Что означает режим ЧС в лесах Свердловской области: ликбез ЕАН
В лесах Свердловской области сегодня, 5 мая, введен режим чрезвычайной ситуации. Как сообщал ЕАН, соответствующий указ подписал и. о. главы региона Олег Чемезов. Что такое режим ЧС и при каких условиях он вводится, ЕАН объяснил юрист Дмитрий Лебедев.
Он рассказал, что введение режима ЧС в лесах регионального характера регулируется Лесным кодексом РФ — ст. 53.6 регулирует вопросы по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах. Классификация чрезвычайных ситуаций и порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших в следствии лесных пожаров, устанавливается правительством РФ.
Во-первых, ЧС объявляется тогда, когда зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального района, муниципального или городского округа. При этом в лесах не локализованы два и более крупных лесных пожара (площадью 25 га и более в зоне наземной охраны лесов и 200 га и более — в зоне авиационной охраны лесов), а на тушение пожаров привлечено более 50 % лесопожарных формирований и пожарной техники.
Во-вторых, когда зона ЧС в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, ЧС в лесах введена на территории двух и более муниципальных районов, для тушения лесных пожаров задействовано совокупно более 70 % лесопожарных формирований и пожарной техники. И если не локализован крупный лесной пожар на особо охраняемой природной территории федерального значения, действующий более 3 суток с момента обнаружения.
В-третьих, если крупный лесной пожар действует более 3 суток на территориях муниципальных районов, имеющих общую границу, в сопредельных субъектах России. Если не локализован крупный лесной пожар на особо охраняемой природной территории федерального значения, действующий более 5 суток с момента обнаружения, в том числе с применением космических средств.
И, наконец, ЧС вводят в лесах федерального характера, если чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера действует более 7 суток на территории субъекта России. А для тушения лесных пожаров задействовано совокупно более 70 % сил и средств, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
Как объяснил юрист, введение режимов ЧС в лесах необходимо для организации работы по их тушению. Поскольку существуют разные режимы ЧС, в лесах действуют свои планы тушения лесных пожаров, координация органов и средств для их тушения.
Федеральный закон о ЧС применяется только для привлечения граждан и юридических лиц к ликвидации последствий лесных пожаров (ст. 14, 19). Никаких ограничений прав на граждан это не накладывает. Режим повышенной готовности в лесах не вводится.
Но у юриста возникло недоумение по поводу некоторых формулировок указа.
«Например, там написано: ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, возникшую в Свердловской области. Спутаны понятия «режим чрезвычайной ситуации» и «чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера». Чрезвычайная ситуация — это фактические обстоятельства в лесах, а режим чрезвычайной ситуации — это правовое регулирование возникшей чрезвычайной ситуации. Режим ЧС вводится уполномоченными лицами, а чрезвычайная ситуация возникает в лесах по причинам природного и техногенного характера и влияния человека», — добавил Дмитрий Лебедев.
Источник
Комментарий к СТ 53.6 ЛК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством РФ.
В целях реализации этой нормы Правительство РФ утверждает Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 N 376 «О чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров».
Правила устанавливают классификацию чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях чрезвычайных ситуаций в лесах.
Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 га в зоне наземной охраны лесов и более 200 га в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более двух суток;
б) чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом значения двух и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта Российской Федерации на 50% или более превышают их средние значения за предыдущие пять лет на эту же календарную дату для данного субъекта РФ:
— количество лесных пожаров в расчете на 1 млн. га площади земель лесного фонда;
— доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;
— средняя площадь одного пожара;
— доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;
в) чрезвычайная ситуация в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более субъектов РФ, при этом на территории каждого из субъектов РФ введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;
г) чрезвычайная ситуация в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.
3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 — 84 комментируемого Кодекса.
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи допускается привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Источник