«Лес» в Ярославском Волковском: дебри души человеческой
Предложить избалованному ярославскому зрителю классический материал в достаточно традиционной постановке — это риск, достойный уважения. Постановку обсуждают журналист ИА REGNUM Вера Куликова и блоггер Ira Freeway.
Вера Куликова: Что ж, старая школа — это-таки мастерство. Можно по-разному относиться к стилю постановки, к трактовке и т.д. и т.п. В конце концов, у нас и с Малого театра народ уходил. Ибо — право на восприятие никто не отменял. Но здесь есть хитрость. «Лес» Островского на Волковской сцене — прекрасный пример синкретичности традиционного подхода с поиском новых путей развития темы. Постановка совершенно лишена морализаторства и фатализма, резких контрастов и темных тонов. Это спектакль не о хороших и плохих людях, а о бремени страстей человеческих.
Ira Freeway: Спектакль строится на конфликте и взаимном дополнении драматического и комического. И не только потому, что пара Несчастливцев-Счастливцев (в исполнении Майзингера и Даушева) держит на себе всё действие.
Вера Куликова: В моем случае — Майзингер-Круглов. Впрочем, почти все герои выстроены по параллелям — согласно амплуа и видению режиссера. При этом суть происходящего, как правило, раскрывается именно в комических элементах. Например, сцена соединения Раисы и Буланова или момент принятия им решения по поводу того, какую женщину выбирать: «А сколько там?» — спрашивает он тоненьким голоском про шкатулку с деньгами.
Ira Freeway: В целом же серьёзные и комические элементы переплетены так, что усиливают друг друга. Вот в спектакле Малого театра «Горе от ума», который был на Волковском фестивале в этом году, драма просто «съела», вытеснила комедию. Здесь же всё сделано очень точно и гармонично: например, когда финальный мощнейший монолог Владимира Майзингера (Несчастливцев) завершается комедией — это не снижает важность сказанного — наоборот, подчёркивает и подтверждает его слова.
Вера Куликова: Интересна и трактовка образов. На мой взгляд, у Кузина нет отталкивающих героев — они все по-своему симпатичны. Поэтому в спектакле не акцентируется конфликт власти и морали, человека и общества. Здесь на первый план выходят вопросы личной свободы и удовлетворенности желаний. И все герои в итоге получают то, чего хотят. Потому что частичка человеческого остается в каждом — Восмибратов разрешает сыну взять в жены бесприданницу Аксюшу и ругает с каждым разом все меньше, Гурмыжская таки отдает тысячу рублей племяннику, не противится свадьбе Аксюши. А что ей денег пожалела — так ведь планов-то сколько с новым юным любовником! Не до того ей сейчас — и это тоже очень по-человечески. Ну, а Несчастливцев — человек, не привязанный к материальному, потому и счастлив он свободой духа.
Ira Freeway: Вот не могу согласиться. Гурмыжская отдаёт тысячу, которую была должна, под дулом пистолета. Нет, она в принципе не делает ничего ужасного — но раздражает её лицемерие: сначала «все мои деньги принадлежат бедным», а как доходит до дела — всё наоборот. Это, конечно, текст Островского, а не Кузина, но не кажутся мне симпатичными в этом спектакле ни Гурмыжская, ни её свита.
Вера Куликова: Пистолет в этот момент уже убран, а шкатулка с деньгами ей возвращена. Иначе и на долю Аксюши тоже что-нибудь перепало бы.
Ira Freeway: Формально — да, но мы же понимаем, что это условно, и на самом деле вся сцена происходит под давлением. И Гурмыжская поэтому готова дать больше — сам Несчастливцев отказывается от «милостыни». Вообще я не вижу ничего плохого в том, что есть откровенно отрицательные персонажи — это же Лес со своими хищниками и падальщиками. Весьма необычно и сценическое решение: окружённый стеклянным забором «лес» с домиком на дереве кажется несколько аляповатым, но неплохо отражает сущность местной жизни — сочетание «диких лесных» повадок с тем, что жизнь в таких местах проходит «на виду», и секреты хранятся недолго.
