Логочас по лексической теме «Ягоды».
а ) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.
б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:
· — вдох через нос, выдох через рот;
· — вдох через рот, выдох через нос;
в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:
“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
“В лесу”. Педагог ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ay”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Варя, ау!”, “Вадим, где ты?”, “Я здесь!” и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.
· Мимическая гимнастика
· Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться».
· Нахмурить брови (следить, чтобы губы не участвовали в движении) — «Мы умеем сердиться».
· Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».
· Улыбнуться одними губами, так чтобы зубы не были видны.- «Мы радуемся».
· Закрыть один глаз, затем другой. Поочередно закрывать глаза – «Мы подмигиваем».
· Сильно надуть щеки, выпустить воздух. Поочередно надувать щеки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
· Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счет 1-5.
· «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.
· Двигать нижней челюстью вперед-назад, вверх-вниз.
· Раздувать ноздри – «Мы нюхаем».
· Сузить глаза.- « Солнышко светит в глаза».
· Массаж мышц языка.
— Язычок нужно ласково погладить губками, а потом аккуратно постучать ими. Зубками надо погладить язычок, и опять легонько постучать ими.
— «Орешек» упирается силой язычком то в одну щеку, то в другую.
-«Вкусное варенье» Облизываем язычком верхнюю и нижнюю губу.
-«Накажем непослушный язычок» Похлопываем язык губами ( произносим «пя-пя-пя», затем зубами «та-та-та)
· Упражнения на укрепление губ .
-Лесенка – нужно указательным пальцем перебирать на губах и произносить звук, который похож на Б-Б-Б.
-Индеец – надо рот открыть широко и произносить звук «А» и при этом похлопывать ладошкой во рту, то прикрывая, то открывая его.
-Помада – нужно обвести указательным пальцем губы. Сначала рот нужно широко открыть, как бы произнося звук «А». Потом губы нужно вытянуть трубочкой, как бы произнося букву «У». Затем губы находятся в положении улыбки, как бы произнося букву «И».
-Кисточка – нужно кисточкой, у которой мягкий ворс проводить по губам ребенка.
-Расчёска – надо слегка прикусить нижнюю губу и пару раз поскоблить ее верхними зубами, как будто причесываем ее. Потом нужно прикусить верхнюю губу и скоблить ее точно также нижними зубами.
-Прятки – следует втянуть губы так, чтобы снаружи их не было видно, а потом расслабить их и выпустить. Когда они спрятаны, можно несколько раз провести по губам языком. Такое упражнение сохраняет естественный цвет губ у девочек, а у мам помогает предотвратить появление второго подбородка и мелких морщина на губах.
Упражнение на проговаривание таких слогов как: аппа, абба, амма.
2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
3.Обогащение словаря по лексической теме «Ягоды», развитие и совершенствование грамматического строя речи и связной речи.
Упражнение «Скажи какая ягода»
Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.
Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.
Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.
Клюква какая? Круглая, полезная, вкусная.
Игра «Большой – маленький»
ягода- ягодка малина – малинка
земляника – земляничка черника – черничка
куст- кустик клюква – клюковка
лист- листочек птица- птичка
цветок- цветочек ветка- веточка
Игра «Один – много» Вишня- много вишни Малина- много малины Черешня- много черешни Земляника- много земляники Крыжовник- много крыжовника Клюква- много клюквы Облепиха- много облепихи
– Посмотрите на картинки, внимательно.
Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало? (Педагог следит за тем, чтоб ребенок ответил полным предложением).
Игра «Что приготовим?»
Из грибов – грибной суп.
Из малины – малиновое варенье.
Из черники – черничное варенье.
Из земляники – земляничное варенье.
Из клюквы – клюквенный морс.
Из брусники – брусничное варенье.
Игра «Придумай предложение о ягодах»
Педагог раздает картинки (ягода). Каждый ребенок придумает о ней предложение. Например:
Мы собрали много клюквы.
В лесу растет много земляники.
На кустиках поспевает черника.
Мама сварила варенье из малины.
Папа привез из леса много брусники.
Пословицы и поговорки.
Как вы думаете, что они означают?
• При красном солнышке и ягодка краснеет.
• Ради земляники земле надо поклониться.
4.Развитие фонематического слуха, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Игра «Поймай звук» . Педагог произносит ряды слов, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. Например: Хлопните в ладоши, когда в слове услышите звук А. Клюква, крыжовник, малина, вишня, земляника, черника.
Игра «Слушай и выбирай» . Дети слушают ряд произнесенных педагогом слов и хлопают, тогда когда слышит заданное слово. Например: Слушайте внимательно, когда я произнесу слово «малина», вы хлопаете в ладоши. Клюква, малина, крыжовник, малина, вишня, земляника, малина, черника, малина, малина, облепиха.
