Летние_каникулы_в_лесу

Cочинение «Летний лес»

Лето! Летние каникулы! Летняя свобода! Что делать летом? Конечно же, ехать на дачу, в деревню, поближе к природе, ближе к лесу. Как приятны прогулки по летнему лесу. По лесу идти надо тихо и слушать. Тогда можно много замечательных звуков услышать, каких в городском шуме никогда не бывает. Например, дятел начнет стучать-долбить. Или кукушка закукует. Или лягушки на болоте заквакают. Если есть в лесу болотистые места, то лучше к ним не подходить. А расположиться привалом на сухой красивой полянке где-нибудь недалеко от ручья. Несмотря на то, что жарко, вода в ручье может оказаться довольно холодной, так что не спеши сразу купаться в нем, попробуй водичку рукой.

Идешь по лесу — не зевай, напрягай зрение: в хорошем лесу и ягоды, и грибы есть. Нужно только уметь их увидеть. Бывает, гриб вырастет на видном месте и просто кричит своим видом: «Вот он я! Берите меня, хватайте!» Сам красный, на шляпке беленькие точки. Издалека его видно: мухомор. А чтобы хороший гриб найти, надо постараться. Внимательно осматривать траву возле берез, чтобы заприметить темно-коричневую бархатную шлапку подосиновика. Не пропускать мшистые кочки возле дубов и сосен, чтобы увидеть белый гриб. Добраться до малины и ежевики тоже непросто — это ведь кустарники колючие, так что заранее надо надевать рубашку с длинным рукавом. И подбираться к ежевике осторожно. Зато вкусно как!

В летом полно в лесу и цветов, но собирать их не стоит: в городских вазах стоят они недолго, день — и завянут. Зачем тогда такую красоту портить? А вот сфотографировать их можно. Сейчас фотоаппарат есть у каждого, так что если не забудешь взять его в лес, то сможешь сделать такие снимки, что потом весь класс удивится, когда покажешь их в школе: » Это что, в нашем лесу такая красота? А мы не замечали!» Надо уметь видеть красивое рядом.

Источник

«ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ. По лесу»

Летние каникулы — благодатная пора для раз­вития познавательных интересов и творческих наклонностей школьников, в частности, в об­ласти физики. Возможности, которые она от­крывает, нужно максимально использовать, и прежде всего в летних лагерях, куда с наступлением каникул выезжает отды­хать большинство школьников. К этим возмож­ностям мы относим проведение разнообраз­ных познавательных игр, тематических утрен­ников и вечеров, конкурсов знатоков, олим­пиад.

Особое место в летней жизни детей зани­мают экскурсии и прогулки в природу. Мож­но их наполнить интересным физическим со­держанием, т. е. организовать так, чтобы дети увидели и почувствовали физику во множестве разнообразных явлений окружаю­щего мира, расширили и углубили свои зна­ния, полученные в школе, развили любозна­тельность и наблюдательность.

При отборе материала для познавательных экскурсий с ребятами среднего возраста сле­дует опираться в основном на программу по физике для 7-9 классов; однако можно привлекать и некоторый внепрограммный ма­териал, разумеется, в доступном изложении. Я считаю, что в эти экскурсии целесообраз­но включить проведение наблюдений, про­стых опытов, решение несложных задач, пре­имущественно качественных.

Читайте также:  Баланс_древесины_лес_егаис

Специальной подготовки детей к такой ра­боте вести не нужно. Однако руководитель экскурсии должен познакомить ребят с целью прогулки и ее особенностями.

Ниже описана методическая разработка: «По лесу».

На прогулку в лес дети собираются утром в хорошую солнечную погоду. Выходу пред­шествует краткое вступительное слово вожа­того или педагога о красоте и богатстве леса, необходимости его беречь. Заканчивается оно так: «Леса не только полезны и красивы, они удивительны и загадочны. Пожалуй, никто на свете не может сказать «Я знаю лес», — так велико это чудо природы! Многие большие и маленькие тайны леса уже разгаданы учены­ми, а некоторые еще ждут своих исследова­телей. И ими можете стать вы. Но для этого нужны знания, нужны умения наблюдать, вду­мываться в те факты, которые видишь.

Сегодня во время прогулки мы будем на­блюдать простые физические явления и пы­таться объяснить их; хорошо, если кто-то сде­лает открытие, пусть небольшое, пусть пока только для себя. В пути нам понадобятся за­писные книжечки и карандаши, возьмите их с собой».

