Морфологический разбор причастия: Умерших, сгнивших, прорезавшие, растекающихся.
Надо предложение записывать с этими словами, так как вне предложения не определить их падеж.
Вот, например, одно подходящее:
Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью УМЕРШИХ растений, каких-то разлагающихся трав, СГНИВШИХ, РАСТЕКАЮЩИХСЯ грибов.
Умерших (растений) – особая форма глагола, причастие.
I Обозначает признак предмета по его действию: каких растений? умерших.
Н. ф. – умерший.
II Морфологические признаки: постоянные – действительное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные – во множественном числе, родительном падеже.
III (Каких растений? ) умерших – прорезавшие (подчеркните волнистой линией, так как это определение)
Сгнивших (грибов) – особая форма глагола, причастие.
I Обозначает признак предмета по его действию: каких грибов? сгнивших.
Н. ф. – сгнивший.
II Морфологические признаки: постоянные – действительное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные – во множественном числе, родительном падеже.
III (Каких грибов? ) сгнивших (подчеркните волнистой линией, так как это определение)
Растекающихся (грибов) – особая форма глагола, причастие.
I Обозначает признак предмета по его действию: каких грибов? растекающихся.
Н. ф. – растекающийся.
II Морфологические признаки: постоянные – действительное, настоящего времени, несовершенного вида, возвратное; непостоянные – во множественном числе, родительном падеже.
III (Каких грибов? ) растекающихся (подчеркните волнистой линией, так как это определение)
А вот слова ПРОРЕЗАВШИЕ в тексте Ю. Нагибина нет.
Прорезавшие (в скобках надо записать определяемое существительное, так как непостоянные
признаки определяем по нему) – особая форма глагола, причастие.
I Обозначает признак предмета по его действию: какие (сущ. ) ? прорезавшие.
Н. ф. – прорезавший.
II Морфологические признаки: постоянные – действительное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные – во множественном числе, именительном или винительном падеже (смотрите своё предложение)
III (Какие (сущ. ) ? ) прорезавшие (когда? ) – прорезавшие (подчеркните волнистой линией, так как это определение)
Зато есть у Нагибина такое предложение:
Зелёным было и болото, широкой полосой ПРОРЕЗАВШЕЕ лес.
Прорезавшее (болото) – особая форма глагола, причастие.
I Обозначает признак предмета по его действию: какое болото? прорезавшее.
Н. ф. – прорезавший.
II Морфологические признаки: постоянные – действительное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные – в единственном числе, среднем роде, именительном падеже.
III (Какое болото? ) широкой полосой прорезавшее лес (подчеркните волнистой линией весь причастный оборот, так как это определение)
СЛОВА ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ДАЮТСЯ ТОЛЬКО В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ!
Источник
Контрольная по русскому в 11 классе
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) врУчишь
2) крАны
3) довЕрху
4) налИла
2. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретенные в раннем детстве.
2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
4) Девушка прислушалась к мудрому и ПРАКТИЧЕСКОМУ совету своей подруги.
3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?
1) надомник, приусадебный, пресмешной
2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный
3) по-братски, подводник, переувлажнить
4) подснежник, разбежаться, приморский
4. Найдите словосочетание со связью согласование.
1) отсутствовать по болезни
2) поездка в город
3) радостно улыбаясь
4) наш преподаватель
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) вести себя бе…церемонно, подчиняться бе…ропотно, живет бе…заботно, абсолютно бе…вредный
2) пр…мирить спорящих, пр…обрести знания, пр…остановить движение, пр…встать со стула
3) пред…юльская жара, без…нтересное сообщение, сверх…зысканные манеры, об…грать соперника
4) с…экономить средства, сделать ин…екцию, старинная п…еса, проводить кинос…емки
6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Н?
1) жже…ый для переработки уголь, мороже…ая рыба, толче…ый мел, вяза…ый свитер
2) кваше…ая капуста, моще…ая дорога, жже…ая пробка, длительно копче…ый окорок
3) пече…ая в золе картошка, скоше…ая трава, вычище…ые ботинки, ране…ый в ногу
4) нетопле…ая печь, ветре…ые люди, холе…ые руки, краше…ые перила
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?
1) мел…т кофейные зерна, мол…т о прощении, стел…тся по земле, наде…тся на лучшее
2) вывеш…нный приказ, законч…нная дискуссия, выпущ…нный бюллетень, откач…нная вода
3) погаш…нный свет, подстрел…нная птица, замеш…нное тесто, стриж…нные под машинку волосы
4) быть на открыти… выставки, забыть о времен…, остановиться на распуть…, встретиться в планетари…
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?
