Занятие по познавательному развитию « Зимой в лесу »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
— Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось) зимой.
— Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательному развитию « Зимой в лесу »
— Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось) зимой.
— Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи.
— Активизировать словарь: « нора », « дупло », « хищник »
— Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности.
Материал, который потребуется:
— Иллюстрированный материал.
— Картинки с изображением зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось).
— Наборное полотно.
— Трафареты (белка, заяц, волк, медведь, лось )
— Сказочная дорожка.
Предварительная работа с детьми:
— Беседы о зиме (изменения в природе, об изменениях в реках, одежде людей).
— Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы.
— Считалки и загадки о диких зверях.
— Просмотр мультфильмов о зиме, о диких животных.
— Рассматривание репродукций о зиме, о животных.
«Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост? », «Как зимуют животные в лесу? ». Приспособления зверей к зиме: линька, шерсть, жилище, питание.
Ход занятия.
( заходят дети, строятся в одну линию)
Воспитатель приветствует гостей, а ребята кивают головой.
Воспитатель: Ребята, на улице снег, холодно, а у нас в группе светло, уютно и тепло.
( стук в дверь )
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Дети: Ответ детей.
Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Незнайка, а что у тебя в руках?
Незнайка: Это конверт непростой, в нем приглашение для всех нас.
Воспитатель: А куда нас приглашают?
Незнайка: Нас всех приглашают в зимний лес. Дети вы хотите побывать в зимнем лесу?
Дети: Конечно
Незнайка: Ну тогда закрывайте глаза.
Воспитатель: Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы перенесёмся в зимний лес: « Раз, два, три в зимний лес ты попади! »
( Дети открывают глаза, воспитатель проводит детей по зимней дорожке)
Дети садятся на стульчики.
( Ввключается зимняя музыка )
Воспитатель: (воспитатель читает стихотворение Николая Некрасова « Снежок »).
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года идёт речь?
Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы можем определить, что пришла зима?
(С приближением зимы, деревья сбросили листву, понизилась температура воздуха, зимой выпадает снег, а снег какого цвета, а еще какой снег, люди надевают тёплую одежду, водоёмы покрылись льдом.)
Воспитатель: Молодцы, все вспомнили. Не забывайте, что зимой нужно одеваться тепло, давайте вспомним, что одевают, выходя на улицу?
Ответы детей.
Воспитатель: Все верно.
( Незнайка берет корзину, в корзине лежат трафареты диких животных )
( Незнайка обнимает корзину )
( Дети сидят на стульчиках, а незнайка подходит к мольберту )
Незнайка: Эти животные живут в лесу, но на улице очень холодно – ведь сейчас зима. Наверно им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.
Воспитатель: Ребята, разве можно взять этих животных домой?
Дети: Нет, нельзя. А почему нельзя? Им нужна свобода и в любую пору года они находят себе пищу и не мерзнут.
Незнайка: Ну вот, я расстроился.
Воспитатель: Незнайка, не расстраивайся. Ребята, давайте развеселим Незнайку.
Физкультминутка « Как животных нам назвать? »
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать?
( Шагать на месте )
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются.
( Хлопать в ладоши )
По картинкам все их знают.
( Сложить ладони « книжкой » .
Волк, лиса, медведь и заяц.
( Загибать пальцы ) .
Дом их — заросли густые,
(Сложить руки « домиком» ).
Они дикие, лесные
( Изобразить дерево, растопырив пальцы).
Незнайка: Ой, ребята, ну вы молодцы. А давайте я вам загадаю загадки.
По деревьям скок да скок (белка).
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет белки )
Выставляется картинка Белки
Незнайка: Этого зверя я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь для белки пищи нет, надо о ней позаботится, домой взять и покормить, а лучше до весны спать уложить.
Воспитатель: Можно ли так поступить с белкой? ( Нет )
Вопросы воспитателя: Где белка живет? ( Зимой белка живет в лесу, в дупле )
Чем питается белка? ( Белка питается орешками, грибами )
А когда белка заготавливает свои запасы? ( белка заготавливает свои запасы с осени)
Незнайка: Ладно, белку я оставлю в лесу. А вот этого зверя я обязательно возьму домой: .
А поспать любит в берлоге.
Выставляется картинка медведя в берлоге
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет медведя )
Вопросы воспитателя: Как медведь готовится к зиме? ( Медведь летом накапливает подкожный жир, кушает ягоды, а в ноябре медведь впадает в спячку.
Чем питается медведь зимой? ( Медведь зимой спит, жизнь медведя сохраняется за счет использования организмом подкожного жира ).
Незнайка: Да, медведя я пожалуй, домой брать не буду. Ему в лесу надо жить, а не со мной. Я тогда этого зверя возьму, он такой маленький, любой его обидит.
Зимой белый — летом серый, (заяц)
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет зайца )
Выставляется картинка Зайца.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, как зимует в лесу заяц.
Вопросы воспитателя: Как заяц готовится к зиме? ( Зимой у зайца меняет цвет шерсти – заяц линяет ).
Чем заяц питается? ( Зимой заяц питается веточками и корой от деревьев). Есть ли у зайца враги? ( У зайца враги есть лиса и волк. )
А как он от них спасается? ( У зайца маленькие и быстрые ноги, поэтому он быстро убегает от врагов).
А что еще спасает зайца от врагов? ( зайца от врагов спасает цвет шерсти – так как заяц белый зимой он не заметен. )
Незнайка: Ладно, я все понял и зайчика тоже оставлю в лесу, не буду брать домой. А кто же еще питается корой деревьев и ветками? Ведь посмотришь в зимнем лесу на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу до них не достать?
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет лося )
Выставляется картинка лося
Вопросы воспитателя : Где живет зимой лось? (Зимой лось живет в лесу ) А где спит лось? ( Зимой лось спит на снегу )
Какой у лося враг? ( У лося есть враг и это волк ).
Как лось спасается от него? ( У лося длинные ноги, поэтому лось быстро бегает )
А чем еще лось защищается? ( Лось защищается большими рогами )
Незнайка:
Вы с ним даже не встречались.
Вы его бы испугались. Кто это? (волк )
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет волка )
Выставляется картинка волка
Незнайка рассказывает про волка.
Незнайка: Нет, я лучше не буду брать волка домой, пусть он работает Санитаром леса.
Незнайка: Ой, какие вы молодцы. Ну да вы были правы, дикие животные должны жить в лесу, а не дома.
Воспитатель: спрашивает у детей, понравилась вам прогулка по зимнему лесу? ( Да ) ( Воспитатель у каждого ребенка спрашивает что ему понравилось в нашей прогулке )
Воспитатель: Вот мне больше всего понравилась красивые деревья в снегу.
Воспитатель: Незнайка, спасибо тебе за интересную прогулку по лесу.
Воспитатель: Ребята, ну нам с вами пора возвращаться из зимнего леса в группу. Мы закрываем глаза и я вам говорю волшебные слова. : « Раз, два, три в нашу группу попади! »
Незнайка: Прогулка мне наша понравилась, ну мне пока уходить. До новых встреч ребята.
Воспитатель: И вам гости дорогие спасибо за внимание и мы вам говорим до свидания.
Источник