Cочинение «Летний лес»
Лето! Летние каникулы! Летняя свобода! Что делать летом? Конечно же, ехать на дачу, в деревню, поближе к природе, ближе к лесу. Как приятны прогулки по летнему лесу. По лесу идти надо тихо и слушать. Тогда можно много замечательных звуков услышать, каких в городском шуме никогда не бывает. Например, дятел начнет стучать-долбить. Или кукушка закукует. Или лягушки на болоте заквакают. Если есть в лесу болотистые места, то лучше к ним не подходить. А расположиться привалом на сухой красивой полянке где-нибудь недалеко от ручья. Несмотря на то, что жарко, вода в ручье может оказаться довольно холодной, так что не спеши сразу купаться в нем, попробуй водичку рукой.
Идешь по лесу — не зевай, напрягай зрение: в хорошем лесу и ягоды, и грибы есть. Нужно только уметь их увидеть. Бывает, гриб вырастет на видном месте и просто кричит своим видом: «Вот он я! Берите меня, хватайте!» Сам красный, на шляпке беленькие точки. Издалека его видно: мухомор. А чтобы хороший гриб найти, надо постараться. Внимательно осматривать траву возле берез, чтобы заприметить темно-коричневую бархатную шлапку подосиновика. Не пропускать мшистые кочки возле дубов и сосен, чтобы увидеть белый гриб. Добраться до малины и ежевики тоже непросто — это ведь кустарники колючие, так что заранее надо надевать рубашку с длинным рукавом. И подбираться к ежевике осторожно. Зато вкусно как!
В летом полно в лесу и цветов, но собирать их не стоит: в городских вазах стоят они недолго, день — и завянут. Зачем тогда такую красоту портить? А вот сфотографировать их можно. Сейчас фотоаппарат есть у каждого, так что если не забудешь взять его в лес, то сможешь сделать такие снимки, что потом весь класс удивится, когда покажешь их в школе: » Это что, в нашем лесу такая красота? А мы не замечали!» Надо уметь видеть красивое рядом.
Источник
«ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ. По лесу»
Летние каникулы — благодатная пора для развития познавательных интересов и творческих наклонностей школьников, в частности, в области физики. Возможности, которые она открывает, нужно максимально использовать, и прежде всего в летних лагерях, куда с наступлением каникул выезжает отдыхать большинство школьников. К этим возможностям мы относим проведение разнообразных познавательных игр, тематических утренников и вечеров, конкурсов знатоков, олимпиад.
Особое место в летней жизни детей занимают экскурсии и прогулки в природу. Можно их наполнить интересным физическим содержанием, т. е. организовать так, чтобы дети увидели и почувствовали физику во множестве разнообразных явлений окружающего мира, расширили и углубили свои знания, полученные в школе, развили любознательность и наблюдательность.
При отборе материала для познавательных экскурсий с ребятами среднего возраста следует опираться в основном на программу по физике для 7-9 классов; однако можно привлекать и некоторый внепрограммный материал, разумеется, в доступном изложении. Я считаю, что в эти экскурсии целесообразно включить проведение наблюдений, простых опытов, решение несложных задач, преимущественно качественных.
Специальной подготовки детей к такой работе вести не нужно. Однако руководитель экскурсии должен познакомить ребят с целью прогулки и ее особенностями.
Ниже описана методическая разработка: «По лесу».
На прогулку в лес дети собираются утром в хорошую солнечную погоду. Выходу предшествует краткое вступительное слово вожатого или педагога о красоте и богатстве леса, необходимости его беречь. Заканчивается оно так: «Леса не только полезны и красивы, они удивительны и загадочны. Пожалуй, никто на свете не может сказать «Я знаю лес», — так велико это чудо природы! Многие большие и маленькие тайны леса уже разгаданы учеными, а некоторые еще ждут своих исследователей. И ими можете стать вы. Но для этого нужны знания, нужны умения наблюдать, вдумываться в те факты, которые видишь.
Сегодня во время прогулки мы будем наблюдать простые физические явления и пытаться объяснить их; хорошо, если кто-то сделает открытие, пусть небольшое, пусть пока только для себя. В пути нам понадобятся записные книжечки и карандаши, возьмите их с собой».
