Лесные ягоды диктант 3 класс
Цель : выявить у учащихся уровень овладения навыком правописания за весь учебный год.
Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозовки бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ежик побежал в свое жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают легкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи.
Слова для справок : домишко.
1. Подчеркните вопросительные предложения.
2. Выпишите по два слова: а) со звонкими и глухими согласными в корне; б) безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
3. Что в тексте названо словом «глазок»? Какие еще значения у этого слова? Написать глазок – … , глазок – … .
Урок 169 . РАБОТА НАД ОШИБКАМИ,
допущенными в ДИКТАНТЕ
Цели : развивать умение исправлять ошибки; познакомить с новыми словарными словами, развивать речь.
I. Организационный момент .
II. Анализ письменных работ.
III. Работа над ошибками, допущенными в диктанте .
IV. Словарно-орфографическая работа.
С неба солнце золотое льёт лучи.
В поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят они усами и тихонько шелестят…
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
В нашей печке золотятся золотые калачи.
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
пшен ъ ца
– Назовите и запишите однокоренные слова. Разберите их по составу.
– Какая бывает пшеница? Напишите 4–5 словосочетаний. С одним из них составьте и запишите предложение.
Прекрасная пшеница, озимая пшеница, яровая пшеница, золотая пшеница, спелая пшеница.
Золотая пшеница стоит на поле стеной.
– Придумайте сами задание к предложению и выполните его.
– Чтобы узнать второе слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
Задание 1. Первая буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова комната.
Задание 2. Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в корне слова квартира.
Задание 3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Задание 4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в корне слова малина.
Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овёс.
Задание 6. Шестая буква является окончанием в слове берёза.
Задание 7. Седьмая буква обозначает всегда мягкий звонкий согласный, который есть в слове урожай.
– Какое слово вы составили? (Мы составили слово трамвай.)
– Что означает слово трамвай? (Трамвай – это вид транспорта.)
– Это сельский или городской вид транспорта? (Это городской вид транспорта.)
– Назовите его существенные признаки. (Трамвай состоит из одного или нескольких вагончиков. Он движется по рельсам с помощью электричества.)
– Что же такое трамвай? Дайте полное определение. (Трамвай – это вид городского транспорта, состоящий из одного или нескольких вагончиков, движущихся по рельсам с помощью электричества.)
– Найдите слово трамвай в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО.
трамвай
– Составьте предложение со словом трамвай, чтобы в него вошли словарные слова, которые мы использовали при выполнении семи заданий. Давайте вспомним, какие это слова. (Комната, квартира, завтрак, малина, овёс, берёза, урожай.)
Трамвай внутри похож на продолговатую комнату.
Недалеко от остановки трамвая находится квартира моего друга.
Дачник вёз в трамвае варенье из малины.
Трамвай остановился возле раскидистой берёзы.
Возле трамвая рассыпался овес.
Водитель трамвая взял завтрак на работу.
V. Закрепление изученного материала.
1. Письмо (выборочное) текста под диктовку. ( у пр. 642.)
Кто подскажет тебе летом адр..са яго. Адр..с з..мл..ники спросишь у л..сных пней. Адр..с ч..рники узнаешь у з..лёных елей. Бруснич..ный адр..с найдешь в с..сновом б..ру. М..лину увидишь на л..сных опу..ках, выру..ках, в оврагах. Лес щедро уг..щ..ет тебя св..ими д..рами.
– Прочитайте текст и озаглавьте его.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 636.
Источник
Годовые диктанты для 1-3 кл.
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3 класс)
Годовые диктанты для проверки усвоенности знаний за год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать под диктовку слова различной звуко-слоговой структуры, записывать предложение (раздельно писать слова в предложении, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; умение правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь.
Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
1-й вариант – 2-го предложения;
2-й вариант – 7-го предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в словаз.
1-й вариант – 1-го предложения;
2-й вариант – 4-го предложения.
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу умение переносить слова.
Во всех диктантах орфографически проговариваются безударные окончания имѐн прилагательных и глаголов.
Настали тёплые деньки. Зелёная листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползёт уж. (45 слов)
1. Выпишите, подчеркни главные члены предложения. Надпишите какой частью речи они являются.
I вариант – 2 предложение
II вариант — 5 предложение
2. Выпишите два слова с орфограммой «Безударная гласная в корне». Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
3. Выпишите из текста 2 слова, в которых все согласные мягкие.
Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими, удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных; не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.
Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня.
Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.
1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Напишите к ним проверочные слова.
2. Выполните разбор предложения. Надпишите какой частью речи являются слова предложения.
I вариант — Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
II вариант — В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
3. Выполните разбор имени существительного как части речи.
I вариант — на опушке —
II вариант — над кустом —
Источник