Лес_тянулся_несколько_километров

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Цель: обобщить знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Задачи формирования умений:

  1. Находить придаточные определительные в составе сложноподчинённых предложений.
  2. Производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно.
  3. Правильно употреблять в речи данные предложения.
  4. Правильно расставлять знаки препинания.
  5. Составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

1. Этап «включения» в урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Все в сборе? Все 28. Можно начинать урок. Готовы?

Ребята, а может, в поход пойдём? Рюкзаки на месте. Согласны? Закройте глаза и представьте себе, что мы подъезжаем к деревне Трегубово. Птички щебечут, земляникой, клубникой пахнет, цветов видимо-невидимо. Да и территория кажется вполне обжитой и безопасной.

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь. Местные жители – вполне дружелюбные. Итак, мы с вами сегодня в походе, но, конечно же, не в настоящем, а в походе за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас вместе всё получится.

Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Начнём урок с лингвистической разминки. (В походе без продуктов очень тяжело.)

На доске записываем предложение, объясняем орфограммы и знаки препинания.

Перед походом я проверил содержимое своего рюкзака, в котором лежали, на мой взгляд, необходимые предметы: банка тушёнки, банка сгущённого молока, варенье из крыжовника, копчёная колбаса, зубная щётка, плюшевый зайчонок, свинцовое грузило для рыбной ловли, разные крючочки и бечёвочки.

Дайте характеристику данному предложению.

3. Актуалризация уже имеющихся знаний.

Давайте вспомним, какие ещё виды сложных предложений вы знаете? (Поможет вам таблица. На экране, на листочках)

Составьте монологический рассказ о сложных предложениях.

схема1

4. Различение предложений на слух.

Закрепим наши знания, выполнив графический диктант. (У доски и в тетрадях)

  1. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. [ ○ и ○ ].
  2. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нём. [1- =], и [2 = ].
  3. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. [1 = ], и [2 = — ].
  4. Осень, и листья опадают с деревьев. [1 — ], и [2 — = ].
  5. Перед нами поляна, где совсем недавно мы останавливались на привал. [1 — ], (2 где — = ).

5. Привал, где мы набираемся знаний.

  1. Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.
  2. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.
Читайте также:  Болезни_лекарственных_растений_вызываемых_фитопатогенными_бактериями_грибами_вирусами

– Объясним знаки препинания.

– Определим часть речи слова «которая».

Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает действие, а причастный оборот подчёркивает признак предмета.

6. Вспомним, что мы знаем о придаточных определительных. (Работа с таблицей).

– На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (Какой?)

– Можно ли начать предложение с придаточного определительного? (Нет)

– Назовите средства связи придаточного определительного с главной частью. (Союзные слова: который, что, куда, где и др.)

– К чему относятся придаточные определительные? (К члену главного предложения, который выражен существительным или словом, употреблённым в значении существительного.)

7. Закрепление изученного материала.

Найти СПП с придаточными определительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи. Объяснить знаки препинания.

  1. Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
  2. Реки широко разлились и всё никак не хотели входить в берега.
  3. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
  4. Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце. (В этом предложении найдите известные вам изобразительно-выразительные средства языка).
  5. В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами. (1 и 5 предложения – СПП с придаточными определительными)

8. Тренировочные упражнения.

В данные предложения вставить слово «который» в нужной форме.

  1. И стебелёк травы достоин того великого мира,… он растёт.
  2. Кругом в лесу и на поле стояла тишина,… нарушает только однообразное жужжание комаров.
  3. Огромная туча,… медленно надвигалась и покрывала небо, не могла заставить нас отказаться от похода.

Сыграем в «прятки». Найдём пропажу.

Попробуем соединить половинки сложных предложений.

а) Скучен день до вечера, а) надо прилежно учиться.

б) У человека должны быть б) коли делать нечего.

в) Чтобы получить хорошую профессию, в) так человек для работы.

г) Как птица создана для полёта, г) к которым он обращается неоднократно.

Указать СПП с придаточным определительным.

10. Отдохнули и опять за работу. А она не совсем простая.

Заменить предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.

  1. Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
  2. И деревья, шумевшие у нас над головами, и прекрасный вид на реку, открывавшийся сверху, – всё это радовало нас.
  3. Лодка, приближавшаяся к берегу, вызвала наш восторг.

11. Задание наоборот.

Заменить придаточную часть СПП причастным оборотом.

  1. Луга, которые сохранили ещё чудесный аромат, расстилались кругом.
  2. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, дивный аромат.
  3. Ветер, который налетел внезапно, повалил старую ель.

12. «Умный редактор».

Вылечим заболевшие предложения (в походе такое встречается).

  1. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу реки и занимавшей почти всю поляну.
  2. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
  3. Деревня, в которой мы расположились на отдых, находилась на берегу реки, которая раньше славилась обилием рыбы.
Читайте также:  Лакреевский_лес_аттракционы_до_скольки_работает

13. Отдохните. «Расшифруй».

ЯО О Ю Люблю место, где родился.

Я очень хочу, чтобы и вы любили место, где родились и выросли, наш родной Зарайский край.

14. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру о Зарайске. Используйте в работе СПП с придаточными определительными.

Примечание: к разработке урока прилагается презентация. (Приложение 1)

Карточка для работы учеников (Приложение 2)

Источник

Нужна помощь с русским языком!