Отряд выходит за территорию лагеря и углубляется в лес.

Вожатый. Ночью вы крепко спали и, наверное, не слышали, как шел дождь. Мож­но ли здесь, в лесу, определить: был дождь или нет? Как? [Выслушав ответы ребят, про­должает.]

Потрогайте траву, деревья, посмотрите на тропинку. Остались ли в лесу следы дождя? [Пауза.] Подумайте, почему в лесу влага со­хранилась и чувствуется свежесть, а дорога вблизи лагеря, пролегающая по открытой ме­стности, по которой мы вошли в лес, была почти сухой? ( Ответ: Кроны деревьев мешают про­никновению прямых солнечных лучей, а де­ревья задерживают ветер; все это затрудня­ет процесс испарения, способствует накоп­лению водяных паров .)

Свежесть в лесу и капельки воды на траве сегодня вызваны прошедшим ночью дождем. А может ли появиться влага без дождя? (Ответ: Да, вечером и ночью при пониженной темпера­туре влага выделяется из воздуха в виде ка­пелек — росы.)

Как вы думаете, ребята, где более обиль­ной бывает роса: под деревьями или на от­крытом месте? Почему? (Ответ: Под деревьями; «а открытом месте вследствие движения возду­ха процесс испарения влаги идет очень ин­тенсивно.)

Найдите способ скосить (перерезать) траву без косы с помощью палки или гибкого пру­тика. Объясните его с точки зрения физики. (Ответ: Нужно произвести сильный, резкий удар. При этом время взаимодействия палки и стебля очень мало, последний не успевает отклонить­ся и поэтому переламывается.)

Попробуйте той же палкой или тем же прутиком сильно нажать на стебель. Что про­изойдет? Почему? (Ответ: Стебель отклонится, но останется целым; так как время взаимодей­ствия его и палки будет больше, чем в преды­дущем случае, стебель успеет прийти в дви­жение.)

Дети выходят на поляну, где растет много цветов; на цветах шмели, пчелы собирают нектар.

Читайте также:  Таро_дикого_леса_колода

Вожатый. Ребята, давайте, постоим, всмотримся и вслушаемся в окружающий нас мир. Что вы ощущаете, что слышите? (Ответ: Запах цветов, жужжание насекомых.) А каким фи­зическим явлением объясняется распростра­нение аромата цветов и трав в спокойном воздухе? (Ответ: Диффузией.)

Понаблюдайте за пчелами и шмелями. Попробуйте установить, когда они издают звуки на цветке или в полете?

Дети расходятся по полю, следят за поведением насекомых, затем собираются все вместе и обсуждают результаты.

Вы совершенно верно подметили: пчелы и шмели издают звуки (жужжат, гудят) в поле­те; при этом они машут крыльями. Жужжание, например, шмеля, слышимое только в полете, обусловлено тем, что он взмахивает крылышками ~ 200 раз в секунду. При этом с такой же частотой колеблется воздух, и эти колеба­ния мы воспринимаем как звук. Чем чаще взмахи крыльев, тем выше звук; так, комар делает около 600 взмахов в секунду, и его звук нам кажется «писком».

Теперь проследите за полетом бабочки- капустницы: машет ли она крыльями, слышим ли мы ее звук? ( Ответ: Машет, но звука нет.)

Объясню вам этот странный, на первый взгляд, факт. Ухо человека способно воспринимать звуки, если число колебаний лежит в пределах примерно от 16 до 20 000 в секунду; бабочка же капустница делает в секунду всего 10 взмахов крыльями.

Посмотрите на траву, по которой вы про­шли, а теперь осторожно согните листок и отпустите его. Какое физическое свойство у травы и листьев здесь наблюдается? ( Ответ: Упру­гость.)

А зачем им такое свойство? ( Ответ: Это защитное приспособление, уберегающее от всяких не­взгод. Под ударами капель дождя, порывами ветра листья, трава пригибаются, изгибаются, наклоняются по направлению ветра так, что капли стекают с них; упругость помогает им после прекращения действия силы восстанав­ливать свою прежнюю форму.) Посмотрите стебли цветов. Попробуйте их на гибкость, сравните с гибкостью травы. Сделайте вывод.( Ответ: Стебли цветов менее гибки, чем трава.)

Как вы объясните этот факт? ( Ответ: Стебель цвет­ка должен быть не только гибким, но и проч­ным.)