Отряд выходит за территорию лагеря и углубляется в лес.
Вожатый. Ночью вы крепко спали и, наверное, не слышали, как шел дождь. Можно ли здесь, в лесу, определить: был дождь или нет? Как? [Выслушав ответы ребят, продолжает.]
Потрогайте траву, деревья, посмотрите на тропинку. Остались ли в лесу следы дождя? [Пауза.] Подумайте, почему в лесу влага сохранилась и чувствуется свежесть, а дорога вблизи лагеря, пролегающая по открытой местности, по которой мы вошли в лес, была почти сухой? ( Ответ: Кроны деревьев мешают проникновению прямых солнечных лучей, а деревья задерживают ветер; все это затрудняет процесс испарения, способствует накоплению водяных паров .)
Свежесть в лесу и капельки воды на траве сегодня вызваны прошедшим ночью дождем. А может ли появиться влага без дождя? (Ответ: Да, вечером и ночью при пониженной температуре влага выделяется из воздуха в виде капелек — росы.)
Как вы думаете, ребята, где более обильной бывает роса: под деревьями или на открытом месте? Почему? (Ответ: Под деревьями; «а открытом месте вследствие движения воздуха процесс испарения влаги идет очень интенсивно.)
Найдите способ скосить (перерезать) траву без косы с помощью палки или гибкого прутика. Объясните его с точки зрения физики. (Ответ: Нужно произвести сильный, резкий удар. При этом время взаимодействия палки и стебля очень мало, последний не успевает отклониться и поэтому переламывается.)
Попробуйте той же палкой или тем же прутиком сильно нажать на стебель. Что произойдет? Почему? (Ответ: Стебель отклонится, но останется целым; так как время взаимодействия его и палки будет больше, чем в предыдущем случае, стебель успеет прийти в движение.)
Дети выходят на поляну, где растет много цветов; на цветах шмели, пчелы собирают нектар.
Вожатый. Ребята, давайте, постоим, всмотримся и вслушаемся в окружающий нас мир. Что вы ощущаете, что слышите? (Ответ: Запах цветов, жужжание насекомых.) А каким физическим явлением объясняется распространение аромата цветов и трав в спокойном воздухе? (Ответ: Диффузией.)
Понаблюдайте за пчелами и шмелями. Попробуйте установить, когда они издают звуки на цветке или в полете?
Дети расходятся по полю, следят за поведением насекомых, затем собираются все вместе и обсуждают результаты.
Вы совершенно верно подметили: пчелы и шмели издают звуки (жужжат, гудят) в полете; при этом они машут крыльями. Жужжание, например, шмеля, слышимое только в полете, обусловлено тем, что он взмахивает крылышками ~ 200 раз в секунду. При этом с такой же частотой колеблется воздух, и эти колебания мы воспринимаем как звук. Чем чаще взмахи крыльев, тем выше звук; так, комар делает около 600 взмахов в секунду, и его звук нам кажется «писком».
Теперь проследите за полетом бабочки- капустницы: машет ли она крыльями, слышим ли мы ее звук? ( Ответ: Машет, но звука нет.)
Объясню вам этот странный, на первый взгляд, факт. Ухо человека способно воспринимать звуки, если число колебаний лежит в пределах примерно от 16 до 20 000 в секунду; бабочка же капустница делает в секунду всего 10 взмахов крыльями.
Посмотрите на траву, по которой вы прошли, а теперь осторожно согните листок и отпустите его. Какое физическое свойство у травы и листьев здесь наблюдается? ( Ответ: Упругость.)
А зачем им такое свойство? ( Ответ: Это защитное приспособление, уберегающее от всяких невзгод. Под ударами капель дождя, порывами ветра листья, трава пригибаются, изгибаются, наклоняются по направлению ветра так, что капли стекают с них; упругость помогает им после прекращения действия силы восстанавливать свою прежнюю форму.) Посмотрите стебли цветов. Попробуйте их на гибкость, сравните с гибкостью травы. Сделайте вывод.( Ответ: Стебли цветов менее гибки, чем трава.)
Как вы объясните этот факт? ( Ответ: Стебель цветка должен быть не только гибким, но и прочным.)