Вера Куликова: А как же поговорка «Глухо, как в лесу»? Ведь за внешне благополучной жизнью усадьбы Гурмыжской никто не видит того, что происходит на самом деле. Не знают люди реального отношения к Аксюше. Никто не в курсе ее отношений с Петей.
Ira Freeway: Дело не в том, что люди не знают, а скорее в том, что не хотят знать. В конце «реальное отношение к Аксюше» очевидно — Гурмыжская публично отказывается помочь ей. Однако к ней продолжают относиться как раньше — как к «благодетельнице» — никому из этой среды не нужно, не выгодно её разоблачать, они просто закрывают глаза на произошедшее.
Вера Куликова: А что им волноваться-то? Все ж устроилось, и Аксюша при любимом муже. При этом все всё прекрасно понимают, отсюда и вполне здравые ремарки по поводу происходящего от соседей. Да и сама Гурмыжская скандала опасается. Но — здесь соглашусь — кому интересно скандалить? Переворачивать устоявшееся болото — не дай бог что еще всплывет. Потому лес — это не только топография, это состояние души человека, заплутавшей в зарослях страстей, в дремучих, глубоко укоренившихся принципах, способных разрушить чье-то будущее. Но в целом сценография очень красноречива. Голубятня, где встречаются Петя и Аксюша, становится «островком» детских порывов и надежд. На нее забираются только чистые душой — сначала влюбленная парочка, потом Несчастливцев и Счастливцев. Огромные стволы спиленных деревьев выглядят устрашающе — как фатум и безжалостные социальные устои. И как празднично и прекрасно выглядит в финале стол, изысканно задрапированный в белоснежную скатерть — это ведь свадебный стол! Неспроста Гурмыжская и Буланов — оба в белом. И, конечно же, маленькая шалость от театра: занавес Волковского «в миниатюре», опускающийся на Несчастливцева и Счастливцева на голубятне. И закрытие основного занавеса сцены становится элементом спектакля, венчающим действие. Условность в условности.
Ira Freeway: Я сомневаюсь, что праздничный стол и белые одежды — это такой уж позитивный знак. Скорее это декорации той «комедии», про которую Несчастливцев говорит: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы».
Вера Куликова: Конечно, Лес — не хит вроде «Золотого теленка», но это крепкая, добротная постановка. Спектакль, который приятно увидеть в субботний вечер. И он, несомненно, найдет своего зрителя.
Ira Freeway: Мне кажется, «Золотой телёнок» стал хитом за счёт умелого использования ностальгии — по советским временам вообще, и в частности по Ильфу и Петрову как символу «доброго светлого ушедшего». У «Леса» нет такой удобной готовой площадки в сознании зрителя, ему приходится пробиваться самому, и он вполне успешно делает ставку на игру двух противоположных сил. Пусть даже они весьма условно и шуточно противостоят друг другу, но они архетипичны — Несчастливцев и Счастливцев, Ангел и Чертёнок. Они появляются до объявления названия спектакля, и в конце как бы «растворяются» в его ткани, словно духи иного мира (может быть, современного), зашедшие на пару дней в этот Лес, чтобы изменить то, что могут, и подчеркнуть неизменность того, что поменять не смогли.