Укажите, простое или сложное предложение. Расставьте знаки
препинания. Определите вид
односоставного предложения. Укажите, чем выражено сказуемое.
1. Нет дождя и все сохнет.
2. Уже давно рассвело и лампу потушили.
3. Конец мая и в поле все еще прохладно.
4. Наступил август и по ночам стало холодно.
5.Теплое утро и чуть-чуть моросит.
6. Тихо и синева висит между деревьями.
7. Мне и трудно и грустно порою и пути нелегки.
8. Березка невзрачного роста и нет даже тени над ней.
9. Я родился в Ялте и об этом говорится даже в паспорте моем.
10. Не скрипят в сенях ступени и в саду темно.
11. Потеплело и от зари до зари не смолкают певчие птицы.
12. Посидите на берегу с удочкой и вы почувствуете прилив сна.
13.Осень илистья опадают с деревьев.
14. Вошли в лес и перед вами вдруг открылась река.
15. Лес тянулся на несколько километров и можно было заблудиться в
нем.

1. Нет дождя, и все сохнет=. сложное
2. Уже давно рассвело, и лампу потушили=.сложное
3. Конец мая, и в поле все еще прохладно. =сложное
4. Наступил август, и по ночам стало холодно. сложное
5.Теплое утро, и чуть-чуть моросит. =сложное
6. Тихо, и синева висит между деревьями=.сложное
7. Мне и трудно, и грустно порою, и пути нелегки. =сложное
8. Березка невзрачного роста, и нет даже тени над ней=сложное
9. Я родился в Ялте, и об этом говорится даже в паспорте моем=.сложное
10. Не скрипят в сенях ступени, и в саду темно. =сложное
11. Потеплело, и от зари до зари не смолкают певчие птиц=.сложное
12. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сна=.сложное
13..Осень, и листья опадают с деревьев. =сложное
14. Вошли в лес, и перед вами вдруг открылась река. =сложное
15. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в
нем. =сложное

Читайте также:  Ооо_вятка_евро_лес

Источник

Ребят, помогите пожалуйста.
Расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор каждого предложения. Определите вид односоставных предложений.

2.[Потеплело(=)], и [от зари до зари не смолкают(=) певчие птицы( __ )].

1-предложение односоставное, безличное

3.[Весна(__)], и [уже тепло(тепло-сис =)].

Оба- односоставные. 1- е — назывное, 2-е — безличное 4.[Уже смеркалось(=)], и [в комнате стало темно(стало темно = сис)]. Оба предложения односоставные, безличные

5.[Посидете(=) на берегу с удочкой], и [вы( __ ) почувствуете(=) прилив сна].

1-е — односоставное, определённо-личное

6.[Осень(__)], и [листья(__) опадают(=) с деревьев].

1-е односоставное, назывное

7.[Вошли(=) в лес], и [перед вами вдруг открылась(=) река( __ )].

1-е — односоставное, определённо-личное

8.[В саду было тихо(было тихо — сис =)], и [лишь откуда-то издалека доносился (=) шум( __ ) колёс].

1-е — односоставное, безличное

9.[Лес( __ ) тянулся(=) на несколько километров], и [можно было заблудиться(сис =) в нём].

2-е — односоставное, безличное

Ответ

1 карточка:
1. Грам. основа: расследовали, тип неопределенно-личное;
2. Грам. основа: весна берет;
3. Грам. основа: тепло, тип безличное;
4. Грам. основа: прыгну, пробегу, тип определенно-личное;
5. Грам. основа: повеяло, тип безличное;
6. Грам. основа: прибавилось, тип неопределенно-личное;
7. Грам. основа: отрежут, тип неопределенно-личное;
8. Грам. основа: шепот, тип назывное, Грам. основа: дыханье, тип назывное, Грам. основа: трели, тип назывное;
9. Грам. основа: утро ясное, морозное;
10. Грам. основа: снег замел;
11. Грам. основа: отремонтировали, тип безличное;
12. Грам. основа: не бери, тип определенно-личное;
13. Грам. основа: протягивают, тип неопределенно-личное;
14. Грам. основа: ночь, тип назывное;
15. Грам. основа: тает мгла.
2 карточка:
1. Не скрипят в сенях ступени, и в саду темно. Грам. основа: не скрипят ступени, темно(безличное).
2. Потеплело(безличное), и от зари до моря не смолкают певчие птицы. Грам. основа: не смолкают птицы, потеплело.
3. Весна(назывное), и уже тепло. Грам. основа: тепло(безличное)., весна.
4. Уже смеркалось(безличное), и в комнате стало темно(безличное). Грам. основа: смеркалось, стало темно.
5. Посидите на берегу с удочкой(определенно-личное), и вы почувствуете прилив сна. Грам. основа: посидите, вы почувствуете.
6. Осень(безличное), и листья опадают с деревьев. Грам. основа: осень, листья опадают.
7. Вошли в лес(определенно-личное), и перед нами вдруг открылась река. Грам. основа: вошли, открылась река.
8. В саду было тихо(безличное), и лишь откуда-то издалека доносился шум колес. Грам. основа: было тихо, доносился шум.
9. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем(безличное). Грам. основа: лес тянулся, можно было заблудиться.

Источник

Оцените статью