Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме «Лес-многоэтажный дом. Растения леса.»
-Сегодня на уроке нас ждут открытия, какими они будут, зависит от каждого из вас. Вы готовы? Тогда в путь. Я приглашаю вас на прогулку.
— Где мы побывали? Почему вы так решили?
-Лес-это дом для растений, зверей и птиц.
Рисунок леса и многоэтажного дома.
— Посмотрите на рисунки. Чем похожи лес и дом?
— А почему этот дом многоэтажный?
— Как вы думаете, какой будет вопрос урока?
-Какие этажи есть в лесу? (Какие растения на них растут? И какую они приносят пользу?)
-Давайте назовем тему урока.
Лес-многоэтажный дом. Растения леса.
-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Начните свой ответ со слов: Сегодня мне хотелось бы…узнать, научиться, повторить)
— Каждый из вас тоже живет в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи.
-На сколько этажей вы бы разделили лес?
-А какими группами растений вы бы заселили лес?
5.Изучение нового материала .
Сейчас мы поработаем в группах . Давайте повторим правила работы в группе.
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай ярус»
Этажи в лесу называются ярусами .
-Давайте выясним, что же образует ярусы леса и по каким признакам это происходит.
Возьмите конверт №1. Соедините группу растений с основным признаком, отличием от других. . Выберите правильные названия растений.
1-3.Выбери, что относится к деревьям (кустарникам, травам).
4-6. Выбери названия деревьев. Соедини с растениями.
Один ствол и крепкие ветки
Мягкий травянистый стебель
Проверка работы группы. По 1 представителю.
-Какой ярус будет самый высокий? Второй? Третий?
-Какая часть растения вам помогла понять, на какие ярусы резделен лес?
-Мы создали с вами лесной многоэтажный дом.
-Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы леса.
-Как вы думаете, от чего зависит такое расположение растений в лесу? (борьба за свет и тепло) Вешаю крышу с солнцем
-Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев.
-Мы узнали с вами, какие этажи есть в лесу?
-А растут ли этажами корни деревьев под землёй?
На полянке зайки танцевали
-Как вы думаете, какая польза лесу от ярусного расположения растений?
-Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.
-Чтобы лучше узнать о растениях леса, давайте выдадим паспорт дереву, кустарнику и траве.
Возьмите конверт №2. Создайте паспорт растения. Это книжечка с фото и описанием растения каждого яруса леса.
Береза – это символ России. Народ с любовью называет ее берёзонькой. Много песен сложено о ней. Живет береза долго. Весной на березе появляются сережки, из которых к концу лета созревают семена. Березовый лес очень красив.
Дуб-дерево долгожитель. Может прожить до тысячи лет. Высокое листопадное дерево. Ценится своей целебной корой и древесиной. Плоды дуба-жёлуди являются кормом для многих обитателей леса.
Малина-лесной кустарник с сочными ароматными ягодами. Может давать плоды два раза в год –летом и осенью. Любят малину все лесные жители. Ягоды и листья малины помогают при простуде.
Этот куст радует своей красотой. Весной на нем появляются яркие цветы, а в конце лета – красные ягоды. Ягоды сохраняются всю осень, а зимой служат кормом для птиц. Люди собирают к зиме ягоды шиповника, сушат. Напиток из сухих ягод очень полезен.
Это красивое растение с ароматными белыми цветами и широкими листьями. Осенью на нем появляются красные ягоды, но они ядовиты. Упадут ягоды на землю, попадут в почву семена. Весной появится новое растение ландыша – ведь оно еще и лекарственное.
Ромашку знают все. Её жёлтую головку с белыми лепестками видно издалека. Она цветёт с мая по сентябрь, радуя нас красотой и ароматом. Это лекарственное растение. Чай из ромашки помогает от многих болезней.
-Итак, ребята, мы узнали с вами о представителях каждого яруса леса?
-Лес-это настоящая кладовая витаминов. Каждое растение имеет целебные свойства. Давайте из растения каждого яруса составим лекарственный сбор.
Угадайте, какие растения нам понадобятся.
Узнайте растение по иллюстрации.
-Приготовление сбора.(Вызываю 3 детей). Завариваем чай.
Правила поведения в лесу.
– He подходите близко к гнездам птиц.
– Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.
– Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.
Не разоряйте птичьи гнезда.
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
– Не ловите диких животных и не уноси их домой.
-Какие открытия вы для себя сделали?
-Из каких растений он состоит?
-Составьте дома паспорт растения леса на выбор.
-Сделайте аппликацию леса из трех ярусов.
Источник
Презентация «Ярусы леса»
- Мы познакомимся с …
- Мы узнаем …
- Мы вспомним …
- Мы будем уметь …
- Мы сможем поразмышлять …
Какие растения мы называем лекарственными?
Лекарственные растения – это растения, которые содержат в себе целебные травы.
Прочитайте стихотворение
Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Путника друг, подорожник,
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Листья берёзы убивают болезнетворные бактерии.
Сок укрепляет организм.
Цветки липы понижают жар, помогают при простуде.
Древесный уголь липы помогает при отравлениях.
Листья крапивы понижают жар,
Снимают воспаления, помогают при кашле, болезнях почек, останавливают кровотечение.
Сбор зверобоя применяют при лечении кашля и простуды, при лечении нервных
Викторина «Лесная аптека»
Какое лесное растение облегчит боль?
2.Не шмель, не пчела, а жалит.