Источник
Лес комедия театр волкова
Спектакль «Лес»
Лес
Сочетание фамилий Островского и Кузина для ярославцев – отличная рекомендация и предвестье удачной премьеры. Несколько лет назад Александр Сергеевич Кузин поставил в Волковском театре очень востребованную комедию «Таланты и поклонники», а его спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» 1998 года стал легендой. Кузин умеет преподнести классику так, что обаяние и дух первоисточника, тексты, персонажи, ситуации раскрываются в совершенно актуальном ключе – безо всяких «переодеваний» в современное. После «Талантов и поклонников» на волковской сцене Александр Кузин вновь берется за Островского: здесь есть сочно написанные роли, позволяющие задействовать ярких характерных актеров волковской труппы – Татьяну Малькову, для которой роль Гурмыжской станет бенефисной, Валерия Соколова, Ирину Сидорову, Олега Новикова, Анатолия Пешкова, приглашенного на роль Восмибратова Сергея Куценко. Есть любовные интриги как в драматическом ключе (несчастная любовь бесприданницы Аксюши и купеческого сына), так и в комическом (сватанье молодого прощелыги к зрелой помещице). Есть среди персонажей и свой брат артист: трагик Несчастливцев (Владимир Майзингер, Николай Шрайбер) и комик Счастливцев (Виталий Даушев, Юрий Круглов).
Татьяна Малькова, Дарья Таран, Владимир Майзингер, Николай Шрайбер, Виталий Даушев, Юрий Круглов, Олег Новиков, Сергей Куценко, Максим Подзин, Александр Кудряшов, Сергей Карпов, Михаил Емельянов, Семен Иванов, Анатолий Пешков, Валерий Соколов, Ирина Сидорова, Валерий Смирнов
Источник
Лес комедия театр волкова
Премьера — 29 октября 2016 г.
В усадьбе Пеньки две женщины ждут свою судьбу: истомившаяся барынька Раиса Гурмыжская (в этой роли — неповторимая Татьяна Малькова) и ее юная воспитанница, бесприданница Аксюша (Алена Тертова). Богачка Гурмыжская в раздумьях: она ищет наследника немалого своего состояния — племянника, о котором ни слуху, ни духу — и подыскивает жениха Аксюше. Вокруг вертится молодой, шустрый фертик Буланов (Иван Щукин), но знающие люди подсказывают ему, что с очаровательной бесприданницы лучше переключиться на саму хозяйку поместья. Буланов рьяно берется за дело, тем более, что зрелая вдовушка уже и сама готова к смелым шагам. Да и состояние вот-вот может уплыть к таинственному наследнику.
Режиссер Александр Кузин уже в третий раз ставит на волковской сцене Островского. В пьесе есть сочно написанные роли, позволяющие задействовать ярких характерных актеров волковской труппы — Татьяну Малькову, для которой роль Гурмыжской стала бенефисной, Валерия Соколова, Ирину Сидорову, Олега Новикова, Анатолия Пешкова, Сергея Куценко приглашенного на роль Восмибратова. Есть любовные интриги — как в драматическом ключе (несчастная любовь бесприданницы Аксюши и купеческого сына), так и в комическом (сватанье молодого прощелыги к зрелой помещице).
Есть среди персонажей и свой брат артист: трагик Несчастливцев (Виталий Даушев) и комик Счастливцев (Юрий Круглов). Пусть шляпы у них складные, пистолеты сломанные, а ордена бутафорские, но благородство — настоящее. И самое настоящее презрение к дремучему, хищному миру уездных «волков» и «порождений крокодила». Сердца актерского не хватает на этих людишек смотреть. Остается лишь ударить по мерзавцам монологом из Шиллера, облагодетельствовать бесприданницу — да и уйти с узелком на плече на дорогу, что ведет не то из Керчи в Вологду, не то из Вологды в Керчь.
ПРЕССА
Array ( [ID] => 91 [TIMESTAMP_X] => 2021-02-11 10:48:19 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Текст пьесы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_TEXT [DEFAULT_VALUE] => Array ( [TEXT] => [TYPE] => HTML ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => Y [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [VALUE] => Array ( [0] => Array ( [TEXT] => https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D1%81/ [TYPE] => HTML ) ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => Читать пьесу А.Н. Островского "ЛЕС" ) [~VALUE] => Array ( [0] => Array ( [TEXT] => https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D1%81/ [TYPE] => HTML ) ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => Читать пьесу А.Н. Островского "ЛЕС" ) )
Источник