Срежьте стебель одуванчика, осмотрите его, изучите упругость, прочность, особенность строения. Попытайтесь объяснить последнюю с точки зрения физики. ( Ответ: Стебель имеет труб­чатую форму, что придает ему большую проч­ность.)

А кто знает еще другие примеры «исполь­зования» трубчатых конструкций в животном и растительном мире?

Отряд продолжает прогулку.

Вожатый. А теперь вперед бегом, вон до того дерева, там остановимся. [После то­го как все собрались вместе, продолжает.] Чем отличается ходьба от бега? ( Ответ: Скоростью передвижения.) Только ли скоростью? Оказывается, не толь­ко: при ходьбе тело человека все время со­прикасается с землей какой-нибудь точкой опоры, при беге этого может не быть. Путь отряду преграждает небольшая яма.

Вожатый. Эту яму можно обойти, но мы перепрыгнем, при этом проведем ряд на­блюдений и проанализируем их. Проверьте, как легче перепрыгнуть яму: с разбега или с места? Почему? ( Ответ: При разбеге к началу прыжка тело приобретает некоторую скорость, поэтому отталкиваться можно не так сильно.)

Читайте также:  Можно_пересадить_малину_зимой

Перепрыгните яму еще раз с места и оп­ределите, как вы опускаетесь на землю после прыжка. Чем объяснить ваши действия? ( Ответ: При­земляясь, человек приседает; это нужно для того, чтобы за счет действия мускулов ног увеличить путь торможения — ведь человек по инерции сохраняет скорость движения — и смягчить удар.) Дорога спускается в овраг, а далее — крутой подъем.

Вожатый. Взбираясь вверх, мы с вами немного устали, давайте отдохнем, а заодно и подумаем. Почему передвигаться по ровной дороге было легче, чем при подъеме в гору? С каким физическим фактом это связано? ( Ответ: Двигаясь по ровной дороге, мы выполняем работу только по преодолению трения; при подъеме же приходится совершать дополни­тельно еще работу по поднятию своего тела.)

Некоторые из вас, выбираясь из оврага, раскраснелись, разгорячились; чтобы «ос­тыть», взмахните пару раз рукой у своего лица. Стало прохладнее? Почему? ( Ответ: Движение воздуха усилило процесс испарения пота, а для испарения требуется внутренняя энер­гия, которая «отнимается» от кожи лица, вследствие чего оно охлаждается.)

Сорвите листок с дерева и приложите его к щеке. Что ощущаете? Почему? ( Ответ: Прохладу вследствие испарения влаги с листа.)

Вожатый указывает ребятам на одиноко стоящее у полянки дерево и просит зарисо­вать его в блокнотиках, поясняя, что эта за­рисовка понадобится позднее. Затем дети вновь углубляются в лес.

Вожатый. Сравните вид дерева в лесу с видом дерева, которое выросло на поляне. Помните, мы его зарисовали? [Выслушав мне­ние ребят.] У какого из них центр тяжести выше? Отряд продолжает путь. Ребята находят в лесу мухоморы.

Вожатый. Посмотрите внимательно н« эти красивые грибы. Почему они хорошо вид­ны? ( Ответ: Их красный цвет контрастен цвету окру­жающего зеленого фона травы.)

Срежьте гриб и попробуйте его снова по­ставить на землю, как он рос. [После того как сделаны попытки.] Почему вам это не удается? ( Ответ: Гриб с большой шляпкой на тонень­кой ножке — яркий пример тела в положении неустойчивого равновесия.)

Отряд выходит на опушку леса. После того как все удалились от лесного массива приблизительно на 100 м, вожатый предла­гает:

— Ребята, давайте попробуем вызвать эхо. Но сначала выясним, кто знает, что это за фи­зическое явление, отчего оно происходит? ( Ответ: Звук отражается от преграды и воспринима­ется наблюдателем.) [Выслушав ответы детей, продолжает.] Добавлю, что эхо раз­личимо на слух, если посланный и принятый звуки разделены интервалом времени, боль­шим, чем 50 мс. А это значит, что вызывать в воздухе эхо можно не с любых расстоя­ний от отражающей преграды, а только буду­чи от нее не менее чем 85 м; но слишком далеко отходить тоже не следует, так как от­раженный звук будет слабым.

После проведенных наблюдений и экспе­риментов дети возвращаются в лагерь.

Источник

Оцените статью