Н(1) на чем отдохнуть глазу! Н(2) один н(3) колыхнется на березе лист. Н(4) раз от скуки он свои мечты мне поверял. Сколько веревку н(5) вить, а концу быть.
1) 1, 3, 4
2) 2, 5
3) 1, 2, 3
4) 1, 3, 4, 5
9. В каком ряду НЕ пишется раздельно во всех примерах?
1) (не)за что спрятаться, (не)достроенный домик на берегу озера, (не)подготовленный доклад
2) (не)чувствуя усталости, (не)сданная своевременно работа, (не)обдуманное тобой решение
3) нисколько (не)оправданный поступок, отнюдь (не)законченная работа, (не)обычный случай
4) (не)замеченные корректором опечатки, (не)подготовлен к экзамену, (не)взлюбить детей
10. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
Отдышавшись (1) немного (2) олень поднялся на ноги (3) и (4) шатаясь (5) пошел в сторону (6) но увидел ручей (7) и (8) не обращая на нас внимания (9) стал жадно пить воду.
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный день, когда каждый лист ее (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Летучие мыши низко и косо чертят черными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.
2) Лес, влажный от стаявшего инея, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел рябиновыми гроздьями и кис прелью умерших растений.
3) К нашему большому удивлению, прилетевшие этой весной грачи, губители старых высоких деревьев, не заняли свои обычные летние квартиры в березовой роще, у реки, а обосновались в небольшом молодом лесочке, выросшем рядом с деревенькой.
4) Вероятно мой милый друг, вы так сосредоточенно думаете о прелестных вещицах, увиденных вами в витрине маленького антикварного магазинчика на Старой площади, возле кирпичного здания ратуши, построенной в нашем уютном городке лет сто назад.
13. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.
2) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, – честность в отношениях с людьми.
3) На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.
4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и обычаях русских крестьян.
Прочитайте текст и выполните задания 15 – 23
(1) Природа и человек, человек и природа – эта вечная тема искусства владеет Виктором Астафьевым чуть ли не с самых первых шагов его творческой жизни (а в человеческом, гражданском плане, очевидно, и того раньше). (2) Самые любимые его герои, начиная с бабушки природы, Катерины Петровны («Последний поклон»), несут в себе трепетное ощущение живого мира, и она в свою очередь как бы отражается в людях своею свежестью, чистотою, первозданностью.
(3)Природа в произведениях В. Астафьева оживает как мера гармонии. (4) Он удивительно тонко чувствует ее, видит во всех подробностях. (5) Впрочем, зависимость тут скорее обратная: наблюдая жизнь природы в самых разнообразных проявлениях, писатель ощущает разумность ее бытия и все больше проникается этим ощущением. (6) Вот почему однажды он убежденно и страстно воскликнет: «Зла не должно быть в таком прекрасном, в таком тихом мире!»
(7) Заметим попутно, что в борьбу со злом, нарушающим гармонию природы, он яростно вступит позднее, в «Царь-рыбе».
(8) Виктора Астафьева отличает умение щедро вводить пейзаж в повествование.
(9) Сибирская природа в описаниях В. Астафьева становится действующим, активным компонентом художественного целого, она на редкость многолика, многокрасочна и многозвучна, она не тормозит, а, наоборот, движет повествование, сообщает ему особую эмоциональность.
15. Какое утверждение точно передает основную мысль текста?
1) Природа и человек – основная тема творчества В. Астафьева.
2) Природа в произведениях В. Астафьева оживает как мера гармонии, писатель ощущает разумность бытия природы, он убежден, что в мире природы нет зла.
3) Виктора Астафьева отличает умение щедро вводить пейзаж в повествование.
4) Сибирская природа – активный компонент произведений В. Астафьева.
16. Определите стиль речи и тип текста.
1) Публицистический стиль, рассуждение.
2) Художественный стиль, рассуждение.
3) Публицистический стиль, описание.
4) Разговорный стиль, рассуждение.
17. Определите, какое языковое средство выразительности не использовано в предложениях № 8 – 9.
1) синтаксический параллелизм
2) метафора
3) антитеза
4) однородные члeны.
Задания с ответом в краткой форме
18. Среди предложений 3 – 7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью двух личных местоимений.
19. Укажите способ образования слова первозданность (предложение 2).
20. Среди предложений 3 – 7 найдите односоставное определенно – личное предложение, укажите его номер.
21. Среди предложений 3 – 9 найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.
22. Среди предложений 4 – 8 найдите сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным. Напишите его номер.
23. Из предложений 1 – 2 выпишите возвратное местоимение.
Источник