- Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
- Прокуратура Московской области
- О правовом режиме лесов в водоохранных зонах
- Леса в водоохранной зоне
- Судебная практика
- Статьи, комментарии, ответы на вопросы
- Нормативные акты
- Рубка леса в водоохранной зоне
- Судебная практика
- Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Действующим законодательством установлен особый правовой режим лесов на территории Российской Федерации, направленный на их охрану и воспроизводство.
Однако стоит заметить, что некоторые леса имеют специальный, более строгий режим, что обусловлено особенностью территорий, на которых они располагаются, например, водоохранных зон.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Статьей 65 ВК РФ установлен общий режим ограничения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, который распространяется на все подобные территории.
Однако в случае, если в водоохранной зоне расположены леса, то
ст. 104 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) для таких территорий режим ограничений хозяйственной деятельности ужесточается.
Так, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается:
1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ;
2) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
3) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
4) создание и эксплуатация лесных плантаций;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Более подробно особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, определены приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485.
В частности, им установлено, что при осуществлении работ по охране и защите лесов, расположенных в водоохранных зонах, первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается использование токсичных химических препаратов.
За нарушение режима использования лесов в водоохранных зонах предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа размером до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок до 90 суток.
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
О правовом режиме лесов в водоохранных зонах
Действующим законодательством установлен особый правовой режим лесов на территории Российской Федерации, направленный на их охрану и воспроизводство.
Однако стоит заметить, что некоторые леса имеют специальный, более строгий режим, что обусловлено особенностью территорий, на которых они располагаются, например, водоохранных зон.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Статьей 65 ВК РФ установлен общий режим ограничения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, который распространяется на все подобные территории.
Однако в случае, если в водоохранной зоне расположены леса, то
ст. 104 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) для таких территорий режим ограничений хозяйственной деятельности ужесточается.
Так, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается:
1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ;
2) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
3) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
4) создание и эксплуатация лесных плантаций;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Более подробно особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, определены приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485.
В частности, им установлено, что при осуществлении работ по охране и защите лесов, расположенных в водоохранных зонах, первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается использование токсичных химических препаратов.
За нарушение режима использования лесов в водоохранных зонах предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа размером до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок до 90 суток.
Источник
Леса в водоохранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Леса в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Охранные зоны:
- Водоохранная зона
- Водоохранная зона реки
- Зоны охраны объектов культурного наследия
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
- Охранная зона
- Показать все
- Водное хозяйство:
- Акватория водного объекта
- Безопасность на водных объектах
- Береговая линия
- Береговая полоса
- Водные ресурсы
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 21 «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» ЛК РФ «Во исполнение части 7 статьи 21 ЛК РФ распоряжением Правительством Российской Федерации N 849-р от 27.05.2013 утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, согласно пункту 2(1) которого карьеры включены в состав объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не являющиеся объектами капитального строительства, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов.»
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 111 «Защитные леса» ЛК РФ «Из совокупного толковании вышеназванных правовых норм следует, что, леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам. При этом проведение сплошных рубок для целей заготовки древесины в соответствии с действующим законодательством запрещено.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
(«Экологическое право», 2021, N 5) В экологическом каркасе МО учитываются особенности их физико-географического положения в проекте системы расселения; такой каркас создает буфер для неблагоприятных воздействий промышленного сектора муниципальной экономики на жилую зону . Базовыми элементами экологических каркасов МО также признаются ООПТ. При этом в экологический каркас МО помимо ООПТ и иных особо охраняемых территорий включаются лесные насаждения и массивы в пределах города , озелененные участки в границах жилой, общественной и производственной застройки , парки, озелененные набережные, скверы, сады, бульвары, рекреационные и парковые зоны, озелененные прибрежные ландшафты вдоль рек , озелененные благоустроенные долины рек , водные объекты , водно-болотные комплексы . Получается, что действующее правовое регулирование в структуру экологического каркаса МО включает в том числе и природные, и природно-антропогенные объекты, не имеющие особого охранного режима использования. Несмотря на то что МО относятся к самой малой планировочной единице социально-экономического развития территорий, такой подход к экологическому каркасу нельзя признать удачным. В приведенной ситуации у муниципалитетов отсутствует стимул для создания ООПТ местного значения. МО должны организовывать локальную сеть местных ООПТ, наделяя таким режимом городские леса, водоохранные зоны, парки, рекреационные местности и иные природные и природно-антропогенные объекты. Тогда экологический каркас МО будет состоять исключительно из элементов с особым охранным режимом использования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» «Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования»;
Источник
Рубка леса в водоохранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Рубка леса в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Лесное хозяйство:
- Акт натурного технического обследования
- Аренда лесного участка
- Валка деревьев КОСГУ
- Виды лесосечных работ
- Вырубка леса
- Показать все
- Охранные зоны:
- Водоохранная зона
- Водоохранная зона реки
- Зоны охраны объектов культурного наследия
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
- Охранная зона
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 111 «Защитные леса» ЛК РФ «Из совокупного толковании вышеназванных правовых норм следует, что, леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам. При этом проведение сплошных рубок для целей заготовки древесины в соответствии с действующим законодательством запрещено.»
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ «Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы от 13.06.2019, по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что отвод спорной делянки проведен без учета положений статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, признал доказанным, что причинение вреда лесному фонду произошло вследствие неправомерных действий арендатора (леспромхоза), выполнившего неверный натурный отвод, приведший к вырубке подрядчиком (обществом с ограниченной ответственностью «ЛесПромИндустрия») лесов в водоохранной зоне, и, учитывая факт ликвидации подрядчика, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований к арендатору.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности разработки проекта межевания территории при установлении размеров изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд в зонах затопления и подтопления
(Лобанова А.Э.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2018, N 9) Однако необходимо понимать, что проектными границами затрагиваются защитные леса (леса, расположенные в водоохранных зонах) и территории населенных пунктов. Лесным кодексом Российской Федерации допускается использование таких лесов, включая сплошную рубку, для размещения водохранилищ и строительства гидротехнических сооружений, причем без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Таким образом, в случаях размещения сооружений и водохранилища в границах лесов или населенных пунктов земельным участкам присваивались категории «земли лесного фонда» или «земли населенных пунктов» и соответствующий вид разрешенного использования.
Статья: Особенности развития современного лесного законодательства Российской Федерации
(Чернов С.Н.)
(«Юрист», 2020, N 4) Закон изменил правовой статус и режим защитных лесов и ввел жесткие ограничения сплошных рубок леса, запретил нецелевое использование защитных лесов, т.е. массивов, которые расположены на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах. Вступил в силу Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации» , связанный со свободным и бесплатным сбором валежника для собственных нужд. Это наряду с определенными выгодами для жителей улучшит экологическое состояние лесов, так как валежник является средой для распространения пожаров и вредителей. Закон может иметь региональные особенности, которые отражаются на официальных информационных ресурсах органов исполнительной власти субъектов.
Источник