логопедии на тему «Сад — огород»
Тема открытого урока: «Сад — огород»
уточнить и расширить представления детей о растениях сада и огорода;
научить различать овощи и фрукты (где растут, какие на вкус, что из них готовят; совершенствование грамматического строя: образование мн. числа сущ.; согласование прил. с сущ.);
знакомство с предлогами; знакомство детей с понятием слова-признаки;
развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного внимания, памяти, восприятия.
Введение новых понятий «сад» и «огород».
Тихо, дети, встали дружно.
Нам теперь шуметь не нужно.
Мы услышали звонок.
Нам пора начать урок.
Улыбнитесь друг другу, садитесь
— Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, вы должны ответить на вопросы «где растут овощи?» и «где растут фрукты?», и тогда мы узнаем тему нашего занятия.
— Как вы думаете, где набрали столько много овощей?
— это огражденный участок земли, где есть грядки. Там мы выращиваем овощи.
— Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).
А которые выкапываем? (картофель).
А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).
Хорошо, эти все овощи собрали в огороде, а где собирали фрукты?
Садом называют огражденную территорию с плодовыми деревьями – это яблочное дерево, грушевое, персиковое, сливовое дерево и другие.
Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия? «Сад и огород».
Развитие речевых и мимических движений. Упражнение «На огороде».
— Посмотрите, дети, все овощи на грядках рядышком сидят и на солнышко глядят. Помогите мне рассказать историю, которая произошла однажды на огороде.
Жил на свете бегемот,
Широко открывши рот, открывать широко рот
Он ходил в свой огород,
Улыбался во весь рот. «Улыбочка»
Брал лопатку в руки «Лопаточка»
И копал без скуки,
Вверх – вниз, вверх- вниз «Качели»
Наклонялся наш малыш.
Вот зелёный удалец – «Трубочка»
Это вкусный огурец,
Здесь не рыжая плутовка,
Это тонкая морковка. Втянуть щёки
Здесь пузатый кабачок щёки надуть
Солнцу показал бочок.
Вот здесь горьки лук, чеснок, плевательные движения
Съесть он их уже не смог.
Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать. «Язычок силач»
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
Развитие речевого дыхания и голоса
Пьем сок через трубочку. (Вдох.)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)
Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
— Какое сейчас время года?
4. — В это время года люди собирают урожай. Сегодня на уроке мы отправимся в сад и огород, и соберём свой урожай. А какие овощи и фрукты созрели у нас, мы узнаем, отгадав загадки.
1. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки Где зимою было пусто,
И крупной соли полмешка. (Капуста.) Летом выросла…капуста.
2. Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень.
3. Вот любимый вкусный овощ.
Это — чипсы и гарнир.
В бедный дом придет на помощь,
А в богатый дом — на пир. (Картошка)
4. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
5. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук.)
6. Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
7. Нам зелёный хвост не нужен
Нужен только красный нос. (Морковь.)
8. Это овощ с круглым боком
И с бордовым сладким соком.
Если хочешь есть борщи,
То ее скорей ищи. (Свёкла)
9. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин —
10. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа.)
11Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет .
12. Летом в огороде-
А зимою в бочке –
Как зовут нас? Огурцы.
Проговаривание слов-отгадок хором, индивидуально.
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
– Молодцы. Играем дальше.
Игра «Один – много»
Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: груша — груши)
Гимнастика для глаз
Ослик ходит, выбирает, (Обвести глазами круг.)
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свёкла, справа – слива,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Зажмурить глаза, потом поморгать)
Игра «Четвёртый лишний»
Логопед приглашает детей за стол.
— Посмотрите на доску. Подумайте, что здесь лишнее и почему? Объясните.
Яблоко, огурец, груша, слива.
Зелёное яблоко, зелёная груша, огурец, морковка.
Помидор, картофель, яблоко, капуста.
Лук, груша, помидор, свекла.
— Молодцы! Вы справились с этим заданием.
В огород пойдём, Шагают на месте..
Мы морковки натаскаем. «Таскают»: выполняют наклоны с имитирую-
щими движениями рук.
И картошки накопаем. «Копают»: выполняют движения руками,
имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»:одной рукой держат воображаемый
кочан, а другой с воображаемым ножом,
подсекают снизу кочан.
Круглый, сочный, очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза.
Щавеля нарвём немножко «Рвут»: приседают и выполняют, имитирующие
хватательные движения обеими руками.
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
А теперь мы в сад пойдём,
Мы там яблоки нарвём.
На носочки вставай,
Прямо с дерева срывай.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы его послушайте и постарайтесь запомнить, о чём говорится в нём:
Посадила баба Фёкла в огороде лук да свёклу.
А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора.
Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород требует больших хлопот.
Бабка Фёкла в борщ кладёт всё, что у неё растёт.
— Что посадила бабушка и внук в огороде, перечислите? Как назвать все это одним словом?
11. Игра «Что растет на нашей грядке?»
1.Что растет на грядке,
В огороде нашем?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и картошка.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно,
Отвечай-ка по порядку,
Что растет на нашей грядке?
(Один ученик у доски выставляет картинки.)
2.Что растет у нас саду?
Сливы, яблоки и груши.
Эти фрукты все ты кушал.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно,
Отвечай-ка по порядку,
Что растет в саду у нас?
(Один ученик у доски выставляет картинки)
12. «Сколько в слове слогов»
— Сейчас я буду называть слова, а вы приготовьте свои ладошки для того, чтобы посчитать слоги.
По – ми – дор, ка – пус – та, гру – ша, мор – ковь, сли – ва, лук, ба – нан.
13. Дидактическая игра “Повар и овощи”.
Собрали овощи и фрукты в корзину, приготовим из них что — нибудь вкусное.
Сделаем из овощей салат.
Из фруктов сок. Из фруктов варенье.
14. Приготовим обед .
Салат из капусты? (капустный)
Сделаем салат из чего? ( Из свеклы ). Какой получится салат? ( Свекольный )
Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (кабачковая)
Сварим суп из капусты . Как называется суп? ( Капустный )
Сделаем пюре из картофеля . Какое пюре получится? (Картофельное)
Как называется сок из моркови? ( Морковный)
Из помидоров сок? (томатный сок)
Логопед. Молодцы. Вот и приготовили мы с вами обед.
15. . Развитие связной речи
Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
— Внешний вид (форма, цвет).
16. Итог занятия
— О чём мы с вами говорили на занятии?
— -Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
— Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
— Где растут овощи?
— Где растут фрукты?
А что растет на школьном участке?
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-044286
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.