Семерых врачей заменяет
До чего же злючий норов,
3.Это растение знаменито не цветами,
То твердыми, холодными,
Мать и мачеха Лечит кашель
Береза Помогает при порезах
Брусника Лечит отравления
Крапива Помогают при кашле
Подорожник Помогают при болезнях сердца
Зверобой Головные боли
Источник
Конспект урока ознакомления с окружающим миром на тему: «Ярусы леса». 2-й класс
Оборудование: листы гербария растений леса, корзинка для сбора ягод и грибов, карточки на столах учащихся, сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
I. Актуализация имеющихся у детей знаний о природе
В начале урока дети сидят за партами, которые расставлены так, чтобы центр класса был свободен.
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне, выслушав отрывок из стихотворения Н. Рубцова
У сгнившей лесной избушки
Меж белых столов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес
И лодка, шурша осокой,
Плывет по каналу в … (лес.)
– Но отправляться в лес можно лишь заручившись знаниями. Почему?
На партах у детей лежат заранее отпечатанные тренинги.
Шаг №1. Самостоятельно. Найди среди перечисленных понятий природные сообщества.
Луг, поле, трава, болото, дерево, лес, водоем, кустарник, сад, мхи, лишайники.
Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Найдите среди перечисленных понятий природные сообщества.
Луг, поле, трава, болото, дерево, лес, водоем, кустарник, сад, мхи, лишайники.
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета.
Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
Экспертная оценка: Луг, поле, болото, лес, водоем, сад.
– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?
Сегодняшний урок поможет вам закрепить имеющиеся у вас знания и во время проведения следующего тренинга чувствовать себя более уверено.
Что такое природное сообщество? Прочитайте оставшиеся слова. Как их назвать одним словом? (Растения)
Теперь можно отправляться в лес.
II. Изучение нового материала в процессе систематизации и интеграции субъективного опыта учащихся
– Какие леса можно встретить в Вологодской области? Какие еще бывают леса?
1. Работа в тетрадях и на доске
– Напиши названия лесов в нужный столбик.
Учитель читает описание леса, а дети записывают его название в нужный столбик.
Лес, где растут ели? (Ельник)
Лес, где растут сосны? (Сосновый бор)
Лес, где растут березы? (Березняк)
Какие еще бывают леса? (Ольшаник, дубрава)
Дети выходят в центр класса и встают в круг. Учитель встает вместе с детьми. “Зачем человек ходит в лес? О чем должен помнить человек в лесу?”.
Дети передают корзинку по кругу и высказываются, мысленно складывая в корзинку вновь полученные знания. Учитель высказывается последним, подводя итог всему, что сказали дети.
Ученики садятся за парты
Шаг №1. Самостоятельно. Выбери правила поведения в лесу, приемлемые для вас.
- Пучеглазую лягушку, скользкого ужа нужно как можно скорее прогнать с дороги. А лучше бы их совсем не было.
- В лесу можно кричать, бросаться листьями, рвать цветы и плести венки, сколько захочешь, ведь в лесу их много.
- Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
- Звери всякие нужны, звери всякие важны.
- Деревья не ломайте, траву не топчите!
Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению.
- Пучеглазую лягушку, скользкого ужа нужно как можно скорее прогнать с дороги. А лучше бы их совсем не было.
- В лесу можно кричать, бросаться листьями, рвать цветы и плести венки, сколько захочешь, ведь в лесу их много.
- Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
- Звери всякие нужны, звери всякие важны.
- Деревья не ломайте, траву не топчите!
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета.
Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
- Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
- Звери всякие нужны, звери всякие важны.
- Деревья не ломайте, траву не топчите!
– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?
Если у вас не все получилось, не расстраивайтесь, в следующий раз все обязательно получится.
Какими глазами смотрят на нас горящие деревья? Посмотрите так друг на друга. Что вы увидели в этих глазах?
Закройте глаза, вспомните лес, где вы недавно были походите мысленно по нему, какие деревья там растут? Что растет у самой земли? Что растет чуть повыше?
Рассказы детей и попутная работа в тетради и на доске. На доску прикрепляются иллюстрации растений, которые растут в лесу, так, чтобы стали видны ярусы леса. Ученики в тетрадях выполняют соответствующие зарисовки.
- 3-ий ярус – деревья
- 2-ой ярус – кустарники, полукустарники
- 1-ый ярус – мхи, травы, лишайники.
Шаг №1. Самостоятельно рассмотрите листы гербария и определите, в каком ярусе находится ваше растение. (У детей на партах лежат различные гербарные экземпляры растений.)
Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Рассмотрите листы гербария и определите, в каком ярусе находится ваше растение?
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета.
Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
– Составляем свой лес на доске. (Прикрепляют листы гербария в нужный ярус).
– Как растения приспособились жить все вместе?
– Одинаковое ли количество света получают растения?
Растут в тени
теневыносливые
Приведите свои примеры. (Составляют схему на доске).
Ученики называют различные породы деревьев, растения, которые можно встретить в лесу и записывают их названия в нужный столбик.
III. Закрепление изученного материала
– Осень – пора сбора ягод и грибов. Давайте назовем правила их сбора.
Ученики выходят в центр класса и встают в круг.
Передают корзинку и называют правила сбора ягод и грибов, складывая мысленно их в корзинку. Учитель высказывается последним, подводя итог всему, что сказали дети.
IV. Проверка изученного
- В лесу можно заметить … ярусов.
- Самые верхние ярусы образуют ….
- Ниже расположены ….
- Еще ниже ….
- Можно выделить 2 группы растений по отношению к свету: … и …
V. Рефлексия
– К какому дереву в лесу вы бы подошли? О чем бы спросили его? Приготовьте к следующему уроку рассказ о съедобных дикорастущих растениях леса.
Источник