Срежьте стебель одуванчика, осмотрите его, изучите упругость, прочность, особенность строения. Попытайтесь объяснить последнюю с точки зрения физики. ( Ответ: Стебель имеет трубчатую форму, что придает ему большую прочность.)
А кто знает еще другие примеры «использования» трубчатых конструкций в животном и растительном мире?
Отряд продолжает прогулку.
Вожатый. А теперь вперед бегом, вон до того дерева, там остановимся. [После того как все собрались вместе, продолжает.] Чем отличается ходьба от бега? ( Ответ: Скоростью передвижения.) Только ли скоростью? Оказывается, не только: при ходьбе тело человека все время соприкасается с землей какой-нибудь точкой опоры, при беге этого может не быть. Путь отряду преграждает небольшая яма.
Вожатый. Эту яму можно обойти, но мы перепрыгнем, при этом проведем ряд наблюдений и проанализируем их. Проверьте, как легче перепрыгнуть яму: с разбега или с места? Почему? ( Ответ: При разбеге к началу прыжка тело приобретает некоторую скорость, поэтому отталкиваться можно не так сильно.)
Перепрыгните яму еще раз с места и определите, как вы опускаетесь на землю после прыжка. Чем объяснить ваши действия? ( Ответ: Приземляясь, человек приседает; это нужно для того, чтобы за счет действия мускулов ног увеличить путь торможения — ведь человек по инерции сохраняет скорость движения — и смягчить удар.) Дорога спускается в овраг, а далее — крутой подъем.
Вожатый. Взбираясь вверх, мы с вами немного устали, давайте отдохнем, а заодно и подумаем. Почему передвигаться по ровной дороге было легче, чем при подъеме в гору? С каким физическим фактом это связано? ( Ответ: Двигаясь по ровной дороге, мы выполняем работу только по преодолению трения; при подъеме же приходится совершать дополнительно еще работу по поднятию своего тела.)
Некоторые из вас, выбираясь из оврага, раскраснелись, разгорячились; чтобы «остыть», взмахните пару раз рукой у своего лица. Стало прохладнее? Почему? ( Ответ: Движение воздуха усилило процесс испарения пота, а для испарения требуется внутренняя энергия, которая «отнимается» от кожи лица, вследствие чего оно охлаждается.)
Сорвите листок с дерева и приложите его к щеке. Что ощущаете? Почему? ( Ответ: Прохладу вследствие испарения влаги с листа.)
Вожатый указывает ребятам на одиноко стоящее у полянки дерево и просит зарисовать его в блокнотиках, поясняя, что эта зарисовка понадобится позднее. Затем дети вновь углубляются в лес.
Вожатый. Сравните вид дерева в лесу с видом дерева, которое выросло на поляне. Помните, мы его зарисовали? [Выслушав мнение ребят.] У какого из них центр тяжести выше? Отряд продолжает путь. Ребята находят в лесу мухоморы.
Вожатый. Посмотрите внимательно н« эти красивые грибы. Почему они хорошо видны? ( Ответ: Их красный цвет контрастен цвету окружающего зеленого фона травы.)
Срежьте гриб и попробуйте его снова поставить на землю, как он рос. [После того как сделаны попытки.] Почему вам это не удается? ( Ответ: Гриб с большой шляпкой на тоненькой ножке — яркий пример тела в положении неустойчивого равновесия.)
Отряд выходит на опушку леса. После того как все удалились от лесного массива приблизительно на 100 м, вожатый предлагает:
— Ребята, давайте попробуем вызвать эхо. Но сначала выясним, кто знает, что это за физическое явление, отчего оно происходит? ( Ответ: Звук отражается от преграды и воспринимается наблюдателем.) [Выслушав ответы детей, продолжает.] Добавлю, что эхо различимо на слух, если посланный и принятый звуки разделены интервалом времени, большим, чем 50 мс. А это значит, что вызывать в воздухе эхо можно не с любых расстояний от отражающей преграды, а только будучи от нее не менее чем 85 м; но слишком далеко отходить тоже не следует, так как отраженный звук будет слабым.
После проведенных наблюдений и экспериментов дети возвращаются в лагерь.
Источник