Игра «Буква заблудилась».
Расставь правильно буквы: Манлиа (малина), вшиня (вишня), кюлква (клюква).
После того как ребенок поставил букву на место, педагог просит выделить первый или последний звук в этом слове, назвать гласный или согласный, твердый или мягкий. Подчеркнуть нужным цветом согласные (мягкие и твердые) буквы, гласные буквы.
Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: а м л и а н , в ш и я н, ч е н е ш р я.
II Распределение учащихся по зонам деятельности.
· Развитие мелкой моторики (штриховка, обводка и т.д)
· Развитие психических процессов(памяти, мышления, внимания)
· Работа по предупреждению и преодолению дисграфии ( игры на закрепление образа букв, составление слов и т.д)
Вставь пропущенные гласные буквы в слова: м..л..на, крыж. вник, в..шня, з..мляник. ч..рника.
III Индивидуальная работа.
Разделив учащихся по зонам деятельности, воспитатель берет 1-2 детей для индивидуальных занятий перед зеркалом. Здесь ведется работа автоматизации звуков и отработке артикуляционных укладов.
После работы с первым учащимся, воспитатель проверяет выполнение заданий детьми, меняет им зоны.
Источник
Логопедические задания по лексической теме «Ягоды»
Публикация «Логопедические задания по лексической теме „Ягоды“» размещена в разделах
Только вдруг мама Сказала: » Илюш!
Ножницы где? Подстригать помоги-ка.
Видишь, Усы отрастила клубника!»
4. «Назови блюда» (образование относительных прилагательных)
Сок из смородины – смородиновый сок
Варенье из клюквы – клюквенное варенье
Начинка для пирога из клубники – клубничная начинка
Пюре из брусники – брусничное пюре
Повидло из черники – черничное повидло
Джем из земляники – земляничный джем
Компот из малины – малиновый компот
Мусс из ежевики – ежевичный мусс
5. «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных существительных)
6. «Четвёртый лишний» (объясни почему)
-малина, мухомор, черника, клубника
-маслята, опята, грузди, ежевика
-виноград, слива, клубника, абрикос
7. Составь предложения, используя картинки и слова.
собирает, девочка, и, корзинку, в, ягоды, грибы
у, грядке, на, выросла, бабушка, клубника
Мальчик, сладкую, ест, малина
из, компот, сварила, и., ягоды, мама
8. «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)
Земля (земляника, землица, земляной, земелька, землянка)
Чёрный (черника, чернеть, чернота, черныш)
9. Послушай рассказ. Перескажи его. В лесу.
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
10. Составь описательный рассказ о клюкве, или чернике.
Это черника. Она чёрного цвета. По размеру она маленькая. Черника запаха не имеет. Цветёт черника в мае, в начале июня. Растение черники состоит из: стебля, листьев, ягод, корней. Растёт черника в лесу. Из черники можно приготовить: варенье, компот, повидло, джем.
11. Составь рассказ – сравнение про ягоды: малина – ежевика, или клубника –земляника (на выбор) (сходство – отличия)
Образец рассказа о клубнике и земляники
Это клубника и земляника. Они похожи тем, что это ягоды. Эти ягоды красного цвета. Ещё они похожи тем, что они вкусные, сладкие. У этих ягод одинаковое строение растения: есть стебель, листья, ягоды, цветы, корни.
Отличаются они тем, что клубника большая, а земляника маленькая. Ещё они отличаются тем, что клубника растёт в саду, у человека. Её выращивает человек. Земляника растёт в лесу.
Для чего нужны домашние логопедические задания? Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. Л. С. Выготский писал: «Подготовить.
Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.
Изготовление своими руками наглядного материала к теме «Ягоды» Цель: создание доступных для понимания и эстетически привлекательных образов для более качественного освоения материла детьми дошкольного.
Подборка загадок по лексической теме «Космос» *** Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин) *** Звездолет — стальная птица,.
Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.
Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи» Практические задания к семинару Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры. Задание№1 Прочитайте текст, и.
Презентация по лексической теме «Мебель» Проект «Мебель для кукольного домика» Проект по лексической теме «Мебель» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети.
Проект «Вкусное лето» по теме «Ягоды» Проект «ВКУСНОЕ ЛЕТО» Паспорт проекта Актуальность: В ходе бесед с детьми о садовых ягодах выяснилось, что некоторые дети в недостаточной.
Сценарий развлечения по лексической теме «Одежда» МКОУ «Детский дом-школа №95» Сценарий развлечения по лексической теме «Одежда» средняя группа Составила: Воспитатель Рябчикова И. А.
Уголок по лексической теме «Транспорт» Уголок традиционно играет важную роль в работе с дошкольниками. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт», расположенный.
Источник